Культурологическая концепция Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Культурологические взгляды Ницше основываются на ярко выраженной антихристианской направленности, имморализме, нигилизме. Культура отрицается им как абсурдное измышление, как средство подавления и порабощения человека, по природе своей "антикультурного". В его представлении воля выступает основой жизни и раскрывает себя в образно- чувственном восприятии действительности. Однако духовная эволюция человека пошла по пути развития не чувств, а интеллекта. Интеллект гасит в человеке волю к жизни и ведет к деградации личности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

Большое место в тексте работы уделяется характеристике философом ряда обнадеживающих моментов в рамках современной культуры, которые, на его взгляд, свидетельствуют о ростках пробуждающегося нового трагического миропонимания. Речь идет прежде всего о том, что современный человек уже начинает осознавать границы теоретического познания

Ницше убежден в том, что недалек тот час, когда наука попытается из "этого широкого пустынного моря знания пробиться к берегу". Более того, он пророчески предрекает те времена, когда европейское человечество в полной мере ощутит и пожнет плоды своего оптимизма.

Ницше предрекает движение европейской культуры к ее гибели, которая станет результатом ее прекрасных речей о достоинстве человека и труда и обещаний земного счастья для всех. Формулируемый им в связи с этим вывод звучит поистине ужасающе; он говорит, что сократическая "культура в своем триумфальном шествии одаряет только ничтожное меньшинство; для развития ее необходимо, чтобы массы оставались рабами". При этом он ссылается на греков, которые не стыдились считать труд унизительным, полагая невозможным, чтобы занятый добыванием хлеба стал когда-нибудь артистом.

Отсюда и следующий вывод "Рождения музыки из духа трагедии": рабство необходимо для развития современной культуры. Однако сократическая культура, по мысли Ницше, отрицает в своем оптимистическом взгляде необходимость такого сословия: "нет ничего страшнее варварского сословия рабов, научившегося смотреть на свое будущее существование как на некоторую несправедливость и принимающего меры к тому, чтобы отомстить не только за себя, но и за все предшествовавшие поколения".

3.2. «Возвращение  трагедии» как преодоление кризиса  современной культуры

Ницше счел возможным выявить и обнадеживающие ростки пробуждающегося уже в условиях современной ему культуры нового трагического миропонимания. Прежде всего он обращается к немецкой философии, показывая, что наиболее "великие, широко одаренные натуры сумели ... уяснить и представить нам границы и условность познавания и тем решительно отвергнуть притязание науки на универсальное значение и универсальные цели..." Ницше говорит о гениальных победах Канта и Шопенгауэра над "скрыто лежащим в существе логики" современной культуры "оптимизмом", верившим в "познаваемость и разрешимость всех мировых загадок". Этим прозрением, как считает Ницше, и было положено начало трагической культуры, не опирающейся более целиком и полностью только на науку. Современная сократическая культура уже потрясена, говорит он; она уже догадывается в страхе о тех последствиях, к которым ведет, она потеряла наивное доверие в свои основы, она надломлена и уже не верит ни во что. Другого рода предзнаменование постепенного пробуждения дионисийского, трагедийного духа, становится, по Ницше, немецкая музыка,

"...могучий солнечный  бег от Баха к Бетховену  и от Бетховена к Вагнеру". "...Среди всей нашей культуры именно она есть тот единственный непорочный, чистый и очистительный дух огня, из которого и в котором, как в учении великого Гераклита Эфесского, движутся все вещи, пробегая двойной круговой путь..."

Ницше возвещает о возрождении трагедии, полагая, что именно в момент,когда мы подвержены опасности, нужно хорошо знать, откуда она может явиться и куда она стремится. Его призыв уверовать в возрождение трагедии равносилен призыву к возрождению жизни - дионисийской, роскошной и радостной. Время сократического человека миновало, констатирует он:"имейте только мужество стать теперь трагическими людьми!"

В трех завершающих главах "Рождения трагедии" Ницше предлагает своеобразный тест для проверки на сократичность, в котором роль основного критерия выполняет способность человека понимать миф. Ницше противопоставляет его в качестве так называемой новой истины традиционным истинам науки, считая, что хотя он и является заблуждением, это очень важное и значимое заблуждение, которое позволяет человеку выработать необходимую ему стратегию жизненного выживания. Современный человек, полагает он, потерял и трагедию и миф, что по сути одно и то же, отсюда необходимость возрождения немецкого мифа, который придаст здоровую, первобытную силу человечеству.

Ницше говорит о необходимости возрождения дионисийского начала и соединения его с аполлоническим для преодоления александрийской культуры, ведущей к гибели.

Заканчивается текст «Рождения трагедии» словами вымышленного грека, вызывающего дух бога Аполлона, и призывающего его преодолеть своей просветляющей силой дионисическое подполье мира, вернув тем самым гармонию двух начал - так, как это было у греков: "Последуй за мной к трагедии и принеси со мной вместе жертву в храме обоих божеств". Ницше утверждает противоположность по сути и, одновременно с этим, равнозначность по важности аполлонического и дионисийского начал. Кризис современной культуры, названной Ницше александрийской и заключающейся в оптимистической вере в познаваемость и логичность мира, состоит в подавлении дионисийского начала, которое не исчезает бесследно, а копится под гнетом разумного и упорядоченного. Философ также отмечает, что проявление дионисийского в современном человеке гораздо страшнее и болезненнее, чем у грека.

    Философ предчувствует «возрождение трагедии»,то есть возвращение дионисийского начало, которое свергнет сократическую культуру и позволит вернуться к культурной модели, которую Ницше считал идеальной -греческой.

В ней аполлоническое и дионисийское начало взаимодействуют на равных основаниях, что дает жизнь и искусству (в частности, рассмотренной философом трагедии), и культуре в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение следует отметить, что книга Ф. Ницше "Рождение трагедии из духа музыки" относится к первому периоду его творчества, который следует охарактеризовать как переходный от филологии к философии. В ней, в русле построения филолого-эстетической теории,32 он уже начал реализовывать, философский, по сути, замысел создания: "нового подхода к культуре" (1871). Подобный "подход", согласно Ницше был невозможен без выявления "основы миросозерцания", которая определяла как конкретный и индивидуализированный (например, Сократ) человеческий тип, так и культуру, им производимую, и он же, в частности, воплотился в обосновании "трагического" мировоззрения.

Кроме того, боги-символы Аполлон и Дионис стали воплощением неких онтологических первопринципов, необходимых как для понимания древнегреческой и немецкой культур, так и переосмысления отдельного человека в ней. В частности, П. Слотердайк отмечает, что в "Рождении трагедии" Ницше не стал развивать "греческо-веймарский культ индивида" и сама античность уже не выступала в качестве "зеркала для гуманистических самостилизаций, гарантом разумной умеренности и образцово-буржуазной безмятежности. Одним ударом было покончено с автономностью классического субъекта". Истина блеснула Ницше как "интуиция пра-боли".

Сама проблематика философского осмысления мировоззрения как некоего предельного и обобщающего основания, в частности, и для филологии была намечена уже в речи "Гомер и классическая филология" (28 мая 1869 г.), что позволяет датировать начало первого периода 1869 годом. Здесь же следует отметить, что, характеризуя философию позднего Ницше как обмельчание и завершение новоевропейской метафизики, базировавшейся на представлении, М. Хайдеггер обнаруживает её фундаментальную предпосылку, связанную с мировоззрением: ""Антропология" как метафизика есть переход метафизики в её последнюю форму: "мировоззрение"". Однако, для Ницше уже в ранний период творчества метафизика, а, возможно, и антропология, основывались на антропоморфизме. Другое следствие новоевропейской философской позиции заключалось в "гуманизме", который, согласно Хайдеггеру, "в более узком историческом смысле есть…этико-эстетическая антропология". Гуманизм подвергался критике Ницше как результат дуалистического, субъект-объектного противопоставления природы и человека, звериного и гуманного начал, в то время как индивидуум есть нечто целостное.

Говоря об "эпохальности" книги "Рождение трагедии" следует отметить то, что её исследовали: К. Лёвит, Ж. Делёз, П. де Ман, П. Слотердайк и другие. Кроме того, изучение Аполлона и Диониса как символов западноевропейской культуры, оказало влияние на столь различных авторов как Т. Манн и К.Г. Юнг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. А. Кутлунин, М. Малышев - Эстетизм как способ понимания жизни в  философии Ницше, жур. "Философские науки" N 9 -- 1990 г.
  2. Белый А. Ф. Ницше Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  3. Выжлецов П.Г. Предпосылки анализа книги "Рождение трагедии" Ф. Ницше.
  4. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск. 1992.
  5. Гуревич П. С. Культурология. М.: Гардарики,2001
  6. Культура: Теории и проблемы. Учебное пособие /Т.Ф. Кузнецова и др. М.,  1995.
  7. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991
  8. Ницше Ф. Генеалогия морали //  Ницше Ф.Соч.: В 2 т.,М.,1990
  9. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки в пер. Г. А. Рачинского; "Мысль", Москва 1990
  10. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.
  11. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2002
  12. Шмаков В. Основы пневматологии. Теоретическая механика становления духа. Киев, 1994

 

 


 



Информация о работе Культурологическая концепция Фридриха Ницше