Культура Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы с позиций современности, изучить советскую культуру в условиях военного времени, проанализировать те виды культурной деятельности, которые именно в экстремальных условиях военного времени были наиболее востребованы и эффективны как фактор воздействия на сознание людей и их моральное состояние, в частности, печать, радио, кино, музыка, песня, театр.

Содержание

Введение 3
1. Состояние культуры в годы войны 5
2. Печать и изобразительное искусство
как средства агитации и пропаганды 8
3. Радио и кино 14
4. Театральная и музыкальная культура 18
5. Литература в годы Великой Отечественной войны 24
6. Русская эмиграция в годы Великой Отечественной войны 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

КР Культура ВОВ.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

В газетах впервые  появились «Народ бессмертен» В.С.Гроссмана, «Фронт» А. Е.Корнейчука, «Василий Теркин»  А.Т.Твардовского, «Весна на юге» Б.Л.Горбатова  и другие произведения. Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: «Морская душа» Л.С.Соболева, «Март – апрель» В М.Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н.Толстого.

По-новому стали работать библиотеки. Перед ними стояла задача не только сохранить книжные богатства, но и всемерно использовать их на службу Родине, фронту. Невзирая на все тяготы военного положения, библиотека Академии наук СССР продолжала обслуживать читателей, поставлять литературу в соединения и части действующей армии, книги о А.В.Суворове, М.И.Кутузове, о боевом прошлом русского народа. Были организованы библиотеки-передвижки. Государственная Публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина во время блокады всегда была открыта, несмотря на отсутствие света и тепла. За время войны в библиотеке умерло 138 сотрудников, большинство - зимой 1941/42.

Наряду с  непосредственным обслуживанием читателей  коллективы библиотек проводили большое количество общественно-политических мероприятий. С этой целью устраивались книжные выставки, читательские конференции, встречи с популярными писателями. Например, в январе 1942 года работники краснодарской библиотеки им. Пушкина организовали выставку, посвященную войне, оформили витрину с вырезками из газет и сообщений Совинформбюро19.

Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского, простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями, например, «Землянка» А.А.Суркова.

В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва  создавалась военная лирика М.Исаковского, С.Щипачева, А.Ахматовой, А.Суркова, Н.Тихонова, Б.Пастернака, М.Светлова, К.Симонова. Образы защитников Ленинграда создали О.Берггольц в «Ленинградской поэме» и В.Инбер в поэме «Пулковский меридиан». Огромной популярностью пользовались поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин», поэма М.И.Алигер «Зоя».

В годы войны, угрожавшие самому существованию государства  и народа, у многих поэтов рождалось неотступное стремление вглядеться в вечный и прекрасный лик Родины. Симоновский широко известный и любимый в те годы мотив трех березок, от которых берет свое начало великое понятие «Родина», звучал в той или иной форме у всех художников страны.

Омытые слезами  стихотворные реквиемы Анны Ахматова, посвященные Ленинграду, были одним  из выражений всенародного сострадания, шедшего к ленинградцам через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных лет; ее философические раздумья о многослойной культурной тверди, покоящейся под ногами воюющего народа, объективно выражали общую уверенность в неуничтожимости и неистребимости жизни, культуры, национальности, на которые столь самонадеянно замахнулись новоявленные западные гунны.

Ольга Берггольц  вспоминает об Ахматовой самого начала ленинградской осады: «На линованном листе бумаги, вырванном из конторской книги, написанное под диктовку Анны Андреевны Ахматовой, а затем исправленное ее рукой выступление по радио - на город и на эфир - в тяжелейшие дни штурма Ленинграда и наступления на Москву. Как я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного Дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного Дома, под кленом, воспетым ею в «Поэме без героя». В то же время она писала стихи, пламенные, лаконичные по-ахматовски четверостишия:

Вражье знамя 

Растает, как  дым,

Правда за нами,

И мы победим!»

Более тысячи писателей  и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Муса Джалиль, П.П.Вершигора, А.Гайдар, А.Сурков, Е.Петров, А.Бек, К.Симонов, М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов.

В годы войны  Кубань привлекла внимание многих известных писателей. Участниками боев и летописцами героизма советских людей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на Кубани были К.Симонов, П.Павленко, Л.Соболев, Б.Горбатов, А.Софронов, А.Первенцев, И.Сельвинский, В.Закруткин.

Петр Карпович Игнатов во время Великой Отечественной  войны Игнатов становится командиром партизанского отряда, действовавшего на Кубани. Вместе с ним ушли в  партизанский отряд его жена Елена  Ивановна и сыновья. После освобождения Кубани от немцев в 1943 году, Петр Карпович начал пробовать свои силы в литературе. Так были созданы первые книги «Братья-герои» и «Записки партизана», увидевшие свет в 1944 году. П.К. Игнатов написал более полутора десятка книг, среди них: «Жизнь простого человека», «Подполье Краснодара», «Голубые солдаты» и другие. Петр Карпович Игнатов стал членом Союза писателей СССР, активно занимался общественной деятельностью, общался с молодежью. П.К. Игнатов был большим другом Краснодарской краевой детской библиотеки.

С началом Великой  Отечественной войны Иван Федорович. Варавва – боец истребительного батальона Двадцатилетним сержантом в мае победного 1945 года молодой поэт Варавва оставил свой первый автограф на стене рейхстага в Берлине. В военные годы и в мирные армейские дни его стихотворные произведения публикуются на страницах армейской печати, начиная с 1942 года. Первые стихи И.Варавва опубликовал в 1942 г. Восемнадцатилетний автоматчик писал о том, чем была полна его душа, о боях, товарищах, о вере в победу. С 1943 года его стихи стали регулярно появляться в армейской печати. Лирический герой Ивана Вараввы – это его сверстник, из тех, кого «пыльная дорожка» позвала на поля сражений.

Стучали колеса, тревожно скрипели вагоны.

Весна возвращалась в родные казачьи края.

Дрожала планета. На крыше теплушки зелёной

Промчалась  по свету солдатская юность моя.

Острым взглядом поэта и воина Иван Варавва  видел войну во всех её проявлениях. Вот, отражая танковую атаку, «на  дно солдаты оседали, зажав гранаты  в рукаве… кто с жёлтым пятнышком  медали, кто с медной пулей в голове». А вот короткое сказание о парнишке, который наверняка стал бы замечательным художником. Но не пришлось. Схватился паренёк с вражьим танком…»все пять гранат в него врубил, а сам упал на подорожник. Он честно Родину любил…Он был талантливый художник»20.

Первенцев, Аркадий  Алексеевич, троюродный брат Владимира  Маяковского, был культработником в станице Новорождественской, корреспондентом в газетах «Пролетарский путь» и «Ленинский путь» в Тихорецке. В годы Великой Отечественной войны работал специальным корреспондентом «Известий», сотрудничал также в «Красной звезде» и «Красном флоте». Политработник РККФ, капитан 1-го ранга. 2 июля 1942 года вместе с Евгением Петровым, погибшим в этой аварии попал в авиакатастрофу, чудом выжил. В годы войны им написаны романы «Испытание» (1942), «Огненная земля» (1945), пьеса «Крылатое племя» (1941), рассказы, в том числе «Девушка с Тамани», «Валька с торпедной «девятки».

В годы военных  испытаний 1215 писателей – почти  половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства. С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.

Смертью храбрых  пали поэты – сибиряки Евгений Березнецкий, Борис Богатков, Константин Брянский, Георгий Доронин, Георгий Суворов, Владимир Чугунов. Они ушли на фронт молодыми, не успев издать ни одной книжки. Воевал в партизанском отряде и пал в бою автор многих детских повестей и рассказов Аркадий Гайдар. Один из создателей романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» писатель Евгений Петров работал военным корреспондентом в осажденном Севастополе и погиб в авиакатастрофе. Муса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии – казнен в тюрьме Маобит, но остались 115 стихотворений, написанных в заточении.

«Фашизм и человек, – писал Гроссман, – не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестает существовать человек, остаются лишь внутренне преобразованные, человекообразные существа».

Сегодняшнего  читателя в произведениях о войне  не может не заинтересовать вопрос, как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание. Ответ на этот вопрос давали и дают произведения, написанные в тяжкие годы Великой Отечественной войны.

 

6. Русская эмиграция в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой  Отечественной войны особенно проявилась разница в художественном уровне, социальными концепциями, и нравственными позициями эмигрантской литературы. Раскол в рядах эмигрантов, наметившийся к назревавшему мировому конфликту уже к середине 30-х годов, обусловил в ходе войны поддержку той или другой из его сторон. Генератором идей советского оборончества были издававшиеся в Париже сборники статей «Проблемы». За оборону СССР выступали многие русские газеты, издававшиеся в США «Новоселье», «Русский голос», «Новая заря», «Русское дело, «Русское обозрение». Важным пунктом в развитии идеологии оборонцев-антикоммунистов стал вышедший в Америке «Новый журнал», в число постоянных авторов которого входили А. Ф. Керенский и другие. Авторы статей желали победы России независимо от того, кто руководит армией и страной. В грозный и трагический час начала войны они почувствовали без колебаний, почувствовали инстинктом, совестью, всем существом добрый человеческий мир, который во что бы то ни стало надо отстоять21.

Понятие нравственного  сопрягалось с отношением к России, борющейся за свободу против фашистского  нашествия. Так, Н.А.Бердяев писал: «Вторжение немцев в русскую землю  потрясло глубины моего существа. Моя Россия подверглась опасности, она могла быть  расчленена и порабощена… Я все время верил в непобедимость России. Естественно, присущий мне патриотизм достиг предельного напряжения. Я чувствовал себя слитым с успехами Красной Армии. Я делил людей на желающих победы России и желающих победы Германии. Со второй категорией людей я не соглашался встречаться, я считал их изменниками. В русской среде, в Париже, были элементы германофильские, которые ждали от Гитлера освобождения России от большевиков. Это вызывало во мне глубокое чувство отвращения»22. Именно на этой почве Бердяев порвал всякие отношения с Д.Мережковским и З.Гиппиус. Как известно в политической ненависти к коммунизму Мережковский последовательно ставил на всех диктаторов: Пилсудского, Муссолини, Гитлера. Когда фашистская Германия напала на СССР, Мережковский выступил по радио, где сравнивал Гитлера с Жанной д'Арк.

Надо отметить, что некоторая часть эмиграции  разделяла ту точку зрения, что СССР - не Россия, а русская территория, завоеванная нерусским Интернационалом. А потому все средства борьбы против СССР хороши. На этой почве возникает движение русского фашизма - с тремя центрами: в Европе, Америке и Китае. Была создана Всероссийская фашистская партия, идейными вождями которой были Константин Родзаевский в Харбине и Анастасий Вонсяцкий в США.

В своей безграничной ненависти к советской России А. Вонсятский приходил к таким выводам: «А ведь Сталин - самый лучший фашист из всех. Сколько коммунистов убил - даже больше, чем я». К. Родзаевский создет учебник «Азбука фашизма», и публикует брошюру с выразительным названием «Что делать?».

Даже поэзию русской эмиграции охватили фашистские идеи. Талантливый Арсений Несмелов (Харин), создавший пронзительные, чистые стихи о Родине, писал в те годы:

Солнцем свастики над нами

Вольно светит синева.

Скоро нас колоколами

Встретит русская  Москва!

Самая популярная поэтесса русского Китая и фашистской молодежи Марианна Колосова в стихотворении «Русский фашист» исследовала корни этого явления:

Пристальнее в  душу посмотрите-ка:

Отдает свою по капле кровь...

Самая мудрейшая  политика -

Искренняя к  Родине любовь!

С этими стихами  на боевики генерала Косьмина пробивались  через советскую границу.

В целом русские  фашисты, к счастью, не обладали таким  влиянием на ума сердца миллионов, как  их немецкие «побратимы». Большинство  русских увидели в фашизме  врага России, с которым необходимо бороться.

Наши соотечественники на деле доказали, что они любят Россию. Мать Мария (Е.Ю. Кузьмина-Караваева), Ариадна Скрябина (дочь великого русского композитора), 22-летний К. Радищев (потомок А.Н. Радищева) приняли мученическую смерть.

- Я русская  и не хочу изменить своей  родине! - крикнула гестаповцам участница  французского Сопротивления Вера Оболенская. 4 августа 1944 года в берлинской тюрьме Моабит фашисты отрубили ей голову.

Говоря о  поведении советских солдат на фронте, Милюков писал о чудесах проявляемой ими храбрости. Упорство советского солдата, по его словам, коренилось не только в том, что он идет на смерть с голой грудью, но и в том, что он равен своему противнику в техническом знании и вооружении, ее менее его развит профессионально. Конечно, в них (русских солдатах), продолжал Милюков, ссылаясь опять на впечатления очевидцев, есть много поначалу для нас непонятного, и нужно сказать, что условия русской жизни мы не знали совсем23. Статья Милюкова — известного политического деятеля и кадетского лидера — произвела определенное впечатление на умы эмигрантской массы. Но и независимо от этой статьи коренной перелом в ходе войны вызвал усиление антифашистских настроений в рядах эмиграции, активизацию ее участия в движении Сопротивления.

Информация о работе Культура Великой Отечественной войны