Культура и символ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Среди авторов культурологических теорий есть немало людей занимавшихся изучением символики в культуре, вот наиболее яркие представители:
Фердинанд де Сосюр, его основная работа - «Курс общей лингвистики»
Клод Леви-Стросс, его работа по теме – «Структурная антропология»
Эрнст Кассирер, с работой «Философия символических форм»
Л. Уайт о культурологии как науке. Жизнь и творчество. Наука о культуре: обоснование культурологии. Символизация как особенность человеческой деятельности, его работы - «Наука о культуре», «Эволюция культуры» , «Понятие культуры».
Также есть и другие авторы культурологических теорий, в той или иной мере занимавшиеся изучением символики в культуре:
М. Фуко.; З. Лангер; Ч. Моррис; Ю. Лотман.

Содержание

Кто из авторов культурологических теорий занимался вопросом изучения символики в культуре?
Перечислите. (Возможно использование материалов учебного пособия.)…………………………………………………………………3 стр.

Вопрос 2
Каковы основные положения теории К.Г.Юнга в его работе Архетип и символ?.........................................................................................................3 стр.

Вопрос 3
Каково значение «материи символов» в концепции Л.Уайта?..............6 стр.

Вопрос 4.
Как отвечает на вопрос о соотношении символа и культуры структурная антропология (на примере концепции К.Леви-Стросса)…………….…8 стр.

Вопрос 5.
Кто из иных авторов, помимо указанных в вопросах, рассуждал по вопросам соотношения символа и культуры? Укажите основные положения. (Прим. Вопрос предполагает работу с несколькими авторами, указанными по списку литературы)……………………………….……10 стр.


Список используемой литературы и источников……………………...12 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

культурология контрольная.docx

— 40.64 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4.

Как отвечает на вопрос о соотношении  символа и культуры структурная  антропология (на примере концепции  К. Леви-Стросса)

 

        Структуральная антропология как методологическое направление в изучении социокультурных явлений так называемых "примитивных", то есть традиционных, обществ опирается на следующие принципы, в совокупности составляющие метод: 1) явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве своих внутренних и внешних связей; 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между его уровнями истолковываются в семиотическом ключе; 3) исследование явления производится непременно с учетом его вариативности — в рамках конкретной культуры или более широкой области, где происходила его трансформация. Конечный результат исследования — моделирование "структуры", то есть предполагаемого алгоритма, который определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления (инвариантные связи элементов и отношений между ними), так и виртуальным переходам от одного варианта к другому.  

           В символах и знаках проявляется как внешнее «я» человека, так и внутреннее «я», бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума и, следовательно, к структуре Вселенной. Единство человека и Вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре.

           Не суть важно, рассуждает Леви-Стросс, создан ли миф каким-либо индивидуальным субъектом или заимствован из коллективной традиции (оба вида мифов, кстати, подвержены взаимодействию и взаимообогащению). “…Структура же остается неизменной, и именно благодаря ей миф выполняет свою символическую функцию”. Существенно, согласно Леви-Строссу, что структуры едины для всех “языков”, т.е. безразличны к материалу. Дело обстоит здесь примерно так же, как в случае мифов и сказок. Чтобы напечатать даже известные мифы, сказания, сказки разных народов, потребовалось бы много томов. “Но их можно свести к небольшому числу простейших типов, если за разнообразием действующих лиц разглядеть некоторые простейшие функции”. В “Структурной антропологии”, четырех томах “Мифологического”, в других работах Леви-Стросс весьма скрупулезно воспроизводит глубинные структуры мифов, их кодирования, “располагая” коды на географической, космологической, социологической, техноэкономической “плоскостях”. Отличительные особенности мифологической логики, по Леви-Строссу: логика обобщений, классификаций, анализа природных и социальных явлений, что делает ее внутренне родственной науке; вместе с тем она конкретна и образна, является логикой ощущений; мифологическое мышление широко пользуется метафорами, символами и превращает их в способы постижения мира и человека; логика мифа, как и логика самих социальных отношений, построена на бинарных (двойных) оппозициях (высокий – низкий, день – ночь, правый – левый, мир – война, муж – жена, небо – земля и т.д.). Поскольку через более конкретный структурный анализ внутренней логики мифов, моделирование структур родства первобытнообщинных народов Леви-Стросс пролагал дорогу обобщенной философии и методологии структурного анализа, в дальнейшем его последователи считали возможным и необходимым применить идеи структурализма к другим областям гуманитарного знания.

 

 

 

Вопрос 5.

Кто из иных авторов, помимо указанных в  вопросах, рассуждал по вопросам соотношения  символа и культуры?  Укажите основные положения. (Прим. Вопрос предполагает работу с несколькими авторами, указанными по списку литературы)

Так же вопросы  символики и культуры затрагивали:

     Фердина́нд де Соссю́р, основоположник современной лингвистики. Соссюр ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями (фр. parole), и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку (фр. langue). Он доказывал, что лингвистика должна сосредоточиться на последней и описывать структуру этой системы путем определения ее элементов в терминах их взаимоотношений. В предшествующий период лингвистика уделяла основное внимание исторической эволюции элементов языка; Соссюр же настаивал на том, что синхронная, или синхроническая лингвистика – изучение языковой системы безотносительно ко времени – должна получить приоритет перед диахронической, или исторической лингвистикой. Исследуя язык как систему знаков, структурная лингвистика выявляет противопоставления, создающие значения, и правила комбинирования, управляющие построением языковых последовательностей.

             М.Фуко возражал против применения  к нему ярлыка структуралиста, но его работам по истории  систем мысли были присущи  многие черты структуралистского  подхода. Его работа Слова и вещи (Les mots et les choses, 1966; рус. пер. 1977) анализирует системы мысли трех различных исторических периодов и глубинные правила, определявшие научные дисциплины каждого из этих периодов.

          Имя Ж.Лакана часто ассоциируется со структурализмом из-за его явных заимствований идей Соссюра и Якобсона и тезиса о том, что бессознательное структурировано наподобие языка. Ж.Пиаже определяет устройство познавательной системы на различных этапах развития ребенка. Тем самым он вносит вклад в описание глубинных систем, посредством которых мы структурируем мир, как приобретаемых в ходе обучения или культурно обусловленных.

         По Эрнсту Кассиреру, материал для построения «опыта» («многообразие») создаётся самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями (как у Канта) и превращаются в понятия. Вместо кантовских двух миров, по Кассиреру, существует единый мир — «мир культуры». Идеи разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, то есть созидающими мир принципами. Кассирер называет их «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые Кассирером «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука), рассматриваются как самостоятельные образования, не сводимые друг к другу. Философия культуры Кассирера определяет и идеалистическое понимание им человека как «животного, созидающего символы».

         Идеи Кассирера, прежде всего его учение о «символических формах», оказали определяющее влияние на исследования по истории культуры марбургской школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и источников

 

    1. Кассирер, Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. — М.—СПб.:
    2. Леви-Стросс К. Структурная антропология ( Anthropologie structurale) / Пер. с фр. В.В. Иванова. — М., 2001. — 512 с
    3. Милетинский Е.М. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифов.//Вопросы философии.№7. 1970
    4. Свасьян, К. А. Философия культуры Э.Кассирера (Истоки, своеобразие, критика) // Вопросы философии. — 1984. — № 9. — С. 95-103.
    5. Соболева, М. Е. Система и метод в философии символических форм Э. Кассирера // Вопросы философии. — 2000. — № 2. — С. 87-100.
    6. Уайт Л. Энергия в эволюции культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 464
    7. Фуко, М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. — 1993. — № 5. — С. 44—53.
    8. Юнг К. Г. «Архетип и символ». — М., 1991.
    9. http://www.bibliofond.ru
    10. http://www.geoglobus.ru
    11. http://www.cr-journal.ru

 


Информация о работе Культура и символ