Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Противостояние культуры и цивилизации по-разному обнаруживается в работах таких видных западноевропейских культурфилософов, как Г. Зиммель, О. Шпенглер, и др.
К задачам изучения данной курсовой относятся:
Рассмотрение эволюции понятия цивилизации;
Дать определение разновидностям цивилизаций, и их классификациям;
Рассмотреть противоречия современной цивилизации.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Работа Носырева.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

3.1. Необходимой методологической  предпосылкой осмысления тупика  современной цивилизации и участи  гуманистической культуры является демистификация проблемы, выход за пределы ее интерпретации в объективистском духе, в которой, казалось бы, понятно, что происходит, но феномен остается "не расколдованным" (М. Вебер) и не ясно, кто же авторы и актеры этой драмы, ее реальные субъекты. Проекция методологии социальной стратификации на наличную социокультурную ситуацию может быть лишь отчасти полезной, поскольку место и роль определенных социальных групп в известной мере влияет на их отношение к культуре, но не определяет его, и ее необходимо трансформировать с позиций социокультурной стратификации.

3.2. Глубокие изменения индустриального  общества во многом совпали  с марксистским предвидением  исчерпания творческих функций  производительного капитала, передачи  этих функций высококвалифицированным работникам и вместе с тем удержания плутократией власти и собственности, контроля за львиной долей общественного богатства. Капитал по-прежнему утилизирует творчество и его плоды, но отныне он - лишь его "захребетник".

3.3. Плутократствующие "сверхчеловеки" и "титаны" сознают, что не являются субъектами культурной деятельности, творцами подлинно нового, и вынуждены прибегать к многообразным средствам стабилизации своего статуса. Среди таких средств достойное место занимает формирование т.н. среднего класса. Он действительно является емкой базой массового потребления и "надеждой и опорой" наличного общественного устройства. Средний класс - законное и любимое чадо современной цивилизации, и, испытывая к нему неявное презрение, "титаны" тем не менее высока ценят его социальный конформизм, страх перед инновациями. Более того, его ценностным ориентация приписывается едва ли не роль культурной альтернативы в иерархии современной культуры, которая подразделяется на высшую, среднюю и низшую. Однако реальность не совпадает с социологическим различением "верхов" и "низов", между которыми покоится средний класс. Объяснение этом феномена требует социокультурного анализа фундаментальных сдвигов в положении и роли человека-массы.

3.5. Совокупное и выразительное имя таких ориентации - т.н. массовая культура, или "масскульт". Его типичные черты - стандартизация, засилье легко доступных форм, апелляция к либидным инстинктам, рыночное отношение к искусству, науке, политике, религии как к производителям потребительских стоимостей. Это насквозь коррумпированная псевдокультура ничего общего не имеет с подлинной, народной культурой, которая по определению не может быть ни средней, ни тем более низшей. Она всегда и во всех измерениях - духовная высота. Поэтому "масс культ" - это даже не декаданс культуры, а ее вырождение, тупик, а нередко - и глум над культурой.

4.1. Воссозданная панорама противоречивого  взаимодействия современной цивилизации  и культуры требует смыслового  синтеза - выявления причин этой "любви-ненависти" и альтернатив исхода из лабиринта. Исследование метаморфозы человеческой деятельности под абстрактно-гуманистическим интегралом - ключ к решению первой задачи и одновременно - постановке второй. Диагноз, поставленный классиками культурологической мысли, таков: абстрактный гуманизм, как одна из конкретно-исторических форм антропологического мировоззрения и практики, не содержит надежных табу для перерождения в антропоцентризм, абсолютизацию свободы, культ своемерия человека, подмены Богочеловека человекобогом.

4.2. Последствия такого превращения  имеют амбивалентный характер. С  одной стороны, антропоцентризм  обусловил неограниченную активность  человека, его самоутверждение во  внешнем мире, творение величественного  здания современной техногенной  цивилизации - триумфа рода Человек. Однако это пир во время чумы. Он стал возможен только ценой разрушения естественных условий существования и развития человека, деградации индивидуальности, засилья и насилия эгоцентричных групп над обществом, действующим по принципу: "После нас хоть потоп". Это господство фаустовского духа, но в образе своего мефистофелевского оборотня, или "бесовщины". Трагический парадокс в том, что именно абстрактный гуманизм, стремление освободить и осчастливить человечество, стал идейным предтечей всех форм тоталитаризма.

4.3. Определяющим фактором такой  метаморфозы является отнюдь  не ограниченное состояние производительных  сил, которым объясняли борьбу  всех против всех. В такой интерпретации  гуманизм вообще обречен, ибо  никакой прогресс общественного богатства не отменяет развития общественных потребностей, и мальтузианское колесо вновь двинется по своему адскому кругу. Главное - не в уровне благополучия общества, а в несоответствии между функцией человека как производительной силы и его призванием как социально творческой силы, разрыв между человечеством - самоцелью и человеком-средством. Конкретный человек остается заложником и жертвой абстрактного человечества.

4.4. Реальная гуманизация общества  может произойти лишь путем  кардинальной смены парадигмы гуманизма. Поиск в этом направлении получил названий контр культуры. Ее объективная предпосылка - трагедий творчества, невозможность свободной, творческой деятельности ренессансного типа в условиях засилья цивилизационных стандартов и консервативных социокультурных ориентиров. Эта трагедия обнаруживается во всех сферах культурной деятельности.

Современная формула "протестующего  мировоззрения": "Старая культура склонна предпочитать права собственности - правам личности, требования НТР - человеческим потребностям, конкуренцию - сотрудничеству, формальное общение - самовыражению. Контр культура склонна предпочитать обратное". Эта формула точна выражением простой замены знака плюс на минус характерной для инфантильной психики, фактически" контр культура - это отрицание ради отрицания, отказ-;

уход от традиционных форм путем  приобщения к "карнавалу" как групповой  ориентации на альтернативный образ  жизни, включающий и насилие над "инакомыслящими". В этом - как  несамостоятельность, несвобода ее целей, так и сомнительность арсенала средств. Неограниченная свобода, порывающая со всем ценным в культурном непреходящем наследии, не имеет созидательного характера. Это - попытка отказа от абстрактного несостоявшегося гуманизма и вместе с тем разрыв с гуманизмом как принципом. Контркультура – протест, но не творческий, потому что она не переформулирует цели и ценности культуры, а упраздняет их, и конкретный человек остается в ней средством самоутверждения новых эгоцентричных мессий. Конструктивный исход из лабиринта "любви-ненависти" цивилизации и культуры - не в ней, и индикатором этого "бунта на коленях" стала ее успешная ассимиляция наличным обществом.

5.1. Исходный пункт реальной гуманистической  альтернативы - не только констатация  вне - и антикультурного характера современной цивилизации, но и исчерпания творческого потенциала абстрактно-гуманистического принципа. Человечество объективно стоит перед фундаментальным выбором: или отказ от гуманизма вообще, как осевого способа жизнеустройства, или обновление гуманизма. Tercum поп datur - третьего не дано. Решение этой кардинальной дилеммы зависит от уникальности нашего времени, степени зрелости субъекта исхода из его противоречий, характера новых ценностей и смыслов и, наконец, тенденций их практической реализации.

5.2. Уникальность нашей эпохи  не может быть выявлена путем  простой проекции на нее даже  выверенных представлений о прежних  переходных фазах социокультурной  динамики. Современная эпоха - это  не только новая, но и беспрецедентная  глава в истории. Ее вектор пока проблематичен. Либо она будет последней главой в летописи человечества, либо драмой возрождения человека, его способности к разрешению гамлетовского вопроса "быть или не быть?" в новом качестве человеко-творчества. Будущее не предопределено, и последнее слово - за человеком.

5.3. Такой человек, способный  к обновлению гуманистического  принципа и его реализации, не  может быть и не является  анонимным или новоявленным мессией.  Он - субъект, который становится  и развивается в недрах наличного  культурно-цивилизационного комплекса, как структурно неявная, но реальная, совокупная и мощная социокультурная сила. Его приметы - неизбывная потребность в самоидентификации ("быть самим собой"), "открытие вселенной внутри себя", бытие не только в мире, но и мира в каждом из нас, и отсюда - возрождение великой максимы: "Человек человеку - цель". Такой поворот не лишен рецидивов индивидуализма, но его осевое направление - нераздельность судеб человека и человечества. "Если нет нас, нет и меня" (А. Камю). Новый человек - это не "страшно далекий от народа" интеллектуал, мнящий себя "солью земли", а творческая элита, которая рекрутируется из самых различных социальных слоев и видит смысл своей жизни в служении не абстрактным идеалам человечества, прогресса и свободы, а во имя конкретного, каждого человека. Свобода для него не самоцель, а средство преодоления антропоцентризма, разлада между человеком природой, человеком и человеком и утверждения своей творческой сущности как лада человека и природы, человека и человека. В таком контексте человек - мера вей вещей постольку, поскольку все вещи - мера человека, мера свободы каждого - свобода "своего другого" и ответственность за него.

5.4. Подлинный движитель такого  человека - его пассионарность, однако, в отличие от фаустовского союза с дьяволом, она обращена во внешний мир в той мере, в какой преобразует внутренний мир человека, совершенствует его самого.

Если обстоятельства так же творят людей, как люди творят обстоятельства, то такой баланс объективного и субъективного верен лишь, в конечном счете. На переломных этапах истории именно от опережающего развития человека, его ответственного и свободного выбора зависит практическое движение к такому обществу благодаря или вопреки обстоятельствам. Будущее - открыто, и действовать следует "здесь и сейчас"

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог в данной курсовой работе, на основе рассмотренных вопросов, можно сделать следующие выводы:

Существуют различные подходы к рассмотрению культуры и цивилизации. Переход культуры в цивилизацию связан с радикальным изменением отношения человека к природе. Все радикальные перемены в судьбе человечества связаны с новым отношением человека к природе. Эра цивилизации началась с победного вхождения машин в человеческую жизнь. Жизнь перестает быть органической, теряет связь с ритмом природы. Человек окончательно удаляется от природы в процессе технического овладения природой и организованного властвования над ее силами.

   Надо отметить, что цивилизация имеет не природную и не духовную, а машинную основу, в ней техника торжествует над духом, над организмом. Современные  культурологи склоняются к убеждению, что цивилизацию надо понимать как среднюю стадию развития человеческого опыта. Эта стадия началась, как они полагают, с возникновением сельского хозяйства, затем продолжалась в промышленной революции, после чего человечество волей-неволей начинает двигаться к постцивилизационной стадии развития, когда массовые коммуникации обеспечат глобализацию культуры.

Во многом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось.

 В самом общем  виде можно  сказать, что  при сопоставлении культуры и цивилизации первая оценивается как сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных обнаружений человеческой активности. Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия. Поэтому цивилизация поначалу воспринимается как процесс. Впоследствии «цивилизация» становилась многозначным понятием. Цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля.    

Именно поэтому, основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Одно из значений понятия «цивилизация» - это уровень, ступень общественного и культурного развития.

Таким образом, можно  сделать вывод, что вся история  понятия «цивилизация» теснейшим образом связана с историей понятия «культура». Так же, как и «культура», «цивилизация» означает небиологические формы действительности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

  1. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.,  1992 г.
  2. Гуревич П. Философия  культуры. М., 1995 г.
  3. Багдасарьян Н. Г. Культурология. М., 2004 г.
  4. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.:Политиздат, 1989. - 639 с.
  5. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5./Г2.
  6. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал,    1995. № 4, с. 122 - 127.
  7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.:Гардарика, 1998. - 446 с.
  8. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб, пособие для вузов. - М.:"ФАИР-ПРЕСС", 1998. - 576 с.



Информация о работе Культура и цивилизация