Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:12, контрольная работа
Лесные богатства обеспечивают сельское строительство и промышленное производство строительных материалов. Залежи полезных ископаемых открывают большие возможности для промышленного использования природных богатств и кустарных промыслов. Все выше отмеченное наложило свой отпечаток на быт, занятия, нравы и понятия старообрядцев Урала, определив их отличия от старообрядцев других регионов и заграничных поселений.
Цель данной работы – изучить культуру и быт старообрядцев на Урале.
Введение 3
1. Появление старообрядчества на Урале 4
2. Традиции и быт старообрядцев 9
Заключение 16
Список источников 17
У глиняных построек была вальковая, саманная, литая техника построек. Вальковая состояла в том, что хорошо размешанную глину с добавлением мякины и соломы скатывали в уплощенные валики цилиндрической формы. Из этих валиков складывали стену. При саманной технике в специальных формах подготавливали кирпич, его еще называли сырцовым кирпичом. Из этих кирпичей выкладывались стены, а щели между ними заливались жидкой глиной, смешанной с мелко изрубленной соломой. При литой технике сначала возводили каркас стены из столбов, а затем с обеих сторон столбов прибивали доски. В промежутки между досками забивали до отказа глину. По мере ее просыхания доски переносились выше.
В качестве крыши домов использовались различные виды кровли. В поселках староверов преобладала стропильная кровля. Крышу держали две пары бревен – стропил, установленных нижними концами на углах стен сруба, а верхними концами соединенные друг с другом так, что каждая пара образовывала равнобедренный треугольник. Вершины обоих треугольников соединялись поперечным брусом. На наклонные стороны треугольника набивались поперечные жерди – слеги, образуя решетку. При стропильной конструкции покрытие крыши могло быть как двух, так и четырех скатным, в зависимости от того, вертикально или наклонно по отношению к стене дома устанавливались треугольники. Покрывали постройки дранью (дранкой, дором). Дранью назывались отколотые от тесин более мелкие дощечки длиною около двух метров; крыли ими также как и тесом. Для покрытия использовали листву (лиственницу) или корье, что защищало дома от влаги. Деревянные дома часто изнутри мазались глиной.
Дома строились основательно, на века. Обстановка у разных крестьян была разная, в зависимости от материального достатка. В целом вещи крестьян можно разделить на две большие группы:
1. Предметы внутренней
2. Крестьянская утварь.
К первому относится:
1) столы, скамьи, стулья, шкафы;
2) кровати и спальные
3) предметы для освещения;
4) средства хранения вещей.
Ко второму относятся:
1) утварь и посуда для воды;
2) предметы, связанные с топкой печи;
3) посуда и утварь для выпечки и хранения хлеба;
4) посуда для молочного
5) посуда и утварь для приготовле
6) столовая посуда;
7) утварь для переработки и хранения зерна;
8) утварь для хранения запасов зерна, муки, соли;
9) утварь для сбора грибов и ягод;
10) утварь для стирки белья.
В доме у старообрядцев всегда было прибрано, каждый предмет имел своё место. Главное место в доме -красный угол. В красном углу находилась божница, куда ставились иконы.
Вопреки достаточно распространенным представлениям о консервативности старообрядчества оно не было "замкнутой" системой. Даже ограниченный приведенный материал позволяет утверждать, что древнерусские православные культурные традиции, на какие было ориентировано староверие, на практике активно взаимодействовали с народной бытовой культурой. Как не удивительно, но именно в среде староверов лучше всего сохранились некоторые дохристианские элементы культуры. Традиционализм часто способствовал не их искоренению, а консервации многих обычаев, поверий и представлений, в которых христианские элементы причудливо переплетались с языческими. С другой стороны, староверие оказалось в достаточно высокой степени способным к восприятию и "переработке" многих культурных инноваций, отвечающих духу времени.
Сколько-нибудь полная
Хорошо известно, что у старообрядцев пищевые запреты, ограничения в одежде, общении и т.п. играли знаковую роль, являясь элементами самоидентификации. Например, Ирюмский собор крестьян-беглопоповцев (часовенных) Зауралья и Сибири еще в 1723 г. ввел запреты на употребление чая и нетрадиционной одежды: "Чай християном не употреблять , ... иноземное одеяние не носить". Эти запреты повторялись, конкретизируясь, всеми местными соборами до начала XX в. Правда, тогда на одном из соборов было принято решение: "самоваров в домах християнам не иметь". Прямого запрета на чай здесь уже нет, запрещены только самовары.
По иному обстояло дело на горнозаводском Урале. Именно Урал, где поток чая из Китая (Ирбитская ярмарка) пересекся с металлом (медь) и мастерами по его обработке, стал, образно говоря, "родиной русского самовара". Один из лидеров общины все тех же беглопоповцев на Иргинском заводе С. Гордиевский в 1740 г. так отвечал на обвинения своего оппонента в том, что "чай мерзской приемлем и... пием": это "обычай... не новой, но, по объявлению стариков, древней". "Старики" также полагали, что чай вообще лучше традиционного "взвара", в состав которого входили алкогольные напитки. В заключение своей аргументации в защиту чая Гордиевский привел ссылки на отцов церкви о приемлемости всякого, освященного молитвою, творения Божьего. В конце 1760-х гг. близкий к заводским старообрядцам-приказчикам и предпринимателям руководитель скитского центра на Нижне-Тагильских заводах инок Максим следующим образом ответил на каверзные вопросы об отношении к иностранной или "нововводной" одежде и общении с иноверцами: "Мы со еретики не общаемся, ниже одежду иностранную носим, ниже кому повелеваем носити; аще кто сия творит - Богу ответ дадут". Старообрядческие монахи "иностранную" одежду, конечно же, не носили, но запретить делать это своей пастве из заводских поселков не могли и не пытались.
Н.Д.Зольникова, специально исследовавшая вопрос о "своих" и "чужих" по нормативным актам сибирских староверов, пришла к следующим выводам: хотя для старообрядчества в целом были характерны жесткая линия противостояния "чужому" как врагу и регулятивная реакция внутри сообщества "своих", направленная на защиту его культуры", однако, ни одно согласие не могло существовать совсем без изменений, без того или иного влияния действительности и компромисса с нею"5.
Многопластовая культура старообрядчества охватывает широкий круг явлений: обрядность, книжность, уклад жизни, устное творчество в духовном и светском направлении, музыкальный фольклор и система обучения членов общины, включая взаимодействие с государственной системой образования.
Все уровни этих пластов находятся в постоянном развитии и требуют их рассмотрения во взаимосвязи с развитием государства и региональной территории.
Старообрядческий быт определялся прежде всего природными условиями и традициями территории. Однако нельзя отрицать влияния на быт установок общины и канонов вероучения. Оба эти направления в самых различных сочетаниях приходили в каждую семью старообрядца и диктовали ему устройство своего жилища, порядок и способ ведения хозяйства, воспитания и обучения детей, занятие ремеслом и взаимоотношения в семье.
Как правило в повседневном бытовом ключе решались все сложнейшие вопросы взаимоотношений с соседями как одной веры, так и с иноверцами, включая представителей официальной духовной власти.
1 http://history.ntagil.ru/8_04.
2 http://virlib.eunnet.net/
3 Савицкая О.Н., Менщиков В.В.История Курганской области, т.4, с.304
4 Савицкая О.Н., Менщиков В.В.История Курганской области, т.4, с.380
5 Зольникова Н.Д. “Свои” и “чужие” по нормативным актам сибирских староверов–часовенных// Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Отечеств. история. Новосибирск, 1998. №2. С.54–59.