Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:12, контрольная работа
Лесные богатства обеспечивают сельское строительство и промышленное производство строительных материалов. Залежи полезных ископаемых открывают большие возможности для промышленного использования природных богатств и кустарных промыслов. Все выше отмеченное наложило свой отпечаток на быт, занятия, нравы и понятия старообрядцев Урала, определив их отличия от старообрядцев других регионов и заграничных поселений.
Цель данной работы – изучить культуру и быт старообрядцев на Урале.
Введение 3
1. Появление старообрядчества на Урале 4
2. Традиции и быт старообрядцев 9
Заключение 16
Список источников 17
Гуманитарный университет
Факультет социальной психологии
Специальность: Социально-культурный сервис и туризм
Курс 4 заочное отделение
Ф.И.О. студентки: Борисова А.М.
Дисциплина
КРАЕВЕДЕНИЕ
Контрольная работа
Тема : Культура и быт старообрядцев на Урале
Преподаватель:
Дата сдачи:
Результат к/р:
Дата возврата:
Екатеринбург
2010
Содержание
Раскол русской церкви в середине XVII века породил старообрядчество, довольно мощную социальную силу, оппозиционную не только официальной церкви, но и царской власти, которая поддерживала реформу патриарха Никона.
Интерес к проблеме становления и развития старообрядчества очень велик - десятки работ в дореволюционной историографии, многочисленные публикации и топографические исследования в советской, да и современной тоже. Сейчас можно сказать, что старообрядчество интересно не только как движение социального протеста, но и как сила, оказавшая большое влияние на развитие, культуры и быта народов Урала и Сибири.
Природные условия среднего и северного Урала наложили отпечаток на жизнь, быт и культуру русского старообрядчества. Холмистый и гористый рельеф предгорья и горной части Северного и Среднего Урала предопределили традиционные коммуникационные связи между старообрядческими общинами и их взаимное влияние друг на друга.
Благоприятные погодные условия для жизни, обусловленные умеренно теплым летом и умеренно холодной зимой, позволяют иметь хорошую базу для сельского хозяйства зерноводческого и животноводческого характера. Лесные богатства обеспечивают сельское строительство и промышленное производство строительных материалов. Залежи полезных ископаемых открывают большие возможности для промышленного использования природных богатств и кустарных промыслов. Все выше отмеченное наложило свой отпечаток на быт, занятия, нравы и понятия старообрядцев Урала, определив их отличия от старообрядцев других регионов и заграничных поселений.
Цель данной работы – изучить культуру и быт старообрядцев на Урале.
Существовало несколько центров, откуда пришли староверы. По мнению большинства историков1, основной поток беглых на Урал направлялся с Волги: если учесть, что в 1722 году произошел разгром одного из центров старообрядчества - нижегородских кержацких скитов (Керженец - приток Волги, отсюда и пошло слово “кержак”), то вывод о большинстве старообрядцев среди беглого населения напрашивается сам собой. Другой поток переселенцев был связан с Русским Севером, Поморьем.
Одним из опорных пунктов поморского старообрядчества на Урале следует считать Краснопольскую слободу (современное с. Краснополье Пригородного района Свердловской обл., в 45 км на юго-восток от г. Нижний Тагил). Другим значимым поморским центром на Урале было с. Таватуй (в настоящее время находится в Невьянском районе Свердловской обл., в 43 км на юг от г. Невьянск).2 Эти потоки были различны, так как были связаны с разными течениями в старообрядчестве. Разгром Керженца совпал с бурным ростом промышленности на Урале. Старообрядцы стали основной рабочей силой. Демидовы и другие заводчики воспользовались притоком беглых из центральной России, быстро находили среди них специалистов, ну, а остальных использовали на подсобных работах - это обходилось им почти даром. При этом они зачастую скрывали староверов от преследований властей.
Но все же, основной причиной роста старообрядческого населения на Урале была оторванность его от центра России, “особый быт Урала” - застойность форм хозяйства и общественных отношений создавали наиболее благоприятные условия для сохранения традиционных явлений культуры и быта.
Начало массового распространения старообрядчества среди населения Южного Урала и Зауралья можно датировать уже последней четвертью XVII века, то есть процесс укрепления старой веры шёл одновременно с активным заселением, которое продолжалось в изучаемом регионе до середины XIX века. Кроме того, казачество сыграло известную роль в распространении и укреплении старообрядчества, но это всё же нельзя считать определяющим фактором в распространении старообрядчества в регионе в силу внутренних особенностей казачества.
Зауралье, как и Сибирь в целом, было местом, где можно было скрыться от жестоких преследований со стороны правительства и церковных властей. Сюда шёл поток переселенцев. Откуда были эти люди? Опираясь на исследования Савицкой О.Н. и Менщикова В.В.3 приведём следующие данные:
Откуда пришли переселенцы и сколько в процентах | |||||
Место поселения |
Поморье |
Кунгур |
Казань |
Урал |
Туринск Тюмень |
Далматов монастырь |
49 |
34,7 |
4,1 |
6,1 |
6,1 |
Кондинский монастырь |
47,8 |
- |
13,1 |
21,7 |
- |
Рафайлов монастырь |
31,8 |
- |
13,6 |
54 |
- |
Приведённая таблица наглядно показывает, что значимую часть переселенческого потока составляли переселенцы из Поморья и Урала, причём ближайший к европейской части России Далматов монастырь имел наивысший показатель выходцев из Поморья, а наиболее удалённый Рафайлов монастырь - наивысший показатель выходцев с Урала. Это положение позднее скажется на преобладании того или иного старообрядческого течения.
Старообрядцы селились компактными поселениями, не допуская в свою среду иноверцев - «никониан». Так, известны несколько таких деревень в Каргопольском районе - это деревни Житниково и Жикино, основанные переселенцами-поморами; село Шмаково считалось центром старообрядчества в Зауралье.
Старообрядчество постепенно начинало разделяться на два течения, первое из которых - течение старообрядчества, приемлющее священство (поповцы); второе течение - не принимающее институт священства (беспоповцы). По России в целом этот процесс начался на стыке XVII - XVIII вв. и окончательно оформился в первой половине XVIII века, однако на территории Урала и Зауралья указанная тенденция разделения единого старообрядческого движения оформилась позднее - лишь во второй половине XVIII века.
XIX в. - это время, когда происходит интенсивный распад старообрядчества на многочисленные течения. В распадении на толки и согласия старообрядчество Урала и Зауралья имело свои специфические черты. Это, прежде всего, «размытость границ» старообрядческих толков, порой даже отсутствие чёткого разделения между старообрядцами-поповцами и беспоповцами. Кроме того, как отмечает Савицкая О.Н., прослеживается эволюция от поповщины к беспоповщине и далее к сектантству. Это породило крайнюю запутанность классификации старообрядчества в целом, когда одни и те же согласия относились то к поповщине, то переходили к беспоповским взглядам. Первую относительно полную классификацию старообрядчества дал В.Д. Бонч-Бруевич, но она относится уже к XX веку. Более подходящую, для нас, классификацию предложила всё та же Савицкая О.Н. Она выглядит следующим образом4:
1. Единоверие
2. Поповщинское течение старообрядчества
- к нему относится
- австрийское старообрядческое священство;
- стариковщина
3. Беспоповщинское течение старообрядчества
- поморцы;
- федосеевцы;
- филиповцы;
- странники-бегуны;
- нетовцы;
- немоляки;
- дырники;
- белорризцы;
- рябиновцы;
- аврамовщина;
- растриговщина;
- капитоновщина;
- андреевщина;
- кузьминщина;
- чувственники;
- подрешетники;
- мессалиане;
- потемковщина;
- разлыковщина;
- акулиновщина;
- осиповщина;
- нифонтовщина;
- погребатели;
- адамантовы;
- иконоборцы;
- суетные;
- сомнящиеся;
- познающие;
- никудышники;
- молокане (воскресники);
- субботники;
- духоборцы.
И это ещё не полный список согласий, которые относили к старообрядчеству, не принимающему священство. Именно беспоповское течение в старообрядчестве было наиболее радикальным. Многие из согласий всё глубже уходили в сектантство, зачастую теряя связь с христианской верой.
Горнозаводской Урал дает пример успешной адаптации староверия к социо-культурным реалиям передовой для своего времени крупной металлургической промышленности. Квалифицированные и административно-технические кадры заводов в значительной степени сформировались из старообрядцев. Они дали также немало новаторов-изобретателей. Имен можно привести десятки, но ограничимся двумя: механики Нижне-Тагильских заводов, строители паровых машин и создатели первого российского паровоза, беглопоповцы отец и сын Черепановы. Соединение традиционного бытового уклада и нового характера труда на металлургических предприятиях, крепостного права и рыночных отношений, проживание в крупных, часто с многотысячным смешанным населением заводских поселках, породили самобытное мироощущение, сам феномен художественной культуры края. Одним из проявлений этой культуры стала местная старообрядческая иконопись второй половины XVIII - начала XX вв. (Невьянская икона). От Невьянского завода - первой горной "столицы" Демидовых и духовного центра уральского старообрядчества, - она получила название "невьянская школа". Термин во многом условен, как условно, например, понятие "строгановских писем", стиль которых имел общерусское распространение. Иконописцы, писавшие в "невьянской" манере, работали во многих других заводах и городах, и не только в Невьянске.
На уральскую старообрядческую горнозаводскую иконопись в период её становления оказали влияние школа Оружейной палаты конца XVII - начала XVIII вв., живопись Поволжья (Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода и др. центров); вероятно воздействие зарубежных староверческих центров. После первой "выгонки" Ветки в 1735 г. на уральских демидовских заводах появились небольшие, но деятельные группы "поляков". Будучи ревностной хранительницей традиций Древней Руси, невьянская иконописная школа была одновременно и развивающимся творчеством, чутким к контексту Нового времени. Отсюда графичность отдельных произведений, реализм в интерьерах и пейзажных фонах: здесь не условные горки-лещадки старых русских икон, а картинно-пейзажные виды Урала. Отразившиеся в невьянской иконе черты барокко и классицизма, романтические и реалистические тенденции не превратили её, однако, в картину, не лишили сакрального смысла. Сформировавшись в лоне старообрядчества беглопоповского толка, затем получившей название часовенного согласия, мастера уральской иконописи работали для единоверческой, а порой и для официальной церкви. Произведения и стилистика невьянской школы распространялись по всей Западной Сибири, вплоть до Томской губернии. Кроме иконописи большое развитие на Урале получила культовая меднолитая пластика, благо здесь имелись и специалисты-литейщики, и сырье.
Параллельно с иконами создавалась книжная миниатюра старообрядческих рукописей. Очевидной является тесная взаимосвязь уральской старообрядческой иконописи и возникшей одновременно с ней горнозаводской художественной росписи по дереву и по металлу. "Бок о бок с иконописью - писал Д.Н.Мамин-Сибиряк, - развилась другая отрасль промышленности - расписывание сундуков, бураков (туесов), подносов и т.д.". На гостином дворе Ирбитской ярмарки в 1817 г. было 7 лавок "с сундуками, ящиками, ...лакированными подносами, портретами, картинками на железе и меди, столиками железными и медными лакированными с живописью работы Невьянского и Тагильского заводов". В первой половине XIX в. темами для сюжетной росписи по металлу у мастеров-старообрядцев служили печатные гравюры. На горных заводах получило распространение художественное шитье); особенно славились местные ризы к иконам, выполненные с использованием уральских полудрагоценных и поделочных камней. Женщины в семьях иконописцев из поколения в поколение низали бисерные ризы к иконам, исполняемым в семейной мастерской на заказ. В староверческих семьях потомственных иконописцев и мастеров росписи по металлу и дереву, таких как Худояровы - изобретатели рецепта знаменитого тагильского "хрустального" лака, зародился жанр уральской живописи на производственную тематику. В 1858 и 1861 гг. два двоюродных брата Худояровых поступили в Академию художеств, где специализировались по живописи исторической и портретной.
В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранялись исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда.
Описание жилых построек можно подразделить на три раздела:
1. Строительные материалы.
2. Элементы жилого дома.
3. Виды крестьянского жилища.
В качестве строительных материалов использовали в основном глину и древесину. Поэтому в селениях были в основном рубленые и глиняные избы.
Сруб представлял собой деревянную клетку из взаимно пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от вышины и способа соединения бревен на углах существовали различные вида соединения. Например, «в угол», «в крюк», «в охряпку», «в лапу», «в охлуп», «в иглу», «в уклон». В поселках были дома, построенные столбовой техникой «в паз». Эта техника наиболее древняя. При этом способе строительства бревна вставлялись в пазы вертикальных столбов, устанавливаемых на определенном расстоянии друг от друга.