Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:46, контрольная работа
Понятие «художественный образ» является общим, ключевым понятием для всех видов искусства, что позволяет также в едином комплексе осваивать теоретические основы литературы и предметов эстетического цикла.
Введение ……………………………………………………………………....….3
Понятие художественного образа ……………………………….…….4
Аспекты художественного образа ………………………………...…...7
Художественный образ в разных видах искусства ………………....14
Заключение ……………………………………………………………
Федеральное агентство связи
Сибирский
Государственный Университет
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Выполнил:
Группа:
Вариант: 1
Проверил: ___________________
Новосибирск, 2013г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников …………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «художественный образ» является общим, ключевым понятием для всех видов искусства, что позволяет также в едином комплексе осваивать теоретические основы литературы и предметов эстетического цикла.
Художественный образ – особый, эмоциональный, естественный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности, позволяющие сделать это понятие не только объектом, но и способом изучения теоретического материала.
Принцип изучения литературы и предметов эстетического цикла на основе выявления их общности и специфики позволяет собрать в единый комплекс выразительные возможности и средства воздействия различных видов искусства; рассматривать общие теоретические проблемы и частные теоретические понятия в тесной взаимосвязи с процессом формирования понятия «художественный образ»; развивать системность и полифонизм мышления.
Цель настоящей работы – рассмотреть художественный образ в разных видах искусства.
1.ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Художественный образ – это способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов1.
Как специфическая для искусства форма познания и оценки мира, выражение духовного содержания, идеи художественной, созидания новых эстетических объектов образ обладает сложной, многосторонней природой, отражающей богатство человеческого бытия и сознания.
Неотъемлемое свойство искусства,
образ исторически развивается
вместе с ним и обладает своими
особенностями в различных
Образ - результат художественного
обобщения, восхождения от единичного
явления к типическому, идеальному,
воображаемому бытию; но он неотделим
от своего материального воплощения
и предстает как живое
При анализе художественного
В отличие от научных понятий, отвлекающихся
от непосредственно
Действительность в искусстве преображена творческим сознанием художника, как бы «восполнена» его фантазией и выступает в ее типических чертах. Это позволяет воспроизвести окружающий нас мир не только со стороны явления, но и со стороны сущности, которая в жизни не всегда схватывается чувственным восприятием, в искусстве же непременно раскрывается через его чувственно воспринимаемую форму. Не тождественный реальным явлениям жизни, образ в этом смысле и «похож» и «не похож» на них. Он отличается от знака тем, что не просто обозначает или замещает какое-либо явление, а воссоздает реальные качества объекта. Знак безразличен для обозначаемого и в принципе может быть заменен другим знаком.
Применительно к образу это невозможно. Нельзя изменить композицию картины «Меншиков в Березове» В. И. Сурикова или цветовой строй «Сирени» М. А. Врубеля, не разрушив при этом весь художественный замысел произведения. В пределах верности правде жизни образы могут обладать разной степенью специфической условности. В одних случаях они тяготеют к повествовательной описательности, в других - к метафорической ассоциативности и символике. Решающими для их эстетической оценки являются их правдивая выразительность и художественная сила.
Восприятие произведения искусства делает образ всеобщим достоянием. Но оно также является творческим процессом, и образы, воплощенные в произведении, входят в сознание в особой интерпретации.
Поэтому одни и те же образы по-разному
воспринимаются людьми разных эпох, стран
и национальных культур. Эти различия
не отменяют, однако, объективного содержания
образа и правомерны лишь в его
границах. Шедевры искусства
Таким образом, художественный образ - специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Он рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. В отличие от других типов (фотодокументального или абстрактно-геометрического) художественный образ, отражая те или иные явления действительности, одновременно несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру.
Это дает основание ученым говорить об образном языке искусства необходимом ему для того, чтобы воплощать и передавать людям определенные ценностно-познавательные представления, эстетические идеи и идеалы.
Чувственная конкретность и обобщенность органически соединяются в художественном образе, но в разных пропорциях: превалирование первой проявляется наиболее ярко в портретном изображении, доминирование второй - в символическом образе (символ), а их равновесие - в образе типическом.
2.АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Можно выделить
различные аспекты
В онтологическом аспекте художественный образ есть факт идеального бытия, своего рода схематический объект, надстроенный над своим материальным субстратом (ибо мрамор - не плоть, которую он изображает, двухмерная плоскость - не трёхмерное пространство, рассказ о событии - не само событие и т.п.). Художественный образ не совпадает со своей вещественной основой, хотя узнаётся в ней и через неё3.
Художественный образ теснее сращен со своим материальным носителем, чем число и любые другие идеальные объекты точных наук. Будучи до известной степени безразличен к исходному материалу, образ использует его имманентные возможности как знаки собственного содержания; так, статуя «безразлична» к химическому составу мрамора, но не к его фактуре и оттенку.
В этом семиотическом аспекте художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур. С подобной точки зрения образ оказывается фактом воображаемого бытия, он всякий раз заново реализуется в воображении адресата, владеющего «ключом», культурным «кодом» для его опознания и уразумения (так, для того чтобы вполне понять смысл традиционного японского или китайского театрального представления, нужно знакомство с особым языком жестов и поз; но ведь и «Каменный гость» А. С. Пушкина вряд ли будет вполне понятен читателю, совершенно незнакомому с донжуановской легендой, её символическим «языком»; для восприятия кинофильма требуется элементарная привычка к языку кино, например понимание функции крупных планов, которые на заре кинематографа пугали неподготовленных зрителей).
Поэтому в материальной данности, «несущей» образ, собственно образосозидающими оказываются те, уже выделенные из природного ряда элементы (например, не звук акустики, а тон как элемент ладовой системы), которые принадлежат известному, обусловленному «культурным соглашением» языку данного искусства или художественной традиции.
В гносеологическом аспекте художественный образ есть вымысел, он ближе всего к такой разновидности познающей мысли, как допущение; ещё Аристотель заметил, что факты искусства относятся к области вероятного, о бытии которого нельзя сказать ни «да», ни «нет». Нетрудно заключить, что допущением, гипотезой художественный образ может быть только вследствие своей идеальности и воображаемости; о полотне Рембрандта «Возвращение блудного сына» можно сказать лишь то, что такой предмет реально существует и хранится в Государственном Эрмитаже, но изображенное на этом полотне - факт, конкретно не локализованный в действительности и однако же всегда в ней возможный. Вместе с тем художественный образ - не просто формальное допущение, а допущение, даже и в случае нарочитой фантастичности внушаемое художником с максимальной чувственной убедительностью, достигающее видимости воплощения. С этим связана собственно эстетическая сторона художественного образа, сплочение, высветление и «оживление» материала силами смысловой выразительности.
В эстетическом аспекте художественный образ представляется целесообразным жизнеподобным организмом, в котором нет лишнего, случайного, механически служебного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей. Автономное, завершенное бытие художественной действительности, где нет ничего направленного на постороннюю цель (комментирования, иллюстрирования и пр.), свидетельствует о поразительном сходстве художественного образа с живой индивидуальностью, которая, будучи прочувствована не извне, как вещь в причинной цепи вещей, а из собственного жизненного центра, также обладает самоценностью «мира» с изнутри координированным пространством, внутренним отсчётом времени, саморегулированием, поддерживающим её подвижную самотождественность.
Но без изолирующей силы вымысла, без выключенности из фактического ряда художественный образ не мог бы достичь той сосредоточенности и скоординированности, которые уподобляют его живому образованию. Другими словами, «жизнеподобие» художественного образа связано с его воображаемым бытием.
Если
в качестве «организма» образ
автономен и в качестве идеального
предмета объективен (подобно числу
или формуле), то в качестве допущения
он субъективен, а в качестве знака
межсубъективен, коммуникативен, реализуем
в ходе «диалога» между автором-
К метонимии тяготеет художественный образ в изобразительных искусствах, т.к. любое воспроизведение внешнего бытия - это реконструкция с упором на основные, с точки зрения художника, и допускаемые природой материала линии, формы, детали, которые представительствуют от имени подразумеваемого целого и замещают его.
Метафорическое сопряжение, перенос, косвенность художественного образа проявляются преимущественно в выразительных искусствах - лирической поэзии («поэт издалека заводит речь»), музыке; эстетический объект рождается здесь как бы на грани сопрягаемого, из «пересечения» образных данных. Оба эти принципа организации эстетического объекта - не понятийно-аналитические, а органические, ибо они не отвлекаются от чувственной стихии образа.
Так, эпитет (в котором можно видеть точку схождения метафорического и метонимического начал), будучи сращен со своим определяемым как его ведущий эстетический признак (а не придан ему в качестве логического дифференциала), повышает интенсивность его конкретного, «стихийного» содержания, не суживая вместе с тем пределы его смыслового охвата (в понятийном мышлении, как известно, наоборот: чем конкретнее, тем уже), «Синее море»: эпитет как метонимический признак делает «море» представимо «морским», выводя его из абстрактной бескачественности, - и он же как метафорический признак переключает «море» в иной круг представлений - о поднебесной беспредельности. В этом элементарном образе моря всё, в возможности свойственное морю как таковому, соприсутствует смыслу, ничто не оставлено за чертой эстетического объекта, уяснение совершается не за счёт отвлечения и упрощения.