Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:59, контрольная работа
Одно из замечательных проявлений современного процесса общения — разнообразные культурные контакты человечества. Они берут начало в древнейшие времена с обмена предметами материальной культуры между первобытными племенами и продолжаются сегодня в масштабной интеграции региональных культур и цивилизаций. Подобный синтез культур способствует устранению изоляционизма народов и экономической автаркии государств, преодолению обывательского чувства страха перед всем новым и непривычным. На рубеже XX-XXI вв. мир меняется с невиданной быстротой.
Введение 3
Раздел 1. 4
1.1 Постановка проблемы сосуществования множественности культур в современном обществе. 4
1.2 Культура и общественно-политические территориальные формирования 5
Раздел 2 7
2.1 Цивилизационные пространства 7
2.2 Распространения цивилизации 7
2.3 Современные цивилизации 8
2.4 Основные типы межкультурных отношений 9
Заключение 14
Список литературы 15
Прежде всего, хотелось бы отметить разноуровненый, сложный и отмеченный достаточным разнообразием характер межнациональных отношений. Межгосударственные отношения регулируются законодательством в области экономики, международного права и в рамках взаимодействия культур. Отношения наций внутри отдельного государства можно рассматривать с позиций исторических, политико-концептуальных, юридических, с точки зрения различных социальных групп, которые оценивают общественную ситуацию, с позиций отдельных этнических общин и проч.
Историю правового регулирования отношений с инокультурными общинами можно проследить до ХУ11 столетия; права меньшинствам прослеживаются еще по материалам Венского конгресса, соглашения которого подписали в 1815 году Россия и 6 государств Европы. При этом страны-участницы давали гарантии соблюдения прав поляков, проживавших на территориях их государств. Изучая историю регулирования прав национальных меньшинств в странах Европы, Северной Америки и Австралии, Н.В.Кокшаров, старший научный сотрудник Санкт-петербургского филиала Российской таможенной академии приходит к выводу, что нет единых рецептов, обеспечивающих в мультиэтничных обществах решения этнокультурных проблем; при всем разнообразии подходов, тем не менее Комиссия по культуре и искусству ЮНЕСКО поддержала мультикультуралисткий подход Канады как возможную модель для других государств. “Парадокс развития Канады заключается в том , что она достигает единства через многообразие. В Канаде ни одна из ста этнических групп не составляет большинства населения страны.”(37, с.25) Исследователем прослеживается определенная закономерность – чем далее на восток Европы, тем полнее учитываются права национальных меньшинств (за исключением, разве что Польши, которая только в настоящий период уже разрабатывает законодательство, учитывающее интересы всех этнических групп в стране.) Возможно, ответ на этот вопрос заключается в том, что именно австрийским социал-демократами – а именно Австрия является сердцем Европы и в начале ХХ столетия представляла собой пестрый этнический конгломерат – были предложен новый методологический принцип зашиты прав национальных меньшинств. Он предполагал заменить патерналистко-либеральную охрану меньшинств и общин признанием их коллективными субъектами права. При этом источниками и носителями права должны стать не территории, а сами нации, вернее, национальные союзы, создаваемые по инициативе граждан. “Реальные права национальных меньшинств, вне зависимости от численности и обладания компактной территорией проживания, если они будут оформлены во внетерриториальные союзы, станут субъектами, а не объектами права, и будут представлять перед государством и защищать свои национально-культурные, языковые и религиозные интересы.”(37)
Современная юридическая наука трактует их специфически – права меньшинств не сводятся ни к правам индивида, ни правам большинства. “Но и права индивида и права большинства не растворимы в правах национальных меньшинств. По мнению Кэрол Нагенает, “групповые права могут в определенных контекстах выступать в качестве средства. Обеспечивающего уважение к правам человека, но при возникновении противоречия между ними предпочтение отдается правам человека” (37, с.6).
ООН представляет несколько подходов к положению национальных меньшинств:
1. Ассимиляция базируется на
идее превосходства
2. Интеграция постулирует
3. Плюрализм является политикой,
которая направлена на
4. Сегрегация – это политика,
базирующаяся на убеждение в
превосходстве доминирующей
Уровень цивилизованности общества определяется готовностью и желанием защитить и реально гарантировать права всех этнических общностей. Воплотить политику сохранения и предоставления равенства прав для национальных меньшинств можно в формах автономии: территориальной, при компактном расселении меньшинства на определенной территории; корпоративной, когда автономия не обозначена территориально, но представляет интересы юридически признанной этнической группы на общегосударственном уровне (как, например, в Австрии и Финляндии) и культурной, когда отдельные граждане определенной национальности объединяются для решения задач по большей части в сфере культуры и образования.
Общими принципами решения вопроса автономий должны основываться на выполнении следующих условий:
– меньшинствам следует располагать теми же гражданскими, политическими и культурными правами, что и преобладающий, титульный этнос;
– меньшинствам следует располагать условиями, сохраняющими язык, культуру, религию, подчас с предоставлением преференций и льгот;
– государству следует не допускать этнических конфликтов в стране, военного решения спорных вопросов, а ориентироваться на диалог и поиск путей мирного сосуществования различных групп в обществе. (19, с. 37)
Для защиты национальных меньшинств при ООН существует специальный орган – Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. В 111 проекте Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него были названы следующие действия, которые считают образующими преступление “культурного геноцида”:
“1. Запрещение пользоваться национальным языком группы в повседневной жизни или школы и запрещение печатания и распространения изданий на языке такой группы.
2. Уничтожение библиотек, музеев, школ, исторических памятников, зданий, предназначенных для отправления религиозных культов, или других культурных зданий и предметов культуры такой группы, а также нарушение пользования таковыми”.
(29, С.20).”
В практической политической деятельности встречаются и мультикультуралисткие практики, и “этническая демократия”, сохраняющая все черты патерналитстки либерального подхода, и жесткое непризнание инокультурных меньшинств в обществе.
При изучении документального потока следует обратить внимание на то, что условно публикации на темы межкультурных взаимодействий можно разделить на следующие группы: 1) общетеоретические материалы в основном о возможных методологических разрешениях существующих затруднений межнациональных отношений; 2) этнопсихологические публикации, как правило, они касаются особенностей поведения очень узких групп населения; 3) описательные сообщения, повествующая о быте, нравах и жизни меньшинств в представлении исследователя и 4) конфликтоведческая литература, в основном как реакция, часто эмоциональная, на последние чрезвычайные события.
На сегодня российские политики, социологи и практики культурного строительства находятся в довольном сложном положении. С одной стороны, в стране существует исторически сформировавшаяся система единства политических автономий. С другой стороны, трансформации традиционных обществ, как в общероссийском, так и в общемировых масштабах серьезно “размывают” эти традиционные территориальные образования. Возникают новые полиэтнические территории – мегаполисы, экономически успешные регионы, магнитом притягивающие к себе пестрое по национальному составу население из других регионов страны. Можно говорить о самом начале изучения трансформации культурных потребностей коренного населения, “аборигенных” национальных меньшинств и мигрантов на полиэтнических территориях. Эти походы в самых общих чертах были намечены в материалах Всероссийской переписи населения 2002г. В-третьих, не всегда перемены приносят только трудности и проблемы.
Испытывается ощутимый дефицит и настоятельная потребность в аналитических публикациях со статистической динамикой количественных показателей качества жизни меньшинства и изучение позитивного отечественного опыта сосуществования наций.
Так, например, в общественном сознании и научных исследованиях Кавказ и его обитатели утвердились как источник беспокойства во всех отношениях. Между тем, существует вполне позитивный опыт урегулирования отношений именно на Северном Кавказе, в мирном Дагестане, Кабардино-Балкарии. “Учитывая то обстоятельство, что изначальные структурные условия в бывших автономных республиках, особенно на Северном Кавказе, демонстрируют значительную степень сходства, остается только удивляться, почему так мало усилий вкладывается в поиск тех факторов, которые объясняют мирные и устойчивые этнополитичские отношения. Заметьте, в том же самом регионе существует целый спектр конфликтных потенциалов, которые не перерастают в острые конфликты. Другими словами, наличие сходных структурных предпосылок, или “дозволяющих” условий не всегда – и не автоматически влечет за собой возникновение горячих конфликтов.”(21, с.67)
Не рассматриваются с точки зрения сочетания хронологических и статистических показателей также и ассимиляционные процессы, не всегда протекающие однозначно, например, в республиках Поволжья со сложным национальным и конфессиональным составом населения. “Особую сложность, как отмечают специалисты, в функционирование языков вносит так называемый дисперсный характер расселения ряда наций: к ним относятся татары и мордва (75%), карелы, чуваши (45-50%), башкиры, буряты (30-40%).”(107)
Для развития библиотечного дела представляет особенный интерес анализ потребностей читателей в литературе на национальных языках народов страны, экстериорике – как в сложившейся отечественной теории и практики книгоиздания, книговедения и библиотечного дела принято называть литературу о культуре и искусстве определенного народа/нации, вышедших за пределами территории их проживания.
Следует
отметить, что российские исследователи
политики книгоиздания и изучения потребностей
читателей определенных регионов находится
в парадоксальной ситуации. Библиотеки
автономных республик (например, Дагестан,
республики Поволжья) с полиэтническим
составом населения, регионы с многонациональным
населением (Восточная Сибирь, Уральский
регион, Дальний Восток) ведут на самых
разных уровнях изучение потребностей
читателей самых разнообразных читательских
групп. Участь этих публикаций – в основном
представление в виде депонированных
рукописей, либо же статей в малотиражных
(по преимуществу) сборниках местного
значения. В профессиональную библиотечно-библиографически-
В этой связи представляет особенный интерес попытка социо-культурного анализа Российской книжной палаты под руководством профессора В. Худовердяна (107). Исследователи провели анализ возможной читательской аудитории в зависимости от соотношения титульных национальностей и национальных