Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы усиливается еще и тем, что принципиально новые для российского общества конституционные ценности утверждаются в режиме политического и идеологического плюрализма, что гарантировано самой Конституцией. Это способствует росту политической активности российских граждан, многообразию политических партий, движений, развитию самоуправленческих начал в обществе. Однако стремлению граждан управлять делами в различных сферах общественной и государственной жизни противостоит низкий уровень их конституционного правосознания, отсутствие необходимых правовых знаний. В данной работе, для полного раскрытия темы, будут включены следующие вопросы: понятие и структура правовой культуры общества и личности, роль правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования, понятие правового нигилизма и правового идеализма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и структура правовой культуры общества и личности 6
1.1. Понятие правовой культуры 6
1.2. Структура правовой культуры 7
1.3. Конституционно-правовая культура личности 10
Глава 2. Роль конституционного правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования 17
Глава 3. Право и конституционно-правовая культура как базовая ценность гражданского общества 20
Заключение 34
Список источников и литературы 36
Приложение 1 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольня культурология.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

С помощью права обеспечивается достижение многообразия целей социального бытия: воспроизводство материальных благ, утверждение социальных ценностей, определение границ свободы, закрепление правовых основ власти, охрана естественных условий обитания, обеспечение всеобщего устойчивого правопорядка. Воплощая целый мир отношений - от главных, глубинных пластов жизни до самых житейских, - право тем самым объективизирует и реализует в законах требования культуры, социального прогресса, цивилизации в целом.4

Сложность взаимодействия экономики, социальной структуры, политического строя, культуры, динамизм развития общества обосновывают необходимость социально-нормативного регулирования в целом, в том числе и его сердцевины - права. Достижение рациональности общественного устройства с закреплением, а в известной мере и интеграцией разнообразных социальных (классовых, национальных, частных) интересов обуславливает общезначимость права как государственного, социально необходимого регулятора отношений в обществе. Необходимость правового регулирования присутствует всегда, но особенно она ощутима в условиях, когда меняются реалии жизни, появляются новые области отношений, требующие упорядоченности, либо ускоряется динамика общественных процессов. Людям в любом обществе привычно жить не по обстоятельствам, а под надежным, разумным началом закона, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой области. Подавляющая часть населения России хочет жить по закону, а не по "понятиям" тюремной субкультуры.

В этой связи заслуживает особого  внимания характеристика права как нормативно-ценностной регулирующей системы. Право, вводя в жизнь нормативные начала, представляет собой не просто совокупность социальных норм; это государственно-властный императив, закрепляющий и охраняющий самоорганизацию гражданского общества.

Для гражданского общества характерна высокая степень самоорганизации  на основе экономических, социально-политических и иных систем регуляций, но эффективность  функционирования этого общества с  учетом сложности, глубины, а в известной  мере и противоречивости его развития не может быть вне государственно-правового воздействия. По мере развития цивилизации вместе с утверждением идей гуманизма и свободы наблюдается и зависимость человека от мощных, все возрастающих общественных сил - экономики, власти, идеологии.5

Поэтому вне права абсолютно  невозможна интеграция экономики и  власти с социальными задачами общества.

Социально-правовое регулирование - это  специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативно-институционным регулятором. Специфика такого воздействия выражается в целевой направленности, системе правовых средств и результативности. Под действие права подпадают, однако, лишь те общественные отношения, которые не только требуют юридического воздействия, но и объективно могут быть урегулированы правом.

Достоинством права являются и  те особые его качества - нормативность, общеобязательность, формальная определенность и пр., которые делают его необходимым, достаточно эффективным средством  социально-нормативного регулирования. Нормы права устанавливаются (санкционируются) государством в качестве общеобязательных требований ко всем гражданам, при этом сам факт их общеобязательности является важнейшим мотивом соблюдения закона. На процессы общественного развития право воздействует как комплексная, структурно организованная и динамическая социальная система, действующая с высокой степенью эффективности.

Право закрепляет - и в этом его  высокая социальная значимость - нравственные основы и ценности в качестве реалий социальной действительности, тем самым из моральных, абстрактных пожеланий они становятся социально-правовой реальностью. Законы юридически гарантируют реализацию принципов общественного устройства - гуманизма, равенства, социальной справедливости, меры демократизма. При этом вместе с достижениями социального прогресса обеспечивается и более высокий уровень реализации этих идеалов общественного развития. Здесь цели, ожидания и начала гражданского общества находят свое цивилизованное выражение в стабильной, надежной системе законов, их взаимодействии со всей системой социально-нормативного регулирования, что позволяет формировать институты гражданского общества.

Право есть исторически обусловленная, сложившаяся мера человеческой свободы  для того, чтобы поддерживать динамическое равновесие между интересами личности и общества. Известно, в процессе жизнедеятельности общество вырабатывает систему правил общественно необходимого, возможного или желаемого социального поведения, а тем самым и критерии правомерного, неправомерного или несправедливого поведения. Через нравственность, традиции вырабатывается и нормативно закрепляется справедливость, в рамках которой гармонизируются интересы личности и общества. Закрепляя среди других ценностей культуры социально оправданную, нормативно упорядоченную свободу, право приобретает тем самым значительную, притом собственную социальную ценность в обществе.

Социальный прогресс в истории - это и процесс гуманизации  общественного бытия, утверждения  личности, ее прав и свобод как высшей, непреходящей ценности культуры. Закрепленные законом свобода, равенство, справедливость - это социальная реальность во всем ее многообразии, но здесь надлежит различать два аспекта - социальный и юридический, из которых первый раскрывает содержание, богатство и динамику социального развития общества, а второй - закрепление и обогащение правового статуса граждан. Как справедливо отмечается в юридической литературе, формальное равенство и формальная справедливость - наиболее общие требования права в приближении к идеалу совершенного гражданского общества6, хотя право должно стремиться к утверждению социального равенства и справедливости как максимы социальной организации общества.

Значительную ценность представляет закон и с точки зрения закрепления  нравственных категорий (добра, долга, добродетелей и т.д.) в качестве общеобязательного конкретного поведения, поскольку право - это нормативно-ценностный императив, заключенный в законе. Здесь налицо оценки добра с точки зрения как общности, так и индивида, но сама нравственно-правовая оценка осуществляется с позиции социальной общности, поскольку этот принцип служит сохранению данной общности как социальной целостности, сложившейся исторически как необходимость7. И в этом раскрывается тоже общезначимость права как всеобщего, равного и в высшей степени справедливого начала жизнедеятельности.

Право как важнейший элемент  социально-нормативного регулирования  является одновременно и средством  осуществления власти, социального  управления обществом. Этот аспект права  отмечал еще в древности Аристотель: "Не может быть властвования вопреки праву". С помощью права образуется необходимая база управления жизнедеятельностью общества, прежде всего конституционно-правовые основы функционирования государственной власти, управления и самоуправления. Посредством права создаются юридические, во многом и политические условия для гражданского согласия, социального партнерства и т.д., а вместе с этим частноправовые интересы интегрируются с публично-правовыми.

Наряду с выполнением экономической, социально-политической и идеологической функций как общесоциологических, право выполняет и специфические функции - регулятивную и правоохранительную, из которых первая направлена на обеспечение позитивного правового воздействия, то есть на упорядоченность общественных отношений, а вторая - на их охрану.

Эффективность права выражается в  том, что оно обеспечивает достижение определенных экономических, социально-политических и других результатов. При этом в  науке под эффективностью права  не понимается достижение обязательно оптимального результата. Но совершенно очевидно: право неэффективно, когда оно выражает антигуманную, несправедливую политику; когда назревшие экономические, экологические, социальные и пр. задачи решаются неадекватно; когда допускаются просчеты в политике, о чем достаточно убедительно свидетельствует практика построения в России правового государства. Об этом свидетельствует состояние правовой культуры нашего общества, которая, к сожалению, находится на очень низком уровне.

Выборочные исследования показывают, что примерно три четверти взрослого населения России не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие подвержены правовому нигилизму.

О феномене правового нигилизма  сейчас много говорят и пишут. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса. И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще - достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации. Этот этап, наиболее выразительно охарактеризованный Ф. Ницше формулой "Бог умер", означавшей, что к концу XIX века европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано на признании абсолютных ценностей, связан с наступлением аксиологического релятивизма. Другой немецкий мыслитель, М. Хайдеггер, анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, выявил его ключевые черты8. Во-первых, мировоззренческий нигилизм - это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие адекватной укорененной в абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а следовательно, в конечном счете отсутствия в них какого-либо общезначимого. Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из "психологических потребностей" и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности.

Современные отечественные исследователи, например, А.И. Новиков, считают, что признаком нигилизма является не объект отрицания, а степень отрицания, его категоричность и всеобщность. "Общей особенностью всех форм нигилизма является то, что в разной мере им присущи абсолютизация субъективного, точнее индивидуального начала, оценка действительности с позиции атомизированного индивида, отвергающего объективные закономерности, логику истории, коллективные интересы социальных общностей людей"9.

Более частным и конкретным проявлением нигилизма как социокультурного феномена является правовой нигилизм. Следовательно, под последним надо понимать релятивизацию аксиологических установок сознания в правовой сфере по отношению к праву. Этому пониманию соответствуют определения правового нигилизма в современной отечественной научной литературе. Так, Н.И. Матузов считает, что сущность правового нигилизма заключается "в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку"10.

Однако, анализируя причины правового нигилизма, исследователи, например, тот же Н.И. Матузов, часто объясняют их юридическим невежеством, косностью, отсталостью, правовой невоспитанностью основной массы населения. Такой подход скорее является несколько поверхностным, основанным более на житейских наблюдениях и констатации фактов, и в силу этого, используя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представлений. Ибо из этого подхода следует, что правовой нигилизм является просто отношением в принципе неправового сознания к праву. Действительно, для сознания, в котором отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует. В лучшем случае право является для такого сознания объективной внешней принудительной силой, но тогда правомернее называть это состояние сознания не правовым нигилизмом, а "правовым негативизмом", говорить об абсолютном отсутствии у носителей этого явления правосознания как такового. Тем не менее представляется, что более верно было бы понимать правовой нигилизм как проявление специфического типа правосознания и правовой культуры, базирующихся на ином, атипичном восприятии аксиологического и социорегулятивного потенциала права и диктующих иное, атипичное отношение к нему как ценности.

Придерживаясь понимания правового нигилизма как феномена культуры, следует согласиться с позицией И.Д. Невважая11. С его точки зрения, правовой нигилизм можно объяснить подспудным социокультурным несоответствием между требованиями, предъявляемыми актуальной правовой культурой, и архетипическими в своей основе представлениями о праве и о правовом. Из этого противостояния вытекает общее негативное отношение к чуждому правопониманию и чуждой модели права в культуре. В таком случае правовой нигилизм может быть присущ как нормативному, так и естественно-правовому типу правовой культуры. Если ценности разных типов правовой культуры несовместимы, если каждый тип культуры является специфической формой освоения, понимания, интерпретации действительности, то каждая из них либо находит в действительности, либо не находит то, что соответствует ее системе ценностей. Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. Необходимо подчеркнуть, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо недооценки иного типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нереализованности собственного понимания права.

Правовой нигилизм глубоко укоренился в правосознании русского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело - сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержанием. Верно отметил А. Валицкий, что праву в России не повезло. В России право отвергалось "по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства"12.

С ним солидарен А. Ослунд13, утверждающий, что российское право не укоренилось достаточно прочным образом, несмотря на то, что было принято множество законов и все правовые учреждения подверглись существенному переустройству, так как всегда существовал конфликт интересов - реально необходимых на тот момент группе с доминирующим экономическим интересом (в момент перестройки - номенклатуре) и провозглашаемых (идея правового государства противоречила самой сути деятельности номенклатуры).

Столкновение элементов разных правовых культур мы наблюдаем сегодня  в России. В принципе нигилистическое  сознание - объективное явление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся  коренной ломкой общественных устоев. В большинстве случаев массы без особого воодушевления воспринимают масштабные перемены и потрясения, особенно если они сопровождаются весьма существенным снижением уровня жизни.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»