Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Для современной культурной ситуации вопросы, поставленные Возрождением, а позднее и Серебряным веком, остаются не менее актуальными, поскольку касаются онтологических проблем Культуры. Без понимания той роли, которую сыграл Серебряный век в вопросах переосмысления культурологических основ Ренессанса и проблемы творческой личности, невозможно глубокое и всестороннее изучение основных тенденций культуры рубежа ХIХ-ХХ веков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Леонардо да Винчи и его творчество 4
2. Гуманистические идеи итальянского Возрождения 13
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

kontrolnaya_kulturologia.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

С 1499 г. начинаются годы скитаний Леонардо: Мантуя, Венеция и, наконец, родной город художника — Флоренция, где он пишет картон «Св. Анна с Марией на коленях», по которому создает картину маслом в Милане (куда возвратился в 1506 г.). Недолгое время Леонардо пробыл на службе у Цезаря Борджиа, а весной 1503 г. вернулся во Флоренцию, где получил от Пьетро Содерини, теперь пожизненного гонфалоньера, заказ на роспись стены нового зала палаццо Синьории (противоположную стену должен был расписывать Микеланджело). Леонардо исполнил картон на тему битвы миланцев и флорентийцев при Ангиари — момент ожесточенной схватки за знамя, Микеланджело — битву при Кашине —момент, когда по сигналу тревоги солдаты выходят из пруда. Современники оставили свидетельства, что второй картон пользовался большим успехом именно потому, что на нем изображена не лютая, почти звериная злоба, ярость и возбуждение схватившихся насмерть людей, как у Леонардо, а прекрасные молодые здоровые юноши, торопящиеся одеться и вступить в бой - возвышенный образ героизма и доблести. Но оба картона не сохранились, воплощены в живописи не были, и о леонардовском замысле мы знаем лишь по нескольким рисункам.

Во Флоренции Леонардо была начата еще одна живописная работа: портрет  жены купца дель Джокондо Моны Лизы, ставший одной из самых знаменитых картин в мире. О портрете написаны сотни страниц: как Леонардо обставлял сеансы, приглашая музыкантов, чтобы не угасла на лице модели улыбка, как долго (что характерно для Леонардо) тянул с работой, как стремился досконально передать каждую черточку этого живого лица. Портрет Моны Лизы Джоконды — это решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. При всем бесспорном физиономическом сходстве портреты Кватроченто отличались если не внешней, то внутренней скованностью. Величавость Моне Лизе сообщает уже одно сопоставление ее сильно выдвинутой к краю холста подчеркнуто объемной фигуры с видимым как бы издалека ландшафтом со скалами и ручьями, тающим, манящим, неуловимым и потому при всей реальности мотива фантастичным. Эта же неуловимость есть и в самом облике Джоконды, в ее лице, в котором ощущается волевое начало, напряженная интеллектуальная жизнь, в ее взгляде, умном и проницательном, как бы неотрывно следящим за зрителем, в ее еле заметной, завораживающей улыбке.

В портрете Моны Лизы достигнута та степень  обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость изображенной индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Ренессанса. И в этом прежде всего отличие леонардовского портрета от портретов раннего Возрождения. Это обобщение, главная идея которого — чувство собственной значительности, высокое право на самостоятельную духовную жизнь, достигнуто целым рядом определенных формальных моментов: и плавным контуром фигуры, и мягкой моделировкой лица и рук, окутанных леонардовским «сфумато». При этом, нигде не впадая в мелочную детализацию, не допуская ни одной натуралистической ноты, Леонардо создает такое ощущение живого тела, которое позволило еще Вазари воскликнуть, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса.

В 1506 г. Леонардо уезжает в Милан, который принадлежал уже французам. Последние годы на родине — это годы скитаний между Флоренцией, Римом, Миланом, заполненные, однако, и научными изысканиями, и творческими занятиями, в основном живописью. Тяготясь собственной неустроенностью, ощущением непризнанности, чувством одиночества в своей родной Флоренции, раздираемой, как и вся Италия, внешними и внутренними врагами, Леонардо в 1515 г. по предложению французского короля Франциска I навсегда уезжает во Францию.

Леонардо был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты искусства. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры. Леонардо известен также как разносторонний ученый. Его научные открытия, например, его изыскания в области летательных аппаратов представляют интерес и в наш век космонавтики. Тысячи страниц рукописей Леонардо, охватывая буквально все области знания, свидетельствуют об универсальности его гения.

 

2. Гуманистические идеи итальянского Возрождения

 

 

Эпоха Возрождения рассматривается  исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV—XVI века, в других странах XV—XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением — это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

Что же в эту эпоху  делает культуру различных европейских  народов единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus — человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV— XVI веков.

Определяя, что такое гуманизм, А.Ф. Лосев писал: «Гуманизм», есть учение о правах свободного индивидуума, и логических, и моральных, и эстетических с весьма частной антицерковной тенденцией (что, впрочем, для возрожденческого гуманизма совсем необязательно), с энтузиазмом в области научных философских исследований и с общественно-политическими выводами против светской власти папства». Гуманизм определяется так же, как типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм-Гуманизм ставит в центр мироздания осознающую себя в своей свободе и независимости, в своем постоянном прогрессивном развитии человеческую личность. Гуманизм возник в XIV в. в Италии, а к концу XV в. утвердился и в Северной Европе. Родоначальниками гуманизма считаются Ф. Петрарка, К. Саллютатти, Л. Бруни, Дж. Пико делла Мирандола, М. Фичино. Пожалуй, самым выдающимся гуманистом Северного Возрождения признается Эразм Роттердамский. Центром гуманистической мысли XV в. считалась Флоренция, расположенная в ней Платоновская академия. С точки зрения Леонардо Бруни, понятие «гуманизм» лучше всего определяет человеческое достоинство.

Если понимать под  гуманизмом определенную систему воззрений  на мир, в центре которой поставлен человек как мера всех вещей и цель всего сущего, то, несомненно, его зачинателем был Петрарка. Именно он поднял вопрос о том, кто мы, куда идем и в чем наше жизненное предназначение, то есть философски поставил проблему человека. Он первым выдвинул на передний план проблемы этики, и сам попытался дать им новое решение.

Петрарка отстаивает самостоятельное значение и высокий  смысл земного существования человека, отвергает религиозный страх перед смертью, отказавшись признавать жизнь сплошным приготовлением к ней. Его истолкование «вечной смерти» и бессмертия далеко расходятся с церковным, наполняется гуманистическим содержанием. Нужна была великая сила духа, колоссальное напряжение мысли, чтобы сделать первый, пусть еще не до конца последовательный шаг к разрыву с тысячелетней традицией.

Петрарка поднял вопрос о том, что есть достоинство человека, отвергая аскетическое и сословное  неравноправие. Он нравственно реабилитирует  потомков Адама, отбросив средневековые представления об их вековой порочности и жалком ничтожестве. Именно он открывает тему достоинства в гуманистической литературе, развивая аргументацию в пользу превосходства духовной и физической природы человека, силы его воли, разума, потребности и возможности бесконечность совершенствования. Эти идеи будут подхвачены и блестяще развиты Манетти и Пико дела Мирандола.

Попытки по-новому осмыслить  земное бытие, достоинство человека у Петрарки тесным образом переплетены с этическими поисками. Нравственный идеал гуманизма, его новизну нельзя понять вне мировоззренческой позиции его зачинателя; он ее органическая часть, самые суждения о добре и зле, добродетели и порока, благородстве, их истоках связаны с размышлениями о судьбе, смысле жизни, так что порою их трудно вычленить в качестве стройного целого.

Образующим центром  этико-философских поисков Петрарки была проблема личности, какой бы конкретный вопрос он ни обсуждал, о чем ни полемизировал. Одни стороны этой проблемы раскрываются через его лирику, другие – через ученые рассуждения, третьи – через собственный пример. Если попытаться свести их в некое целое, следует начать с того, что гуманист поставил многие коренные вопросы ренессанского антропологизма, горячо и последовательно доказывая, что человек – центр мироздания, его творческие потенции в деле совершенствования самого себя и мира безграничны. Человек начинает провозглашаться властелином земного мира, могучим и суверенным, отмеченным высоким достоинством.

Гуманистический вывод  из тезиса о достоинстве – индивидуализм. Петрарка требует от каждого усилием собственной воли, деятельностью, активностью добиваться поставленных жизненных целей. Каждый сам должен добиться совершенства, благородства, доблести. Много раз звучит у него призыв: «старайся сам совершенствоваться», «забота о совершенствовании своей человечности должна стать для тебя законом». Представление о человеке как средоточие сил побуждает решительно перевернуть средневековые представления о застылых рамках, в которые судьба заключает жизнь каждого: не только не страшно, но даже желательно родиться незнатным, поскольку это позволит выявить возможности реализовать способности, добиться всей полноты признания и славы.

Здесь особенно четко  проступает историческая прогрессивность  ренессанского индивидуализма, в котором не проявляется ничего антиобщественного и эгоцентрического. Петрарка распахивает перед личностью двери жизни, доказывает ее возможности, призывает к напряжению сил, социальной активности. Благородство понимается как добродетель, отвага, служение обществу, достоинство и талант, усердный труд.

Трактат Манетти «О достоинстве  и превосходстве человека» занимает исключительное место в теоретическом  наследии итальянских гуманистов XV в., являясь вершиной гуманистической мысли в понимании достоинства человека, этой центральной проблемы всего гуманистического мировоззрения. Вопросы, поднятые в этой области Петраркой, Манетти развернул в широкое и стройное учение, не побоявшись выступить против крупнейших церковных и вероисповедных авторитетов.

Из трактата Манетти  черпали свои представления о достоинстве человека гуманисты последующих поколений, в первую очередь – Джованни Пико дела Мирандола. Пико, несомненно, внес в это учение ряд новых выразительных моментов, но вместе с тем некоторые идеи, присущие Манетти (например, о преобразовании природы, об активном совершенствовании того, что мы называем цивилизацией), у гуманистов конца XV в. Не получили дальнейшего развития.

Гуманистическая идеология ставила  человека вровень с Богом. Конечно, и в средневековом христианстве подчеркивалось богоподобие человека, но только Возрождение, по существу, уравняло человека и Бога, подчеркнув, что они равны в творчестве, так как являются мастерами, «художниками», творцами окружающего мира. В какой-то мере человек даже отваживался состязаться в творчестве с Богом, ибо, по убеждению многих людей эпохи Возрождения, искусство художника выше природы. М. Фичино, например, утверждал, что раз человеку все подвластно и он измеряет землю и небо, познает строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого Творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал.

Согласно убеждениям гуманистов, человек-творец не только создает окружающий его мир, но чтобы состояться как личность, стать настоящим человеком, он еще должен сотворить себя сам. Пико делла Мирандола от имени Бога провозглашает: «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей воле...». Наделенный свободной волей человек, способный достигнуть всего, к чему он стремится, и быть тем, кем он хочет, обладает беспредельными творческими возможностями. Нет таких областей знания и деятельности, которые были бы ему недоступны. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, в исключительных достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил.

Гуманисты, споря со средневековой  моралью, на место религиозного культа страдания, аскетизма, умерщвления  плоти ставили этику эпикурейства: земная жизнь не должна быть печальна, лишена радости и наслаждения. Подавление природных склонностей человека объявлялось преступлением против разума и природы.

Одним из самых главных проявлений свободы называли любовь, полагая ее высшей формой осуществления человеческих возможностей. Появляется множество трактатов о любви, любовь для человека этой эпохи — не только чувство, страсть, Эрос, но и красота, на которой зиждется искусство. В любви объединяются эстетическое и нравственное. Рассуждая о красоте, итальянский мыслитель, прозванный «вторым Платоном», Марсилио Фичино писал: «Когда мы говорим о любви, ее надо понимать как желание красоты... Красота же является некой гармонией, которая рождается по большей части от сочетания как можно большего количества частей. По природе своей она трояка. Ведь гармония в душах возникает от сочетания многих добродетелей; в телах гармония рождается из согласия красок и линий; величайшая же гармония в звуках — из согласия множества голосов». И далее: «Мы восхвалим красоту тела, мы оценим красоту души и будем стремиться всегда сохранить ее, чтобы любовь была столь же сильной, сколь велика красота. Там же, где тело прекрасно, душа же — нет, мы будем любить красоту лишь немного, как тень и зыбкий образ красоты. Где же прекрасна душа, мы страстно возлюбим неизменную красоту духа. Но с еще с большей силой восхитимся мы соединением и той, и другой красоты».

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"