Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:57, реферат
Концептуализм. В последнее время этот термин приобрёл какое-то модное звучание. За билетами на «концептуальные» спектакли выстраиваются очереди, «концептуальную поэзию» с интересом слушают и восторгом обсуждают в литературных подвалах. Однако точного определения этому понятию дать сходу не может никто. Попробуем разобраться.
Концептуализм. Дмитрий Александрович Пригов.
Концептуализм. В последнее
время этот термин приобрёл какое-то
модное звучание. За билетами на «концептуальные»
спектакли выстраиваются
Истоки направления стоит искать в самом термине, который происходит от латинского conceptus – мысль, понятие. Из энциклопедии мы узнаём, что он сформировался в 1960е, 1980е гг. XX столетия – значит, возник в русле постмодернизма, сложился под непосредственным воздействием актуальных для того времени философских, социологических и эстетических течений. Философия логического позитивизма, аналитическая философия и структурализм, лингвистика и различные теории информации стали той теоретической базой, на которую опираются концептуалисты. Помимо этого, концептуализм претендовал на создание своей - концептуальной - философии искусства, своей культурологии и эстетики. И действительно, концептуализм стал в семидесятые годы значительным культурным движением, реализовавшимся в области как пластических искусств, так и литературы. Была выработана оригинальная теоретическая база, позволявшая говорить о самостоятельной эстетике концептуализма.
Концептуальное искусство - это искусство, которое анализирует собственный язык. Эстетика концептуализма имеет дело с идеями (и чаще всего с идеями отношений), а не с предметным миром, с его привычными и давно устроенными семантическими рядами. Мир идей (тем более идей отношений и отношений между идеями) - в каком-то смысле мир «несуществующий». И способы его воспроизводства, если можно говорить об этом по аналогии с миром предметным, «существующим», значительно отличаются от тех, которые приняты и понятны в «мире обыденного». В эстетике концептуализма постоянно «воспроизводятся» в том числе и структуры, способности сознания, так или иначе пребывающего в мире и осознающего себя в этом непрерывном акте воспроизводства самосознания. Машинистом этого поезда («отец русского концептуализма») называют поэта, скульптора, художника, литератора, перформаниста Дмитрия Пригова, так и не снявшего фуражку до конца своего пути и оставшегося лидером направления. Он говорит о концептуализме так: «Концептуализм, возникнув как реакция на поп-арт с его фетишизацией предмета и масс-медиа, основным содержанием, пафосом своей деятельности объявил драматургию взаимоотношения предмета и языка описания, совокупление различных языков за спиной предметов, замещение, поглощение языком предмета и всю сумму проблем и эффектов, возникающих в пределах этой драматургии». Любопытно, что другой «концептуальный автор» Лев Рубинштейн заявлял, что "концептуализмов ровно столько, сколько людей себя к ним причисляющих, и каждый это по-своему интерпретирует".
Практически всегда, когда мы говорим о произведении концептуальном, в нём самом или в форме его подачи (будь то живопись, литература или театр) ощущается легкий привкус постмодернистской акции, игры. Например, в1986 году Пригова, придумавшего уличную акцию – раздавать поэтические тексты прохожим - направили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу, но после протестов общественности он был выпущен. С 1987 года начал официально публиковаться и выставляться, а в 1991 году стал членом Союза писателей (членом Союза художников он был с 1975 года). В 1976 американский писатель Реймон Федерман опубликовал роман На ваше усмотрение, который можно читать по желанию читателя с любого места, тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы. Такой прием базируется на способности человеческой психики выстраивать целостный образ на основе произвольно подобранных отрывков. К подобному приему прибегали и другие концептуалисты – например, композитор Дж.Кейдж в произведении 4 мин. 26 сек., когда музыкант выходил на сцену и 4 мин. 26 сек. молча, не играя, стоял, затем кланялся и уходил.
В 1979 Жак Риве выпустил роман
Барышни из А., составленный из 750 цитат
408 авторов. В свою очередь, творчество
популярного кинорежиссера
Писателем с мировой известностью среди русских концептуалистов стал Владимир Сорокин (р. 1955) (Романы и повести Очередь, Норма, Роман, Тридцатая любовь Марины, Сердца четырех, Голубое сало, Пир, Лед и др.). В его творчестве сочетается авангард и поэтика постмодернизма. Палитра использования постмодерных приемов в произведениях Сорокина чрезвычайно разнообразна. Для него тоже характерны «игры» со стереотипами массовой культуры тоталитарных идеологий – советской и немецкой.
Произведения концептуалистов часто представляют собой всего лишь жесты или проекты. Тем не менее концептуальное творчество утверждает новый тип свободы – существование человека, не вписанное в идеологические сюжеты. Бесцельная игра активизирует жизненную энергию, дает импульс к восприятию, освобожденному от идеологических клише. Задача таких «игр» – расчистка пространства от останков предыдущих идеологий, возвращение к изначальной тишине, предшествующей рождению новых смыслов.
Московские концептуалисты во многом оказываются наследниками обэриутов, обыгрывая абсурдность ситуаций, форм и слов, мифологизируя абсурдную повседневность. К школе московского концептуализма можно отнести творчество Р. и В.Герловиных, И.Чуйкова, акции групп Коллективные действия (КД) Андрея Монастырского, Медицинская герменевтика (МГ) Павла Пепперштейна, группы ТОТарт – художников Н.Абалакова, А.Жигалова, АПТарта – Н.Алексеева и др. Действия группы КД, подробно и документально описанные в книге КД. Поездки за город (1998), представляют собой своего рода эстетические путешествия, которые – по словам А.Монастырского – «сначала требуют ничем не оправданного доверия к себе, а уж потом понимания». Ритуал такого путешествия предполагает фиксацию этапов пройденного пути к месту действия и формы оповещения о нем. Всего с 1976 по 2000 группой КД было проведено 77 акций. Некоторые усматривают в акциях КД предтечу увлечения флэш-мобом, когда по команде из интернета незнакомые люди собираются в определенном месте, совершая некие бессмысленные действия.
Московские концептуалисты
стремились выработать свой собственный
язык и терминологию, которые помогли
бы им «помечать» реальность, существующую
вне их сообщества в целях ее исследования
и упорядочивания. Так, группа МГ сосредоточилась
на разработке социально мистической
философии и понятий
Группа ТОТ-арт в основном занималась проведением перформансов на природе или в мастерских художников. Например: Снег – на снегу рукой пишется слово «снег», снежная надпись собирается и съедается. Золотой воскресник – художники и жители дома красят заборы, скамейки и урны вокруг дома в золотой цвет.
Концептуализм в России кончался несколько раз, но так до сих пор и не кончился. Потому что кончался он в разном смысле слова.
“О том, что концептуализм умер, доказательно поговаривали еще в начале восьмидесятых, и доказывали это не какие-то сторонние недоброжелатели, но основные действующие лица нового в ту пору художественного движения. К тому времени концептуализм как оформленное, отмеченное специальным термином течение существовал в России всего несколько лет” (М. Айзенберг).
Однако именно тогда, в 1980-е, концептуализм начал давать принципиально новые эстетические результаты: многие важные тексты Всеволода Некрасова, Дмитрия Александровича Пригова и Льва Рубинштейна написаны именно тогда, тогда же созданы важные произведения концептуалистов-художников (Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Никиты Алексеева, Игоря Макаревича и др.) — и тогда же как писатель сформировался Сорокин, до этого, в 70-е годы работавший в изобразительном искусстве (впрочем, эту работу Сорокин продолжал и в последующие годы, вплоть до относительно недавнего времени). Во второй половине те же 80-х сформировалось второе, “младшее” поколение концептуалистов — в первую очередь авторы, вошедшие в литературно-художественную группу “Медицинская Герменевтика” (“МГ”): Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман и другие — достаточно сильно изменившие представления о концептуалистской эстетике
Если считать описанные М.Айзенбергом разговоры первым итогом концептуализма, то второй раз он кончился в конце 80-х — начале 90-х. Тогда на волне перестройки прошло довольно много художественных выставок, поставивших вопрос о превращении концептуализма в “большой стиль”, легко воспроизводимую художественную идеологию и т.п. Однако для широкой публики, которая до того не знала о неофициальном российском искусстве, концептуализм только тогда появился: тогда началась и широкая известность Пригова и Рубинштейна, и выступления группы “ЕПС” — и тогда же обнаружилось, что концептуализм замечен читателями и зрителями несколько избирательно, что при популяризации концептуализма “потерялись” несколько принципиальных авторов, которые, хотя и остались в тени, продолжали активно работать и в дальнейшем — в литературе это, например, Михаил Сухотин.
Третий раз концептуализм
кончился в середине 90-х, когда широкие
круги гуманитарно-
Проблема в том, что
реакцию на три финала концептуализма
можно всякий раз назвать
Все три раза после ощущения финала концептуализма возникал вопрос о возможности неотчужденного высказывания в искусстве: в первый и третий раз этот вопрос ставился явно, во второй — менее заметно. Это понятно: самым ярким и травмирующим результатом концептуализма стала радикальная постановка под вопрос традиционно понимаемых и некритически транслируемых отношений между автором и текстом. Любое высказывание “от себя” было не то чтобы дискредитировано, но заранее поставлено под сомнение. Это означало новую ситуацию в искусстве в целом — даже в тех его направлениях, которые не были связаны с концептуализмом напрямую.
В 1984 г., то есть после “первого конца”, Д.А. Пригов стал говорить о “новой искренности” и написал соответствующую книгу текстов. “В пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо “новой искренностью””. “Новая искренность” была отчужденной “искренностью”, игрой в искренность в ситуации после концептуализма, то есть в ситуации, когда сама позиция авторства была в работах Пригова радикально остранена и деконструирована. Правда, трансформации приговского авторства на этом не кончились, и в дальнейших его текстах можно проследить сложное, долгое и неявное взаимодействие между двумя явлениями: “игрой в искренность” и неотчужденным лиризмом, существующим в условиях почти тотального отчуждения языка. “Со временем не мог не обнаружиться... эзотерический род авторства, не доступный капитуляции” (М. Айзенберг ).
Существенно, что практически
с момента возникновения
Информация о работе Концептуализм. Дмитрий Александрович Пригов