Искусство как форма общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Почему сегодня вовсе не наиболее экономически развитые нации создают художественные шедевры? Каков общественный или мыслительный механизм перехода от экономических явлений к художественным? Как в одну и ту же эпоху, в одной и той же стране, на одном и том же экономическом фундаменте появляются самые различные, а порой и противостоящие друг другу художественные явления? Таких вопросов много. Несовершенство марксистской концепции искусства как формы общественного сознания, обусловленной экономикой, порождало и вульгарный социологизм, и схоластику борьбы «вопрекистов» и «благодаристов» (гений создает шедевры вопреки или благодаря своему мировоззрению?), и идею партийного руководства искусством.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Искусство как форма общественного сознания.docx

— 47.18 Кб (Скачать документ)

Искусство как  форма общественного сознания

Искусство - явление многогранное, соответственно, рассматривать его  можно по-разному. Марксистская концепция  искусства как формы общественного  сознания ценна тем, что позволяет  рассмотреть искусство, сопоставляя  его с наукой, философией, моралью, правом, религией. Однако тезис о  зависимости форм общественного  сознания от общественного бытия  заставляет теоретика проделывать  мыслительные фигуры высшего пилотажа, чтобы ответить на вопросы: почему античное искусство, родившееся на примитивной  экономической основе и опиравшееся  на общество, в котором господствовало рабовладение, создало классические произведения недосягаемой высоты? Почему Шекспир появился в Англии не в  период ее высшего экономического расцвета? Почему сегодня вовсе не наиболее экономически развитые нации создают  художественные шедевры? Каков общественный или мыслительный механизм перехода от экономических явлений к художественным? Как в одну и ту же эпоху, в одной и той же стране, на одном и том же экономическом фундаменте появляются самые различные, а порой и противостоящие друг другу художественные явления? Таких вопросов много. Несовершенство марксистской концепции искусства как формы общественного сознания, обусловленной экономикой, порождало и вульгарный социологизм, и схоластику борьбы «вопрекистов» и «благодаристов» (гений создает шедевры вопреки или благодаря своему мировоззрению?), и идею партийного руководства искусством. Несмотря на эти недостатки рассмотрение искусства как формы общественного сознания -- один из плодотворных подходов к изучению природы художественного творчества.

Объективное богатство реального  мира и субъективное богатство человека и его потребностей вызвали к  жизни разные формы общественного  сознания (наука, философия, искусство, мораль, религия, политика, право). Они имеют общие черты: 1) развитие под воздействием исторической действительности; 2) относительная самостоятельность по отношению к действительности, объясняемая их самодвижением, их взаимовлиянием, ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслительного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического материала (в науке); 3) осмысление реальности и обратное воздействие на нее.

Каждая форма общественного  сознания имеет свою специфику: преимущественное внимание к определенным сторонам и  связям действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития, формы, в которых  выражается мысль (научные законы, философские  категории, нравственные нормы, правовые постулаты и уложения о наказании, религиозные заповеди, художественные образы).

 

 

Место искусства  в культуре

1.1 Красота

Что является истоком  культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или  неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но в уединении нельзя победить биологические потребности1.

Первый вопрос, который  рождает осмысление искусства, —  это явление красоты. Красота  — одно из наиболее известных человеческих свойств. Она — неотъемлемая часть  человеческого мировосприятия, поскольку  ощутима, осязаема и очевидна. Однако в истории искусства и культурологии это простое слово вызывало множество споров и противоречивых постижений самого понятия. Мы говорим о необыкновенной красоте Галатеи, египетской Нефертити, Клеопатры. Мы говорим о чарующей красоте природы.

Один исследователь  рассказывал, как он разглядывал  ярко розовый цветок наподобие сирени. Ученый осторожно коснулся ветви, цветок рассыпался и переместился на другую ветку. Как выяснилось, это были насекомые, образовавшие цветок, который не существовал в природе. Они располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленой верхушкой. Мир природы, затейлив и изобретателен.

Когда мы видим перед  собой ширь океана, мы не можем оставаться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в ветреный день хорошо заметно, как они играют там  друг с другом и ветром.

Мы говорим о  красоте произведений искусства... Экспедиция медленно двигалась по полузасыпанным песком улицам Города мертвых. Входы в гробницу частью провалились, частью были занесены песком и угадывались скорее интуитивно, чем по каким-то ориентирам. Надписи и изображения на камнях гробниц и входных блоках были сильно попорчены, местами непоправимо. И вдруг после очередного поворота как чудо, как мираж в пустыне нашим взорам предстала базальтовая стена с изображением какого-то вельможи.

От ветра из пустыни  стелу прикрывал край циклопического сооружения, от которого осталась лишь груда камней. Однако эти камни  и стали защитным барьером для  небольшого по размерам, но очень выразительного камня. В лучших традициях древнейшего  искусства изображение сочетало в себе жизненную выразительность  с какой-то непередаваемой одухотворенностью, пронизанной тонкой, как шелест ветра, печалью.

Голова фигуры была повернута в профиль, а грудь  и руки - в фас. Взгляд был устремлен  куда-то вдаль, может быть, даже и  не в этот мир, а руки с развернутыми ладонями чем-то напоминали крылья птицы, готовой улететь вслед за взглядом, за зовом души. По краю стелы шла иероглифическая надпись с именем изображенного. «Хенену» — разобрали мы имя изображенного. Это было священное имя.

 
1.2 Представление об искусстве  в культуре в целом

 

Понятием «искусство»  обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся  литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и  другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают мир  в образах2.

Образ — это сгусток  художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность  и художественную ценность.

Феномен прекрасного, который раскрывает искусство, представляется одной из самых ясных и очевидных  сторон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таинственности, как  религия или мифология, не требует  такого же уровня специальных знаний, как наука. Мы живем в мире красоты, и нам это кажется вполне естественным. Нас окружают великолепные архитектурные  сооружения, мы любуемся живописными  полотнами, для нас звучат аккорды  музыки.

И все же в течение  многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Русский поэт Николай-Заболоцкий увидел однажды некрасивую девочку. У нее не было выразительных глаз, красивого лица. Но она излучала внутренний свет доброты. И вот у поэта родились строчки:«... что такое красота /И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?»3.

Тем не менее в течение многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Поначалу культурологи считали, что искусство рождается потребностью в подражании. Первобытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закрепить в своем сознании образ животного. Однако художник не только воспроизводил знакомое, похожее. Он вносил в свое произведение фантазию. Вот неандерталец нарисовал птицу.

Однако у нее  человеческое лицо. Разве можно считать  это только подражанием?

Легко заметить, однако, что даже самые радикальные теории подражания не были нацелены на то, что  бы свести произведения искусства лишь к механическому воспроизведению  реальности. Все они в той или  иной степени должны были допустить творческую способность художника. Оба эти требования нелегко согласовать друг с другом: если подражание — истинная цель искусства, то ясно, что творческая сила художника — скорее разрушительный, чем созидательный фактор.

Чтобы достичь высшей красоты, важно не только воспроизвести  природу, но и отойти, отдалиться от нее. Определить меру, правильные пропорции  этого отдаления или уклонения  одна из важнейших задач теории искусства. Аристотель писал о том, что для  создания поэзии предпочтительней убедительная невозможность, нежели неубедительная возможность. Художник обязан создать  нечто лучшее, чем сам образец.

1.3 Выражение человеческих  страстей

 
Совсем другое понимание искусства  сложилось во второй половине XVII I в. в европейской культуре в связи  с именем Жан-Жака Руссо и особенно его произведением «Новая Элоиза». Руссо полностью отбросил классическую традицию в описании и осмыслении искусства. Для французского философа искусство — это не описание внешнего мира, а прежде всего выражение человеческих страстей и эмоций. Вскоре последователями Руссо в Германии стали философ Иоганн Гер дер и поэт Иоганн Гёте. Главной целью искусства они считали уже не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.

Искусство долго  формируется, прежде чем соответствовать  меркам красоты, и все равно это  подлинное, великое искусство, часто  более подлинное и великое, чем  искусство красивое. Ведь человек  по природе своей созидатель, и  этот врожденный дар пробуждается в  нем, коль скоро его существование  обеспечено... Так дикарь расписывает  фантастическими красками кокосовые  орехи, перья и свое тело. И пусть  формы таких изображений совершенно произвольны, искусство обойдется  без знания и соблюдения пропорций, ибо наитие придаст ему характерную  цельность4.

Верно ли, что искусство  выражает только эмоции? Нет, ибо даже в лирической поэзии эмоция не единственная и не решающая черта. Конечно, великие  лирические поэты способны на глубочайшие  эмоции, художник, не наделенный сильными чувствами, никогда ничего не сможет создать, кроме поверхностного и  легкомысленного искусства. Из этого, однако, не следует, что функция лирической поэзии и искусства вообще может  быть адекватно описана как способность  художника освободить душу от чувств.

По мнению Э. Кассирера, подобно всем другим символическим формам, искусство не есть лишь воспроизведение готовой, данной реальности. Это один из путей, ведущих к объективной точке зрения на вещи и человеческую жизнь. Этоне подражание реальности, а ее открытие. Однако искусство открывает природу не в том смысле, в каком ученый использует термин «природа». Художник открывает формы природы, тогда как ученый открывает факты или законы природы. Великие художники всех времен хорошо знали эту особую задачу и особый дар искусства, выражающий его специфику.

1.4 Художественный  дар

Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что художественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказывается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понятно только самому художнику. Когда известного скульптора Родена спросили, как он создает свои произведения, он ответил: это очень просто, я беру камень и отсекаю от него все лишнее... Вопрос лишь в том, что является лишним в камне.

Это может решить только сам художник. В прошлом  году я побывал в селе Бояна, которое находится в Болгарии, недалеко от Софии. В ослепительный солнечный день вошел в церковь и попал в мир обворожительной стенной росписи. Нет, не сцены и не сюжеты средневекового искусства поразили меня. Их символика оказалась довольно традиционной, типичной для далекого XIII века. Но сквозь привычные каноны, отвлеченные зрелищные формы неожиданно проступил лик живого человека. Характерный прищур глаз. Клинообразная бородка. Узнаваемый образ человеческого достоинства. Выражение глубочайшей, безмерной скорби... В каждой композиции безвестный художник отразил яркую и сложную индивидуальность. Какой захватывающий диалог через частокол веков!

Боянский живописец проявил интерес к переживаниям сильным, драматическим. Разрушая трафареты, он отрешился от подробностей бытового плана, передавая движение острой ломаной линией. И вот етранный эффект: с одной стороны, аллегории, обезличенные символы. Но в них же — с другой стороны — предельное обострение чувств, такая индивидуализация, что, наблюдая за игрой световых ликов, я вдруг поразился догадке: да ведь это портрет!.. Сомнений нет — прекраснейший памятник средневековой Болгарии отражает судьбу реального человека. В каждом случае — иного. И его рок, разгаданный безымянным автором, превращается з концентрированный образ5.

Художник и скульптор  — великие учителя в области  видимого мира. Ведь познание чистых форм вещей — отнюдь не инстинктивная  способность, не дар природы. Можно  тысячу раз сталкиваться с данными  предметами в жизни, «не видя»  их формы. Но однажды обрести столь  захватывающее впечатление!

Художник открывает  не новые факты, как историк, и  не новые законы, как ученый, —  он творит новые художественные формы.

Это понимал, например, итальянский художник Леонардо да Винчи (1452-1519), который называл живопись и скульптуру «мудростью видения». Художник открывает многообразные  формы, в которых он может отраяить мир, раскрыть глубину его восприятия человеком.

Человек искусства  мыслит образами. Это специфическая, присущая искусству форма отражения  действительности. В искусстве рождаются  обобщенные художественные образы. Например, французский писатель Оноре де Бальзак  создал образ Гобсека — олицетворение  жадности, жестокосердия и жажды  накопления денег. Писательница Э.Л. Войнич сумела нарисовать героический образ Овода — пылкого и целеустремленного революционера. Литературные типы — весьма впечатляющие примеры огромного воздействия художественного образа на людей.

Некоторые мыслители  полагали, что красота заключается  в самой природе. Дар художника  состоит только в том, чтобы отобразить все прекрасное. Но были и такие  исследователи, которые отрицали всякую связь между красотой искусства  и красотой природы. Красота какого-нибудь ландшафта в реальности отличается от той красоты, которая запечатлена  на полотне художником. Искусство  — это средство, позволяющее творить  мир по законам красоты. Реалисты XIX в., стремившиеся дать правдивое художественное отражение действительности, обладали более глубоким пониманием целей  искусства.

Информация о работе Искусство как форма общественного сознания