Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:45, реферат
Мной была выбрана тема «Интерьер татарского дома» после посещения небольшой татарской деревни, которая заинтересовала меня своей спокойной не свойственной городам атмосферой. Ведь только соединив внешний и внутренний вид, мы сможем получить целостный образ татарского дома - места, которое расскажет нам о культуре и образе жизни наших предков. Места, которые хотят оставить после себя давно устоявшиеся, но такие неизвестные многим традиции. К счастью, о понятии «Интерьер сельского дома» не забывают и существуют выставки, на которых наглядно можно то, что изложено в моем материале воочию.
Введение........................................................................................................................3
Интерьер татарского сельского дома..........................................................................4
Заключение...................................................................................................................16
Список литературы......................................................................................................17
Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
на тему
Интерьер татарского сельского дома
Введение......................
Интерьер татарского сельского
дома..........................
Заключение....................
Список литературы....................
Мной была выбрана тема «Интерьер
татарского дома» после посещения небольшой
татарской деревни, которая заинтересовала
меня своей спокойной не свойственной
городам атмосферой. Ведь только соединив
внешний и внутренний вид, мы сможем получить
целостный образ татарского дома - места,
которое расскажет нам о культуре и образе
жизни наших предков. Места, которые хотят
оставить после себя давно устоявшиеся,
но такие неизвестные многим традиции.
К счастью, о понятии «Интерьер сельского
дома» не забывают и существуют выставки,
на которых наглядно можно то, что изложено
в моем материале воочию.
Интерьер татарского сельского дома
На протяжении столетий основным типом жилища татарского крестьянства Среднего Поволжья и Приуралья была четырехстенная срубная изба с легкими, дощатыми сенями (четырехстенник). Создание интерьера такого жилища подчинялось веками выработанной традиционной модели, которая оставляла мало места для воплощения индивидуальных вкусов и предпочтений. С одной стороны, традиционному интерьеру были присущи устойчивые, малоизменяющиеся компоненты, определявшие его этническую специфику, с другой — он не мог не изменяться под влиянием новых социально-экономических условий.
В татарских сельских жилищах Волго-Уральского региона в конце XIX – начале XX в. отмечалась тесная связь планировочной схемы интерьера, местоположения печи с функциональным разделением жилой площади, особенностями размещения предметов обстановки. Еще во время закладки сруба принимались во внимание такие факторы, как ориентация улицы по сторонам света, место усадьбы в порядке ее застройки, характер соотношения с планом соседних дворов и др. По мере возможности стремились ориентировать жилище окнами на юг, а глухой стеной с печью – в противоположную сторону, к чужому участку.
В этом отношении
показательна получившая
В соответствии с
общетюркскими традициями
Мужская половина считалась
таковой отчасти в силу
Для традиционного татарского жилища была характерна следующая внутренняя планировка помещения. Печь находилась чаще всего справа от входа. Располагалась она, отступая от стен, ближе к центру помещения. Устье печи было повернуто в сторону передней стены. Домотканая занавеска «чаршау» или появившаяся с середины XIX в. деревянная перегородка, не доходившая до потолка, разделяла пространство жилища по линии печи на две неравные по размеру половины: мужскую, парадную — «тњр як» и женскую, кухонную — «почмак як». Данное деление соответствовало и традициям мусульманской культуры, в которой мужское и женское начала были отдельными частями целого и наделялись разными функциями.
Характерной особенностью хлебопекарной печи у татар было наличие дополнительного, пристраиваемого сбоку очага со встроенным котлом. Без котла не обходилось приготовление большинства татарских традиционных блюд. Печь не имела лежанки, столь распространенной в печах русских и финно-угорских народов региона, к тому же отличалась специальным декоративным оформлением в виде ниш, карнизов, рельефных украшений стенки печи, выходившей в парадную половину избы.
Дом считался жилым, если в нем присутствовала печь. В одной из татарских пословиц говорится: «Мичсез љй — мисез баш» (Дом без печи, как голова без мозгов). Печь являлась символом родовой и семейной преемственности, оберегалась как святыня. По одному из древних обрядов невеста целовала печь в доме мужа или прикасалась к ней губами, тем самым приобщаясь к его роду2. В народном сознании печь получила антропоморфные черты и чаще всего представлялась «белой» женщиной или бабушкой, что соотносилось с представлениями о привязанности женщины к домашнему очагу.
Соединение огня и печи в зажженном очаге — это соединение мужского и женского начал, символ продолжения рода. У многих народов символически зажженный очаг напрямую ассоциируется с семейным благополучием. В тюркской кочевой традиции огонь и очаг, будучи символами рода, оберегались членами семьи от затухания. Потухание очага считалось плохой приметой, приносящей несчастье в дом.
Вдоль всей передней стены дома располагался широкий дощатый настил, называемый «сђке». «Сђке» занимало значительную часть жилого пространства избы — высотой оно было в 50 — 60 см, а шириной от одного до двух метров.
«Сђке» было многофункциональным элементом обстановки. На нем члены семьи проводили большую часть своего времени — ели, работали, принимали гостей, спали. На «сђке» располагались различные предметы обстановки: сундуки, маленькие столики для чтения и письма, стопки постельных принадлежностей. «Сђке» являлось не столько предметом обстановки, сколько элементом внутренней архитектуры дома, «приподнятой» частью пола, о чем говорит и привычная для татар поза сидения на нем — скрестив ноги, как на полу.
«Сђке» являлось крупным объектом в жилище, и относительно него, так же как и относительно печи, происходила организация всего внутреннего жилого пространства и размещение предметов обстановки и быта.
Из предметов неподвижной (встроенной напольной обстановки в жилище особо выделялись нары, располагавшиеся от угла до угла по линии передней стены. Нары являются непременным атрибутом интерьера большинства татарских крестьянских жилищ. Широкая их популярность объясняется, во-первых, тем, что за нарами было традиционно закреплено почетное место, а во-вторых, их универсальной функцией: они служили местом работы, приема пищи, отдыха.
По происхождению старые
татарские нары ближе всего
к тем, которые были обнаружены
в различных жилищах
Следующие два элемента
неподвижной напольной
В пространстве относительно небольшой жилой четырехстенной избы существовали и другие предметы обстановки, предназначенные для хранения вещей, одежды, продуктов и т.д. Некоторые из них, прежде всего полати, длинные массивные полки, тоже выполнялись во встроенной технике, т.е. рубались в бревна стен. Их устраивали над дверью в сравнительно высоких (более 2 м) избах между печью и боковой стеной.
Второй вид неподвижной
навесной обстановки – полки
в виде толстого и широкого
(25-30 см) бруса или доски, тянущихся
от печного столба к передней
стене. Длинные полки из шестов,
планок крепились вдоль
Часто встречающимся навесным предметом интерьера избы татарских крестьян была зыбка-колыбель бишек.
В конце XIX – начале
XX в. в интерьере крестьянских
жилищ появились новые, нетрадиционные
предметы навесной обстановки
– часы, зеркала и т.д. Зеркала
использовались не только в
качестве предмета обихода, но
и как элемент декоративного
оформления интерьера, показатель
достатка семьи. В чистой гостевой
половине домов торговцев, духовенства
и других категорий богатых
казанских и особенно
В традиционном интерьере татарской сельской избы подвижная мебель (деревянные кровати, столы, стулья, скамьи, сундуки) была немногочисленной. Кровать ставилась в углу у задней стены, порой вместо нар – в кухонной половине избы. Постельные принадлежности помимо своего прямого назначения в убранном состоянии, опрятно и живописно уложенные на видных местах горкой, служили и для украшения избы. Эта древняя традиция восходит к кочевому жилищу.
Простыни в татарском
быту появились довольно рано.
Их шили из нескольких полотен
белого или полосатого тонкого
домашнего холста, из однотонной
фабричной хлопчатобумажной
Матрасы, простыни, подушки, одеяла укладывались высокими стопками на «сђке» или сундуки и покрывались расшитым покрывалом. Своеобразные декоративные функции в интерьере выполняли дорогая одежда и шубы. Их развешивали по праздникам на стены дома и межкомнатные перегородки.
Изделия из текстиля наделялись охранно-магической силой и символическим содержанием, а также являлись маркером материального достатка. Занавеске-подзору приписывалось свойство оберега «опасной», с мифологической точки зрения, зоны — места соединения стен дома с потолком, которая рассматривалась как граница между верхним миром духов и срединным миром людей. Сакрализованность данной занавески проявлялась и в том, что на ней нередко вышивались арабские религиозные надписи. Кашага оформляла и поперечную потолочную балку — матицу, которая представляла собой границу между внешним и внутренним пространством дома и являлась особой, семантически «напряженной» зоной. У многих народов существовали особые приемы «защиты» матицы, например у русских было принято украшать матицу особым сакрализованным орнаментом.
Стопка уложенных друг на друга постельных принадлежностей являлась символом семейного процветания. Чем больше было членов семьи, тем выше была стопка постельных принадлежностей, что символизировало продолжение и жизнестойкость родового древа.
Занавеска, закрывавшая спальное место молодой пары, — «чыбылдык» выделяла личное пространство молодоженов до тех пор, пока они не переселялись в собственный дом. Чыбылдык активно использовался в свадебном обряде татар: в некоторых районах существовал обычай перевозить невесту из родительского дома в дом мужа в специальной свадебной повозке, которая покрывалась занавеской «чыбылдык».