Густавианская эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

В истории культуры Швеции время правления Густава III (1771 – 1792), которое часто называет густавианской эпохой, можно считать периодом ее наивысшего расцвета. Густав III, правящий в духе просвещенного абсолютизма, сам был культурным и невероятно деятельным королем. «В постоянном стремлении Густава способствовать развитию культуры можно увидеть желание превратить Швецию в великую культурную нацию»1. Наибольший интерес у него вызывали изобразительное искусство и театр. В тоже время исторические труды и художественная литература не остались за пределами его внимания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Шведская академия……………………………………………………………5
Литература……………………………………………………………………..8
Опера и театр…………………………………………………………………..14
Изобразительные искусства…………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………...22

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат Культурология Густавианская эпоха.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опера и театр

У Густава III было непреодолимое желание создать театр и оперу в Швеции. Он был самым крупным драматургом Швеции второй половины XVIII века. «Обычно у королей на подобное не оставалось времени; в случае с Густавом дело выглядело так, что он запирался, чтобы спокойно поработать. Это творчество определенно имело для него большое значение, его не приходится понимать лишь и только как развлечение, хотя поводом к нему было желание дать двору шведский театральный репертуар»9. Темы произведений Густава  были героико-историческими. Две пьесы — «Хетьмфельт» и «Оден и Фригга»- — представляют собой действа со сложными перипетиями и со счастливым концом, исполненные благородного пафоса и героики. Прочие были по тематике ближе самому Густаву. Одна пьеса была оставлена в набросках и позднее будет переработана в оперу «Густав Васа». Две — «Великодушие Густава Адольфа» и «Густав Адольф и Эбба Брахе» — были о кумире царственного автора и примере для других.

«Поразительно, что Густав Адольф в этих двух пьесах выступает в одной определенной роли: благородного деятеля и примирителя, который очень жалеет детей врагов Карла IX. Царственный герой Густава III — это красиво декламирующий и беседующий культурный персонаж, весьма непохожий на плотного воина, который со временем стал довольно-таки толстым. Он прямо-таки почти Бог-отец — всеведущий, всемилостивый и всемогущий. И он обожаем своим безгранично преданным ему народом»10.

Фабула «Великодушия Густава Адольфа» — основанная на интригах, заимствована из худшей пьесы Вольтера «Графиня Живри».  «В доме вдовствующей графини Магдалены Стуре воспитывались мнимый сын Эрика Спарре, казненного канцлера Карла IX, а также его настоящий сын, считавшийся сыном незнатной кормилицы. Мнимый Ларе Эрикссон Спарре, грубый и необразованный человек, по желанию графини должен жениться на Мерте Банер, дочери казненного Густава Банера, которая любит и любима настоящим Ларсом Спарре, храбрым и благородным воином, отличившимся в сражении на глазах у Густава Адольфа. Король прибывает на свадьбу в сопровождении Акселя Уксеншерны, разбирается в путанице, водворяет во всем справедливость и в качестве свадебного подарка жалует благородному и восстановленном в правах Ларсу Спарре конфискованные имения отца, между тем как у мнимого Спарре, относительно которого не было подозрений с самого младенчества, отнимается все, и он спасается бегством вглубь страны, понеся, таким образом, наказание за свое недворянское происхождение и скверный нрав»11.

«Великодушие  Густава Адольфа» - не совсем литературный шедевр, хотя действие и реплики держат в напряжении. Но пьеса представляет большой интерес как источник для выяснения образа мыслей Густава III и особенно его взгляда на себя самого в чужом облачении.

«Густав Адольф и Эбба Брахе» обладает большей драматической силой. Здесь главное действующее лицо — король находящийся в состоянии душевного конфликта. Драматизма ситуации добавляет злая вдовствующая королева, играющая роковую роль в планах женитьбы сына. Эбба Брахе не имеет прототипа в собственной жизни Густава.

Действие умещается в один-единственный день. Двор ждет в Кальмаре Густава Адольфа, который побеждает датчан на Эланде, и Якоба Делагарди, победителем возвращающегося из России. Вдовствующая королева в своем окружении выясняет, что Густав Адольф хочет жениться на сестре датского короля, и спешно готовит свадьбу Делагарди и Эббы Брахе, между тем как последняя вздыхает по Густаву Адольфу, который первым на Эланде, принял решение жениться на Эббе, как только одолеет датчан. Он приезжает слишком поздно: потому, что спасает тонущего — одного из своих простых подданных. Густав Адольф в бешенстве велит признать недействительным только что заключенный брак Делагарди, однако королю мешает верная Эбба, принуждающая его встать на путь добродетели и чести и отказаться от нее. Действие завершается проявлением обоюдного великого благородства, живое участие здесь принимает простой народ.

 «Густав Адольф, пребывавший в отчаянии от потери Эббы Брахе, находит утешение у тех же верных подданных, которые умоляют его не искать смерти в бою с врагом, как он того желает: „Нет, не покидай нас, нет, живи для нас, наш добрый отец, наш добрый король!» И Густав Адольф берет себя в руки: «О небо! Признаю твою милость. Ты показываешь мне любовь моего народа, дабы укрепить мое сердце, разбитое любовью и печалью. Душа души моей! Ты, который направляешь все мои деяния! Любовь к Отечеству! К чести! Приди и оживи, наполни мое сердце, искорени из него всю слабость, утверди мое мужество и сделай меня достойным преданности моего народа». В заключительных репликах Делагарди преклоняет перед ним колена: «Мой король! Мой король! Ваши добродетели превосходят мои ожидания, мои надежды. (Он встает). Да ужаснутся враги отечества, да ужаснутся! Моя рука вооружена мечом Густава Адольфа; я непобедим!» Эбба Брахе обнимает ноги Густава Адольфа, когда он благодарит крестьян — они «возвратили меня к закону чести»12.

Основная тема в драмах Густава III о Густаве Адольфе – это победа и прощение, повторяющаяся картина прощающего победителя. Поражает то, что действительное доказательство доброты и величия короля - поклонение крестьян, простого народа.

Пролежавшая готовой 4 года как литературно-драматическое произведение и в конце концов изложенная Чельгреном стихами, опера «Густав Васа» была представлена публике 19 января 1786 года. Густав Васа не является главным действующим лицом, хотя она и носит его имя. На сцене доминирует со своей ненасытной кровожадностью и своей ненавистью к Швеции отпетый негодяй Кристиан Тиран - датский король. Основная идея оперы - показать ненависть к Дании и датскому королю.

 С осени 1785 года  Густав принимал живое участие в приготовлениях и репетициях. Выдающийся живописец-декоратор Депре блестящее оформил сцену, а исполнительная труппа была столь звездной, как только могла быть в стокгольмской опере того времени. Результатом стал бурный успех. «Густав Васа» шел при аншлаге  и стал предметом обсуждения в столице. «Густав Васа» стала шведской национальной оперой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительные искусства

Изобразительные искусства в густавианскую эпоху  также вступили в пору расцвета. Такие художники, как Густав Пило и Александр Рослин, Адольф Ульрик Вертмюллер и Карл Фредрик фон Бреда работали и за пределами Швеции и приобрели международную известность. Работы скульптора Тобиаса Сергеля и архитектора Карла Хорлемана свидетельствуют о том, что Швеция заняла выдающееся место в европейской культуре.

Александр Рослин (1718 – 1793) – живописец и портретист. Родился в г. Мамлме. Начал свое образование с военно-морской архитектуры, но вскоре увлекся живописью. С 1736 по 1739 Рослин учился у знаменитого портретиста шведского Г. Шредера в Стокгольме. После учебы он жил и работал в Швеции, но вскоре переезжает в Германию, спустя несколько лет в  Италию и во Францию.

«Живопись Рослина ярка и эффективна. Ему особенно удавалось  передать фактуру бархата, блеск драгоценностей, что порой восполняло недостаток портретного сходства».

В 1775 году императрица  Екатерина II лично приглашает Рослина в Петербург. К тому времени Рослин был  одним из ведущих европейских портретистов официальным живописцем нескольких европейских дворов, включая шведский и французский.

За время пребывания в Петербурге написал более сотни  портретов членов царской фамилии  и русских аристократов. В 1776 году, Рослин получает заказ написать парадный портрет российской императрицы. «Густав Адольф Рейтерхольм, придворный шведского короля Густава III, в своих записках о путешествии в Петербург в 1776-1777 годах так описал мастерскую Рослина: "Во время посещения его я имел случай видеть большую часть украшений императрицы, которые он писал, стоимостью не менее 4 миллионов рублей, а также одно из платьев, надетое на манекен, со всеми украшениями и символами власти, помещенными поверх императорской мантии и размещенными рядом". Но Екатерине Второй портрет не понравился: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил ее "шведской кухаркой, грубой и простой"»13.

В 1773 году Рослин стал почетным членом Академии художеств Стокгольма, а через несколько лет уехал  обратно в Париж, где и умер в 1793 году.

Юхан Тобиас Сергель(1740 -1814) – знаменитый шведский скульптор, выделяющийся особой остротой мировоззрения,, безудержностью фантазии, мощностью творческого темперамента.

Сергель родился в  семье придворного гравера. В  юности он  приобретает хорошие  навыки и получает хорошее образование. С шестнадцати лет Сергель работает в мастерской отца и одновременно берет уроки рисования у Яна Эрика Рена, а у скульптора-орнаменталиста Андриена Масрелиеца учится лепке. Спустя год  берет начинает заниматься более серьезно, берет уроки у скульптора-француза Пьера Юбера Ларшевека. Сергель быстро делает успехи и уже в 1758 г. Как студент Академии, где преподавал Ларшевек, получает «второй ежегодный приз» и сопровождает учителя в Париж, где в течении трез месяцев учится во Французской академии. Вернувшись из Франции, Сергель вместе с Ларшевеком около четырех лет работают над скульптурным оформлением главного зала Стокгольмского дворца. За это время Сергель получает свою первую серебряную медаль Академии, звание скульптора и самостоятельную должность на дворцовом строительстве.

В августе 767 года Сергель  приезжает в Рим. Город поразил  скульптора. «Я увидел, - пишет он из Италии, - что ничего не знаю и должен начинать все снова... Античность днем и рисование с натуры вечером - вот чем я занимаюсь два года». Четыре года (1771-1775) он учится во Французской Академии в Риме. Здесь он создает свои первые композиции в духе чисто античной классики: «Юпитер и Юнона», «Венера и Анхиз», «Европа и Бык», «Фавн».

В 1778 году Густав III отзывает Сергеля из Рима в Стокгольм и назначает его придворным скульптором. В Швеции он становится членом Королевской академии живописи. Но случится та, что Сергель побывает еще раз в Риме, сопровождая Густава III, в его поездке.

Скульптор так увлечен  творчеством, что к сорока годам  у него еще нет семьи. Правда вскоре он женится в 1783 году, обойдя церковный брак, на Анне Реллой Чельстрем.

Одна из знаменитейших  работ Сергеля – памятник своего покровителя Густава III.

 В 1792 г. Смерть короля совпадает с рождением его ребенка, которого он назовет Густавом.

После Сергель еще  работает, выполняет королевские  заказы, но уже не с таким рвением  как раньше. Он исполняет  бюст Гусава Адольфа IV.  Последний взлет вдохновения Сергеля связан с назначением его в 1810 году на пост директора Академии художеств и встречей с новым наследником шведского престола Карлом Иоганном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как было сказано ранее, король очень любил оперу, но судьба его такова, что самые большие  неожиданности настигали его  именно там. Вечером 1 марта 1771 г. (в это  время Густав III находился во Франции)  он получает извести о кончине своего отца. А 16 марта 1792 г. на бале-маскараде в опере был осуществлен заговор против самого Густава III, когда он смешался с толпой, один из заговорщиков Анкарстрём выстрелил дробью ему в спину. Ранение было смертельным.

 Просвещенный  король Густав III, потративший много сил и способствовавший сделать большой шаг вперед и выйти на европейскую арену шведской культуре, скончался 29 марта 1792 г.

«Жизнь в Швеции становилась  спокойнее. И скучнее»14.

Позже  Юхан Тобиас Сергель  скажет, что смерть короля-мецената стала смертью для шведского искусства.

Так закончилась замечательная эпоха, носившая имя Густава III, которую многие называют золотым веком шведской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Йорген Вейбулль и Шведский институт. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997.

 

  1. Г.М. Коваленко. Кандидат на престол.  СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ»,  1999.

 

  1. Эрик Леннрут. Великая роль Король Густав III, играющий самого себя.  Стокгольм, 1986.

 

  1. Эрик Леннрут  и Шведский институт. Густав III. Стокгольм, 1999. 

 

  1. Ян Меленг, Альф В. Юхансон, Сюзанна Хедигбет.  История Швеции.  «Весь мир», 2002.

 

  1. Мелетинский Е. М. Литературы скандинавских стран и Финляндии: История всемирной литературы. Т. 5. М.: Наука, 1988.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.bellman.ru
  2. http://persona.rin.ru

 

 

 

 

 

1 Ян Меленг, Альф В. Юхансон, Сюзанна Хедигбет.  История Швеции.  «Весь мир»,  2002. С.158

2  Эпохе Густава особый блеск присущ —

Причудливый, иноземный, легкомысленный, если угодно.

Но, как бы ты ни сетовал, тогда сияло солнце.

Что было б с нами, если б не те дни?

Культура зиждилась  на несвободной почве,

Лишь варварство отечественным  было.

Но здравый смысл принес свои плоды,

Железный варварства язык был сломлен,

Певец настроил лиру, жизнь  стала человечней,

То, что густавианским  было, стало также шведским.

3   Йорген Вейбулль и Шведский институт. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997.   С.72

4 Эрик Леннрут. Великая роль Король Густав III, играющий самого себя.  Стокгольм, 1986. С.117

5 Мелетинский Е. М. Литературы скандинавских стран и Финляндии: История всемирной литературы. Т. 5. М.: Наука, 1988. С.269

6 Мелетинский Е. М. Литературы скандинавских стран и Финляндии: История всемирной литературы. Т. 5. М.: Наука, 1988. С.267

7 Мелетинский Е. М. Литературы скандинавских стран и Финляндии: История всемирной литературы. Т. 5. М.: Наука, 1988. С.268

Информация о работе Густавианская эпоха