Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:43, реферат
Целью данной работы является анализ религиозно-мировоззренческих и социокультурных аспектов христианизации раннесредневековой Руси. Рассмотрение общих вопросов изучения массовой религиозности, истории исследований в области русских религиозных древностей и основных проблем взаимодействия христианства и языческих верований в IX-XI вв.
Введение………………………………………………..……..3
Двоеверие……………………………………………………..4
Феномен двоеверия в современной культуре……………...11
Заключение…………………………………………………....15
Список использованной литературы………………………..16
В жизни православной церкви проблема двоеверия оставалась актуальной по крайней мере до 17 в.. Об этом свидетельствуют, в частности, документы Стоглавого собора 1551 г.. В них перечислены как сохранившие свое влияние почти все формы двоеверия, упорная борьба с которыми велась уже в 11 в. [6,стр.285].
Феномен двоеверия в современной культуре
Двоеверие по своей сути является явлением мировой культуры. Несмотря на то что этот термин пока не получил достаточного распространения в научной литературе, можно говорить о присутствии этого явления в культурах различных народов.
Значительную роль феномен двоеверия сыграл в истории Руси. Крещение не могло перечеркнуть предшествующую традицию язычества, господствовавшую в течение многих столетий. Поэтому христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Это объяснялось не только силой традиции (приверженностью "вере отцов"), но и тем, что христианство не имело корней в укладе народной жизни и долгое время оставалась чем-то чужеродным. Феномен слияния христианства и местных народных (т.е. языческих) вероучений получил название двоеверия. Употребление этого термина можно считать оправданным, так как он присутствует не только в религиоведческой литературе, но и в средневековых поучениях и церковных текстах. О существовании на Руси двоеверия в первые века после крещения, а так же в последующие периоды свидетельствуют такие произведения, как "Слово о полку Игореве", поучения Феодосия Печерского и Серапиона Владимирского, "Слово христолюбца" и многие другие. Там присутствуют упоминания о двоеверцах - людях, которые по обращению в христианство сохраняли многие языческие верования и обряды: ходили молиться под овины, к священным (в язычестве) деревьям, болотам, колодцам, призывали волхвов[1,стр.235].
О существовании на Руси двоеверия свидетельствуют также памятники устной народной словесности (песни, упоминающие Ярилу, Дид-Ладо и т.д.). Происходило также и слияние народных праздников с христианскими. В результате этого слияния возникло своеобразное культурное явление, которое своими носителями понималось как христианское, но не признавалось таковым церковью, относящей многие ее явления к разряду суеверий. Многие христианские праздники, такие как Крещение, Рождество, Пасха, содержали остатки языческой обрядности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о колоссальном влиянии феномена двоеверия на культуру средневековой Руси.
"Старая вера" не сразу уступает свое место в человеческом сознании мировоззрению новому и долгое время ютится в различных формах быта. Длительность этого процесса связана с тем что фактически со сменой религии происходит во многом и смена культуры народа, а на это требуются века.
Кроме как на Руси, двоеверие существовало, например, в христианской Восточно-Римской империи IV в., как видно из Слова Астерия Амасийского о праздновании календ, из проповеди Василия Великого, укорявшего своих современников христиан за то, что их праздники на могилах умерших сродников принимают характер языческих луперкалий. Такие же упреки встречаются в проповедях западных церковных учителей (папы Льва великого, Илария Арелат-ского и др.) [1,стр.63].
Можно говорить также о наличии элементов двоеверия и в культуре скандинавских народов, где так же, как и на Руси, принятие христианства навязывалась сверху и имело часто насильственный характер. Там в течение многих лет старая и новая религии существовали бок о бок. Некоторые люди просто присоединяли христианского Бога к сонму божеств, которым издавна поклонялись. О существовании двоеверия в Скандинавии свидетельствуют многие археологические данные, например: кузнечные формы, в которых отливали амулеты в виде молота Тора и крестов, украшение церквей головами драконов, похожих на те, что были на кораблях викингов.
Двоеверие, или даже вернее многоверие, можно встретить и в культуре Нового света. Привнесенное европейцами христианство здесь причудливо переплелось с местными индейскими верованиями и верованиями рабов, привезенных с Африканского континента.
Элементы двоеверия присутствуют и в культурах исламского региона. Многие формально мусульманские по вероисповеданию народы, например курды, до сих пор практикуют некоторые обряды зороастризма и других религий.
В настоящее время православие и язычество существуют на равных правах. Кто-то выбирает одну религию, кто-то другую.
Православие вобрало многие черты языческих верований, вошедших в вероучение и культ, церковный календарь (святки, масленица, культ хлеба, березы, яблочный спас).
Язычество в настоящее время распространено в России среди народов Севера (Мари-Эл, Якутия Саха и др.). Языческие верования возрождаются и среди других народов России. Неоязычество - новые религиозные движения, основанные на возрождении древних верований и обрядов, бого-покровителей (Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.). В Московской славянской языческой общине прославляются десять богов (всего их 86). Здесь отмечают четыре обязательных праздничных обряда - Масленичный (он же новогодний), Купальский. Яров день, Мокошь. Исповедуется культ бога-воина, много внимания уделяется изучению славянской борьбы. Почитаются домовые, лешие, русалки, практикуются волхования (гадания) по разбрасыванию стрел, по бобам, по огню и по воде. Неоязычники не придерживаются ограничений в питании. Запрещается быть только членом какой-либо партии. Во главе общины стоит жрец. Возникновение неоязычества, преклонение перед духами стихий воспринимается как возможность противостоять силе власти, суровой действительности» [6,стр.98].
Несмотря на организационную слабость и рыхлость неоязыческого движения, в конце 90-ых годов оно завоевало сердца большей части национально ориентированных удмуртов. Даже те, кто не стал верующим язычником, стали исполнять языческие обряды и прониклись уважением и интересом к языческой мифологии. В этом отношении знаменательно распространение среди удмуртской интеллигенции (и других финоугорских народов России) идеологии так называемого "этнофутуризма", которая не предполагает веры в языческую мифологию, но принятие её в качестве основы, некоторого исходного материала для развития светской культуры. В распространении этой идеологии наиболее заметна молодёжная организация "Шунды"[5,стр.46].
Активисты этого движения признают духовную ценность и язычества, и православия, но говорят и о недостатках и опасностях, которые от них исходят. Они поддерживают национальные праздники с языческими молениями, но побаиваются того, что “язычество — это шаг назад для удмуртского народа”. Они признают значение христианства, но не православной церкви.
Заключение
На мой взгляд, очень интересным представляется тот факт, что многие верующие не соблюдают некоторых правил предусмотренных православием. Это говорит о том, что вера является состоянием души человека, а соблюдение каких-то норм и законов, предписываемых церковью, отходит на второй план. Каждый сам решает, во что ему верить, и как. Демократизация российского общества создаёт большие возможности для деятельности Русской православной церкви.
Стоит отметить, что в последнее время церковь активно сближается с государством, что, безусловно, поднимает её авторитет. Технический прогресс тоже не обошёл её стороной. На сегодняшний день у церкви имеется свой сайт в Интернете, что значительно облегчает процесс информирования молодёжи, а значит и расширяет возможность пропаганды веры. Современная церковь принимает активное участие во всех сферах жизни человека.
Само это специфическое явление, которое, видимо, правильнее во всех отношениях называть народным христианством, а не «двоеверием», вобрало не только христианскую и языческую (в узком смысле восточнославянскую) традиции, но и мощный пласт так называемой городской, ахристианской культуры, во многом определившем характер и формы нового духовного симбиоза [2,стр.64].
Размещено на Allbest.ru