Духовные лидеры России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 11:25, реферат

Краткое описание

Становление культуры Россйского государства есть заслуга отдельных лиц, без исторических деятелей нет и истории. Именно благодаря ярким, выдающимся личностям изучение культурологии становится не только полезным, но и интересным и увлекательным занятием. В становление культурологи как науки большой вклад внесли не только творческие люди (художники, писатели), но и люди духовные – духовные лидеры . Именитые деятели, чьи имена навсегда останутся в нашей памяти, позволяют представить и оценить развитие духовной культуры в нашей стране, с которой связана их деятельность, более наглядно и объективно, пропуская время и события через себя.

Прикрепленные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 52.97 Кб (Скачать документ)

    В России Никон  присвоил себе титул «великого государя», в посланиях за границу писался «великим господином и государем». На Земском соборе 1653 г. он настаивал на принятии в подданство Украины и войне с Польшей. Патриарх добился, чтобы царь лично возглавил армию (1654 г.), начал войну со Швецией (1656 г.).

    Никон указывал  направление наступлений, обеспечивал  снабжение армии. В скором времени  Алексей Михайлович признал патриарха  ангелом-хранителем царской семьи  и надежным соправителем. Без  доклада Никону не решалось  ни одно дело Боярской думы.

   До сих пор мы  не знаем в подробностях, как  произошло охлаждение царя Алексея  Михайловича, считавшего прежде  патриарха своим лучшим другом. В 1657 году патриарх занимался постройкой нового монастыря. Верстах в сорока от Москвы понравилось ему место, принадлежавшее Роману Боборыкину, на реке Истре. Сперва он построил деревянную ограду с башнями, а в середине деревянную церковь и пригласил на освящение церкви царя Алексея Михайловича. "Какое прекрасное место, - сказал царь, - как Иерусалим!" Никону понравилось это замечание, и он задумал создать подобие настоящего Иерусалима: послал Арсения Суханова снова на Восток с целью достать и привезти точный снимок с иерусалимского храма Воскресения. Между тем он дал палестинские названия окрестностям своей начинающейся обители: явился Назарет, явилось село Скудельничье и т. п.; гору, с которой любовался царь, назвал Никон Елеоном, а реку Истру - Иорданом. Но потом, мало-помалу, на Алексея Михайловича начали оказывать влияние враги Никона, бояре. Бояре, как видно, задели чувствительную струну в сердце царя; бояре указали ему, что он не один самодержец, что, кроме него, есть еще другой великий государь. Царь, не ссорясь с Никоном, стал отдаляться от него. Никон понял это и не искал объяснений с царем, но вельможи, заметивши, что патриарх уже не имеет прежней силы, не утерпели, чтобы не дать ему этого почувствовать.

    Положение патриарха  изменилось внезапно. 6 мая 1658 г.  царь не пригласил Никона на  ритуал встречи грузинского царевича  Теймураза, а 10 июля, в день  Положения ризы Господней, не  явился на утреню. В этот же  день патриарх публично объявил  в Успенском соборе, что оставляет  патриаршество. Алексей Михайлович  прислал сказать, чтобы он оставался,  но Никон ушел в Воскресенский монастырь. Оттуда он стал вмешиваться в текущие церковные дела. Так, в 1662 г. он провозгласил анафему назначенному царем патриаршему местоблюстителю Питириму.

     В январе 1665 г. Никон написал царю о своем  отречении и готовности поставить  нового патриарха. 12 декабря 1666 г.  на Большом церковном соборе  с участием двух восточных  патриархов Никон был лишен  патриаршего сана и сослан  в Ферапонтов монастырь под  караул.

     После смерти  Алексея Михайловича новый царь  Федор Алексеевич хотел освободить  Никона, чтобы тот мог достроить  Новый Иерусалим, но патриарх  Иоаким (третий после Никона) категорически  отказал в этом царю. По настоянию  Иоакима Никона допрашивали по  тремстам обвинительным статьям  и поместили безвыходно в келье  Кирилло-Белозерского монастыря.  Лишь при известии о болезни Никона царь решился дать приказ о его освобождении. Сопровождаемый на всем пути толпами народа умирающий Никон поплыл в Воскресенский монастырь. Он скончался в пути 17 августа 1681 г. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона в Новый Иерусалим, похоронил его как патриарха и добился разрешения восточных патриархов вечно поминать его в этом сане.

 

Митрополит Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) российский церковный деятель, епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор.

   Говоря о важных  русских исторических деятелях XVII века, нельзя умолчать о духовном  лице, действовавшем преимущественно  в конце XVII столетия; оно имеет  важное значение не только для своего времени, но и для последующих времен по тому благочестивому уважению, какое к его памяти оказывает русский народ.

Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского  полка Украинского гетманата. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей  впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Несмотря на молодость, он скоро обратил на себя внимание своим необыкновенным даром слова; 25-ти лет от роду, в 1675 году, он был посвящен в Густынском монастыре Лазарем Барановичем в иеромонахи. Архиепископ Лазарь Баранович перевел его из Густынского монастыря к себе в Чернигов, и Димитрий пробыл около двух лет проповедником при Лазаре Барановиче.

10 августа 1681 года возведён  в сан игумена и назначен  в Свято-Спасский монастырь в  Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых.

Петр Великий искал  достойное духовное лицо для замещения  кафедры сибирского митрополита  и приказал киевскому митрополиту  Варлааму прислать к нему в Москву такого архимандрита, который бы годился на это место. Варлаам указал на Димитрия. В феврале 1701 года Димитрий, по царскому приказанию, приехал в Москву, а марта 23-го был рукоположен в архиерейский сан.

В январе 1702 года, по смерти ростовского митрополита Иосафа, Петр назначил Димитрия в Ростов. Это  было последнее местопребывание  Димитрия. Приехавши в свою епархию, он тотчас же указал в соборной церкви место для своего погребения и  сказал: "Се покой мой, зде вселюся  во век века".

Здесь окончил он свой многолетний  труд "Жития Святых", которые  были напечатаны вполне в 1705 году в  типографии Киево-Печерской Лавры. По своему обыкновению, Димитрий и в  Ростове говорил постоянно проповеди: в Ростове, как и в Малороссии, полюбили его и стекались к  нему слушатели. Но в великорусском  крае потребовалась от него еще иного  рода деятельность. Димитрий, познакомившись с великорусским духовенством, ужаснулся  крайнего невежества и отсутствия внутреннего  благочестия.

Чтобы пресечь такие злоупотребления, Димитрий писал несколько увещаний духовным с наставлением, как вести  себя, и видел необходимость положить начало книжному просвещению. Он завел  в Ростове духовное училище или  семинарию, которая разделялась  на три класса и имела при Димитрие до 200 учеников. Он содержал это училище  из собственных доходов, занимался  им с большой любовью, сам поверял  успехи учеников, наблюдал за их нравственностью  и благочестием, а летом собирал  их у себя в загородной своей даче, объяснял им сам лично места из Св. Писания, обращался с ними чрезвычайно кротко, по-отечески, и был очень любим ими. Это был первый образчик великорусских семинарий. Кроме общего невежества, над великорусским краем тяготело еще другое зло - раскол; и против этого зла счел обязанностию выступить Димитрий. Он написал большое сочинение против раскола - "Розыск о раскольничьей брынской вере", а когда от Петра последовал указ о том, чтобы все обрили бороды, то Димитрий написал сочинение о брадобритии, в котором доказывал, что бритье бород не составляет греха. Петр нашел в ростовском митрополите поддержку своим преобразовательным планам в этом отношении.

В 1709 году Димитрий стал страдать удушливым кашлем и 27-го ноября скончался. Его нашли в келье мертвым, стоящим на коленях для молитвы. Друг Димитрия, Стефан Яворский, похоронил  его в месте, указанном самим  Димитрием по приезде в Ростов. После покойного Стефан взял его  многочисленные книги, перешедшие в  библиотеку московской синодальной  типографии.

    Литературные  труды Димитрия имеют важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе до последнего времени. Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей.

 

АДРИАН (Андрей)(1690—1700 гг.)

Из митрополитов Казанских  и Свияжских. Был возведен в патриархи  по воле царицы Наталии Кирилловны.

     Адриан написал  несколько поучений, посланий, грамот, значительное число проповедей  и обличений. При нем прошло  два собора: один (в 1697 г.) против  дьячка Михеева, предлагавшего  принять новые догматы относительно  крещения и других обрядов;  другой (в 1698 г.) против дьякона  Петра, утверждавшего, что папа  есть истинный пастырь.

     Адриан был  приверженцем старины и противником  реформ Петра Великого. Отношения  патриарха с царем были напряженными. В то же время грамота о  запрещении устраивать новые  монастыри без государева указа  и Записка о святительских  судах, поданная в Палату об  уложении, свидетельствовали о готовности  Адриана сотрудничать с государством, признавая его компетенцию в  церковных делах.

     Патриарх умер 16 октября 1700 г. С его смертью  завершился патриарший (досинодальный)  период истории Русской православной  церкви.

Упразднение патриаршества.

 После смерти Адриана  царь своей волей поставил  во главе управления церковью  рязанского митрополита Стефана  Яворского с титулом местоблюстителя  патриаршего престола, фактически  упразднив институт патриаршества.  Петр рассматривал церковь исключительно  как институт правительственный,  поэтому власть патриарха он  впоследствии заменил Духовной  коллегией (Святейший Правительствующий  Синод), превратив церковь в один  из государственных департаментов,  находившихся под неусыпным контролем  со стороны монарха. Вплоть  до 1917 Св. Синод оставался высшим  церковным и правительственным  учреждением в России..

Восстановление  патриаршества в России.

 Новая эпоха в истории  русского патриаршества началась  в 1917. После Февральской революции Св. Синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, в котором говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время». В намеченной реорганизации главным был вопрос о восстановлении древней формы управления церковью. Решением Синода был созван Поместный собор 1917–1918, восстановивший патриаршество. Собор открылся в праздник Успения Богородицы и был наиболее продолжительным в истории Русской церкви.

 Тихон (1917–1925)

 31 октября 1917 были проведены выборы трех кандидатов на патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). 5 ноября 1917 в храме Христа Спасителя после Божественной литургии и молебна старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий, и было оглашено имя нового патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.

 В соответствии с  церковными канонами Поместный  собор 1917–1918 предоставил патриарху  право созывать церковные соборы  и председательствовать на них, сноситься с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду. Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством Советов. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь.

 Патриарх Тихон занимал  святительскую кафедру в тяжелый  для Русской православной церкви  период. Основным направлением его  деятельности стал поиск пути  к установлению отношений между  церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право церкви  оставаться Единой Соборной и  Апостольской Церковью, подчеркивая,  что она не должна быть ни  «белой», ни «красной». Важнейшим  документом, направленным на нормализацию  положения Русской церкви, стало  Воззвание патриарха Тихона от 25 марта 1925, в котором он призвал  паству понять, что «судьбы народов  от Господа устрояются», и принять  приход советской власти как  выражение воли Божией.

 Несмотря на все  усилия патриарха, на церковную  иерархию и верующий народ  обрушилась невиданная волна  репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях.

Пимен (1970–1990)

Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. В первый период государство проявляло терпимость к Русской Православной Церкви при сохранении жёсткого контроля над её деятельностью. В частности, Патриарх Пимен был лишён возможности совершать Первосвятительские визиты в епархии. В тех условиях Патриарх проводил лояльную и конформистскую политику в сфере общественной жизни страны: например, не ответил на «Великопостное письмо» Александра Солженицынас призывом открыто противостоять государственной политике атеизма. В сфере, прямо касавшейся церковной жизни, нередко твёрдо обозначал свою позицию: например, он поддержал епископа Феодосия (Дикуна), обратившегося к Леониду Брежневу с письмом о вопиющем бесправии Церкви, демонстративно возведя его в 1978 году в архиепископский сан. В патриаршество Пимена в 1988 в условиях «перестройки» состоялось празднование 1000-летия крещения Руси.

23 декабря 1980 года Священный  Синод постановил «начать подготовку  к празднованию Русской Православной  Церковью предстоящего великого  юбилея, для чего образовал Юбилейную  комиссию под председательством  Патриарха. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения  Руси будет строго внутренним  церковным торжеством. 17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. 1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. 29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия.

Информация о работе Духовные лидеры России