Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 17:17, реферат
Африканские этносы хадза и датога до сих пор ведут традиционный образ жизни, из поколения в поколение передавая знания предков. Хадза придерживаются моногамии, занимаются охотой и собирательством; датога, напротив, практикуют полигинию и представляют собой пример полуоседлых скотоводов.
В 2006 и 2007 годах Российской комплексной экспедиции в северную Танзанию под руководством проф., д.и.н. М.Л. Бутовской, представилась замечательная возможность поработать среди народов Восточной Африки, до сих пор ведущих традиционный образ жизни. В этой статье речь пойдет о двух этносах — хадза и датога.
Датога с малых лет начинают ухаживать за скотом: мальчикам доверяют пасти небольшое стадо, а девочки помогают по хозяйству и присматривают за младшими детьми. Они носят воду, помогают матери или другим женщинам при готовке, ходят за хворостом для очага.
Дети
рано осознают главную заботу жизни
— пропитание, и начинают участвовать
в процессе добывания пищи. У них
нет особого выбора, кем стать
в будущем, да и желания изменить
свою жизнь, и уже в детстве
датога и хадза, как и другие традиционные
народы, становятся одним из звеньев социальных
и трудовых практик. Семья и общество нуждаются
в продукте, производимом детьми.
Детские игры традиционных африканцев — это в первую очередь попытки подражать трудовой деятельности взрослых. Уже с малых лет мальчики хадза охотятся с игрушечным луком, датога дерутся на палках, а девочки играют в «дочки-матери». У них нет современных красивых игрушек: тапочек превращается в куклу, машинка делается из всего, что попадется под руку, крышечки от бутылок заменяют деньги, обрывки тряпок становятся куклами. Сюда проник и самый популярный в мире вид спорта — футбол. И хадза в буше (от англ. bush — «куст»; дом, точнее кусты саванны, где живут хадза), и школьники в деревне, и датога на дальних пастбищах играют мячиком, сделанным из старого тряпья и обмотанным веревками. К любимым забавам относятся также «салки» и лазанье по деревьям.
Одним
из частых развлечений является катание
металлического обруча (как правило,
от колеса велосипеда) по земле с
помощью палки, — еще до недавних
пор распространенное в Европе. Малыши
любят играть с камушками, перекладывая
их с места на места. У хадза и
датога есть домашние животные: собаки,
которые взрослым помогают охотиться
(у хадза) или загонять скот (у датога),
и кошки (у датога). Дети часто возятся
с ними.
Среди хадза и датога тяга к образованию, мягко говоря, не велика. Несмотря на возможность бесплатного обучения в школе и проживания в интернате, немногие хадза и датога стремятся получить образование или дать его своим детям. Мальчики чаще девочек отказываются от обучения или сбегают из школы, чтобы вернуться в буш/бому. Имеются многочисленные примеры, когда дети, проведя значительное время в школе (от четырех до семи лет), все равно возвращаются к традиционному образу жизни и их образование остается практически не востребованным [См.: Бутовская М., Мабула А. Дети-хадза: успешность адаптации в многоэтничных коллективах сверстников , с. 22 // Этногра фическое обозрение. М., 2007. Вып. 2]. Школьники упускают время для освоения традиционных навыков охоты и собирательства, что сказывается на снижении их социального статуса, их даже высмеивают соплеменники.
Те, кто все же попадает в школу, применяют свои традиционные навыки и представления и в этой «новой жизни». Между учащимися хадза соблюдается традиционная система возрастной иерархии: старшие мальчики (14 лет и старше) полностью берут на себя контролирующие функции в отношении младших: отдают распоряжения и командуют их действиями (организация раздачи пищи, помощь на кухне, уборка территории и прочие хозяйственные дела), следят за порядком. В свободное время дети играют, воссоздают из подручных средств подобия традиционных музыкальных инструментов и выводят на них вполне приятные мелодии.
Школьное
утро начинается с официальной «линейки»,
когда все школьники
У хадза отсутствуют выраженные мужские обряды инициации, дети плавно вливаются в мир взрослых. Павда, в первой половине ХХ века многие мужчины хадза, очевидно под влиянием тесных контактов с соседним народом исанзу, проходили через обрезание, женское обрезание распространения не получило. Важнейшим ритуалом в наши дни остается женская пубертатная инициация «май-тох-ко». Девушки, вступающие в пору зрелости, собираются в одном лагере, где старшие женщины умащивают их тела жиром животных и украшают бусами. После этого им вручаются специальные палочки «фертильности», которыми им предписано стегать всех мужчин, встретившихся на их пути. [См.: Бутовская М., Драмбян М. Хадза Танзании: традиции и современность, с. 108 // Азия и Африка сегодня. М., 2007. № 7.]
У датога долгое время существовало и мужское, и женское обрезание, но в настоящее время женское уже не практикуется. Пожилые женщины-датога еще застали его, но не любят распространяться на эту тему. В настоящее время датога осознают жестокость этой процедуры и ее последствия (большая смертность вследствие антигигиеничных условий). Как и у масаев, главных врагов датога и тем не менее наиболее близких им в антропологическом плане, у мужчин датога обрезание производится между 12 и 16 годами. Родители должны оплатить расходы на церемонию (организацию большого праздника, на котором присутствует огромное число родственников; подарки мужчинам, проводящим церемонию), поэтому обряд может состояться и в более раннем, и в более позднем возрасте [См.: Ван Геннеп А. Обряды перехода, с. 82 - М., 2002]. Прохождение через этот обряд — воспитание мужественности, которая особенно важна в воинских культурах.
Хадза
и датога — редкие примеры сохранности
традиционной культуры. Все их традиционные
практики и стиль воспитания детей прежде
всего являются адаптацией к тем условиям
(климатическим, экономическим, социальным
и т.д.), в которых они жили и продолжают
жить, и результатом развития их собственной
культуры на протяжении веков. Остается
надеяться, что, несмотря на всеобщую глобализацию,
коснувшуюся и африканского континента,
эти традиционные общества будут продолжать
существовать, в первую очередь потому,
что сами они довольны своим образом жизни
и не хотят его менять.
Библиография
Примечание
[1] Экспедиция поддержана грантами РГНФ № 06-01-18128e и № 07-01-18009е.
[2] Хадза строят дома (шалаш из соломы и веток) только в сезон дождей. В остальное время они спят на земле или на шкурах, прикрывшись традиционным африканским платком (канга) или одеялом (чука).
[3] По
этим же причинам в случае
смерти родителей ребенок
[4] Для датога, как и для других традиционных скотоводов, скот — главная ценность.
[5] Подробнее об этой церемонии см. Бутовская и др. 2008.
[6] Масаи преимущественно живут в Кении и Танзании и, так же как датога, занимаются скотоводством. К сожалению, под влиянием цивилизации они утратили многие традиционные черты своей жизни.
[7] Драки на палках у взрослых датога — метод разрешения споров и конфликтов и показатель силы (аналогично европейской дуэли).
[8] Каждый
мужчина-хадза, будь он еще совсем мальчиком
или опытным охотником в летах, имеет свой
лук, созданный под его физические параметры.
Кроме того, каждый изготовляет стрелы,
украшенные определенным рисунком и/или
полосками кожи или меха. Такие метки исключают
конфликты из-за добычи, на которую охотится
сразу несколько мужчин (по стреле можно
определить, кто именно убил животное).
В отличие от датога, главной ценностью
и показателем статуса человека у хадза
являются его охотничьи навыки.
Информация о работе Детство у восточно-африканских народов хадза и датога