Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 16:48, реферат
Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968). В методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.
Введение
Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968). В методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.
В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов.
В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность.
Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фудаментом всякой культуры.
Питирим Александрович Сорокин – основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое наследие настолько объемно и многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы.
Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.
Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.
Все части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах.
Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.
Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению.
Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей три типа культур:
Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:
Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.
Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств.
Эта среда обитания формирует
их потребности и ценности.
Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и
второго, в нем сосуществуют и те и другие
признаки.
Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.
Но человек не ограничен только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы: жажда славы, популярности, денег власти, познания. Многие из них характерны для телесно- духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.
Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний – то минимума к максимуму, от скудости – к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; от добродетели до порока.
Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.
Способы удовлетворения потребностей.
Здесь также возможны различные варианты:
поиск средств и среды их реализации; обращение
к самому себе, стремление найти внутренние
резервы за счет собственной энергии;
поиск новых источников преодоления жизненных проблем.
Комплекс этих признаков в различных модификациях
образует различные типы культуры.
Первый тип – идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья.
В соответствии с выделенными признаками ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Потребности и цели по преимуществу имеют духовный характер, степень их удовлетворения самая максимальная, а способ их осуществления происходит за счет ограничения, минимизации всех физических потребностей. Все телесное рассматривается как греховное, второстепенное.
Чувственная среда растворяется
в бесконечной божественной реальности.
Идеалом становятся аскетизм, отшельничество,
житие святых духовных отцов и реформаторов,
христианских апостолов.
Таковы разновидности этого типа культуры аскетического и активного идеациализма.
Обращаясь к исследованию данного типа культуры в европейском Средневековье, Сорокин отмечает, что наиболее значимой и влиятельной ценностью этого времени является религия.
Архитектура и скульптура Средних веков – «Библия в камне», литература были пронизаны христианской верой, в живописи господствовала библейские сюжеты и темы, музыка также носила религиозный характер и предназначалась для церковных служб.
Этика и право основывались на заповедях христианства, философия имела теологическую направленность. Политическая организация была теократической и воспроизводила церковную иерархию.
Семья рассматривалась как священный союз, нравы и обычаи воплощали единство с Богом как высшую ценность.
Даже экономика регулировалась и контролировалась религией, налагавшей запреты на различные формы торговых сделок и отношений, несмотря на их выгоду.
Весь чувственный мир рассматривался
лишь как временное «прибежище человека»,
в котором последний – странник, стремящийся достичь вечной обители Бога.
Таков был менталитет человека идеациональной
культуры.
Закат средневековой культуры начался
в Европе в конце XII в., когда стали выдвигаться
новые ценности и утверждался чувственный
тип культуры.
Второй тип – чувственная, или
сенситивная, культура.
Начиная с XVI в. в Европе постепенно становится
доминирующий новый принцип культуры
– сенсорной, утилитарной, светской, «соответствующей
этому миру». Чувственный менталитет считает реальностью
то, что воспринимается «здесь и сейчас».
Все потребности и цели носит материально-практический
характер, их удовлетворение становится
первостепенной задачей жизни. Чистая
и возвышенная духовность отходит на второй
план. Возникает новый менталитет и иной
тип личности. Все оказывается подчиненным
чувственным наслаждениям, жизненным
удовольствиям, практической пользе.
Чувственное искусство свободно от религиозных догматов и моральных запретов. Оно отмечено «возбуждающей наготой и сладострастием», ибо призвано развлекать и давать наслаждение, изображать реальность «такой, какая она и есть». Чувственные формы культуры питали изобразительные искусства индийских и скифских племен, искусство периода Среднего и Нового царства в Египте; они характерны для последнего периода крито-микенской и греко-римской цивилизации с III по IV вв. до н. э. Чувственный тип культуры доминирует в Европе приблизительно с XV-XVI столетия и достигает абсолютного расцвета в XIX в.
Общая тенденция чувственного мышления состоит в том, чтобы рассматривать мир с материалистических позиций. Все концепции и теории, основанные на сверхчувственной реальности, отвергаются как заблуждения. Социальные и психологические науки имитируют естественнонаучный подход, экономический материализм набирает силу в объяснении общественной жизни.
Все духовное, сверхчувственное осмеивается как ненаучное. В такой культуре материальные ценности становятся определяющими, начиная от богатства до повседневного комфорта. Это приводит к вытеснению вечных ценностей временными.
Все ценности становятся относительными:
что было добродетельным, становится порочным;
что было истиной, объявляется ложью, но
рано или поздно релятивизм уступает место
скептицизму, цинизму и нигилизму, а общество
погружается в пучину морального, интеллектуального
и культурного хаоса. Такое состояние
не может продолжаться долго, ибо общество
или гибнет, или вырабатывает новую систему
ценностей.
Таковы в общих чертах особенности чувственного
типы культуры.
Третий тип – идеалистический
культурный менталитет (смешанный). Он
сочетает в себе черты идеациональной
и чувственной культуры в различных комбинациях
и пропорциях и поэтому является внутренне
противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции.
Идеалистический культурный менталитет
ориентирован на позитивные ценности,
он избегает патологических и негативных
явлений, намеренно приукрашивая жизнь,
стремясь подчеркнуть благородные черты.
Здесь нет крайностей идеационального
и чувственного стилей культуры, в нем
сбалансированы материальные и духовные
ценности, но преимущество отдано высоким
нравственным идеалам.
В смешанном типе культуры может быть обнаружен псевдоидеациональный менталитет. Для него характерно унылое, пассивное умение терпеливо переносить удары извне, не сопротивляться лишениям и бедам. Это приводит к минимизации духовных и телесных потребностей, когда человек удовлетворяется самым малым.
Но такое состояние не является результатом собственного выбора, оно вынужденно, ибо внешнее принуждение столь велико, что не остается сил для сопротивления.
Жизнь в ужасных, жестоких условиях, когда лишь «теплится» существование, характерна для различных групп.
К ним можно отнести больных,
пораженных неизлечимой болезнью; людей, переживших различные
природные или социальные катастрофы,
которые привели к их полному разорению;
нищенские гетто; заключенных в тюрьмах
и лагерях; группы, испытывающие действие
жестокого правящего режима, намеренно
ограничивающего их материальные и духовные
потребности.
Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней стадии старения и находится в предсмертной агонии.
Кризис западной культуры представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будет складываться новая форма культуры с иными ценностями.
В западном обществе такой переход уже осуществлялся в истории. Когда идеациональная культура исчерпала свои возможности, на смену ей пришли ценности чувственной культуры.
Но это не привело к «закату» общества, не парализовало его творческие силы. После хаоса переходного периода начался новый подъем, и в течение пяти веков западная культура демонстрировала перед всем миром свое великолепие.Все великие культуры подвергались таким изменениям, ибо ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях. Более того, те культуры, которые не изменяли форму, не находили новых ценностей, становились инертными, мертвыми, непродуктивными.
Сорокин подчеркивает, что разрушается лишь доминантная, преобладающая
форма культуры, но она ни в одном обществе
не существует в «чистом» виде. Наряду
с ней развиваются и иные формы, не интегрированные
в целостную систему. Они выражены в многообразии
изобразительных искусств, науки, философии,
религии и образов жизни.