Виды преступлений против жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 20:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ видов преступлений против жизни.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику преступлениям против человека;
- определить и раскрыть составы преступлений предусмотренных ст. 105, 107, 109 УК РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против жизни….……5
Глава 2. Виды преступлений против жизни……………….…...…….14
2.1. Убийство и особенности квалификации убийства……………...14
2.2. Убийство в состоянии аффекта………………….………………..30
2.3. Причинение смерти по неосторожности…………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………….40

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ УГОЛОВНОЕ ПРАВО.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика преступлений против жизни….……5

Глава 2. Виды преступлений против жизни……………….…...…….14

2.1. Убийство и особенности квалификации убийства……………...14

2.2. Убийство в состоянии  аффекта………………….………………..30

2.3. Причинение смерти  по неосторожности…………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Право человека  на  жизнь  провозглашается  всеми  международно-правовыми актами о правах  человека  и почти всеми  конституциями  стран мира, как неотьемлемое право  человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен  жизни. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание  для  запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об  охране  жизни еще  до рождения  человека.

 Убийство - это  предусмотренное  Особенной  частью Уголовного кодекса деяние, посягающее  на жизнь другого человека и причиняющее  ему смерть.

  Объектом  убийства  является жизнь  человека, которая  состоит  не только из биологических  процессов, но и включает   общественные  отношения, обеспечивающие жизнедеятельность  человека и охраняющие его жизнь. Началом жизни считается   появление плода во время родов. Поэтому лишение   ребенка жизни в этот  момент  и позднее  является убийством.

  Уголовно-правовой  охране  по российскому  уголовному закону  в равной мере  подлежит  жизнь  любого  человека независимо от возраста, физических данных и моральных качеств. Особенная часть  нового  Уголовного кодекса Российской Федерации  открывается  разделом VII «Преступления против личности».

Лишение жизни другого человека является  убийством,  биологическая    жизнь человека является предметом  посягательства.  Жизнь  как  предмет    посягательства существует тогда, когда человек родился и еще  не  умер.

Убийство  –  деяние  неправомерное,  этим   оно   отличается   от    правомерного лишения жизни, к которым относятся  уничтожение  врага  на    войне, приведение в исполнение  приговора  о  смертной  казни,  лишение    жизни в результате необходимой обороны, причинение смерти преступнику в    момент его задержания.

Целью данной  работы является анализ видов  преступлений  против жизни.

Задачи  исследования:

- дать общую характеристику  преступлениям  против человека;

- определить и раскрыть  составы преступлений предусмотренных  ст. 105, 107,  109 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика преступлений против жизни

 

Современный законодатель предусмотрю два вида преступлений против жизни - убийство и причинение смерти по неосторожности. Все случаи убийства отличает субъективная направленность действий, а именно умысел на достижение результата. В свое время М.Д. Шаргородский подчеркивал, что «неосторожный убийца» также противоречит духу языка, как выражение «неосторожный поджог»; убить и поджечь можно только умышленно. Неосторожно можно только причинить смерть иди вызвать пожар. Тогда это абсолютно верное суждение — было подвергнуто критике.

Любое решение правоприменителя, в особенности судебный приговор, означает с социальной точки зрение стигматизирование лица, преступившего правовые запреты. Если в судебниках первоначального формирования государственности было предусмотрено клеймение преступника (например, вору выжигали на щеках и на лбу слово «вор»), то по своей социальной сути такое же клеймение ставилось и в случае признания лица виновным в преступлении. Так, признавая субъекта виновным в совершении убийства, правоприменитель ставит ему социальное клеймо «убийца», и это клеймо должно соответствовать тому страшному и одиозному значению, каковое и подразумевает соответствующее понятие.

Каждое понятие имеет строго фиксированное содержание, смысл которого интерпретируется по устоявшийся, общепринятым меркам. Признавая субъекта убийцей, необходимо учитывать, что с этим социальным клеймом человек в дальнейшем будет жить в обществе, где отношение к убийцам совершенно определенное. Исходя из социального значения итога правоприменительного решения, законодатель разумно и справедливо провел четкую грань между убийцей и лицом, причинившим смерть по неосторожности.

Разграничение между убийцей и лицом, причинившим смерть по неосторожности, имеет важное значение и для правоприменительных решений. Правоприменитель как и любой другой человек наделён способностью психологической оценки факторов действительности. Эта врожденная человеческая способность влияет на выбор того или иного правоприменительного решения, определяющего степень тяжести ответственности, по сути дела, судьбы виновного. Понятие «лицо, причинившее смерть по неосторожности», несомненно толерантное (либеральнее, терпимее); чем  понятие «убийца». С точкой зрения психологических особенностей принятия решения, это понятие предполагает более мягкое отношение» к судьбе виновного, что в большей мере отражается в конкретно назначаемом наказании1.


Объектом преступлений против жизни является жизнь человека как способ биосоциального существования. При этом родовой и непосредственный объекты совпадают.

При определении объекта посягательства на жизнь человека необходимо оперировать соответствующим понятием, не выходя за рамки определения жизни. Лишить жизни можно только живущего, но не мертвого. В противном случае речь можно, вести или неоконченном посягательстве на жизнь; или о другом преступлении. В юридическою литературе считается, что началом жизни является начало физиологических родов; Однако эта юридически позиция нуждается в уточнении, Дело в том, что роды, как определенный физиологический процесс, состоят из трех периодов. Первый период сопровождается родовыми схватками благодаря сокращениям мышц. Второй период начинается изгнанием плода из матки и оканчивается собственно рождением, после которого ребенок начинает дышать и кричать. Для юриспруденции, а именно для констатации ответственности за преступления против Жизни, имеет принципиальное значениё лишь окончание второго периода родов, когда ребенок начал самостоятельно дышать. Именно с этого момента человек считается родившимся, именно с этого момента начинается жизнь как биологическое Существование. Следовательно, можно утверждать, что момент начала жизни сопряжён с моментом первого дыхания ребенка2.

В юридической литературе высказано мнение, что посягательство на жизнь ребенка, находящегося в утробе матери, при сроке беременности свыше 22 недель должно признаваться убийством3. Автор мотивирует это тем, что аборт возможен, когда срок беременности не превышает 22 недели. С этим утверждением нельзя согласиться, так как ребенок еще не родился. И то, что последующее извлечение плода может называться искусственными родами, не означает наличия убийства, если плод находится в чреве матери. В соответствии с ч. 1 ст. 111 УК это признается причинением тяжкого вреда здоровью матери. И только в случае рождения ребенка в результате преждевременных или искусственных родов и последующего умышленного его умерщвления можно говорить об убийстве.

В соответствии с Инструкцией Минздрава России4 смерть человека наступает в результате гибели организма как целого. В процессе умирания выделяют следующие стадии: агонию, клиническую смерть, смерть мозга и биологическую смерть. Агония характеризуется угасанием внешних признаков жизнедеятельности организма (сознания, кровообращения, дыхания, двигательной активности).

Российский законодатель не стал нормативно регламентировать момент начала жизни. Возможно, такая позиция верна, поскольку с точки зрения  биологии этот момент очевиден. Вместе с тем законодатель императивно регламентировал момент наступления смерти, после которого посягательства не могут быть рассмотрены как преступления против жизни  и  лишь в случае фактической ошибки посягательство может быть квалифицировано как неоконченное преступление, направленное на лишение жизни.

Момент наступления смерти регламентирован в законе Российской Федераций «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. Статья 9 закона, («Определение момента смерти») гласит: «Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с  процедурой утвержденной Министерством здравоохранении Российской  Федерации». Цитируемый закон прекратил имевшие место споры по поводу установления момента смерти: клиническая и биологическая смерть кладёт  предел жизни человека. Итак, объектом преступлений против жизни является жизнь человека как способ биосоциального существования, которая начинается с момента первого дыхания и заканчивается гибелью всего головного мозга (биологическая смерть).

Помимо фактических предпосылок, для признания деяния преступлением против жизни  необходимы  и  юридические  предпосылки,  и  в  их  числе противоправность и виновность. Дело в том,  что  насильственная  смерть может носить и правомерный характер.  «В отличие от правомерного лишения  жизни,  несчастного  случая  и самоубийства, преступления против жизни преследуются как противоправные деяния,  предусмотренные  Особенной  частью  УК  РФ.  Чтобы   исключить    отнесение к преступлениям против  жизни  правомерное  лишение  жизни  и    случайное  причинение  смерти,   совершаемые   при   отсутствии   вины,    необходимо при выяснении понятия этих преступлений указать на  виновное    лишение жизни»5. Помимо физических и юридических предпосылок, которые  необходимы для отнесения деяния к преступлению против жизни, у  каждого  из преступлений данной категории есть свои признаки,  имеющие  значение  для их общей характеристики.

Опираясь на рассмотренные фактические и  юридические  предпосылки,  убийство в ч. 1 ст. 105 УК РФ определяется  как  умышленное  причинение смерти другому человеку. Тем самым  из  категории  убийств  исключается причинение смерти по неосторожности,  но  это  не  означает  исключения последнего из числа преступлений против жизни.

Объект убийства образуют  общественные  отношения,  обеспечивающие безопасность жизни граждан. Объектом  убийства  является  жизнь  любого  человека, независимо от его пола, возраста,  национальности,  состояния здоровья и т.п. Во всех видах убийств объект преступления одинаковый.

Объективная сторона преступлений против жизни характеризуется как действием, так и бездействием. Действие, как активный поведенческий акт, может выражаться в физическом или психическом воздействии на потерпевшего, в результате которого наступила смерть.

Объективная сторона  убийства  состоит  в  противоправном  лишении    жизни  другого  человека.  Убийство  может  быть  совершено  как  путем    действия, так и путем  бездействия.  Чаще  всего  убийство  совершается    путем  действия,  нарушающего  функции  или  анатомическую  целостность    жизненно важных органов  человека.  Убийство  путем  бездействия  может    иметь место лишь в  тех  случаях,  когда  виновное  лицо  обязано  было    заботиться о потерпевшем, и когда оно  должно  было  и  могло  совершить    определенные действия, могущие предотвратить смерть. Убийство относится    к преступлениям с  материальным  составом.  Оконченное  убийство  имеет    место в тех случаях, когда в  результате  деяния  виновного  фактически    наступила биологическая смерть потерпевшего. Время  наступления  смерти    для признания убийство оконченным значения не имеет.

Ответственность за причинение смерти путем бездействия наступает лишь в строго определенных случаях: когда субъект должен был и мог действовать.

Объективная необходимость действовать в конкретных случаях противоправного пассивного поведении вытекает из следующих обстоятельств.

Во-первых, должностные или профессиональные обязанности диктуют субъекту необходимость действовать в конкретной ситуации. Например, врач, обязанный дать пациенту необходимые лекарства, не делает этого с целью причинения смерти.

Во-вторых, обязанность действовать может быть следствием особых отношений между виновным и жертвой. Так, родители обязаны заботиться о своих несовершеннолетних детях, Неисполнение такой обязанности с целью причинения смерти ребенку рассматривается как преступление против жизни.

В-третьих обязанность действовать в конкретном случае пассивного поведения может вытекать из предыдущей деятельности субъекта. Например, автомобилист сбил пешехода, не нарушив при этом правил дорожного движения, В такой ситуации он обязан оказать помощь пострадавшему, однако с целью причинения последнему смерти не делает этого. В ситуации такого рода субъект может нести ответственность как за сам факт бездействия (ст. 125), так и за наступивший результат.

Поскольку Преступления против жизни относятся к категории материальных составов (наступление последствий для возможности констатации оконченного деяния является необходимым), постольку необходимым условием квалификации соответствующих деяний является, наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями. Наибольшую сложность установление причинной связи вызывает квалификация рассматриваемой категории преступных посягательств.

Информация о работе Виды преступлений против жизни