Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Конституция РФ закрепила тезис о том, что защита прав, свобод и законных интересов личности – одна из центральных и приоритетных задач, строящегося демократического государства и общества (ст. 2, 17, 38, 46, 52 Конституции РФ) . Поэтому, и применение принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, но и эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 60.32 Кб (Скачать документ)

                                       Введение.

     Конституция РФ закрепила тезис о том, что защита прав, свобод и законных интересов личности – одна из центральных и приоритетных задач, строящегося демократического государства и общества (ст. 2, 17, 38, 46, 52 Конституции РФ)1. Поэтому, и применение  принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, но и эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.

    В этой связи  особую актуальность приобретают  законность и обоснованность  применения принудительного лечения,  поскольку принуждение всегда  связано с существенным ограничением  прав человека. Поэтому важным  является решения задач обеспечения  законности при осуществлении  расследования и рассмотрения  дел о применении принудительных  мер медицинского характера, неуклонного  соблюдения гарантий охраны прав  личности при применении к  ним принудительных мер. Указанные  обстоятельства обуславливают своевременность  и актуальность настоящего исследования. 

    Не всегда общественно  опасные деяния совершат вменяемые  лица. В принудительном лечении  нуждается до 60% душевнобольных, совершивших  преступление или иное общественно  опасное деяние.

    Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны. Об этом говориться и международных актах, где одним из показателей уровня социально-экономического развития, гуманизации и демократизации общества называется соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья.

    Применение принудительных  мер медицинского характера затрагивает  права личности, поэтому данная  проблема имеет как юридическую,  так и общественную значимость. Об этом свидетельствуют имевшие в недавнем прошлом факты злоупотреблений принудительными мерами медицинского характера в отношении инакомыслящих, помещение диссидентов в специальные психологические больницы системы МВД.

    Объектом исследования  в рамках курсовой работы выступают  общественные отношения, связанные  с применение принудительных  мер медицинского характера.

    Предметом исследования  являются нормы уголовного права,  регулирующие вопросы применения  принудительных мер медицинского  характера.

    Цель данной  работы – исследование порядка  применения принудительных мер  медицинского характера, имеющих  фундаментальное значение в реализации  принципов законности, справедливости  и гуманизма.

   Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения.
  2. Определить виды принудительных мер медицинского характера.
  3. Рассмотреть порядок продления, изменения и прекращения применения, принудительных мер медицинского характера
  4. Проанализировать проблему правового статуса лица в отношении, которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.

     Нормативную  базу исследования составили  Конституция Российской Федерации,  Уголовный кодекс Российской  Федерации, Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации,  Постановление Пленума Верховного  суда Российской Федерации, другие  федеральные законы и нормативно-правовые  акты Российской Федерации.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                1.Понятие принудительных мер медицинского характера.

    1. Понятие и правовая природа принудительных мер медицинского характера.

    В уголовном  законе не дано определение  принудительных мер медицинского  характера, поэтому этот пробел  восполняется в юридической литературе. Уголовный кодекс содержит специальный  раздет (VI) под названием «Принудительные меры медицинского характера». В данном разделе указаны основания применения принудительных мер (ст. 97 УК РФ), цели применения (ст. 98 УК РФ), виды принудительных мер медицинского характера (ст. 99 УК РФ), а также сформулированы нормы, определяющие порядок продления, изменения и прекращения применения таких мер (ст. 100-104 УК РФ)2. Исходя из этих нормативных положений ученые дают определение этого института уголовного права. Принудительные меры медицинского характера – это предусмотренные уголовным законом виды принудительного лечения, применяемые судом к лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, предусмотренное Особенной частью УК, страдающим психическими расстройствами, в случаях, когда эти расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

    Основания и  пределы применения принудительных  мер медицинского характера установлены  уголовным законом, порядок –  уголовно-процессуальным, а их исполнение  определяется уголовно-исполнительным  законодательством Российской Федерации  и иными федеральными законами. В связи с этим можно сделать  вывод, что принудительные меры медицинского характера являются уголовно-правовыми мерами государственного принуждения.

    Принудительные  меры не являются наказанием, но имеют с ни сходство –  это меры государственного принуждения,  назначаемые судом и обеспечиваемые  принудительной силой государственных органов.

    Различие их в том, что наказание применяется к виновным в совершении преступления, принудительные меры медицинского характера – к лицам, страдающим психическими расстройствами и представляющим общественную опасность в силу своего состояния и совершения ими общественно опасного деяния (преступления). Общественная опасность невменяемого характеризуется по двумя критериями: юридическим и медицинским. Юридический критерий отражает тяжесть совершенного общественно опасного деяния, поведение больного до и после его совершения, социально-психологические установки лица и т. д.  Медицинский критерий характеризуется клинической формой психического заболевания, его глубиной и сложностью, динамикой протекания болезни и т. п.

    Одного критерия – юридического или медицинского – недостаточно для определения общественной опасности невменяемого. Вывод об этом можно сделать лишь на основе их совокупности. Однако надо иметь в виду, что превалирующим все же является психическое состояние лица, не только учитываемое на момент его освидетельствования, но и прогнозируемое на будущее. Применение принудительных мер не допускается, если страдает психическим расстройством, которое исключает рецидив общественно опасного деяния либо не связано с опасностью для себя и других. И наоборот, если оно в результате временного улучшения состояния в момент его освидетельствования не представляет опасности, но с учетом характера течения болезни и выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможность повторения общественно опасного деяния, то применение принудительных мер будет основным.

    Принудительные  меры медицинского характера  не выражают отрицательной оценки  от имени государства и суда общественно опасного деяния лиц, к которым они применяются; эти меры лишены карательного характера и не влекут судимости. Лица, к которым применены такие меры, не могут быть амнистированы или помилованы. Кроме того, они могут назначаться постановление суда, и суд не устанавливает их продолжительность, так как нельзя определенно установить срок излечения или улучшения состояния здоровья лица с психическими расстройствами. Их длительность полностью зависит от психического состояния больного.

    Принудительными  эти меры признаются ввиду  того, что лечение проводится  без согласия лица, страдающего  психическим расстройством, либо  без согласия его законных  представителей. Кроме того, эти  меры влекут определенные ограничения  правового статуса лица (в части,  ограничение свободы).

    Уголовной ответственности и наказанию подлежит только психически полноценное лицо, осознающее фактический характер происходящего и способное руководить своим поведением. Поэтому если общественно опасное деяние осуществляется в состоянии невменяемости, индивид не является субъектом преступления и не может нести уголовную ответственность. В ситуации, когда преступное деяние совершается вменяемым гражданином, который после его совершения начинает страдать психическим расстройством, обусловившим наступление невменяемости, он признается субъектом преступления. Однако такое лицо не подлежит уголовному наказанию в силу неспособности воспринимать карательное и воспитательное воздействие. Заметим также, что лицо, совершившее преступление и страдающее психическим расстройством, не исключающим вменяемости, подлежит уголовной ответственности и наказанию. Вместе с тем наличие такого заболевания требует применения к нему мер лечения, направленных на улучшение его состояния.

    Таким образом,  можно сделать вывод о том,  что по правовой природе принудительные  меры медицинского характера  являются уголовно-правовыми мерами  безопасности, сущность которых  заключается в принудительном  лечении лиц, совершивших уголовно-противоправные  деяния и представляющих по  своему психическому состоянию  опасность для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера.

Основания применения принудительных мер (ст. 97 УК РФ) записаны в законе достаточно определенно3. В УК 1960 года основания их применения прямо не формулировались, хотя и указывалось, к какому контингенту лиц они были обращены (ст. 58).

Для применения принудительных мер необходимо установить, что лицо совершило деяние, предусмотренное  УК. Речь идет о совершении этого  деяния в состоянии невменяемости. В результате анализа экспертных материалов в ГНЦ социальной и  судебной психиатрии им. Сербского  было установлено, что общественно  опасное деяние, совершенное психическими больными, по характеру мотивов делятся  на несколько групп:

    1. Совершаемые под влиянием бредовых мотивов и галлюцинаций- чаще всего это наиболее опасные больные (например, до 70% обвиняемых, страдающих шизофренией, совершали убийства под влиянием бреда.);
    2. Совершаемые психическими больными и невменяемыми лицами по недомыслию.
    3. Совершаемые в результате ослабления контроля над своим интенсивным влечением.
    4. Совершаемые в результате аффективных нарушений (агрессивные действия, такие как убийства, причинения вреда здоровью, хулиганство и т.п.).
    5. Совершаемые при истинном отсутствии мотивов в состоянии нарушения сознания; сумеречное состояние при эпилепсии, патологическое опьянение, и иные аналогичные состояния (например, убийство или иное деяние, совершенное импульсивно, иногда может оказаться единым эпизодом в анализе этого человека)4.

  Основанием применения принудительных мер к лицу, совершившему        преступление в состоянии вменяемости является заболевание его после психическим расстройством, делающим не возможным назначение или исполнения наказания (п. «б» ч.1 ст.97).

        Здесь возможны два варианта. Первый - когда лицо после совершения преступления заболело психическим расстройством, которое оказывается не излечимым. К такому лицу применяется принудительное лечение, как и в отношении лица совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. Второй вариант - когда лицо после совершения преступления заболело психическим расстройством временно, например, оказался в состоянии алкогольного психоза либо впало в реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела и угрозой наказания. Как и в первом варианте, производство по уголовному делу приостанавливается, и если болезненное состояние затягивается, то к такому лицу назначается в установленном порядке принудительное лечение.  При его выздоровлении постановление о приостановлении дела отменяется, оно расследуется и рассматривается в общем порядке. Принудительное лечение может быть назначено и лицу, которое заболело психическим расстройством во время отбывания наказания за преступление, совершенное в состоянии вменяемости. Здесь также возможны рассмотренные выше два варианта : либо лицо не выздоравливает и вместо наказания ему назначается судом принудительное лечение, либо выздоравливает, когда расстройство психической деятельности было временным. В этом случае принудительное лечение эпилептики, еще реже шизофреники в стадии стойкой ремиссии, лица, на момент обследования, страдающие реактивными состояниями и другими психическими расстройствами. Данные о распространении психических аномалий среди преступников различны и их характеристики колеблются в зависимости от категорий преступлений, за которые они были осуждены, от 20 до 50-60 процентов. Реже психические отклонения встречаются среди осужденных за кражи и хищения, чаще за преступления против личности, особенно за убийства. Психические аномалии в психиатрии характеризуются как пограничные формы нервно - психической патологии и составляют около 80 процентов.5

    Основанием применения принудительных мер является также совершение преступления лицом, признанным нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркоманией ( п. «2» ч. 1 ст. 97 ). Отсюда следует, что по этому основанию принудительным мерам могут быть подвергнуты не только лица, упомянутые в п. «2» ч.1 этой нормы, но и лица, совершившие преступление в состоянии ограниченной вменяемости, психические аномалии которых вызваны алкоголизмом или наркоманией (п. «в» ч.1 ст. 97 ). Такая дифференциация не является недостатком этой нормы УК. Она позволяет при назначении принудительного лечения алкоголикам и наркоманам учесть степень изменения личности и избрать соответствующее основания принудительного лечения.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека