Тактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Избранная тема является актуальной, поскольку в научном мире ведутся споры по поводу уголовно-правовой и криминологической сущности бандитизма, в том числе относительно определения признаков банды (группа, устойчивость, вооруженность), конкретной формы бандитской деятельности (создание банды, руководство ею, участие в банде, участие в нападениях), личности преступника (пол, возраст, образование и др.) и детерминантах бандитизма (причины и условия), роли несовершеннолетних в бандитских группировках и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика тактики…………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность тактики………………………………………….....5
1.2 Криминалистическая тактика и следственная практика……………...15
Глава 2. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика групп бандитской направленности ………………………………………………………18
2.1 Уголовно-правовая характеристика групп бандитской направленности..........................................................................................................18
2.2 Криминологическая характеристика групп бандитской направленности …………………………………………………………………….26
Глава 3. Тактика разобщения организованных групп бандитской направленности……………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………………………………………...50

Прикрепленные файлы: 1 файл

тактика.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

Тактическая операция как сочетание тактических приемов или следственных, а также иных действий и мероприятий призвана решать такие задачи расследования, которые не могут быть решены применением отдельного тактического приема или проведением конкретного следственного действия. Такими задачами могут быть:

а) разрешение конфликтной ситуации, перевод ее из разряда неблагоприятных в благоприятные;

б) обеспечение следственной тайны, в том числе сохранение инкогнито источника используемой информации;

в) обеспечение сохранности до нужного момента еще не использованных источников доказательственной информации;

г) иные тактические воздействия на следственную ситуацию с целью изменить ее в направлении, полезном для расследования.

Взаимосвязь тактической операции со следственной ситуацией может быть обоюдной. Если последняя благоприятна для производства предварительного расследования, то это обстоятельство используется при планировании и проведении тактической операции. Если следственная ситуация неблагоприятна, то тактическая операция призвана прежде всего изменить ее в нужную сторону, ослабить ее противодействующую расследованию направленность.

Неблагоприятная следственная ситуация прямо влияет на структуру тактической операции, осложняет работу следователя, не позволяя применить те или иные тактические приемы, провести конкретные следственные действия. Так, при сговоре обвиняемых и свидетелей на дачу ложных показаний проводится операция для изобличения их во лжи. Она, однако, не может включать в качестве элемента проведение их очных ставок с потерпевшим. Неблагоприятная следственная ситуация иногда вообще побуждает к отказу от проведения в данный момент тактической операции. Если, например, непродуманные действия следователя насторожили подозреваемого, то операция по захвату его и сообщников с поличным может оказаться безрезультатной.

Производство тактической операции обусловливается допустимостью ее целей, тактических приемов, следственных действий и оперативно-розыскных мер, составляющих ее содержание, а также правомерностью и нравственностью их сочетания. В этом аспекте наиболее трудной представляется такая задача тактической операции, как разрешение конфликтной ситуации с помощью рефлексивного управления. Решение данной задачи основывается на использовании следователем:

фактора внезапности;

неосведомленности противодействующих лиц об имеющихся в деле доказательствах, результатах следственных действий, оперативных данных, намерениях следователя;

постановки противодействующих лиц перед необходимостью принять решение при дефиците исходной информации;

инерционности мышления, стандартности решения противодействующим субъектом стоящей перед ним задачи;

невозможности воспроизвести все детали ранее данных ложных показаний.

Тактическое решение всегда преследует цель повлиять на следственную ситуацию, особенно на такие ее компоненты, как линия поведения и действия участников расследования. [4]

По форме внешнего проявления воздействие может быть физическим и психическим. Правомерность физического воздействия на объекты неживой природы определить несложно. Следователь вправе воздействовать на них в пределах и случаях, обусловленных возникшей по делу необходимостью и предусмотренных предписаниями закона. Личные и имущественные права и интересы граждан могут быть ограничены при этом в строгом соответствии с нормами закона, имущественный ущерб должен быть вполне обоснованным. Например, при производстве обыска или выемки следователь имеет право вскрывать, в том числе путем взлома, запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается их открыть. При этом следователь должен избегать повреждения стен, дверей и других преград, не вызываемого необходимостью.

Столь же очевидным представляется вопрос о физическом принуждении, физическом воздействии на личность в процессе уголовного судопроизводства. Физическое воздействие в принципе недопустимо. Исключения из этого категорического правила возможны только по прямому предписанию закона. Они касаются мер процессуального принуждения: задержания, заключения под стражу в качестве меры пресечения, привода, принудительного освидетельствования и получения образцов для сравнительного исследования. [5]

Более сложно и неоднозначно решается вопрос о психическом воздействии, которое может быть правомерным и неправомерным. Неправомерное психическое (как и физическое) воздействие во всех его формах, будучи насилием над личностью, недопустимо. Угрозы, шантаж, вымогательство показаний и иные виды психического давления противоречат принципам российского уголовного судопроизводства, его нравственным основам, а потому должны быть безоговорочно исключены из арсенала следователя и сотрудника органа дознания. [6]

Понятно, что допустимо лишь правомерное психическое воздействие. Но от того, что под ним понимать, зависит определение его приемов, признание их законными и допустимыми или, наоборот, незаконными и аморальными.

В психологии под воздействием на человека понимается процесс передачи ему информации с помощью различных методов и приемов для ее отражения в психике данного лица. При этом преследуется цель вызвать соответствующие реакции, которые проявляются в поведении человека, его деятельности и состоянии.

Основным критерием правомерности психического воздействия признается сохранение за человеком, на которого оно направлено, свободы выбирать при наличии условий для такого выбора. Что же касается средств данного воздействия, то их допустимость определяется:

а) правомерностью, то есть соответствием закону, его духу и букве;

б) избирательностью воздействия, направленностью только на определенных лиц и нейтральностью по отношению к остальным;

в) нравственностью, соответствием принципам морали.

Перечислим средства формирования нужных следователю представлений субъекта, занимающего противоборствующую позицию.

1) Создание у подозреваемого или обвиняемого ошибочного представления об обстоятельствах, которые в действительности могли бы привести к нежелательным решениям и действиям. Имеется в виду оставление в неведении относительно имеющихся у следователя доказательств либо, наоборот, создание преувеличенного представления об их объеме, силе и т.д.

2) Формирование целей, достижение которых поставит противодействующее лицо в проигрышное положение. Например, попытка перепрятать похищенное имущество позволит захватить его с поличным.

3) Стимулирование желательного следователю образа действий подследственного, метода решения задачи.

4) Формирование у подозреваемого или обвиняемого неверного представления о целях отдельных действий следователя.

5) Создание затруднений для правильной оценки заинтересованными лицами подлинных целей следователя.

6) Формирование у заинтересованных лиц преувеличенного представления об осведомленности следователя относительно подлинных целей, которые они преследуют, или о неосведомленности следователя относительно ложности выдвинутых объяснений или представленных доказательств.

7) Стимулирование намерения подследственного воспользоваться негодными средствами противодействия расследованию.

Тактический риск является неизбежным компонентом следственной деятельности. Сама специфика расследования делает принятие решений в условиях тактического риска довольно распространенным явлением.

В теории принятия решений выделяют такие их виды:

а) уравновешенные решения, когда для субъекта характерны осознание исходной цели, предварительный анализ проблемы, вариативность гипотез, критичность мышления, гибкость принимаемых решений;

б) импульсивные решения, когда процесс их принятия субъектом (выдвижение предположений, планирование и т.п.) превалирует над действиями по их реализации;

в) инертные решения характерны для профессионально не подготовленных следователей, когда поиск решений неуверен и осторожен, преобладают контрольные и стереотипные действия;

г) осторожные решения, когда субъект, их принимающий, больше боится возможных ошибок, чем радуется успеху. Тогда принятие решения отличается особой тщательностью оценки и критичностью. Прежде чем сделать вывод, субъект совершает множество подготовительных действий, не всегда нужных.

Таким образом, процесс принятия решения зависит от личностных особенностей субъекта, что в значительной степени определяет характер и алгоритм действий следователя в ситуациях тактического риска.

 

1.2 Криминалистическая тактика и следственная практика.

 

Практика борьбы с преступностью это не только объект изучения криминалистики, но и источник ее развития, критерий оценки разрабатываемых практических рекомендаций. Взаимосвязь криминалистической и следственной практики проявляется по-разному. Новые тактические приемы могут появиться сначала на практике, а уже потом привлечь к себе внимание ученых-криминалистов. В практике могут возникнуть и новые следственные действия, представляющие собой совокупность этих приемов. Например, следственный эксперимент, предъявление для опознания, проверка показаний на месте сначала появились на практике как результат ее развития и только потом стали объектом изучения науки криминалистики.

Возникнув на практике, новый тактический прием или их система, образующая новое следственное действие, в результате научного анализа и обобщения становятся более совершенными и эффективными. Они приобретают форму научных рекомендаций, в таком виде внедряются в следственную практику и проверяются в ходе практического использования при расследовании преступлений. [7]

Но возможен и другой вариант взаимодействия криминалистической и следственной практики. Тактический прием или рекомендация могут стать результатом научных изысканий и появиться в науке. Затем научные рекомендации проверяются практикой и при положительном результате становятся ее частью. При этом следственная практика всегда остается не только пробным камнем эффективности тактических рекомендаций, но и тем постоянно действующим фактором, который в значительной степени определяет тенденции развития данного раздела науки криминалистики.

Этими тенденциями, обусловленными требованиями максимально полного удовлетворения запросов следственной практики, можно назвать:

1) Уточнение сути и границ криминалистической тактики, ее взаимосвязей со смежными областями знания. Коррективы ее содержания диктуются требованиями практики борьбы с преступностью, достижениями научно-технического прогресса, развитием юридических и прочих наук. Заметно влияют также процессы дифференциации и интеграции научного знания. Они проявились, например, в необходимости четко разграничить криминалистическую и оперативно-розыскную тактики, в активном использовании при разработке тактических приемов положений таких наук, как психология, логика. [8]

2) Оптимизация тактических приемов и рекомендаций обусловлена необходимостью непрерывно совершенствовать практику борьбы с преступностью, изменять условия ее осуществления. Кроме того, здесь проявляется взаимодействие тактики и криминалистической техники, когда новые технико-криминалистические средства заметно влияют на тактические приемы производства следственных действий, становясь причиной их модернизации.

3) Разработка новых тактических приемов и новых следственных действий. Как отмечалось, их появление может быть результатом развития следственной практики. Тогда задачей криминалистической тактики становится разработка их научных основ, а также их совершенствование с учетом положений науки криминалистики. Новые тактические приемы могут возникнуть на основе развития других разделов криминалистики или иных наук как результат влияния последних на криминалистическую тактику или применения в ней их положений. Наконец, необходимость в разработке новых тактических приемов и следственных действий может возникнуть в связи с развитием процессуального законодательства, регламентирующего процедуру собирания, исследования и использования доказательств. Так, в новом УПК РФ узаконено такие следственные действия, как запись переговоров и проверка показаний на месте, контроль (ст. 186, 194).

4) Повышение эффективности тактических приемов путем использования оперативных возможностей органов дознания. Улучшение оперативно-розыскной деятельности органов дознания, введение ее в законные рамки приводит к росту объема и качества оперативно-розыскной информации, могущей быть использованной в доказывании. Это, в свою очередь, позитивно отражается как на содержании, так и на порядке применения тактических приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика групп бандитской направленности.

 

2.1 Уголовно-правовая характеристика групп бандитской направленности.

 

В последнее время в юридической литературе намечается тенденция отхода от концепции объекта преступления как общественных отношений к концепции объекта интереса[9]. В философской и уголовно-правовой литературе интересы рассматриваются как формы выражения общественных отношений, так как общественные отношения проявляются как интересы. Понятие «интерес» рассматривается в психологическом (субъективном) и социологическом (объективном) аспектах. Первый – это продукт деятельности мозга, побудительный мотив к действию, в основе которого лежит осознанная потребность, выражающая внутреннее отношение субъекта к объекту. Второй – это понятие, означающее и характеризующее нечто объективно значимое для индивида и общества. Тем не менее, нет смысла противопоставлять интересы и общественные отношения, так как последние являются источником зарождения и средством претворения интереса в жизнь.

Информация о работе Тактика