Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:38, курсовая работа
Целью исследования стало комплексное изучение теоретических и прикладных аспектов проблемы лжи в показаниях и ее детекции.
Цель достигается путем решения следующих задач:
• комплексное изучение понятия лжи, ее структуры и видов
• анализ диагностических признаков лжи в показаниях
• подробного освещения тактико-криминалистических способов детекции
• изучение инструментальных средств детекции лжи
Введение 2
Глава I Понятие, структура и виды лжи. Диагностические признаки лжи в показаниях. 3
1.1 Понятие, структура и виды лжи
1.2 Диагностические признаки лжи в показаниях
Глава II Изобличение лжи в показаниях путем применения тактико–криминалистических способов и инструментальных средств 3
2.1 Тактико-криминалистические способы детекции лжи
2.2 Инструментальные средства изобличения во лжи
Заключение 3
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………35
В этом случае особое значение приобретают глубокое исследование следующих вопросов:
а) по каким причинам лицо, подозреваемое в самооговоре, оказалось на месте происшествия;
б) какие объективные данные могут быть обнаружены здесь для подтверждения или опровержения версии о самооговоре и каким образом они могут быть использованы для развития доказательственной базы того или другого плана;
в) в силу каких обстоятельств, из каких побуждений и соображений подозреваемый или обвиняемый мог оговорить себя в том, чего он не совершал.
Разрешению сложившейся ситуации способствуют:
а) обстоятельныйдопрос лица, подозреваемого в самооговоре;
б) выход с ним на место происшествия с целью проверки его показаний;
в) осуществление сравнительного анализа показаний, которые давало проверяемое лицо
г) получение и изучение данных оперативного характера о поведении и высказываниях подозреваемого, обвиняемого по поводу случившегося с ним вне кабинета следователя (в кругу знакомых, в следственном изоляторе и т.д.);
д) сравнительный анализ всего комплекса информации, полученной из разных источников в целях выявления обстоятельств, опровергающих версию о самооговоре либо подтверждающих ее;
е) определение того, какие неизвестные обстоятельства должны быть установлены в целях проверки построенных версий, а также, какие обстоятельства должны быть подвергнуты дополнительному, более глубокому изучению на основе производства повторных либо дополнительных, направленных на поиск новых доказательств. Таким путем могут быть установлены факты, противоречащие утверждению о самооговоре либо указывающие на его возможность.
В ходе дальнейшего расследования на основе изучения материалов дела надлежит получить представление:
а) о состоянии доказательственной базы по делу до того, как обвиняемый признал свою вину, и ее развитии после этого обстоятельства;
б) о том, что было известно следствию об обстоятельствах содеянного до признания;
в) получены ли следствием какие–либо новые доказательства после признания обвиняемым своей вины, которые не могли быть собраны без его показаний;
г) нашли ли эти показания объективное подтверждение в материалах дальнейшего расследования или остались голословными;
д) не противоречили ли сведения об обстоятельствах преступления, полученные от обвиняемого после признания им своей вины, другим объективным данным, имевшимся до этого или собранным в дальнейшем.
На базе полученных таким образом результатов разрабатывается программа следующего этапа расследования по дальнейшей отработке версий о реальности или мнимости самооговора. В ней предусматривается необходимость глубокого исследования алиби обвиняемого, доводов и суждений по поводу событий и причин самооговора (это делается путем допроса всех лиц, на которых ссылается заявитель о самооговоре, поиска и исследования документов, других источников информации, в которых могут содержаться сведения, подтверждающие или опровергающие утверждения заявителя, проведения в необходимых случаях очных ставок, криминалистических и иных экспертиз, в том числе судебно–психиатрической экспертизы в отношении обвиняемого).
Оценка собранных данных позволяет принять и соответствующим образом реализовать необходимые в таких случаях правовые решения (о прекращении уголовного преследования в отношении невиновного лица, если заявление о самооговоре нашло объективное подтверждение, и его реабилитации; о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, допустивших нарушение законности, если это установлено; о направлении дела в суд по обвинению заявителя в совершении им преступления в случае установления, что его показания о самооговоре являются ложными).
2.2 Инструментальные средства изобличения во лжи
К инструментальным средствам изобличения лжи относится полиграф, который представляет собой компьютер, к которому подключены датчики. С их помощью происходит измерение и фиксирование ряда физиологических показателей, относящихся к деятельности вегетативной нервной системы. Достоверность полиграфа напрямую связана с количеством фиксируемых параметров: чем больше, тем достовернее. При принятии решения учитывается весь их комплекс в совокупности с индивидуальными особенностями испытуемого.
Некоторые специалисты считают, что нет прямой связи между физиологическими показателями и искренностью человека. «Детектор лжи» регистрирует степень волнения проверяемого, но не в состоянии определить истинную причину фиксируемых прибором изменений. Решающее слово всегда остается за полиграфологом.
А некоторые предлагают законодательно закрепить в УПК данное следственное действие14.
Однако, информация, которую можно получить посредством «детектора лжи» – полиграфа на сегодняшний день имеет пускай и высокую, но не стопроцентную степень достоверности (около 97%). Поэтому говорить о том, что криминалистическая полиграфология может считаться традиционным направлением криминалистики, по нашему мнению преждевременно, т.к. не выполняется критерий однозначности и полноты получаемых посредством последнего данных. В тоже время, думается, что с развитием инструментария данного направления криминалистической техники и приближения достоверности получаемых данных к стопроцентным будет возрастать и его роль в раскрытии и расследовании преступлений, и, возможно, что некоторые приемы криминалистической тактики, например, связанные с допросом, станут второстепенным средством получения информации у очевидцев и подозреваемых (обвиняемых). Следует надеяться, что при наличии убедительных данных технических средств и законодатель пойдет навстречу требованиям практики.
Перспективы в развитии таких средств существуют – так в последнее время речевые детекторы лжи находят все большее применение в повседневной деятельности правоохранительных органов.
В настоящее время интенсивно развиваются новые методики распознавания лжи. Они связаны со сложным компьютерным анализом видеосъемки лица и записи речи. Используются, также, методы анализа лицевой экспрессии. Активно развивается и метод психозондирования (прямого сканирования памяти). Сейчас с помощью систем широкополосной магнитоэнцефалографии можно получать массу информации о функционировании памяти человека. Удалось доказать голографическую организацию матриц памяти. Существующие темпы роста производительности компьютерных систем позволяют уверенно говорить, что психозондирование – вопрос ближайших 10–15 лет.
Возможности детекции лжи связаны с тем обстоятельством, что мозг человека, дающего заведомо ложную информацию, не в состоянии справиться со стрессом, который и возможно зафиксировать как средствами непосредственного наблюдения, так и инструментальными методами. Причем в криминалистике разработаны приемы активизации проявления лжи и её использования в целях расследования преступлений. Решению данной задачи способствует и то обстоятельство, что развитие инструментальных средств определения психологического стресса человека, по прогнозам специалистов, позволит в ближайшие годы устанавливать с точностью приближающейся к практической достоверности наличие факта лжи в показаниях лица, причем данные средства, возможно, будут безконтактными. Применение данных средств окажет влияние и на развитие методов криминалистической тактики и именно в данном направлении мы видим одну из значимых перспектив развития современной криминалистики.
В ходе проведенного исследования и работой над решением заявленных задач мною было: комплексно изучено понятия лжи, ее структуры и видов; осуществлен анализ диагностических признаков лжи в показаниях; подробно освещены тактико-криминалистические способов детекции лжи; изучены инструментальные средства детекции лжи.
Ложь представляет собой искаженное
отражение действительности, такое
познавательное содержание, которое
не соответствует природе
Ложные показания могут относиться к любому обстоятельству дела и быть даны любым из допрашиваемых, причем как в своих интересах, так и в ущерб им (например, самооговор).
Ложь может иметь различное наполнение, но ее структура всегда однообразна: правда + неправда = ложь.
В отечественной криминалистике выделяют два типа лжи:
а) пассивная ложь, т. е. непередача сведений, которые известны (умолчание);
б) активная ложь, т. е.
сообщение заведомо ложных
Кроме того, в литературе встречаются и иные, более подробные классификации лжи.
Под диагностическими признаками лжи следует понимать познаваемые реципиентом проявления человеческой деятельности, дающие основания для вероятностных выводов о сознательном введении в заблуждение.
Все признаки ложных высказываний, с которыми вынужден сталкиваться следователь, целесообразно разделить на две категории:
1) вербальные симптомы; 2) невербальные признаки.
Диагностические признаки лжи, безусловно, включают в себя три обязательных составляющих: 1) познаваемость реципиентом, в роли которого здесь выступает следователь; 2) репрезентативность через проявления человеческой деятельности; 3) направленность на вероятностное умозаключение реципиента о «ложности сообщений».
Чтобы исключить ошибку в распознавании лжи, следует ориентироваться на несколько взаимосвязанных, взаимодополняющих признаков.
Тактический прием – это выбранный следователем способ его поведения при следственных действий и тактических комбинаций, обеспечивающий успешное их проведение, с учетом оценки сложившейся ситуации, пригодных для ее разрешения типовых тактических рекомендаций и ее индивидуальных особенностей.
Тактические приемы изобличения лжи по своему характеру и направленности могут быть разделены на три группы:
Весьма интересным методом выявления лжи, получающим все большее распространение и в следственной практике, является нейролингвистическое программирование (НЛП).
К инструментальным средствам изобличения лжи относится полиграф, который представляет собой компьютер, к которому подключены датчики. С их помощью происходит измерение и фиксирование ряда физиологических показателей, относящихся к деятельности вегетативной нервной системы. Среди ученых процессуалистов нет единого мнения о необходимости применения данного инструментального средства. Помимо полиграфа существуют и совершенствуются и другие инструментальные средства.
Нормативно – правовые акты:
Статьи:
Литература:
Информация о работе Структура, диагностические признаки лжи в показаниях и изобличение