Сладственный осмотр трупа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:18, дипломная работа

Краткое описание

Оценивая в целом уровень работы по раскрытию преступлений, следует отметить, что профессиональное умение следователя, работников органа дознания и других лиц, оказывающих им содействие в проведении этого уникального следственного действия в достаточной мере еще не проявляются.
Многие следователи и оперативные работники, еще слабо владеющие знанием способов сокрытия преступлений, не обращают внимания на возможности их выявления на месте происшествия, хотя как показало исследование, преступники в 30 процентах случаев из числа изученных дел принимали меры к тому, чтобы не оставлять следов на месте преступления, и в 25,6 процентах уничтожали следы, орудия преступления и иные уличающие их предметы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом передел.docx

— 134.76 Кб (Скачать документ)

При описании ран особое  внимание обращают на   характер   краев   и   концов, так как именно они определяют правильную диагностику раны и установление орудия травмы.  Отмечают,   ровные  или   неровные  края, их отклонение, наличие осадненности,   кровоподтечности,   размозженности, отслойки от подлежащих тканей. Указывают   характер   концов   ран   (остроугольные, закругленные,   П-образные,  с   дополнительными   надрывами, надрезами и т. п.). Для огнестрельных ран важно отметить, имеются ли дефект ткани и следы близкого выстрела на коже вокруг раны.

При обнаружении  переломов костей указываются локализация  патологической подвижности, наличие крепитации костных отломков, деформации частей тела за счет уплощения, вдавления костей, укорочения конечностей 44. Необходимо отметить состояние кожи в области перелома (наличие ссадины, кровоподтека, раны). Если перелом открытый и в рану выступают костные отломки, то следует описать их особенности.

При изучении повреждений запрещается изменять их первоначальный вид (обмывание водой или удаление другими способами высохшей крови и других загрязнений) во избежание возможной утери вещественных доказательств — находящихся в области повреждений частичек металла, дерева, стекла, краски, пороховых зерен и т. п. Как уже отмечалось, запрещается также извлекать предметы, фиксированные в повреждениях, и зондировать раны (приложение к п. 2.1.9. «Правил»). После описания и фотографирования повреждения на трупе должны остаться в первоначальном виде. Разрешается изымать только свободно лежащие в области повреждений инородные тела, так как они могут потеряться в процессе осмотра и последующей транспортировке трупа в морг.

Повреждения, обнаруженные на трупе, должны быть сопоставлены с повреждениями одежды.

Ложе  трупа (поверхность, на которой труп обнаружен) может быть осмотрено и описано в динамической стадии осмотра, после осторожного перемещения {переноса, переворачивания) трупа с места его первоначального расположения. При переносе трупа необходимо следить, чтобы из одежды и тела трупа не выпали и не потерялись какие-либо предметы — пуля, ножи и т. п.

В пределах ложа трупа выделяют 3 зоны: 1) собственно ложе (поверхность, непосредственно контактировавшая с трупом); 2) проецируемая зона (ограниченная проекцией силуэта трупа) и 3) зона трупных выделений (участок поверхности, по которому растекаются продукты разложения трупа)45.

При описании ложа трупа отмечают характер поверхности (деревянный пол, диван-кровать, рыхлый снег и т. п.), наличие отпечатка  тела трупа, загрязнений и каких-либо предметов под трупом.

Если  труп найден на открытой местности  летом или осенью, то под ним  можно выявить побледневшие, пожелтевшие  из-за потери хлорофилла зеленые части  растений. Это говорит о том, что  на одном месте труп лежал не менее 6—8 дней. Через 15— 20 дней происходит полная гибель растений. Они гибнут особенно быстро в случае развития на трупе личинок мух (на 7-й день от начала их развития), причем не только непосредственно под трупом, но и по всей площади растекания продуктов разложения трупа46. В теплое время года в ложе трупа и в почве под ним (на глубине до 35—20 см) могут быть обнаружены насекомые, их личинки и куколки, которые должны быть собраны в пробирки и банки (см. п. 2.4.5).

Если  под трупом обнаружены следы крови, то следует определить глубину ее проникновения в грунт, снег и т. п.

Иногда  к месту обнаружения трупа  подходят следы волочения тела человека в виде полос разной формы, ширины и глубины. Они могут быть беспрерывными и прерывистыми, на мягкой поверхности — вдавленными, на твердой — поверхностными. В полосе волочения могут быть обнаружены кровь, частицы одежды трупа и выпавшие из карманов его одежды предметы. Рядом с полосой волочения тела могут находиться следы ног преступника.

Следы волочения  тела человека описывает следователь. Если же в полосах волочения имеются следы крови, то описывать их помогает следователю врач.

Следует иметь в виду, что при осмотре  трупа могут быть обнаружены и  негативные обстоятельства. Под негативными обстоятельствами понимают отсутствие таких следов, признаков, предметов обстановки места происшествия, которые должны были быть на нем при данных конкретных обстоятельствах, или наличие таких следов, которые должны наблюдаться не в том виде, в каком они обнаружены. Например, отсутствие следов крови рядом с трупом, на котором имеются обширные резаные или рубленые раны; несоответствие расстояния от земли (пола) до места прикрепления свободного конца веревки, образующей петлю, которая сдавливает шею трупа, и длины тела трупа с поднятой вверх рукой; отсутствие соответствующих повреждений одежды при наличии повреждений тела под одеждой; отсутствие трупных пятен на поверхности нижележащих частей тела при наличии их на других частях тела, и т. п.

Негативные  обстоятельства имеют большое значение для выяснения обстоятельств происшествия, поэтому они должны быть отмечены в протоколе осмотра.

 

3.3. Действия следователя по установлению  личности погибшего

Существуют  разные способы установления личности человека (неопознанного трупа). На практике этот вопрос решается тремя способами: 1) в ходе оперативно-розыскных мероприятий с использованием разнообразных учетно-регистрационных и поисковых систем, существующих в МВД РФ; 2) производством следственных и судебных действий (если возбуждено уголовное дело); 3) путем производства судебной экспертизы или специальных исследований.

По понятным причинам судебными медиками традиционно  уделялось большее внимание экспертной форме идентификации личности, причем эта проблема была выделена в самостоятельный  научный раздел судебной медицины (Попов В. Л., 1985, 1999).

Вместе  с тем судебно-медицинские эксперты часто привлекаются и к следственной идентификации личности неопознанного  человека (трупа). К числу процессуальных действий, проводимых с этой целью, относятся, в частности, осмотр места происшествия и трупа неизвестного лица, следственный осмотр иных мест (например, предполагаемого места жительства пропавшего без вести человека), обыск (например, в местах проживания пропавшего без вести человека), выемка медицинских документов, изъятие образцов для сравнительного исследования, эксгумация, предъявление для опознания и др.

При этом важно отметить, что закон фактически устанавливает равенство доказательственного значения разных форм установления личности. Разумеется, производство с этой целью судебной экспертизы более предпочтительно в сравнении с другими формами, прежде всего, с точки зрения научной обоснованности ее результатов. Вместе с тем заключение эксперта не обладает преимуществами перед другими доказательствами. Перечисляя в ст. 74 УПК источники доказательств, законодатель наравне с другими указал как заключение эксперта, так и протоколы следственных и судебных действий, а согласно ст. 17 УПК никакие доказательства не имеют заранее установленной силы для прокурора, следователя и лица, производящего дознание. Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь и дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

Существует  только одно бесспорное основание для  оценки соотносительного значения доказательств, устанавливающих одни и те же обстоятельства — это соблюдение предписанного законом порядка их получения и оформления (хотя при этом имеют значение и другие основания, в частности логическая форма — категорическая или вероятностная, в которой излагаются факты и др.).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не предусматривает обязательного производства экспертизы для установления признаков личности человека — п. 5 ст. 196 УПК в качестве такого основания определяет лишь необходимость установления возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. В остальных случаях установление личности человека или неопознанного трупа допускается любыми предусмотренными законом способами. Одним из них является предъявление для опознания.

Процессуальное  законодательство не вполне определенно  трактует возможность использования  специальных познаний в ходе предъявления для опознания. Согласно ст. 57 УПК, эксперт  имеет право с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда участвовать в производстве любых следственных действий. В то же время в ст. 193 и 289 УПК, регламентирующих процессуальные основания и порядок предъявления для опознания, ничего не говорится об участии эксперта или специалиста в этом следственном действии.

В криминалистической литературе вопросы участия в  предъявлении для опознания специалиста  рассматривались в работах Н. Г. Бритвич (1972), Л. Д. Удаловой (1986), в многочисленных руководствах по криминалистической тактике. На важность участия судебно-медицинского эксперта в опознании по трупу обращали внимание В. П. Петров (1963), М. И. Авдеев (1976) и многие другие ученые. Однако и в специальной литературе, и в ведомственных нормативных документах этот вид работы судебного медика, принципы и содержание участия специалиста в предъявлении для опознания, эффективные формы взаимодействия специалиста со следователем и оперативными работниками отражены неполно (в отличие от довольно подробно разработанной нормативно-методической базы идентификационной экспертизы и осмотра трупа, как самостоятельных форм использования судебно-медицинских познаний в целях установления личности).

Не в  последнюю очередь по этой причине  и сами следователи иногда не вполне четко представляют, чем конкретно  судебный медик может помочь следователю  при проведении следственных действий с целью установления личности, в  каких случаях присутствие специалиста  обязательно или желательно, а когда предъявление для опознания может быть проведено без его участия. Лишь в последние годы появились специальные работы, в которых рассматриваются отдельные аспекты организации работы специалистов в области судебной медицины при опознании погибших, причем, главным образом, в условиях крупномасштабных катастроф (Тучик Е. С, 1993; Пашинян Г. А., Тучик Е. С, 1994; Щербаков В. В. и др., 1996—2000; Соседко Ю. И., Исаков В. Д., Толмачев И. А., Дзагнидзе С. Г., 1997). 47

Отсутствие  процессуального и нормативного регулирования не означает, что судебный медик вообще не участвует и не может привлекаться к этой работе. Наоборот, там, где правильно организовано взаимодействие правоохранительных органов и судебно-медицинской службы, экспертная и следственная практика свидетельствует об эффективности использования многообразных процессуальных и непроцессуальных форм использования судебно-медицинских познаний в установлении личности погибшего.

Наиболее  распространенным следственным действием, проводимым с целью установления личности человека (трупа), является предъявление для опознания.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким  образом, рассмотрев  тему   осмотр, подведем   некоторые  итоги.

Как  видно  из  рассмотренных  нами  вопросов  результаты  осмотра  могут  быть  использованы  при  проведении  почти  всех  следственных  действий.   Однако  чтобы  пользоваться  этими  результатами  необходимо, чтобы  эти  результаты  были.

Осмотр  места  происшествия  является  отправной  точкой  не  только  на   первоначальном  этапе  расследования, но  и  на  протяжении  всего  предварительного  следствия.  И  протокола  осмотра  места  происшествия   можно  получить  максимальное   количество  информации – розыскной, характеризующей  совершение  преступления  и  личность   преступника, доказывающей  вину  преступника. Информацию  эту  можно  получить, если  относиться  к  проведению  этого  следственного  действия  с  особой  тщательностью  и  вниманием, а  не  проводить  его  формально.

В  условиях  сложной  криминогенной  обстановки  в  стране, вызванной  ростом  преступлений, особое  значение  в  деятельности  правоохранительных  органов  приобретают  такие  качества , как  высокий  профессионализм  в  работе, умение  правильно  и  своевременно  принять  возможности  уголовного  процесса. Просчеты, связанные  с  неумелым  применением  уголовного  процесса  и  использованием  вещественных  доказательств  нередко  приводят  к  нарушению  процессуального  законодательства, регламентирующего  предварительное  следствие, а  отсутствие  должного  профессионального  уровня  следователей  приводит  к  тому, что  следственные  осмотры, а в  частности  осмотр  места  происшествия  проводится  формально, в  результате  чего  результаты  его  либо  вообще  не  используются  в  ходе  следствия, либо  используются  не  в  полной  мере.

Учитывая  важность  и  значимость  следственных  осмотров  как  следственного  действия, практическим  работникам  органов  внутренних  дел  необходимо  постоянно  повышать  свой  профессиональный  уровень, быть  в  курсе  возможностей  уголовного  процесса.  Выполнение  этих  условий, в конечном итоге приведет к облегчению выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел.

Таким образом, цели и задачи, поставленные мною при написании дипломной работы, полностью выполнены, проблемы, возникающие при  производстве следственных осмотров, освещены в полном объеме.

Информация о работе Сладственный осмотр трупа