Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:25, реферат
Одной из основных проблем современной российской экономики является рейдерство - общее название цепочки операций, которое с помощью уязвимостей в законодательстве позволяет получить владение над капиталом (обычно предприятием). При этом совершается вывод активов из владения законных собственников. Рейдерские операции– это захват предприятий с использованием широкого набора процедур, от прямого насилия до использования квазизаконных процедур, которые претендуют на соответствие действующему законодательству, но часто ему противоречат. Рейдерство подрывает уважение к правам собственности, препятствует долгосрочным инвестициям, резко ухудшает международный имидж российского бизнеса.
Вносятся изменения и в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности юридического лица за нарушения порядка уведомления акционеров, членов, учредителей о корпоративном споре. Кроме того, вносятся изменения в закон «О рынке ценных бумаг», в соответствии с которыми уточняются основания для приостановления и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, устанавливается трехмесячный срок исковой давности по делам о признании недействительным (несостоявшимся) выпуска ценных бумаг.
В том же году законопроект был принят в первом чтении, однако второе чтение до сих пор не состоялось. В минувшем феврале глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский сообщил, что в ближайшее время будут доработаны поправки в законопроект. По его словам, поправки предполагают новое определение реестра акций. Это необходимо для того, чтобы исключить возможности манипулирования реестром. «Все захваты, а это 95-98%, связаны с манипулированием реестром», - сказал депутат. Также поправки предполагают введение договора на ведение реестра. По словам Плескачевского, в настоящее время этот договор является договором на оказание услуг. Поэтому между эмитентом и реестродержателем может быть составлен какой угодно договор. Комитет настаивает на том, чтобы договор на ведение реестра представлял бы собой агентский договор и был бы максимально формализован.
Кроме того, поправками предусматривается
повышение ответственности
Еще один «антирейдерский» законопроект - поправки в закон «Об акционерных обществах», касающиеся системы корпоративного управления. На заседании 25 апреля 2008 года комитет Госдумы по собственности рекомендовал принять их в первом чтении. Законопроект призван ограничить возможность миноритарных акционеров блокировать принятие стратегически важных вопросов деятельности и развития акционерного общества.. Как отмечается в пояснительной записке к документу, главной целью законопроекта является создание механизма разрешения так называемых «тупиковых» ситуаций, когда совет директоров акционерного общества не может принять решения, необходимые для нормальной деятельности общества. Эта цель достигается путем передачи отдельных вопросов компетенции совета директоров общества на решение общего собрания акционеров в случаях, если советом директоров такие вопросы не могут быть своевременно решены. Принятие этого закона, по мнению его авторов, будет способствовать снижению числа корпоративных конфликтов, повышению прозрачности и эффективности управления в крупных российских компаниях.
Речь идет и о возможном изменении уголовного законодательства. В 2006 году Торгово-промышленная палата (ТПП) разработала и предложила Госдуме принять поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за рейдерство. За незаконное поглощение предлагалось приговаривать к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества. А судье, вынесшему заведомо неправосудное решение в пользу участников криминального захвата предприятия, по мнению ТПП, должно было грозить10 лет заключения.
В марте 2008 года в развитие этих идей группой депутатов – среди них Геннадий Гудков («Справедливая Россия»), Александр Хинштейн («Единая Россия») и Андрей Луговой (ЛДПР) – были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие ужесточение наказания за рейдерство (незаконный отъем собственности). Впрочем, не за рейдерство как таковое (его авторы называют законным экономико-правовым процессом), а за преступные действия, направленные на приобретение контроля над активами юридического лица. К ним, в частности, относятся мошенничество, грабеж, подделка документов. Подозреваемым в совершении таких преступлений грозит до 20 лет лишения свободы. За мошенничество с целью рейдерства авторы предлагают ввести уголовную ответственность от 3 до 15 лет, за грабеж с той же целью - от 10 до 20 лет с конфискацией имущества, за фальсификацию доказательств в суде - от 2 до 5 лет. Как пояснил Александр Хинштейн, фактически разработчики предлагают ввести понятие о новом виде уголовно наказуемого деяния.
К числу «антирейдерских» относят и принятый Госдумой 21 марта в первом чтении правительственный законопроект, ужесточающий требования к ЧОП и детективным агентствам. Соответствующие поправки предлагается внести в законодательные акты, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, в закон об оружии, Налоговый кодекс РФ и другие. По словам заместителя начальника департамента охраны общественного порядка (ДООП) МВД России Леонида Веденова, реализация законопроекта позволит значительно снизить число рейдерских захватов. По его словам, если проанализировать наибольший подъем рейдерства, выяснится, что он приходится на период вступления в силу положений закона о лицензировании отдельных видов деятельности в 2003 году, который существенно ослабил государственный контроль в сфере деятельности частных охранных и сыскных предприятий: «Мы предлагаем усилить персональную ответственность работников охранных предприятий за незаконные действия, за нарушение конституционных прав граждан и юридических лиц».
Впрочем, самые
хорошие законы не будут работать
без эффективной
Как отмечалось выше, для успешной борьбы с рейдерством необходима политическая воля руководства страны. Представляется, что именно эта тема станет одной из первых серьезных проблем, с которыми столкнется после вступления в должность избранный президент России Дмитрий Медведев.