Методика расследования хулиганства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка теоретических положений, раскрывающих особенности расследования уголовных дел о хулиганстве.
Цель исследования обусловила необходимость решения ряда задач:
1. Рассмотрение уголовно-правовой характеристики хулиганства.
2. Изучение обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по уголовным делам о хулиганстве.
3. Изучение особенностей планирования на первоначальном этапе расследования уголовных дел о хулиганстве.
4. Изучение особенностей расследования хулиганства.

Содержание

Введение
Глава 1. Криминалистическая характеристика хулиганства
§ 1. Хулиганство как противоправное деяние
§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по уголовным делам о хулиганстве
Глава 2. Расследование хулиганства
§ 1. Планирование расследования
§ 2. Сбор доказательств по уголовному делу
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Методика расследования хулиганства.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

Освидетельствование - следственное действие, заключающееся в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля для установления на их теле следов преступления (различных повреждений, шрамов, пятен крови и т.п.) или наличия особых примет (татуировки и т.д.)1.

О производстве освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для освидетельствуемого.

Освидетельствование производится следователем. При необходимости  следователь привлекает к участию  при его производстве врача или  другого специалиста.

При освидетельствовании  лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование  сопровождается обнажением тела этого  лица. В таком случае освидетельствование  производится врачом. При необходимости  присутствия понятых, они должны быть одного пола с освидетельствуемым. Фотографирование, киносъемка и видеозапись в этих случаях применяются с согласия освидетельствуемого.

Согласно ст. 179 УПК РФ, освидетельствование задержанного (следственное или судебно-медицинское) служит средством установить:

- на теле  человека особые приметы, следы  преступления, телесные повреждения;

- состояние  и степень опьянения или иных  свойств и признаков, имеющих  значение для уголовного дела, если для этого не требуется  производство судебной экспертизы;

- наличие на теле и одежде подозреваемого следов пребывания его на месте преступления;

- наличие на  теле и одежде подозреваемого  следов противодействия потерпевшего, применения силы лицами, пресекавшими  его преступные действия1.

В протоколе  освидетельствования (ст. 180 УПК РФ) описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при освидетельствовании в той последовательности, в какой производилось освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент освидетельствования. В протоколе также перечисляются и описываются все предметы, изъятые при освидетельствовании.

Может быть произведено  освидетельствование не только подозреваемого, и обвиняемого, но и потерпевшего, а также свидетеля с его  согласия, за исключением случаев, когда  освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний (в этом случае согласия на освидетельствование не требуется).

Допрос, как  следственной действие, – получение  в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, уполномоченным должностным лицом правоохранительных органов информации об обстоятельствах, подлежащих установлению, от указанных в законе лиц и ее фиксация в протоколе следственного или судебного действия2.

В уголовном  процессе различают допрос обвиняемого (подозреваемого, подсудимого); свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста (п.п. 1, 2, 3, 3.1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

В соответствии со ст. 187 УПК РФ, допрос может производиться  по месту предварительного следствия  либо в месте нахождения допрашиваемого (например, допрос потерпевшего, который находится в больнице, об обстоятельствах случившегося).

Лицо, производящее расследование по уголовному делу, вызывает свидетеля или потерпевшего повесткой, в которой указывается: кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, день и час явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Отсюда можно сделать вывод о том, что поскольку законом жестко регламентировано содержание повестки, необходимые реквизиты (ст. 188 УПК РФ), постольку в случае нарушения данных требований нельзя признать, что лицо вызвано в соответствии с требованиями закона, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Повестка вручается  вызываемому лицу под расписку либо передается с помощью средств  связи. В случае его временного отсутствия повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи, либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя - иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку вызываемому на допрос. В случае неявки без уважительных причин вызываемое лицо может быть доставлено приводом.

Вызов лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через его родителей или иных законных представителей, либо через  администрацию по месту работы или  учебы. Иной порядок допускается  лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

Вызов военнослужащего  осуществляется через командование воинской части.

Законодатель  ограничил непрерывность проведения допроса четырьмя часами, после чего в обязательном порядке допрос прерывается  не менее, чем на один час, после чего допускается продолжение допроса. Общее время допроса не должно превышать восемь часов в день. Если производится допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), время допроса уменьшается в два раза, т.е. непрерывно – 2 часа, затем перерыв не менее чем на час, затем продолжение, но не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ).

В соответствии со ст. 191 УПК РФ перед производством  допроса потерпевшие и свидетели  в возрасте до шестнадцати лет  не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении таким потерпевшим и свидетелям процессуальных прав, им указывается на необходимость говорить только правду.

Еще одной особенностью допроса несовершеннолетнего является возможность участия в нем законного представителя несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 426 УПК РФ), который имеет право по окончанию допроса знакомиться с протоколом допроса и подавать на него замечания. Кроме того, для обеспечения прав несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, в допросе обязательно участвует педагог или психолог (ч.3 ст. 425 УПК РФ).

Основным гарантом соблюдения прав и свобод допрашиваемого лица является адвокат, участвующий в допросе. Право иметь защитника при производстве допроса имеют свидетель (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ), подозреваемый (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК РФ), обвиняемый или подсудимый (п. 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ).

Если производится допрос подозреваемого или обвиняемого (подсудимого), защитник имеет право  перед производством допроса  на свидание со своим подзащитным  наедине, для обсуждения предполагаемой линии защиты.

Допросом подозреваемого в хулиганстве выясняются следующие обстоятельства:

- когда, каким  образом и с кем он оказался  на месте преступления;

- что делал  на месте преступления до начала  хулиганских действий, кто еще  был с ним, что послужило  поводом к совершению хулиганских  действий, если произошла ссора, то с кем и по чьей инициативе;

- какие хулиганские  действия совершил, при каких  обстоятельствах; каким способом  нанесены повреждения потерпевшему, какие, с помощью каких средств;  было ли у него огнестрельное  или холодное оружие, иные заменяющие  его предметы, у кого и каким путем они приобретены, кем изготовлены, где находятся в настоящее время;

- оказывал ли  сопротивление представителю власти  или иным лицам, пытавшимся  пресечь хулиганство, какое именно, в какой форме, в какой момент, знал ли, кому оказывал сопротивление;

- был ли знаком  ранее с потерпевшим, какие  между ними были отношения,  если враждебные, то в чем они  выражались;

- в каком  состоянии находился в момент  преступления, если был пьян, то  когда, где, с кем и в каких  количествах пил спиртные напитки; если находился под воздействием наркотика, то какого, когда и каким путем принимал, как, когда и у кого приобрел его; принимает ли наркотики систематически, как давно, в каких дозах;

- совершал ли  ранее преступления, в частности  хулиганство;

- если преступление совершено группой, то был ли предварительный сговор, о чем; что представляет собой эта группа, какую роль он в ней играет, совершила ли она иные преступления. Если выясняется, что речь идет об организованной группе или даже преступной организации, дальнейшие усилия следователя должны быть направлены не только на доказывание хулиганства, но и на расследование действий всей преступной группы, для чего может потребоваться выделение материалов в самостоятельное производство1.

Особенность хулиганства также состоит в том, что во многих случаях оно совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. При этом следует иметь в виду, что допрос подозреваемого, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, категорически недопустим. Поэтому доказательства, полученные в результате такого допроса, должны признаваться недопустимыми1.

При допросе  обвиняемого наибольшую важность приобретает  закрепленный в ч. 2 ст. 189 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации запрет задавать наводящие вопросы. Представляется, что данный запрет весьма уместен, однако следует иметь в виду, что наводящим является вопрос, который содержит ответ, часть ответа или подсказку.

Следующая проблема состоит в том, что впервые  в отечественном законодательстве прописана возможность использовать тактические приемы. В ч. 2 ст. 189 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прямо говорится о том, что следователь, помимо запрета задавать наводящие вопросы, свободен в выборе тактики допроса. Вместе с тем заметим, что тактические приемы, в свой черед, также в ряде случаев могут не соответствовать действующему законодательству. Как правильно указывает А. Р. Ратинов, в результате воздействия незаконных методов «человек существенно ограничен или совсем лишен возможности выбирать линию поведения. Она предопределена альтернативой, которую ставит лицо, производящее расследование. При этом угрожающий вред становится главным побудителем. Единственное средство, позволяющее избежать угрозы, подследственный видит в том, чтобы выполнить продиктованное следователем»2.

В связи с  вышеизложенным следует иметь в  виду, что в ходе допроса следователю  разрешено использовать лишь такие  тактические приемы, которые не противоречат действующему законодательству и не "расширяют" его положений.

Допрос потерпевшего преследует цель выяснить следующие обстоятельства:

- знаком ли  он с подозреваемым, каковы  отношения между ними, если враждебные, то по какой причине;

- когда, с  кем и при каких обстоятельствах  оказался на месте преступления;

- с чего начались  преступные действия подозреваемого, в чем они выражались; был ли он один или с другими лицами, принимали ли эти лица участие в хулиганстве, какое именно;

- какие оскорбления  или повреждения были причинены  потерпевшему, чем именно, не было  ли у подозреваемого оружия, какого  именно, последствия повреждений;

- обращался  ли потерпевший за медицинской  помощью;

- оказывал ли  потерпевший сопротивление хулигану, в чем оно заключалось, какие  следы сопротивления могли остаться  на одежде и теле подозреваемого;

- в каком  состоянии находился подозреваемый; оказывал ли он сопротивление лицам, пресекавшим его действия, кто были эти лица, знал ли подозреваемый, кто они, каковы обстоятельства его задержания.

Потерпевший как  лицо, непосредственно пострадавшее от преступления, может изложить подробную  информацию относительно характера хулиганских действий, которые были произведены в отношении его. Однако такая информация носит весьма существенную эмоциональную окраску, что не всегда позволяет отделить сведения, соответствующие действительности, от неосознанных преувеличений.

По всем обстоятельствам  преступления допрашиваются свидетели-очевидцы и лица, принимавшие меры к пресечению преступных действий. Необходимо помнить  о том, что свидетели и потерпевшие, в соответствии со ст. 51 Конституции  Российской Федерации1, не обязаны давать показания против самих себя, а также против близких родственников: супруга и супруги, родителей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков (ст. 5 УПК РФ).

Показания свидетелей общепризнанно являются наиболее ценными доказательствами по уголовным делам о хулиганстве. Предмет показаний свидетеля может быть самым разнообразным. Поскольку свидетелем является не только очевидец совершенного преступления, но и иное лицо, обладающее определенной информацией, в самом начале допроса по уголовному делу о хулиганстве необходимо разъяснить лицу данное положение. Кроме того, свидетель в своих показаниях не вправе давать собственную юридическую оценку содеянного.

В этой связи  недопустимым представляется "тактический прием", в рамках которого следователь вначале допрашивает лицо в качестве свидетеля и устанавливает его мнение относительно степени нарушения общественного порядка "неизвестным лицом", а затем изобличает это же лицо в совершении хулиганства. В данном случае свидетель будет поставлен в положение, при котором он будет вынужден, сообщая сведения о грубом нарушении общественного порядка, фактически свидетельствовать против самого себя.

В ходе допроса  основная проблема состоит в том, что следователь должен выяснять характер реальных взаимоотношений между допрашиваемыми лицами1. В ходе предварительного расследования хулиганства в обязательном порядке должен быть установлен характер взаимоотношений между ним и лицом, совершившим хулиганские действия. При этом на прямой вопрос о взаимоотношениях без временной привязки свидетель, а особенно потерпевший, может ответить, что отношения плохие, неприязненные. Факт наличия таких отношений имеет различное юридическое значение в зависимости от того, кто об этом заявил. Если это сделал свидетель, то такие отношения сами по себе не свидетельствуют о заведомой ложности его показаний.

Если же о  наличии неприязненных отношений  сообщил потерпевший, то ситуация изменяется кардинальным образом. Сам факт наличия  таких отношений может свидетельствовать об иных побуждениях совершения деяния, нежели хулиганские. Однако ситуация осложняется тем фактом, что такие отношения могут возникнуть именно в результате совершения хулиганства.

В отличие от потерпевшего, подозреваемый в ходе допроса, как правило, стремится сообщить о своих нормальных отношениях с потерпевшим. Однако и следователю, и защитнику подозреваемого следует критически относиться к подобным заявлениям. Подозреваемый далеко не всегда осознает обратную зависимость между характером его отношений с потерпевшим и квалификацией деяния: чем лучше или "нейтральней" были отношения, тем сильнее выступают на первый план хулиганские побуждения содеянного1.

Информация о работе Методика расследования хулиганства