Ложь и ложные показания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 06:37, контрольная работа

Краткое описание

Тайна и ложь лежат в основе преступной деятельности. Преступник в процессе приготовления к своему криминальному деянию старается склонить других людей на свою сторону, завоевать их доверие, тщательно маскируя и скрывая истинно преступные намерение и цели. Будучи задержанным в качестве подозреваемого или обвиняемого, преступник часто с целью ухода от уголовной ответственности или снижения степени своей вины в противоправном деянии умышленно пытается ввести органы дознания и следствия в заблуждение, используя для этого различные способы лжи. Он прибегает к вымыслу и искажает реальные факты. В силу различной мотивации могут лгать и другие участники уголовного процесса: свидетели и потерпевшие.

Содержание

Введение
Ложь и ложные показания…………………………………………4 стр.
Признаки лжи……………………………………………………….6 стр.
Психофизиологический уровень диагностики лжи и скрываемых обстоятельств……………………………………………………….11 стр.
Поведенческие формы виновности и невиновности…………….13 стр.
Рекомендации по поимке лжеца…………………………………..14 стр.
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

юридическая психология.docx

— 40.21 Кб (Скачать документ)
  • защита рта рукой (ладонь закрывает рот, большой палец прижат к щеке);
  • прикосновение к носу (легкое, почти неуловимое прикосновение к ямочке под носом или потирание кончика носа и т. п.) — это более утонченная форма жеста, чем прикрытие рта;
  • потирание века;
  • почесывание, потирание уха, перегиб ушной раковины — человек пытается не слышать, что говорит ложь;
  • оттягивание воротника рубашки — говорящий осознает, что вы ему не верите;
  • частое приглаживание волос;
  • почесывание шеи под ухом указательным пальцем — сомнения или неуверенность.

Если перечисленные жесты  совершаются молчащим человеком  — это может свидетельствовать  о том, что в тот момент ему  в голову пришла мысль, как вас  обмануть.

В целом лжец ведет себя во время беседы беспокойно. Но беспокойство это мелкое, практически незаметное. Жесты, свидетельствующие о лживости собеседника, часто воспринимаются как привычки — это потирание ладоней, ерзанье на стуле, постукивание по столу и т. п. Если во время беседы вы ловите себя на том, что привычка вашего собеседника барабанить пальцами по столу выводит вас из себя, задумайтесь: может, это признак того, что собеседник не откровенен.

Однако о том, что жесты  выдают внутреннее волнение, лжец может  догадываться, может знать. И результатом  может стать попытка контролировать свое поведение. В итоге напряжение будет «перегоняться» вниз. Интересно  то, что степень сознательного  или автоматического контроля за своей пантомимикой убывает «сверху вниз». Это значит, что лжец больше внимания уделяет контролю за мышцами лица, руками. И чем больше он контролирует «верх», тем «вольготнее» ведет себя «низ». Учитывая, что обычно беседа происходит за столом, когда ноги скрыты, вполне объяснимо невнимание к ногам и их «поведению». Совет: если хотите полностью контролировать собеседника, место для общения выбирайте таким образом, чтобы видеть собеседника целиком, включая ноги. И во время беседы уделяйте им внимания не меньше, чем движениям глаз.

Важным показателем правдивости  собеседника является соответствие эмоционального фона содержанию речи. Рассказ правдивого человека эмоционально насыщен. Причем эмоциональные проявления адекватны содержанию речи и соответствуют индивидуально-психологическим особенностям говорящего. Ложь эмоционально менее насыщена, лишена эмоциональных оттенков. И это вполне объяснимо: яркие правдивые воспоминания вызывают определенные эмоции. Ложь — искусственное образование, и никаких эмоций в сознании при ее передаче не возникает. Понимая это, лжец пытается привнести в свой рассказ эмоции. Как правило, это выглядит ненатурально, наигранно. Эмоции получаются либо слишком (неоправданно) сильными, либо вообще неуместными. Оценивая собеседника по критерию эмоциональности будьте осторожны: бледность, невыразительность эмоций может быть следствием темперамента или характера, воспитания или национальных традиций.

 

3. Психофизиологический уровень диагностики лжи и скрываемых обстоятельств

На психофизиологическом уровне информация поступает в виде внешних проявлений функционирования внутренних органов, которые человеку контролировать практически невозможно. На этой основе построена диагностика  скрываемых обстоятельств с помощью  специального прибора – полиграфа, который иногда неверно называют «детектором лжи».

Суть метода использования  полиграфа заключается в том, что наша память хранит всю информацию о тех событиях, в которые был  вовлечен человек. Любое преступление связано с аффективными реакциями, следы которых остаются в нашем  мозге. И если человеку напомнить  об этом событии, то эти эмоциональные  переживания в той или иной мере вновь активизируются. А так  как все эмоции тесно связаны  с физиологическими процессами в  нашем организме, то регистрация  изменений в этих процессах может  помочь выявить срываемое человеком  исследуемое обстоятельство.

Полиграфическое тестирование строится на основе установленной закономерности: значимые раздражители вызывают заметное эмоциональное напряжение, выражающееся в определенных реакциях организма  человека. Эти реакции полиграф фиксирует и позволяет сделать вывод о причастности человека к какому-либо событию, а также о наличии у него скрываемой информации.

К числу вегетативных и  физиологических реакций при  эмоциях относят: изменение частоты  пульса; изменение кровяного давления; изменения в ритме дыхания; выраженные изменения в кожно-гальванической реакции, появление обильного потоотделения; изменения в электрокардиограмме; изменения в картине электроэнцефалограммы  и др.

Методика диагностики  скрываемых обстоятельств с помощь полиграфа сводится к тому, что  человеку в процессе обследования задают ряд вопросов и измеряют его физиологические  реакции при ответах на них. Вопросы  можно условно разделить на две  группы – «нейтральный», не имеющие  отношение к исследуемому событию  и «контрольные», в той или  форме относящиеся к нему. При  ответах на «нейтральные» вопросы  замеряются различные физиологические  параметры. После этого задается «контрольный» вопрос. Если человек  не имел отношения к этому событию, то для него это вопрос является таким же нейтральным и никаких  изменений в его реакциях не наблюдается. Если же у человека происходят изменения  в физиологических реакциях, то это  показывает с большой долей вероятности, что он имел отношение к данному  событию.

Эту методику можно использовать для выявления скрываемых обстоятельств  и без полиграфа. Процедура точно  такая же, но только в качестве регистратора физиологических изменений выступает  не лента самописца или компьютер, а ваша наблюдательность. Необходимо посадить собеседника напротив себя, так, чтобы он был хорошо освещен, а все его тело было видно и  следовать вышеописанному порядку  опроса. Если при «контрольном» вопросе  у него наступили такие физиологические  реакции, как покраснение или  побледнение кожи, выступил пот, проявилась дрожь в теле, участилось дыхание, резко расширились или сузились зрачки глаз и т.п., значит у него наступила аффективная реакция на этот вопрос и данный факт может говорить о его отношении к исследуемому событию. Конечно, использование данной методики без полиграфа намного сложнее и менее точно, но все же при соответствующей тренировке она может стать хорошим подспорьем в работе сотрудника.

 

4. Поведенческие формы виновности и невиновности

Реакция на прямое обвинение. Невиновный отвечает сразу отрицанием. Виновный держится выжидательно и ждет, чтобы допрашивающий «отстрелял весь свой запас патронов».

Повторное заявление о  невиновности. Невиновный старается доказать это активно, постоянно обращаясь к отдельным вопросам и обстоятельствам дела, ссылаясь на факты, свидетелей и так далее. Виновный чаще всего пассивен, ограничивается простым отрицанием, без подробных высказываний, отвечает коротко, неточно, осторожно.

Повторное возвращение к  пунктам обвинения. Невиновный постоянно возвращается к пунктам обвинения, опровергая наиболее важные обстоятельства. Виновный не только старается избегать возврата к критическим вопросам, но и при постановке прямого вопроса пытается отодвинуть щекотливые обстоятельства на задний план, зная, что дискуссия может затронуть еще более неприятные детали и усугубить его положение.

Указание на связь между  преступлением и обычным поведением виновного. Невиновный доказывает, что преступление несовместимо с его обычным поведением, образом жизни, воспитанием, характером, темпераментом, положением в обществе. Виновный редко обращается к таким аргументам.

Боязнь позора. Невиновный наиболее остро переживает последствия обвинения с точки зрения моральных факторов. Его беспокоит мнение начальников и друзей, положение семьи. Виновного беспокоит главным образом ответственность.

Такого рода признаки могут  быть полезны в расследовании  преступлений в тактическом плане.

 

5. Рекомендации по поимке лжеца

Будьте подозрительны. Ложь часто остается нераспознанной из-за чрезмерной доверчивости — мы слишком часто допускаем, что люди говорят правду. Тому, кто допытывается до истины, важно быть подозрительным и не верить просто так словам. Иногда это трудно. Правила ведения беседы в обыденной жизни не позволяют обычно человеку выказать подозрение. Понятно, что недозволенность демонстрации подозрения относится только к обыденным жизненным разговорам. Профессиональным определителям лжи — например, сотрудникам милиции в ходе допросов — подозрительность позволительна, и они вправе оспаривать любые слова индивида.

Ведите зондирование. Необходимо постоянно задавать все новые и новые вопросы по теме — едва у вас возникает подозрение, что отвечающий лжет. Если вы продолжаете задавать вопросы, вашему собеседнику становится все труднее и труднее лгать. На то есть несколько причин. Лжецы должны стараться не противоречить себе, не говорить о том, недостоверность чего уже известна расспрашивающему, и должны помнить об уже сказанном на случай, если дознаватель вновь поинтересуется только что высказанной или уточненной информацией.

Не выдавайте  важной информации. Для сотрудников, занятых изобличением лжи, важно не слишком показывать лжецу свою осведомленность в его обстоятельствах. Лжецы не скажут наблюдателям заведомой лжи. Это легко, когда лжец знает, что знает допрашивающий, но становится труднее, когда объем знаний последнего лжецу неизвестен. В подобных обстоятельствах лжецы не знают, что им можно сказать, и всегда рискуют попасться на произнесении вещей, противоречащих знанию наблюдателя.

Будьте информированы. Дознавателю легче уличить лжеца, если он, дознаватель, хорошо информирован на тему, выступающую предметом лжи. Чем больше деталей известно ему заранее, тем скорее он заметит неправду в словах лжеца.

Предлагайте лгущим повторять уже сказанное. Полезной техникой для разоблачителей лжи является обращение к лгущим с требованием повторить уже сказанное. В этом заключены два преимущества. Во-первых, лжецы иногда производят подозрительное впечатление или даже уличаются лишь потому, что не могут вспомнить, о чем они говорили прежде, и начинают противоречить себе при попытке повторить свои рассказы. Во-вторых, когда лжецы сознают, что наблюдатели пользуются данной техникой, они могут принять решение не слишком отягощать свою ложь измышлениями, ибо чем больше они скажут, тем скорее подвергнутся риску забыть об уже сказанном ранее и вступить с собой в противоречие.

Следите и слушайте внимательно и избегайте стереотипов. В природе не существует никакого типичного невербального поведения, способного указать на обман, равно как нет и закона, по которому все лжецы говорили бы некие строго определенные вещи или избегали о них говорить. Поэтому не стоит выносить суждения об обмане исходя из стереотипных представлений (например: «лжецы отводят взгляд», «лжецы суетливы», «лжецы запинаются»). Вместо этого наблюдатели должны оценивать каждый случай индивидуально. Отсюда крайне важно внимательно наблюдать за поведением человека и тщательно выслушивать все, что он произносит. Мимолетное выражение эмоции на лице, заторможенность мелких движений, вербальные несоответствия — все эти признаки могут указывать на обман. Но необходимо помнить о том, что последние могли быть вызваны причинами, отличными от тех, по которым тот лжет.

Сравнивайте поведение  лжеца с его обычным поведением. Выявить тонкие невербальные признаки обмана нередко бывает легче, если распознающий ложь знаком с естественным поведением потенциального лжеца. В подобном случае проще нащупать (тонкие) изменения в поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Конечно, все вышесказанное  не должно рассматриваться как абсолютная истина. Ведь все люди индивидуальны, и индивидуальность проявляется  во всем, даже во лжи. С уверенностью можно утверждать только то, что  каждый лжет по-своему.

Диагностируя ложность показаний, можно избрать одну из двух тактических  возможностей:

-изобличить лжеца при его  первых попытках ввести следствие  в заблуждение;

-позволить лжецу дать ложные  показания и затем изобличить  его.

О лживости показаний могут свидетельствовать  состояния волнения, тревоги, нервозности, его колебания - давать правдивые  показания или продолжать лгать, могут выражаться в виде различных  ритмичных движений пальцев, рук, ступней, периодически повторяющегося во время  допроса, ерзанья на стуле, в виде так называемых жестов - самоадаптёров (вращение всевозможного рода мелких предметов, случайно оказавшихся под рукой и т.п.), приоткрытый рот напротив, прикусывание губ, замедленный темп речи, почёсывание подбородка и т. д.

В качестве приёма, создающего преувеличенное представление об осведомлённости  следователя, может быть использованное и заранее продуманное размещение на его рабочем столе, в других местах служебного кабинета (в зоне видимости) различного рода документов, таблиц, вещественных доказательств, изъятых  с места происшествия, во время  обыска и т.д. Так же может быть, использован так называемый метод  «косвенного допроса». Интересующие следователя вопросы задаются без  всяких акцентов, в будничном, даже небрежном тоне, чтобы не подчёркивать их особого значения. При этом используются различные отвлекающие приёмы, при  помощи которых переключается внимание допрашиваемого с тех обстоятельств, которые подлежат выяснению, нарочито выделяются несущественные моменты, создаётся видимость того, что в них и заключён весь смысл допроса.

Знание основ юридической психологии значительно повышает общую и  профессиональную культуру следователя, способствует выработке и совершенствованию  его деловых и интеллектуальных качеств. Усвоение фундаментальных  вопросов юридической психологии помогает лучше познать личностные особенности  обвиняемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответчиков, наладить с ними необходимые контакты, построить  рациональные отношения на доверии  и взаимном уважении, уметь применить  психологические приёмы и методы разоблачения лжесвидетельства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Ложь и ложные показания