Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Выбирая данную тему своей курсовой работы, я ориентировалась на её вчерашнюю, сегодняшнюю и, очевидно, завтрашнюю актуальность. Преступность была всегда и везде. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность остались прежними. Однако, многие подробности изучения криминалистических данных остались до сих пор не выясненными и недоступными для людей, которые заинтересованы в этом.
Введение
Выбирая данную тему своей курсовой работы, я ориентировалась на её вчерашнюю, сегодняшнюю и, очевидно, завтрашнюю актуальность. Преступность была всегда и везде. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность остались прежними. Однако, многие подробности изучения криминалистических данных остались до сих пор не выясненными и недоступными для людей, которые заинтересованы в этом.
Помимо этого, заслуживает внимания сам вопрос, что же связывает две, на первый взгляд ни чем не перекликающиеся между собой, науки: химия и криминалистика. Представление об этом менялось на протяжении долгого периода времени, ставились догадки, выдвигались теории. Наконец, химическая наука заняла почётное место в системе криминала.
Именно это я попытаюсь доказать изложением собранного мною материала в данной курсовой работе.
1 Химия и криминалистика
Сколько времени существует человеческая цивилизация, столько же действуют гласные или негласные нормы поведения, правила, законы и ровно столько же времени существуют проблемы с нарушителями этих норм, правил, законов, с поиском доказательств того, кем и как нарушен закон. Научно-техническая революция и особенно достижения второй половины ХХ в. позволили привлечь в криминалистику технические методы сбора доказательств преступления – улик. Важное место в этих методах принадлежит химии, о некоторых областях применения которой в криминалистике и пойдет речь.
Так, например, золото как основная денежная единица используется с глубокой древности. Однако, поскольку этот металл не отличается механической прочностью, в обращении "ходили" монеты, изготовленные из сплавов золота, серебра и меди. Подбирая комбинацию металлов красного и белого цвета, мошенникам удавалось, сохранив окраску золотых монет, снизить содержание в них золота, а то и вовсе обойтись без этого драгоценного металла. В те далёкие времена замена золота на серебро была не единственным видом обмана. Так, вместо медного купороса продавец мог продать более доступную соль – сульфат железа. Это, видимо, практиковалось довольно часто, потому что к этому времени относятся описания двух способов, позволяющих отличить сульфат железа от медного купороса. Борьба с мошенничеством при продаже медного купороса отмечена и в истории химии: появился первый химический реактив – сок дубильных орешков; смоченный этим соком кусочек папируса при погружении в раствор сульфата железа окрашивался в чёрный цвет.
Использование реактива для определения известного вещества – это важнейшее достижение, которое можно считать как точку отсчёта истории аналитической химии в криминалистической науке.
Очень давно известно, что нечестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы увеличить свою прибыль; для борьбы с такими мошенниками по рынку ходили контролёры, у которых под рукой был раствор йода. Одной капли было достаточно, чтобы разоблачить любителей "подгустить" вкусный продукт: при добавлении йода в испорченный мукой товар тотчас появлялась синяя окраска. Характерный синий цвет появляется в результате взаимодействия йода с крахмалом, содержащимся в муке. При необходимости реагент и объект поиска можно поменять местами и использовать крахмал для обнаружения йода. В отсутствие крахмала добавление йода не вызывает посинение. Йодокрахмальная реакция специфична как на йод, так и на крахмал.
Добавление серной кислоты в прозрачный раствор, содержащий ионы кальция, также приводит к заметному изменению – образуется нерастворимый сульфат кальция. Серная кислота, таким образом, является реагентом на кальций. Однако данная реакция неспецифична, ведь с барием, например, серная кислота реагирует точно так же. К тому же, реакция эта не очень чувствительна, поскольку осадок образуется только тогда, когда содержание кальция в растворе велико.
В 1993 г. Ганс Гросс обобщил опыт, накопленный за 20 лет работы в качестве судебного следователя, а также осознал, какую пользу при расследовании уголовных дел может принести использование последних достижений естественных наук. Он стал активным сторонником применения в криминалистике новых химических средств и, в частности, оптического микроскопа, и впервые сделал вывод о том, что пыль, с которой мы ежедневно сталкиваемся, образуется в результате разрушения окружающих нас материальных предметов. Изучение частиц пыли под микроскопом может помочь восстановить обстановку на месте происшествия и сыграть важную роль в его раскрытии. Гросс по существу заложил основы современной криминалистики, высказав замечательную мысль о том, что любое материальное взаимодействие оставляет вещественные доказательства. Важность этих высказываний по достоинству была оценена только через сорок лет, а сама реализация идей Гросса затянулась почти на столетие.
В 30-х годах нашего столетия аналитическая химия вступила в новый этап своего развития, связанный с её внедрением в мир криминалистики.
В этом разделе я постаралась осветить развитие криминалистики как науки, которая опирается на передовые методы химических анализов. Мы проследили как начиная с древних времён и до наших дней, эти две науки опираясь друг на друга помогали человеку бороться с преступностью.
1.1 Наука криминалистика
Криминалистика – юридическая наука о методах расследования преступлений, собирании и исследовании судебных доказательств. Корни этой науки исходят из глубин веков. Начиналась она с простейших химических методов расследования.
Как всякая самостоятельная область научного знания криминалистика имеет свой предмет, решает свои специфические задачи, с помощью обширного арсенала методов научного исследования. Ее развитие происходит по определенным законам, представляющим собой модификацию общих законов развития научного знания: закон непрерывности накопления научного знания, закон интеграции и дифференциации научного знания, закон связи и взаимного влияния науки и практики и т.п.
Понятие криминалистики может быть определено предварительным исследованием объектов, природы, предмета и функций науки. Под объектом науки понимается конкретная сфера, объект действительности; под предметом - определенный срез (часть) объекта познания. Проблема предмета науки приобретает остроту тогда, когда один и тот же объект исследуется различными науками. Если объект познания изучает только одна наука, то надобности в разграничении объекта и предмета науки не возникает, достаточно определить объект науки.
Криминалистика занимает особое место в системе наук, поскольку исследует взаимодействие, как материальных объектов, так и людей. В отличие от смежных юридических наук, криминалистика изучает не только социальные явления в сфере уголовно-правовых отношений, но и органическую и неорганическую природу - объект познания естественных и теоретических наук.
Криминалистика возникла на стыке общественных, естественных и технических наук.
Г.А.Матусовский проследил связь криминалистики более чем с 64 науками: философией, математикой, химией, естественными, техническими и юридическими науками, в том числе с дисциплинами, расположенными на стыке «материнских» и юридических наук (судебная этика, психология, медицина, психиатрия и др.)
Таким образом, криминалистика- это наука интегративного типа, изучающая поведение преступника, процесс и результаты отражения расследуемых событий в окружающей среде, познавательную деятельность сотрудников правоохранительных органов и разрабатывающая с учетом установленных закономерностей методологические теории, научно-технические средства, приемы и методы в целях оптимизации взаимосвязанных процессов использования собранной информации в доказательствах по уголовному делу, обнаружения, раскрытия и предупреждения преступления.
1.2 Химия как основа криминалистики
Сегодня почти ни одно из расследований криминального характера не обходится без научно-технической экспертизы, в которой наряду с другими важное место занимают химические и физико-химические методы. Для чего чаще всего используют химические методы? Простое перечисление наиболее известных областей их применения выглядит довольно внушительно:
• поиск и сохранение скрытых отпечатков пальцев;
• идентификация личности по анализу состава ДНК;
• поиск и определение состава ядовитых веществ, взрывчатых веществ, наркотиков;
• получение слепков отпечатков обуви;
• анализ на содержание алкоголя и состава алкогольных напитков;
• анализ состава чернил, бумаги и других средств, используемых для составления документов;
• анализ всевозможных загрязнений
Собирая материал, я выяснила много интересных фактов, которые помогли бы во многом специалисту-криминалисту. Так, например, оказывается, что абсолютно точных методов обнаружения отпечатков пальцев не существует. Ученых, которые исследовали состав кожных выделений методом газовой хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией, ожидал непредсказуемый результат. Оказалось, что у детей эти выделения содержат больше летучих веществ, чем у взрослых. Следы пальцев, оставленные детьми могут просто испариться. Стало понятно, что для поиска скрытых отпечатков в подобных случаях нужны особые методы, которых пока нет. Поэтому, поиск новых химических приёмов в криминалистике стало просто необходимым.
1.3 Связь криминалистической науки с естественными и техническими науками
Криминалистика — техническая или естественно-техническая наука.
Взгляды на криминалистику как на техническую или естественно-техническую науку характерны для этапа ее становления как самостоятельной области знаний. Как нам представляется, причиной такой оценки природы криминалистики являлось стремление отмежеваться от классической правовой уголовно-процессуальной науки.
Криминалистика – наука двойственной природы (естественно-технической и уголовно-правовой). Взгляд на криминалистику как на техническую дисциплину сковывал ее развитие и ограничивал сферу ее рекомендаций.
Криминалистика связана со многими науками — как общественными, так техническими и естественными, но связи эти носят преимущественно частный и локальный характер, тогда как основной «питательной средой» для криминалистики является право, правовые науки, следственная, судебная и экспертная практика; наконец, исторически криминалистика зародилась в рамках именно правовой — уголовно-процессуальной науки.
Нам кажется, что бездоказательным является и сравнение криминалистики с биохимией или физической химией. Это действительно переходные, а точнее — промежуточные, науки, расположенные на стыках между биологией и химией, физикой и химией. Но понятие переходной науки вовсе не тождественно понятию науки пограничной. Пограничная наука не соединяет в себе начал двух разнородных наук. Она лежит на границе двух родов наук, но принадлежит только одному из них, а не обоим сразу.
Большое значение для развития криминалистики, совершенствования ее научной продукции как теоретического, так и прикладного характера, имеют достижения естественных, технических, общественных наук. В криминалистике активно и плодотворно реализуются многие идеи, теории, подходы, методы философской науки (в частности, логики), психологии, медицины, науки управления, социологии, физики, химии, других наук неюридического профиля.
Следует различать активное, творческое использование криминалистикой данных естественных и технических наук от ее взаимодействия с этими науками. Криминалистика никогда не выступала только роли проводника чужих знаний. А.И. Винберг писал, что криминалистика — это не конгломерат разрозненных данных из области физики, химии, биологии и других наук, а знание, отличающееся качественно, новое знание.
Взаимодействие криминалистики с естественными и техническими науками не означает поглощения этих наук криминалистикой и включения их в ее содержание либо, наоборот, поглощения ими криминалистики. Однако подчас высказываются именно такие мнения. Так, например, ряд криминалистов европейских стран (Я. Пещак, В. Солнарж, Л. Виски и др.) полагают, что судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология, судебная химия и некоторые другие науки, как и криминалистическая наука, содействующие своими положениями борьбе с преступностью, являются составными частями криминалистической науки. Отечественные криминалисты не разделяют этих взглядов и в большинстве своем рассматривают судебную медицину, судебную психиатрию и другие подобные отрасли знаний как отрасли соответствующих «материнских» наук, призванные обслуживать своими данными практику борьбы с преступностью.
Данные таких наук учитываются криминалистикой при разработке ею своих рекомендаций практике. Так, например, разрабатывая тактику осмотра трупа на месте происшествия, принимают во внимание характеристику трупных явлений и их изменения во времени, признаки, позволяющие судить об орудии, которым причинялись повреждения; при разработке методики расследования убийств, изнасилований, телесных повреждений и некоторых других преступлений — возможности судебно-медицинской экспертизы и т. д. Эти данные именно учитываются, а не преобразуются криминалистикой, и оттого, что они упоминаются в соответствующих криминалистических разработках, они отнюдь не становятся криминалистическими, а их источники – частью криминалистической науки.