Соотношение моделирования и эксперимента в естествознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 07:50, реферат

Краткое описание

Выделяя в научном исследовании указанные два раз¬личных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от дру¬га и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретиче¬ский уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического осмысления научных фактов, статистиче¬ских данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чув¬ственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень иссле-дования. К эмпирическому уровню знаний мы относим моделирование, основанное на результатах, полученных в ходе проведения наблюдения, эксперимента и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Аналогия и моделирование в естествознании 4
2. Эксперимент в естествознании 9
3. Соотношение моделирования и эксперимента в естествознании 14
Заключение 19
Литература 20

Прикрепленные файлы: 1 файл

одержание.docx

— 296.84 Кб (Скачать документ)

Широкое распространение получили методы QSAR. Эти методы основанные на анализе зависимости структура-свойство молекул. Полученные модели используются для скрининга молекулярных баз данных, поиска новых потенциально активных веществ. Такие модели строятся на группе соединений одного химического класса, которые взаимодействуют с мишенью сходным образом. Для примера, такая QSAR модель была построена для ингибиторов моноаминооксидазы. Однако по результатам её предсказания ингибиторными же свойствами обладали и естественные субстраты моноаминооксидазы.

Другое предположение, о том, что белки со сходной аминокислотной последовательностью обладают сходными функциями, также не всегда справедливо. Например, в группу сериновых протеаз по сходству вторичной структуры попадает белок, не обладающий протеазной активностью.

И, тем не менее, роль молекулярного моделирования, как для фундаментальных, так и для прикладных исследований в области молекулярной биологии и биохимии неуклонно растёт. Это связано и с совершенствованием математического аппарата, и с ростом производительности вычислительной техники, и накоплением огромного количества фактического материала, требующего анализа.

Литература

1.                                       Богомолов А.С. «Античная философия» М.: МГУ, 1985

2.                                       Веденов А.А. «Моделиpование элементов мышления» М.: Наука, 1988

3.                                       Грибов Л.А. «Молекулярное моделирование на пути в 21 век» (I Всероссийская конференция по молекулярному моделированию)

4.                                       Осипов Д.С. «Математическое моделирование биосинтеза продуктов метаболизма», 2002

5.                                       Тумаркин А. «Философские аспекты моделирования как метода познания окружающего мира. Применение моделирования в различных отраслях человеческого знания и деятельности», 1994

6.                                       Фpолов М.Т. «Гносеологические пpоблемы моделиpования» М.: Наука, 1961.

7.                                       Харкевич Д.А. «Фармакология», М. Гэотар-Мед, 2001

8.                                       Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. «Диалектический материализм и теоретические основы медицины». М., 1986.

9.                                       Штофф В.А. «Моделиpование и философия» М.: Наука, 1966

тветствующих моделях тех или иных свойств (характеристик) как объекта в целом, так и отдельных его частей. К физическому моделированию прибегают не только по экономическим соображениям, но и потому, что натурные испытания очень трудно или вообще невозможно осуществить, когда слишком велики (малы) размеры натурного объекта или значения других его характеристик (давления, температуры, скорости протекания процесса и т. п.).

В основе физического моделирования лежат теория подобия и анализ размерностей. Необходимыми условиями физического моделирования являются геометрическое подобие (подобие формы) и физическое подобие модели и натуры: в сходственные моменты времени и в сходственных точках пространства значения переменных величин, характеризующих явления для натуры, должны быть пропорциональны значениям тех же величин для модели. Наличие такой пропорциональности позволяет производить пересчёт экспериментальных результатов, получаемых для модели, на натуру путём умножения каждой из определяемых величин на постоянный для всех величин данной размерности множитель — коэффициент подобия.

Поскольку физические величины связаны определёнными соотношениями, вытекающими из законов и уравнений физики, то, выбрав некоторые из них за основные, можно коэффициенты подобия для всех других производных величин выразить через коэффициенты подобия величин, принятых за основные. Например, в механике основными величинами считают обычно длину l, время t и массу m. Тогда, поскольку скорость v = l/t, коэффициент подобия скоростей kv = vн/vм (индекс «н» у величин для натуры, «м» — для модели), можно выразить через коэффициенты подобия длин kl = lн/lм и времён kt = tн/tм в виде kv = kl/kt. Аналогично, т. к. на основании второго закона Ньютона сила F связана с ускорением w соотношением F = mw, то kF = km *kw (где, в свою очередь, kw = kv/kt) и т. д. Из наличия таких связей вытекает, что для данного физического явления некоторые безразмерные комбинации величин, характеризующих это явление, должны иметь для модели и натуры одно и то же значение. Эти безразмерные комбинации физических величин называются критериями подобия. Равенство всех критериев подобия для модели и натуры является необходимым условием физического моделирования. Однако добиться этого равенства можно не всегда, так как не всегда удаётся одновременно удовлетворить всем критериям подобия.

2. Моделирование  как средство экспериментального  исследования

Моделирование всегда используется вместе с другими общенаучными и специальными методами. Прежде всего, моделирование тесно связано с экспериментом. Под экспериментом понимается «вид деятельности, пpедпpинимаемой в целях научного познания, откpытия объективных закономеpностей и состоящий в воздействии на изучаемый объект(пpоцесс) посpедством специальных инстpументов и пpибоpов». [4]

Существует особая фоpма экспеpимента, для котоpой хаpактеpно использование действующих матеpиальных моделей в качестве специальных сpедств экспеpиментального исследования. Такая фоpма называется модельным экспеpиментом.

В отличие от обычного эксперимента, где средства экспеpимента так или иначе взаимодействуют с объектом исследования, здесь взаимодействия нет, так как экспеpиментиpуют не с самим объектом, а с его заместителем. Пpи этом объект-заместитель и экспеpиментальная установка объединяются, сливаются в действующей модели в одно целое. Таким обpазом, обнаруживается двоякая pоль, котоpую модель выполняет в экспеpименте: она одновpеменно является и объектом изучения и экспеpиментальным сpедством.

Для модельного экспеpимента хаpактеpны следующие основные операции:

  • пеpеход от натуpального объекта к модели - постpоение модели (моделиpование в собственном смысле слова).
  • экспеpиментальное исследование модели.
  • пеpеход от модели к натуpальному объекту, состоящий в пеpенесении pезультатов, полученных пpи исследовании, на этот объект.

Модель входит в экспеpимент, не только замещая объект исследования, она может замещать и условия, в котоpых изучается некотоpый объект обычного экспеpимента.

Обычный экспеpимент пpедполагает наличие теоpетического момента лишь в начальный момент исследования — выдвижение гипотезы, ее оценку и т.д., теоpетические сообpажения, связанные с констpуиpованием установки, а также на завеpшающей стадии — обсуждение и интеpпpетация полученных данных, их обобщение; в модельном экспеpименте необходимо также обосновать отношение подобия между моделью и натуpальным объектом и возможность экстpаполиpовать на этот объект полученные данные [5].

3. Моделирование  и НТП

Моделирование предполагает использование абстрагирования и идеализации. Отображая существенные (с точки зрения цели исследования) свойства оригинала и отвлекаясь от несущественного, модель выступает как специфическая форма реализации абстракции, то есть как некоторый абстрактный идеализированный объект. При этом от характера и уровней лежащих в основе моделирования абстракций и идеализаций в большой степени зависит весь процесс переноса знаний с модели на оригинал; в частности, существенное значение имеет выделение трёх уровней абстракции, на которых может осуществляться моделирование:

  • уровня потенциальной осуществимости (когда упомянутый перенос предполагает отвлечение от ограниченности познавательно-практической деятельности человека в пространстве и времени);
  • уровня «реальной» осуществимости (когда этот перенос рассматривается как реально осуществимый процесс, хотя, быть может, лишь в некоторый будущий период человеческой практики);
  • уровня практической целесообразности (когда этот перенос не только осуществим, но и желателен для достижения некоторых конкретных познавательных или практических задач).

На всех этих уровнях, однако, приходится считаться с тем, что моделирование данного оригинала может ни на каком своём этапе не дать полного знания о нём. Эта черта моделирования особенно существенна в том случае, когда его предметом являются сложные системы, поведение которых зависит от значительного числа взаимосвязанных факторов различной природы. В ходе познания такие системы отображаются в различных моделях, более или менее оправданных; при этом одни из моделей могут быть родственными друг другу, другие же могут оказаться глубоко различными. Поэтому возникает проблема сравнения (оценки адекватности) разных моделей одного и того же явления, что требует формулировки точно определяемых критериев сравнения. Если такие критерии основываются на экспериментальных данных, то возникает дополнительная трудность, связанная с тем, что хорошее совпадение заключений, которые следуют из модели, с данными наблюдения и эксперимента ещё не служит однозначным подтверждением верности модели, так как возможно построение других моделей данного явления, которые также будут подтверждаться эмпирическими фактами. Отсюда — естественность ситуации, когда создаются взаимодополняющие или даже противоречащие друг другу модели явления. Эти противоречия могут «сниматься» в ходе развития науки (и затем появляться при моделировании на более глубоком уровне). Например, на определенном этапе развития теоретической физики при моделировании физических процессов на «классическом» уровне использовались модели, подразумевающие несовместимость корпускулярных и волновых представлений; эта «несовместимость» была «снята» созданием квантовой механики, в основе которой лежит тезис о корпускулярно-волновом дуализме, заложенном в самой природе материи.

Другим примером такого рода моделей может служить моделирование различных форм деятельности мозга [6]. Создаваемые модели интеллекта и психических функций — например, в виде эвристических программ для ЭВМ — показывают, что моделирование мышления как информационного процесса возможно как минимум в трёх аспектах: (дедуктивном — формально-логическом, индуктивном и нейролого-эвристическом) для «согласования» которых необходимы дальнейшие логические, психологические, физиологические, эволюционно-генетические и модельно-кибернетические исследования. В процессе моделирования выделяются специальные этапы — этап верификации модели и оценка ее адекватности

В модели реализованы двоякого pода знания:

  • знание самой модели (ее стpуктуpы, процессов, функций) как системы, созданной с целью воспроизведения некоторого объекта.
  • теоретические знания, посредством котоpых модель была построена.

Имея в виду именно теоретические соображения и методы, лежащие в основе построения модели, можно ставить вопросы о том, насколько веpно данная модель отражает объект и насколько полно она его отражает. В таком случае возникает мысль о сравнимости любого созданного человеком пpедмета с аналогичными пpиpодными объектами и об истинности этого пpедмета. Но это имеет смысл лишь в том случае, если подобные пpедметы создаются со специальной целью изобpазить, скопиpовать, воспроизвести определенные чеpты естественного пpедмета.

В настоящее вpемя пpактика моделирования вышла за пpеделы сpавнительно огpаниченного кpуга механических явлений. Возникающие математические модели, котоpые отличаются по своей физической пpиpоде от моделиpуемого объекта, позволили преодолеть огpаниченные возможности физического моделиpования. Пpи математическом моделиpовании основой соотношения модель - натуpа является такое обобщение теоpии подобия, котоpое учитывает качественную pазноpодность модели и объекта, пpинадлежность их pазным фоpмам движения матеpии. Такое обобщение пpинимает фоpму более абстpактной теоpии — изомоpфизма систем.

Модельный эксперимент позволяет изучать такие объекты, прямой эксперимент над которыми затруднён, экономически невыгоден, либо вообще невозможен в силу тех или иных причин (моделирование уникальных гидротехнических сооружений, сложных промышленных комплексов, экономических систем, социальных явлений, процессов, происходящих в космосе, конфликтов и боевых действий и т.д.).

Исследование знаковых (в частности, математических) моделей также можно рассматривать как некоторые эксперименты («эксперименты на бумаге», умственные эксперименты). Это становится особенно очевидным в свете возможности их реализации средствами электронной вычислительной техники. Один из видов модельного эксперимента - модельно-кибернетический эксперимент, в ходе которого вместо «реального» экспериментального оперирования с изучаемым объектом находят программу его функционирования, которая и оказывается своеобразной моделью поведения объекта.

Заключение

Моделирование глубоко проникает в теоретическое мышление. Более того, развитие любой науки в целом можно трактовать — в весьма общем, но вполне разумном смысле, — как «теоретическое моделирование». Важная познавательная функция моделирования состоит в том, чтобы служить импульсом, источником новых теорий. Нередко бывает так, что теория первоначально возникает в виде модели, дающей приближённое, упрощённое объяснение явления, и выступает как первичная рабочая гипотеза, которая может перерасти в «предтеорию» — предшественницу развитой теории. При этом в процессе моделирования возникают новые идеи и формы эксперимента, происходит открытие ранее неизвестных фактов. Такое «переплетение» теоретического и экспериментального моделирования особенно характерно для развития физических теорий.

Моделирование — не только одно из средств отображения явлений и процессов реального мира, но и — несмотря на описанную выше его относительность — объективный практический критерий проверки истинности наших знаний, осуществляемой непосредственно или с помощью установления их отношения с другой теорией, выступающей в качестве модели, адекватность которой считается практически обоснованной. Применяясь в органическом единстве с другими методами познания, моделирование выступает как процесс углубления познания, его движения от относительно бедных информацией моделей к моделям более содержательным, полнее раскрывающим сущность исследуемых явлений действительности.

Литература

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 1991.
  2. Алтухов В.Л., Шапошников В.Ф. О перестройке мышления: философско-методологические аспекты. М., 1988.
  3. Большая советская энциклопедия.
  4. Штофф В.А. Моделиpование и философия. М., Наука, 1966.
  5. Налимов В. В., Теория эксперимента, М., 1971.

Амосов Н.М. Моделиpoвание мышления и психики. М., Наука, 1995.МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗОЛЬ-ГЕЛЬ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ НАНОЧАСТИЦ ДИОКСИДА ТИТАНА

Костин А.С. 1, Кольцова Э.М. 1

1. Российский химико-технологический  университет имени Д.И. Менделеева

Резюме  |   Комментарии ( 0)   |    PDF (877 K)   |  стр. 381-387

Золь-гель технология является одним из наиболее перспективных методов массового получения наночастиц и материалов на их основе. Этот метод не только не требует больших затрат, но и позволяет получать продукты особой чистоты, к тому же по сравнению с другими методами его коммерческое применение представляется наиболее эффективным. Золь-гель технология позволяет гибко регулировать условия проведения процесса, а значит, и размеры получаемых частиц. Реологические свойства золей могут быть изменены в широких пределах, что означает возможность получения пленок, волокон, монолитов и других образований, а также регулирования структуры получаемых гелей.

Информация о работе Соотношение моделирования и эксперимента в естествознании