Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 11:48, реферат
В настоящее время коммуникативный дизайн в основном сосредоточен на объектах графического плана и электронной среды, но так было не всегда. Долгое время коммуникативный дизайн был синонимом только графического дизайна и наоборот. Причина данного явления видна в свете технологических аспектов: до 80-х годов, времени появления доступных персональных компьютеров, самым распространенным способом коммуникации в дизайне были именно печатные носители.
Краткий анализ новой коммуникативной среды (New media)
В настоящее
время коммуникативный дизайн в
основном сосредоточен на объектах графического
плана и электронной среды, но
так было не всегда. Долгое время
коммуникативный дизайн был синонимом
только графического дизайна и наоборот.
Причина данного явления видна
в свете технологических
Если изменение ситуации в области телевизионных средств коммуникации носило эволюционный характер, то появление компьютерных сетей вкупе с графическим пользовательским интерфейсом уже приобрело масштаб революции. Поскольку процесс коммуникации происходит через технологическую среду (media), то именно через ее развитие в исторической плоскости можно рассмотреть развитие коммуникативного дизайна[1]. Только за последние сто лет технологии коммуникации претерпели ряд существенных метаморфоз, но этому предшествовали не менее значимые события в истории человечества. В общем можно выделить пять исторических «революций» в развитии технических средств коммуникации:
1. Возникновение человеческой речи (примерно 40 тыс. лет назад);
2. Изобретение письменности (примерно 4000 г. до н. э.[2]);
3. Изготовление печатного станка ( 1440 г . н. э.);
4. Внедрение
аналоговых электронных
5. Появление
цифровых носителей,
Коммуникативная среда
В соответствии с исторической последовательностью среду коммуникации делят на Традиционную и Новую, с последней в большинстве отождествляют среду цифровую.
Новая коммуникативная среда (New media), в тысячи раз увеличив доступность информации, значительно расширила поле деятельности медиа-дизайнеров. В Новой среде могут существовать параллельно и полноправно до того разрозненные носители информации, которые теперь объединяются в один, например, текст, звук, статические и динамические изображения (видео и анимация). Цифровые устройства позволили работать с большими массивами данных: информация во время преобразования из аналогового сигнала в цифровой становится менее емкой, но зачастую без ощутимой потери качества. Как только в 80-х годах появились первые доступные цифровые персональные компьютеры, стало возможно говорить о появлении новой коммуникативной среды — цифровой. До того основными техническими средствами коммуникативного дизайна являлись статичная печатная среда и динамичная электронная (аналоговая). Для всех без исключения видов дизайна цифровая среда стала также и средством проектирования конечного продукта. В случае с коммуникативным дизайном цифровой среды, по сути, объединяются средства проектирования с самим объектом проектирования, т. е. инструмент реализации задачи с продуктом. Тем самым, создается принципиально новая коммуникативная среда, обладающая рядом существенных отличий даже от своей, недавней предшественницы — аналоговой среды.
Л. Манович, один из серьезных теоретиков цифровой среды, выделяет пять принципов Новой среды[3], однако, он уточняет, что «их не следует воспринимать как абсолютный закон, но скорее как общую тенденцию в культуре под влиянием процесса компьютеризации» и что «не каждый объект новой среды подчиняется этим принципам»[4]:
1. Числовое представление. Все объекты Новой среды представляют собой в конечном счете цифровой код, т. е. последовательность нулей и единиц, из чего следует, что объекты Новой среды могут быть описаны математически и могут быть трансформированы при помощи алгоритмов, т. е. среда программируема.
2. Модульность. Каждый элемент среды, с одной стороны, является частью целого, единого объекта. Так, вэб-страница является частью вэб-сайта. С другой, — сам является самостоятельным объектом, состоящим из ряда самостоятельных элементов: та же вэб-страница состоит из отдельных изображений (векторных или растровых файлов) и текста.
3. Автоматизация. Первые два принципа делают возможным автоматизировать многие операции, связанные с проектированием, доступом пользователей и манипулированием продуктов новой среды.
4. Изменчивость. Одним из главных отличий Новой среды от традиционной, является обязательное требование последней к своим носителям быть единожды определенными через материальную форму. Л. Манович также выделяет 7 частных случаев принципа изменчивости:
1. Элементы среды хранятся в специальных базах данных. Конечные объекты среды, различные по форме и содержанию, могут быть сгенерированы из базы данных как заблаговременно, так и по запросу.
2. Принцип изменчивости
делает возможным разделить
3. Информация
о конечном пользователе может
быть использована
4. Разветвленная
интерактивность, или
5. Элементы гипертекста
связаны между собой
6. Периодические
обновления являются другим
7. Масштабируемость
представляется одним из
5. Транскодинг — профессиональный термин, означающий прямой перевод одного цифрового формата в другой. Л. Манович расширяет границы этого сугубо технического термина до культурных категорий. В Новой среде он выделяет два базовых уровня — компьютерный и культурный[5], и транскодинг здесь означает взаимовлияния этих слоев, которые изначально представляют собой два разных синтаксиса.
С другой стороны в литературе можно встретить и более общие позиции во взглядах на Новую среду. Р. Нойман отмечает, что цифровая электронная среда: изменяет де-факто географические границы, в тысячи раз увеличивает объемы информации, дает возможность во столько же увеличить и скорость передачи информации, делает доступным интерактивное общение, позволяет разным формам коммуникации объединиться в единое целое[6] (мультимедиа).
Коммуникативный дизайн в аналоговой среде за счет телевизионных технологий обретает динамичность. Под динамикой можно понимать характеристику конкретного носителя информации. В печатной среде содержание определяется единожды, конечный продукт рассматривается как совокупность формы сообщения, закрепленного на материальном носителе, специально созданном именно для данного сообщения. Другими словами, у нас нет возможности поменять содержание, не изготавливая при этом заново конечный продукт. В электронном продукте технические средства передачи информации отделены от самой информации. Через единственный источник, при определенных условиях, можно воспроизвести бесконечное количество сообщений.
Продукт аналоговой среды уже не ограничен пространством, как в печатной, но имеет ограничения во временном отрезке (продолжительность записи, эфир). Полноценный продукт цифровой среды не имеет таких ограничений, поскольку существует не в виде эфира или воспроизведения. Следовательно, пользователь может обращаться к нему в любой допустимой последовательности и в любое время начать или прекратить использование продукта. Из этого следует, что медиа-дизайнер, проектирующий в Новой среде и для Новой среды, должен иметь иные представления о пространстве и сценарности. Пространство в электронной среде, являясь не субстанциональным, а виртуальным, уже не ограничено физическими размерами, как, например, размер печатного листа: «Морфология объекта (продукта цифровой среды) разворачивается в виртуальном мире, обладающем особой природой, где нет центра и периферии и где об объекте можно говорить лишь как о событии»[7].
Такой простор для творчества предъявляет и отличные от классической предметно-пространственной среды требования к проектировщикам. Полноценная Новая среда требует от дизайнера осознания специфики проектирования «управляемых» электронных продуктов, которые могут существовать и в виде компьютерных приложений и сетевых ресурсов (Интернет- и Интранет-сайты). Проектированием ранних компьютерных продуктов занимались в основном программисты, поскольку возможности визуализации информации были весьма скромными: текст и интерфейс в виде командной строки. Но с развитием программно-аппаратных средств, все чаще возникала необходимость в специалистах, которые могли бы, как графические дизайнеры, проектировать эстетически-организованную форму представленной информации (которая уже могла и не ограничиваться лишь текстовыми блоками) вкупе с отличными от предметной среды техническими ограничениями, учитывающимися раннее лишь программистами.
Сценарий работы продукта в Новой среде по-прежнему должен определяться при проектировании, но теперь порядок доступа к информации определяется механизмами манипулирования данными. Как следствие из принципов, представленных Л. Мановичем, одной из главных особенностей Новой среды является возможность определения пользователем объема и качества информации, доступной через электронный продукт. Соответственно, актуальным становится разработка действенных инструментов взаимодействия пользователя и продукта, реализуемых с помощью интерфейса «человек-компьютер», что явилось одним из переломных моментов в трансформировании по сути текстовых документов в мультимедийные. Дж. Раскин, признанный теоретик проектирования интерфейсов, отмечает: «Многие считают, что термин пользовательский интерфейс относится только к современным графическим пользовательским интерфейсам, основанным на окнах и меню, управляемых с помощью мыши. [...] В ответ на это я мог бы заметить, что способ, которым вы выполняете какую-либо задачу с помощью какого-либо продукта, а именно совершаемые вами действия и то, что вы получаете в ответ, и является интерфейсом»[8]. Таким образом, одной из главных задач медиа-дизайнера в Новой среде становится проектирование, наряду с формой подаваемой информации, интерфейсов, с помощью которых пользователь может эффективно манипулировать доступной информацией, при этом качество спроектированного интерфейса напрямую определяет и качественный уровень конечного электронного продукта. Конечно, стоит сделать оговорку, что пока не каждый электронный продукт требует такого уровня взаимодействия или, если угодно, интерактивности, как, например, электронный магазин, и не всегда медиа-дизайнеру в электронной среде приходится проектировать графические интерфейсы. Тем не менее, эта тенденция основывается на рассмотренных выше базовых принципах Новой среды, и даже в такой традиционной сфере коммуникации как телевидение, с каждым годом технологии делают доступными новые функции, которые позволяют нам говорить о появлении нового, интерактивного телевидения. При таком потенциально высоком уровне интерактивности успех сервиса не может быть обеспечен без грамотно спроектированных шаблонных страниц и пользовательских интерфейсов. В свою очередь это свидетельствует о том, что привычные нам широковещательные схемы (радио, телевидение) с каждым годом все более безнадежно устаревают. Вместе с тем появление интерактивных сервисов требуют все большего количества специалистов, понимающих уникальную специфику подобного рода деятельности.