Этика тележурналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:33, реферат

Краткое описание

К сожалению, существует тенденция изначально ориентироваться на спонсоров и рекламодателей. Приходится поражаться откровенной наивности иных «продюсеров», которые мечтают об очереди из рекламодателей, которая выстроится у дверей их кабинета, как только выйдет журнал или телепередача. Естественно, никакой очереди нет и в помине. Выпустив пару-тройку номеров, такие журналы тихо и незаметно уходят в небытие.

Содержание

Введение.
1. Профессиональная этика журналиста.
2. Хартия телерадиовещателей.
3. Достоверность информации.
4. Защита прав и законных интересов граждан и организаций, общественного здоровья и нравственности.
5. Язык.
6. Действия, несовместимые с нормами цивилизованной журналистики.
Заключение.
Литература.

Прикрепленные файлы: 1 файл

тележурналитика.docx

— 54.22 Кб (Скачать документ)

                                                   СОДЕРЖАНИЕ                                            

Введение.

  1. Профессиональная этика журналиста.
  2. Хартия телерадиовещателей.
  3. Достоверность информации.
  4. Защита прав и законных интересов граждан и   организаций,                                                                         общественного здоровья и нравственности.
  5. Язык.
  6. Действия, несовместимые с нормами цивилизованной журналистики.

Заключение.

Литература.

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ.

 За последние пятнадцать лет, иными словами, со времени появления независимой журналистики у нас в стране, этические вопросы её существования становятся всё острее. В нашем обществе успел уже сформироваться негативный образ «жёлтой прессы», «продажных журналистов» и просто «журналюг». Складывается во многом противоречивая ситуация. С одной стороны, журналистика считается престижной профессией. С другой стороны, сохраняется откровенно настороженное отношение к журналистам со стороны не только персон, которые могут объектами журналистского профессионального интереса, но и просто обывателей. Всё это напоминает сложные взаимоотношения народа и А.Б.Пугачевой: приму любят, но одновременно окружают довольно злобными сплетнями.

 Во многом негативное отношение к журналистам проистекает из стереотипов, которые сложились не в последнюю очередь по вине некоторых репортёров и обозревателей, многие из которых сделали головокружительную карьеру именно благодаря фактическому игнорированию норм профессиональной этики. Какие же это стереотипы?

 «Журналисты наглы и бесцеремонны», «Они продажны: за деньги размажут любого по асфальту», «Журналисты всё переврут и передёрнут», «Они вечно гоняются за жареными фактами, но чаще сами их и придумывают, рождая дешёвые сенсации».

 Перед журналистами захлопывают двери; от их телекамер отворачиваются, закрывают ладонью объектив и собственные лица. И не всегда потому, что есть чего стесняться и что скрывать. Зачастую просто из недоверия. И тогда опять встаёт вопрос всё той же опороченной этики: что делать в этом случае? Не дать закрыть дверь, отвести руку и продолжать снимать? Можно руководствоваться теми нормативами, которые были выработаны международным журналистским сообществом. Их не так много и они в общем развивают одни и те же идеи. Прежде всего это «Международная декларация принципов поведения журналистов» (Принята Конгрессом МФЖ в 1954 году. Поправки внесены на Конгрессе Международной федерации журналистов в 1986), «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года ), а также российские аналоги: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года).

 Конечно, реалии российской жизни внесли свои коррективы в «кодекс чести» наших журналистов. Мы, к сожалению, не обладаем той финансовой свободой, которой пользуются западные коллеги. Редко какое СМИ может полностью содержать себя. Отсюда зависимость российских СМИ от «денежного мешка», как на постоянной основе (когда последний является владельцем СМИ) или эпизодически, когда спонсоры привлекаются под конкретный проект. Естественно, «спонсорами» можно считать и рекламодателей, а посему привлечение рекламы является головной болью любого издания или телепроекта. Рекламное дело было признано несовместимым с журналистикой, что было зафиксировано в ещё советском кодексе 1991 (как и в редакциив 1994 года), но позднее эта «несовместимость» была устранена...

 Действительно, рекламная статья, написанная талантливо, может считаться литературным произведением и даже одной из разновидностей лиературного жанра. Но даже если отбросить в сторону чисто рекламные материалы, ведь остаётся ещё ниша «подрекламных» материалов, которые сами по себе не носят никакого рекламного характера, не призывают ничего приобретать.

  К сожалению, существует тенденция изначально ориентироваться на спонсоров и рекламодателей. Приходится поражаться откровенной наивности иных «продюсеров», которые мечтают об очереди из рекламодателей, которая выстроится у дверей их кабинета, как только выйдет журнал или телепередача. Естественно, никакой очереди нет и в помине. Выпустив пару-тройку номеров, такие журналы тихо и незаметно уходят в небытие. Получается, что некотрые СМИ ориентируются прежде всего на «спонсора», мечтая, кому бы подороже продаться (хотя бы разово и частично), а интересы читателей ставятся на последнее место. Стоит сравнить «туристско-географическую» прессу Запада и нашу отечественную, постоять у полки и просто полистать журналы, знакомясь с содержанием. Сравнение будет явно не в пользу нашей специализированной прессы. Получается, что ТАМ во главе всего стоит Читатель, а ЗДЕСЬ – Рекламодатель. В результате мы имеем то, что имеем, плюс ко всему сознательно попираемые нормы журналистской этики, с которыми попробуем разобраться подробнее.

 

                

 

                      1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА

 Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, его общественный долг называются моралью. Профессиональной моралью является модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой. Выбор темы публикаций, отбор фактов, оценка поведения героев этих публикаций, при этом обязательно проявляется моральное отношение журналиста к тому, о чем он повествует. Все содержимое его работы, от начала до конца предстает как нравственная по характеру деятельность.

 «Ни один, даже, казалось бы, самый, что ни на есть профессиональный вопрос нельзя на телевидении решать вне его этической основы», – писал замечательный исследователь и театровед В. Саппак. Эта мысль стала центральной в его переизданной трижды книге «Телевидение и мы». Телевидение, по мнению автора, начинается с этики, как театр с вешалки. Но хотя суждения Саппака в течение десятилетий оставались общепризнанными, наши телекомпании не имеют этических кодексов. Этим и вызвана необходимость ввести в учебник данную главу.

 Каждый гражданин в демократическом государстве имеет право на свободу выражения мысли. В свою очередь общество имеет право на всю полноту информации о себе самом. Это включает в себя знание о многообразии мнений, составляющих сферу массового сознания.

 Свобода журналистики в демократическом обществе – это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и других государственных или частных учреждений, когда эти действия угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействия властей или злоупотребление властью. Этически воспитанный журналист не может позволить себе забыть, что аудитория состоит не только из людей, разделяющих его взгляды и моральные принципы, а телевидение выражает мировоззрение не одного какого-то слоя общества, одной партии или движения (даже если эта партия является правящей). Экранная действительность отражает всю совокупность запросов и интересов зрителей, чьи права на электронные средства коммуникации не менее основательны, чем права журналистов. А поскольку интерес и потребности зрителей, а также участников и героев телепрограмм не только различны, но и подчас противоположны, документалист может оказаться в положении, когда его действие или слово будет обидным, если не оскорбительным, по меньшей мере, для одной из сторон.

 Где существует свобода, существует и ответственность за свои решения. В отношении тележурналиста это означает ответственность:

– перед обществом в  целом;

– перед аудиторией телезрителей;

– перед героями передач  и фильмов;

– перед сообществом журналистов, которое он представляет;

– перед телекомпанией, от имени которой обращается к зрителям;

– перед самим собой.

Применительно к телевизионной  информации исходные этические принципы журналиста – достоверность каждого  сообщения, полнота представленных фактов и непредвзятость позиции  автора.

Достоверность. Доверие к  факту или мнению обусловлено  доверием к источнику информации – зритель хочет знать, откуда получено сообщение и кому принадлежит  излагаемое суждение.

Если на месте события  отсутствует собственный корреспондент  или он не имеет проверенных данных, необходимо – в соответствии с  мировой телепрактикой – подтверждение не менее, чем из двух источников.

В новостных программах ссылки на источники сообщений обязательны.

Журналист новостей оперирует  только теми данными, которые в случае необходимости могут быть им доказаны, и добивается такого изложения материала, чтобы даже будучи обвиненным в дезинформации, суметь подтвердить свою правоту  в судебном порядке.

Общепризнанная особенность  телеинформации – «персонализация  новостей» – не означает, как  думают многие, свободы субъективных высказываний ведущего. Четкое отделение  фактов от мнений в новостной программе  – неукоснительный журналистский  принцип.

Профессиональное сообщение  не должно содержать оценок, тем  более, если это оценки сотрудника информационного  телевидения – ведущего, репортера, интервьюера.

«Зрители и слушатели  не должны заимствовать из передач  Би-би-си личные взгляды ведущих  и репортеров, – говорится в  вещательных рекомендациях знаменитой английской корпорации. – Хорошая  журналистика помогает зрителям и слушателям всех убеждений сформировать свое собственное  мнение». «Факты должны быть представлены таким образом, чтобы информировать, а не убеждать, – предостерегает этический кодекс Си-би-эс. – Когда  речь идет о спорных вопросах, зрители  не должны догадываться, какую сторону  поддерживает ведущий». «Наша задача – информировать общество, а не реформировать его, – в свою очередь  утверждает этический кодекс Эн-би-си. – Журналисты перестают быть репортерами, когда начинают думать о себе, как о миссионерах».

Позиция журналиста новостей – в подборе, полноте и последовательности освещаемых фактов. Оценки событий  или явлений вполне уместны и  даже необходимы в устах экспертов, комментаторов или лиц, в чьей компетенции нет сомнений.

Информационные программы  не должны вызывать у зрителя сомнений в характере экранного сообщения  или порождать в нем ложные представления о том, что он видит  – запись или трансляцию, первичное  сообщение или его повтор. Ни одна из экранных форм – ни прямо, ни косвенно – не может быть выдана за другую (комментарий за установленный факт, архивные кадры за сиюминутную хронику, инсценировка – за действие, реально  происходящее) или способствовать подобному  впечатлению.

Особенно это относится  к методу инсценировки, даже если ее участники – реальные герои происходившего. Сам факт реконструкции события должен быть обозначен в эфире, чтобы не вводить телезрителя в заблуждение относительно характера изображаемых действий.

Мировая телепрактика не допускает использования инсценировок в новостных рубриках.

Полнота информации. Важнейшее  условие объективности – полнота  представленных фактов и обнародованных суждений.

Так, репортаж о рельсовой  войне, начатой забастовщиками-шахтерами, демонстрирующий их возмущенные  лица, будет не полон, если не покажет  и негодование ни в чем не повинных пассажиров, десятки часов ожидающих  в остановленных поездах. В экранном сообщении о событии не должны быть опущены факты, существенные для  понимания происходящего, или изложена точка зрения, односторонне освещающая картину, даже если это

точка зрения сотрудника информационной рубрики. И если в аналитической  передаче одним из героев изложен  определенный взгляд на проблему, журналист  обязан предоставить такие же возможности  и для аргументов оппонирующих сторон.

Непредвзятость. Достоверность  и полнота информации как критерии журналистики могут быть достигнуты только при условии непредвзятости.

Для отечественных документалистов  это условие – едва ли не самое  трудное. Современные ведущие, пришедшие  на смену официозной фигуре «кремлевского» диктора, зачастую не сомневаются, что  единственно безошибочный взгляд на события и процессы общественной жизни принадлежит им самим, выступающим  кем-то вроде наставников неразумной публики.

Убежденность ведущего информационных программ в том, что он выступает  своего рода идеологическим просветителем, порождает привычку по каждому поводу ставить оценки и выносить приговоры, ибо, по его представлению, мнения о фактах важнее фактов.

Не трудно понять, что  подобное убеждение – оборотная  сторона все той же тенденциозности.

Условие непредвзятости тем  более необходимо в журналистских расследованиях.

В то время, как информационные, в том числе новостные телепрограммы, отвечают на вопросы «что происходит?» и «как это происходит?», аналитическая публицистика имеет дело с вопросами «почему?» и «что может случиться завтра?».

Хладнокровие, способность  к всестороннему исследованию ситуации, скрупулезность в изучении материала  – достоинства в этой области  документалистики более ценные, чем подкупающие эмоциональность и импульсивность.

По существу, аналитическая  журналистика есть сумма вопросов, ответы на которые документалисты получают в процессе самой работы.

Беспристрастность и глубина  подхода в наибольшей мере присущи  тем, кто не находится в плену  у стереотипов и не отступает  перед сложностью исследуемой проблемы или породивших ее причин.

Особо тщательное внимание документалист уделяет подбору  экспертов и заблаговременному  знакомству с позициями участников предстоящего разговора. Степень компетентности в исследуемой проблеме позволяет ему оценить компетенцию приглашаемых собеседников. Хорошо подготовленный публицист предполагает по возможности все, что знает каждый из собеседников применительно к обсуждаемой теме, а фактически даже больше, чем каждый, ибо осведомленность приглашаемых ограничена, как правило, их личными интересами или интересами представляемых ими партий и ведомств. Преимущество публициста (и одновременно его обязанность) – независимость от ведомственных пристрастий и готовность действовать в интересах зрителей. Можно сказать, что интересы аудитории – его ведомство.

Информация о работе Этика тележурналистики