Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:07, контрольная работа
Земля нынешней Калининградской области хранит память о многих событиях минувших столетий. Древние прусские курганы видели серую языческую старину: мрачноватые орденские замки, готические храмы, остатки средневековых укреплений помнят о давних временах былого тевтонского владычества. В течение трех веков история этой земли была неразрывно связана с Тевтонским рыцарским орденом – влиятельной и воинственной силой средневековой Европы. Орденский период прусской истории во многом преопределил судьбы этих прибалтийских земель в последующие столетия.
Введение 3
I. Самбия и Натангия.
1. Археологи свидетельствуют. 4
2. Древние Пруссы. 6
3. Обстоятельства и причины возникновения Тевтонского
и других духовно-рыцарских орденов 9
II.ЗАВОЕВАНИЕ ПРУССИИ ТЕВТОНСКИМ ОРДЕНОМ.
1. Создание и организация Тевтонского ордена. 13
2. Начало покорения Пруссии. 13
3. Основание Кенигсберга. 14
4. Восстания Пруссов. 17
5. Городское право орденских городов. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
ЛИТЕРАТУРА. 27
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
Введение 3
I. Самбия и Натангия.
и других духовно-рыцарских орденов 9
II.ЗАВОЕВАНИЕ ПРУССИИ ТЕВТОНСКИМ ОРДЕНОМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
ЛИТЕРАТУРА. 27
В В Е Д Е Н И Е
Земля нынешней
Калининградской области хранит
память о многих событиях минувших
столетий. Древние прусские курганы
видели серую языческую старину:
мрачноватые орденские замки, готические
храмы, остатки средневековых
В течение
трех веков история этой земли
была неразрывно связана с Тевтонским
рыцарским орденом –
Познания сегодняшних жителей древней прусской земли о её историческом прошлом зачастую очень ограничены и поверхностны. И виною тому, быть может, не только и столько недостаток интереса к минувшим временам, сколько отсутствие доступной литературы, которая могла бы удовлетворить этот интерес. В научный оборот введено значительное количество интересных документов и материалов, хранящихся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Германии, Польши, Латвию. Богатую информацию по древней истории пруссов дали археологи. В 1947-1958 г.г. на территории Калининградской области работал археологический отряд под руководством ф.д. Гуревич. Результаты его первых в послевоенный период исследований древностей пруссов были обобщены в 1960 г.. в шестидесятые годы объекты эпохи неолита изучали Н.И.Гурина и В.С.Титов. В 1969-1984 г.г. раскопки древних поселений в местечке Цедмар (Нестеровский район) проводил ленинградский археолог В.И.Тимофеев. С 1974 г. исследования памятников археологии в области ведутся Балтийской экспедицией Института археологии Российской Академии наук. Итогом её работы за двадцать лет стала монография, посвященная раннесредневековой истории пруссов. Проштудированы большие коллекции документов и материалов, относящиеся к данной теме. Многие материалы погибли в огне минувшей войны, многие увезены в Германию, а также в хранилища Москвы, Ленинграда и др.
Целью данной работы является изучение истории Тевтонского ордена, где повествуется главным образом, о «прусском» периоде нашей истории, то есть трёхсотлетнем пласте времени с 20-х годов XIII века, когда первые крестоносцы пришли на прусскую землю, до 1525 года, когда орденская организация в Пруссии была окончательно упразднена. Также в работе рассказывается о прусских племенах, живших на этой земле до тевтонского нашествия.
I. САМБИЯ и НАТАНГИЯ.
1.АРХЕОЛОГИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ.
Наша область находится на самой западной окраине большой земной платформы, называемой Русской платформой. Западная часть носит название «Балтийская синеклиза». В пределах этой Балтийской синеклизы и расположилась наша область с её центром – городом Калининградом, бывшим Кенигсбергом. Слово «синеклиза» означает прогиб земной коры в пределах геологической платформы. Многие учёные считают, что слова «Пруссия» зародились первоначально в Польше. Ещё в Х веке каждое племя имело своё название, а общего названия у них не было. Поляки довольно часто соприкасались с населением соседней территории – они называли племена одним общим именем по его географическому соседству с Русью – пруссами, т.е. «живущими подле русских». Пруссия отделялась тогда от Руси Литвой, по географическим и этнографическим представлениям того времени считалось, что Пруссия с востока примыкает к Руси, ибо Литва ошибочно причислялась к русским землям. С Х века начинает употребляться и название «Пруссия», как обозначение территории, где живут пруссы.
Признанный
авторитет в прибалтийской
В эпоху каменного века (палеолита), примерно шесть тысячелетий назад, территория нынешней Калининградской области уже была свободна от ледников и покрыта мощным лесным массивом. Остатки его со хранились в юго-восточной части (ныне Краснознаменский район) и были известны в средневековье под названием «Великая пустошь» Низовья и поймы рек Преголи и Немана представляли заболоченную местность, а юго-западная часть дельты Немана переходила в сильное болото.
Были и степные участки. В 1982 г. московские ученые взяли пробы грунта из погребений могильника Герзекапинис (окрестность г.Зеленоградска), вскрытого Балтийской экспедицией. К их удивлению, в древнем грунте количество пыльцы лиственных и хвойных деревьев оказалось незначительным, преобладала пыльца степных растений – полыни и ковыля. В VIII-IX В.В. произошло очередное колебание вод Балтийского моря и влажность воздуха в прибрежной зоне резко пошла на убыль. Климат Самбии и прилегающих к ней территорий не стал от этого степным. Он был умеренно тёплым и влажным.
Учёные утверждают, что уровень моря до V века н.э. превышал современный на 2,5 – 4 метра. Контуры береговой линии напоминали нынешние. Лишь Куршская и Балтийская косы под влиянием ветров и морских течений превращались в то целые архипелаги небольших островов, то приобрели формы достаточно крупных площадей суши. Бушующая стихия разрушала и береговую полосу моря, которая каждые сто лет становилась уже на десять метров. Целые деревни поглощались разъярёнными водами. Морем приходилось переселяться на новые места.
И всё-таки, пережив бедствия, они возвращались обратно. Первых переселенцев, естественно, привлекали сюда не только морские просторы и самбийские песчаные пляжи, а обилие рыбы и благодатная охота на северного оленя. Это экзотическое животное, известное лишь в приполярной зоне Евразии, своими миграционными тропами в поисках богатых кормов и пастбищ пересекало значительную часть территории Восточной Европы. С его перемещениями была тесно связана судьба древнего человека Самбии.
В III тыс. на берегах Балтийского моря появились арийцы, благородные воины, выходцы из северной Индии и южного Ирана. Арии мастерски делали сосуды из глины, украшая их оттисками шнуров. Отчего культуру, которую принесли с собой кочевники, стали называть культурой шнуровой керамики. Керамику, которую принесли индоевропейцы, была известна на всем морском побережье Куршской косы. Между посёлками Лесное и Морское найдено более 20 стоянок представителей культуры шнуровой керамики.
Со временем
древние орнаменты стали
В начале нашей эры Самбия находилась под влиянием кельтов. У местных племён, эстиев, появились гривны, шейные украшения, известные у кельтов под названием «торквес». Римляне считали гривны обязательной принадлежностью каждого кельтского и римского воина. У эстиев гривны
носили женщины. Тяжёлый торквес надевали только в исключительных случаях, два-три раза в жизни. Почтенных женщин хоронили только в гривне. В могилах вождей кланов археологи находят фибулы, застёжки проволочной конструкции, напоминающие кельтские. Некоторые из них украшались солярными символами.
Когда эстии возвращались домой после войн с римлянами, к ним присоединились вещие воины из разных племён – видиварии. С них-то и начинается собственно прусская культура. В VI веке пруссы обратились к вещим воинам Брутену и Видевуту с просьбой возглавить их народ. Видевут стал королём, Брутен – наместником богов. Он принял культовое имя Криве-Кривайтис. Пруссы верили в реинкарнацию, им разрешалось иметь трех жен.
Некоторые ученые склонны считать, что одно из важнейших святилищ располагалось в городище Эрайно или Эрино на горе Гайльтегарбо. Это самая высокая точка Калининградского полуострова. По преданию, на этой горе располагался замок первого властителя Видевута. Возможно, там же находился и полумифический город Ромове, столица старой Прусси, где жил брат Видевута – Брутен, верховный жрец. Обычно жертвоприношение происходило следующим образом. Селяне нескольких деревень собирались в сарае в присутствии жреца. Мужчины приводили козла. Перед тем как его убить, все публично каялись в грехах. Затем козла рубили на части и запекали. После этого жрец и селяне лупили друг друга за грехи. После коллективной драки козла съедали, а объедки закапывал.
Объединенные одной, пусть и языческой верой, пруссы могли давать решительный отпор любому врагу. Так началось формирование прусской дружины. На Куршской косе дружинная группировка основала поселение Кауп. «Торг». Он был обнесен валом, открытые площадки занимали жилые постройки и помещения для иноземных купцов. Через Косу проходил важнейший учатоск Великого торгового пути 2из варяг ав греки». Пруссы не умели пользоваться выгодностью своего положения. Золото и серебро дружинники ни во что не ставили. У основания Косы в XII веке появился узкий пролив, соединявший Балтийское море с Куршским заливом. Здесь пруссы основали поселение Варгенава. Своими семиметровыми ладьями дружинники перегораживали пролив в Косе и взимали дань с купеческих кораблей. Прусские дружинники охотно брали дань не только с иностранных торговцев, но и со своих соплеменников.
И снова на Косе расцвела янтарная торговля. Она шла настолько успешно, что сведения о поселении попали в сочинения арабского географа Идриси. Он называл это место Гинтийар, от прусского «гинтарс» - янтарь и обозначал его как «большой, цветущий город, находящийся на вершине неприступной горы, где жители укрепились от нападения викингов». В 1016 г. датчане утёрли нос пруссам, отбив у них Варгенаву. Дружинники рассеялись по Балтийскому побережью. Из их среды вышли родоначальники многих русских дворянских фамилий, таких как Романовы, Шереметевы, Яковлевы и другие.
Итак, оставшись без дружины, Самбия стала лёгкой добычей для иноземцев, так как они не имели городов, не знали единой централизованной власти.. Пруссы объединялись под началом одного из своих владетельных соплеменников только для защиты от нападений соседей или военных походов. У них не было постоянно действующего механизма, который мог бы управлять сплоченной и продуманной оборонной.
После распятия и воскресения Христа прошло более тысячи лет, а жители Самбии и Натангии всё ещё обожествляли таинственную силу природы, землю, солнце, гром, огонь, многих животных. Пруссы верили в барздуков и маркополей, в маленьких мужчин, хранивших домашний очаг. Фанатическая приверженность пруссов обычаям предков и языческим богам, своей дикой свободе препятствовала проникновению в прусскую среду христианского культа из соседней Польши и других европейских стран, отгораживала пруссов от влияния более высокой европейской культуры.
Словом, католическая церковь мириться с этим не могла. Поэтому военное столкновение с рыцарством из Европы оказалось для пруссов роковым.
1.3 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ТЕВТОНСКОГО И ДРУГИХ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ
ОРДЕНОВ.
После церковного раскола 1054 г., когда
в христианстве оформились два направления:
католическое и православное, в Западной
Европе обострилась политическая ситуация.
Римская церковь начала борьбу за приобретение
независимости от императорской власти.
Противостояние императора Священной
Римской империи и римского папы было
достаточно длительным и сложным, перевес
оказывался то на одной, то на другой стороне.
В целях достижения и закрепления своего
превосходства и папа, и император использовали
различные методы и способы. Главным, естественно,
было привлечение на свою сторону местных
князей и представителей разветвленной
церковной структуры.
Казалось бы, в отсутствие централизованной
монолитной светской власти император
должен был бы легко уступить притязаниям
на верховную власть в Европе римскому
понтифику. Тем более что того поддерживало
значительное количество светских князей.
Однако папа не обладал какой-либо государственной
властью, не имел развитой вооруженной
системы и не всегда мог противостоять
силовому давлению своего соперника в
борьбе за власть. Император имел свои
«рычаги» воздействия на церковную власть:
ему принадлежало право инвеституры, то
есть право назначения епископов на своей
территории, светские феодалы участвовали
в выборах папы.
Постепенно в недрах римской церкви
возникла реформаторская струя, представители
которой предприняли попытку не только
внутренней стабилизации католицизма,
но и политической эмансипации церкви.
Центром этого движения стал бенедиктинский
монастырь Клюни, который стремился вывести
монастыри в Бургундии и Лотарингии из-под
опеки местных епископов и переподчинить
их себе. Клюнийцы стремились ввести более
строгие правила для монахов, в том числе
целибат — безбрачие, запрет симонии —
покупку и продажу церковных должностей,
устранение от выборов папы светских феодалов
и т. д. Это движение позволило папе Григорию
VII не только выйти из-под светской опеки,
но и открыто высказать свои притязания
на мировое господство. Реализацией же
последней идеи и стала организация походов
в «землю обетованную».
Организация крестовых походов «за освобождение
Гроба Господня» требовала создания разветвленной
системы обеспечения самих походов, боевых
действий. Одним из звеньев этой системы
стали духовно-рыцарские ордены, которые
на первоначальном этапе своего существования
исполняли вполне благотворительную роль
по отношению к паломникам и крестоносцам.
В их ведении находились госпитали и специальные
больницы, в которых получали медицинскую
и социальную помощь раненые и больные,
воспитательные дома, приюты. Однако постепенно,
по мере того, как орден получал признание
папы, он превращался в боевую организацию,
независимую по отношению к князьям и
другим феодалам. Впрочем, орден мог проявлять
известное неподчинение и папе, если тот
в своих предписаниях церкви не упоминал
конкретно тот или иной орден.
Родиной рыцарских орденов обычно считают
Палестину, где в начале XII в. появились
тамплиеры и иоанниты, в состав которых
входили рыцари из разных стран Западной
Европы. Третий крупнейший духовно-рыцарский
орден — Тевтонский — возник в начале
90-х годов этого же века. Комплектовался
он преимущественно германскими рыцарями.
Точная дата образования этого ордена
до сего времени является объектом дискуссий.
Летописец Петр из Дусбурга сообщил, что
в 1190 г. во время осады Аккона ряд высокопоставленных
участников похода обратились к римскому
императору Герману VI с просьбой, чтобы
тот ходатайствовал перед папой римским
об учреждении «рыцарского ордена братьев
госпиталя Пресвятой Марии Тевтонского
Иерусалимского дома». По прошествии многих
веков можно говорить, что летописец практически
не ошибся, потому что более поздние исследования
говорят о дате основания 1191 г., используется
временной интервал 1189—1191 гг.
Вначале Тевтонский орден занимал
подчиненное положение по отношению к
иоаннитам, которые не желали независимости
германских рыцарей. Однако в 1198 г. папа
Иннокентий III утвердил устав Тевтонского
ордена, который с того момента и превратился
в самостоятельную организацию. Действия
папы были достаточно выверены. Имея в
своем распоряжении духовно-рыцарские
ордены, ощущая их поддержку, римская курия
добилась успеха в споре с императором
за инвеституру. Приобретение Тевтонским
орденом самостоятельности стало весомым
козырем Иннокентия III в борьбе с императором
за сферы влияния. Папа добился гарантированной
неприкосновенности церковных владений
в Германии, стал сувереном значительных
территорий в Европе: короли Скандинавии,
Португалии, Арагонии и Англии, владыки
Сербии и Болгарии признали ленную зависимость
от него и платили ему большую дань, он
вмешивался в государственные дела многих
других стран. Конечно, все это не означает,
что подобный успех папской власти был
достигнут исключительно благодаря Тевтонскому
ордену. Орден ведь только «становился
на ноги», но становление шло быстро, силы
его росли и поддержку папе (взаимную!)
он оказывал.
Уже через десять лет Орден начинает процесс
территориального приобретения. И. Фойгт
сообщает, что произошло это при третьем
великом магистре Германе фон Барте, предположительно
в 1208 или 1209 г., когда Орден получил владения
в Гессене. На приобретенных землях Орден
создавал балеи или комтурства. Перечень
балей достаточно обширен. Так, в Германии
они были во Франконии, Эльзас-Бургундии,
Лотарингии, Кобленце, Гессене, Тюрингии,
Саксонии, Вестфалии, Бизене, Утрехте.
Развитая сеть балей находилась в Австрии
(Нейштадт, Фризах, Грац и др.), в Италии
(в Апулии). Имелись владения Ордена (примерно
до 1500 г.) в Греции. Интерес российского
читателя вызовет так называемый балей
Армения и Кипр. Под Арменией здесь понимается
Киликийское армянское государство, находившееся
в районе сегодняшней границы Турции и
Сирии. Правители армянского государства
достаточно щедро передавали свои города
и крепости Тевтонскому ордену в качестве
платы за военную помощь. Кроме того, в
Святой Земле Орден владел Акконом (Акрой),
Яффой, Аскалоном, Газой, Тиром, Триполи
и т. д. Правда, с падением Аккона в 1291 г.
эти владения в Святой Земле были утрачены.
Наиболее значительными были, конечно,
владения в юго-восточной Прибалтике,
но это было несколько позже.
Большое количество земельных владений
Ордена, особенно в Германии, было обосновано
тем, что император Оттон IV не только постарался взять Орден под
свое покровительство, но и разрешил свободным
ленникам часть своего лена передавать
или продавать Ордену. Подобная сеть владений
позволила Ордену просуществовать много
столетий, лавируя между различными политическими
и религиозными группировками в Европе.
Наибольшие успехи в становлении ордена
были достигнуты в период правления четвертого
великого магистра Германа фон Зальцы.
С его деятельностью исследователи связывают
начало осуществления политической цели
Тевтонского ордена: создание автономного
орденского государства в Пруссии. И хотя
поставленной перед собой цели Зальца
не смог осуществить, в немецкой историографии
заслуги великого магистра оцениваются
конкретно и вполне высоко. Так, он окончательно
добился равенства Тевтонского ордена
с орденами тамплиеров и иоаннитов, «ввел
Орден в Пруссию и Ливонию и тем положил
начало его всемирно-исторической миссии».
Опираясь на поддержку папы, великий магистр
добился неограниченного права на приобретение
земельных владений. Это происходило путем
захвата земель и имущества язычников,
основания деревень, строительства церквей,
устройства кладбищ, а также взимания
десятин в собственных владениях Ордена.
Орден стал не только независимым от светской
власти, но и получил автономию в католической
церкви. Благодаря экономическим, политическим
и церковным привилегиям, гарантиями которых
выступал римский понтифик, небольшое
рыцарское объединение, каким был Тевтонский
орден в первые годы своего существования,
быстро превратился в крупного феодального
землевладельца, оказывающего существенное
влияние на политическую жизнь Европы.
Но Зальце оказывали поддержку и светские
правители.