Западные индинеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:11, реферат

Краткое описание

Получение западных технологий в годы первой и второй пятилеток многократно усилило экономический, технический и военный потенциал Советского Союза, что повлияло на весь ход истории ХХ века. По своему значению оно не уступало международным экономическим программам, как лендлиз в годы Второй мировой войны, план Маршалла или помощь развивающимся странам. СССР расплачивался валютой за поставляемые в кредит технологии и новейшее оборудование, за командировки иностранных и отечественных специалистов, тратил миллиарды рублей на капитальное строительство, а на некоторых объектах использовался труд спецпереселенцев.

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПРО ИНЖЕНЕРОВ.docx

— 29.86 Кб (Скачать документ)

 

        Получение западных технологий в годы первой и второй пятилеток многократно усилило экономический, технический и военный потенциал Советского Союза, что повлияло на весь ход истории ХХ века. По своему значению оно не уступало международным экономическим программам, как лендлиз в годы Второй мировой войны, план Маршалла или помощь развивающимся странам.

       СССР расплачивался валютой за поставляемые в кредит технологии и новейшее оборудование, за командировки иностранных и отечественных специалистов, тратил миллиарды рублей на капитальное строительство, а на некоторых объектах использовался труд спецпереселенцев.

        В 20 - 30-е годы приглашали и даже вербовали их строить социализм. Формула В.И. Ленина «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» осталась бы пустым звуком, не будь в Америке компании General Electric. Указание И.В.Сталина «посадить мужика на трактор» кануло бы в Лету без американской помощи в строительстве тракторных заводов.

Участия американских и европейских инженеров в строительстве Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский автозавод, химическая, авиационная, электротехническая промышленность, военно-промышленный комплекс. Помимо создания новых отраслей, предстояло быстро модернизировать массу старых предприятий и усвоить скоростные приёмы проектирования и строительства гигантских объектов.

       Пока «великие стройки социализма» оставались главной новостью дня, в Советском Союзе не скрывали, какой объём технической помощи идёт с Запада.                 23 сентября 1927 г. Сталин писал Серго Орджоникидзе: «Относительно рационализации ты прав от начала до конца. Нам непременно потребуется командировка отсюда инженеров и работников в Америку и Германию. Скупиться на это дело грешно и преступно».

       Советские средства массовой информации широко пропагандировали успехи и темпы промышленного строительства, а соглашения с крупными фирмами преподносили как очередную победу. Под лозунгом «Техника в период реконструкции решает все» бичевали бюрократов, нерадивых хозяйственников, консервативных спецов, не желающих учиться новому и передовому. С восторгом писали об ударниках труда и трудовых рекордах, даже если их ставили иностранные рабочие. О достижениях Запада говорили и писали сдержанно, но с уважением.

        Когда крупную промышленность построили, эти факты были преданы забвению. В общественном сознании и на страницах книг закрепилась рассчитанная на невежд картина: почти весь успех обеспечили своими силами. Однако руководители крупнейших строек

        Требовали прислать технику и зарубежных специалистов. Договоры о технической помощи пришли на смену концессиям и предприятиям со смешанным капиталом в результате принятия Первого пятилетнего плана. Правительство СССР взяло курс на создание технически передовых, но полностью советских предприятий, без зарубежного капитала. Несмотря на политику «открытых дверей», он притекал не так широко, чтобы обеспечить строительство сотен крупных заводов, фабрик, электростанций.

       Сотрудничеству был придан безрисковый характер — продажи автомобилей и тракторов, содействие в организации их обслуживания. С 1928 — 1929 гг. типовые договоры о технической помощи стали играть ключевую роль в экономическом сотрудничестве с Западом, и компания Форда стала одним из важнейших партнеров СССР.

      Индустриализация СССР явилась не внутренним (как классическая промышленная революция в Англии), а многосторонним процессом. Сотни больших и малых компаний в Соединённых Штатах и Западной Европе выполняли технологические и строительные проекты, передавали свои производственные секреты, патенты и лицензии, присылали специалистов для надзора за строительством и монтажа оборудования, принимали на своих заводах советских стажёров и практикантов.

        Советские организации являлись заказчиками, и за ними оставались не менее важные стороны сделок — выбор исполнителя, формулирование заданий, оценка проектов, оплата заказов, финансирование и материальное обеспечение работ. Так что понятие «помощь» условно: она осуществлялась на платной основе — в виде процента от сметной стоимости работ или согласованной твёрдой суммы в валюте, а также компенсации накладных расходов, изготовления чертежей. Иностранное участие Советскому Союзу оказывалась помощь по преодолению технической отсталости.

        Привлечение технической помощи расценивалось советскими организациями и специалистами как разумная и единственно возможная государственная политика

Капитал и рабочая сила были советскими, а инофирму нанимали для выполнения проектных, консультационных и пусконаладочных работ. Не рискуя своим капиталом, она получала вознаграждение за услуги, если, конечно, не возникало  конфликта с заказчиком.

     Советские  организации   могли испытывать недоверие к инофирме — не утаила ли она каких-нибудь секретов или патентов, не присылает ли второстепенных специалистов вместо лучших. Более эффективным способом передачи опыта считалась отправка советских практикантов за рубеж. Советские посольства, торгпредства, технические представительства, совместные коммерческие предприятия, как например, Амторг в США, изучали западные рынки технологий, присматривались к работе отдельных компаний. Деловое сотрудничество с Западом реализовывалось через широкую и разветвлённую систему связей, и не было «улицей с односторонним движением».

     Технику и оборудование не всегда закупали у проектирующей компании. Предпочтение отдавалось свободному выбору, без навязывания «знакомых» проектировщику фирм, способных заплатить ему за такую услугу «куртаж». Конкуренция за крупные советские подряды бывала сильной, заказчики этим пользовались, и последнее слово оставалось за ними, вплоть до постановки «капиталистам» довольно стеснительных условий.

     Это требование предоставить самые подробные спецификации (технические характеристики) на оборудование, к чему американские компании в своей практике обычно не прибегали, использовать советские стандарты, частые пересмотры проектных заданий, даже на этапе изготовления рабочих чертежей, браковка проектов из-за    несоответствия    возможностям заказчика, требования экономии

дефицитных в СССР материалов.

       Неподготовленность СССР к эффективному использованию иностранных технологий, специалистов и оборудования не умаляет того факта, что все решающие для экономики СССР объекты 30-х годов были построены по проектам западных фирм, пущены с участием их специалистов и работали в основном на западном оборудовании

      Это полностью подтверждается не только зарубежными, но и отечественными архивными документами. На начальном этапе значение передачи иностранных технических достижений действительно было решающим. Магнитострою требовалась техника алмазного бурения, Автострою — конвейерное производство, которое в СССР отсутствовало, Днепрогэсу — мощные турбогенераторы, Электрозаводу — вольфрамовые нити накаливания, всем без исключения строящимся объектам — новые приёмы проектирования и монтажа, мощные экскаваторы, ленточные транспортеры, бетонные заводы.

     Конечная цель советских заказов заключалась как раз в том, чтобы поскорее создать, при максимальном использовании иностранной помощи, «модельные» отечественные предприятия. Они  должны были стать родоначальниками новых отраслей, центрами подготовки кадров, стимулировать развитие смежных и вспомогательных производств. Адаптация западной техники к советским условиям, дублирование модельных предприятий являлось уже внутренним процессом, хотя сотрудничество с инофирмами по отдельным вопросам ещё продолжалось

      С американскими компаниями договоры заключались  по проектированию наиболее крупных предприятий, где применялись технологии массового производства. В таких отраслях, как машиностроение и металлообработка (включая автотракторную промышленность), чёрная и цветная металлургия, электропромышленность, горно-топливная, химическая, строительная, текстильная, лесная индустрия, производство искусственного волокна, кинофотоматериалов и др. действовало, на 1 марта 1931 г., 108 договоров с компаниями США, Германии, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии и др.. Доминировали американские и германские фирмы.

     По опубликованным отечественным данным, с 1923 по 1933 гг. только по линии Наркомата тяжёлой промышленности было заключено 170 договоров о техпомощи (37 расторгнуто), на зарубежную производственную практику направлено 2572 человека, а иностранных инженеров, техников и рабочих насчитывалось в начале 1934 г. 5149 человек (в начале 1933 г. — 6550)

      Строительную часть проекта выполнила инженерно-строительная компания Austin (Кливленд, штат Огайо) 20. После подписания 31 мая 1929 г. с компанией Форда рамочного договора о технической помощи 7 апреля 1931 г. Амторг заключил с ней договор о поставках режущего, контрольно-измерительного и другого специального оборудования. Станки решено было покупать как фордовские (Ford make), так и полученные этой компанией от других поставщиков, или непосредственно у них.

       В общей сложности завод получил оборудование от 102 американских фирм, включая Bullard Company, Ingersoll Milling Company. По решению советского правительства часть заказов Автостроя перенесли в Европу и к августу 1931 г.                      из 4650 единиц импортного оборудования 2350 было из США и 2300 из                                Европы, а 550 единиц поставили советские предприятия.

      Технологическую и строительную часть проекта крупнейшего в Европе Сталинградского тракторного завода выполнили американские компании International Harvester и Albert Kahn, Inc., и 90% его оборудования поставили                        более 100 машиностроительных фирм США. Завод этот был построен под Чикаго, потом демонтирован и перевезён в Сталинград.

      В годы Второй мировой войны уже по ленд-лизу в Москву доставили фордовский шинный завод, а в Куйбышеве, Гурьеве, Орске, Красноводске разместились американские нефтеперерабатывающие предприятия.

       Архитектурно-строительная фирма Альберта Кана, строившая автомобильные, тракторные и авиационные заводы в США, спроектировала для СССР несколько сот промышленных объектов. Архитектор Кан стал ведущим зарубежным консультантом по промышленному строительству. Несколько фирм занимались проектированием новых шахт, поставляли оборудование для бумажных комбинатов, а одна из компаний рокфеллеровской группы, Standard Oil of New York, участвовала в строительстве предприятий нефтяной промышленности в районе Баку —                    Грозный — Батуми — Туапсе. Техническая помощь использовалась в области приборостроения, навигационных устройств, телефонной связи и даже постройки часовых заводов.

      Заключение договоров о техпомощи с одной и той же хорошо зарекомендовавшей себя фирмой продолжалось, а их роль не сводилась к               пересылке технической документации и оборудования. Иностранное                                   участие имело свою социальную сторону, которая заключалась в консультировании и обучении советских рабочих, инженеров и техников как в СССР, так и в                             самих компаниях. Всё это объединялось советскими заказчиками в понятие «инотехпомощь», так что пресловутый технологический фактор следует                         понимать достаточно широко.

        Американские проектные и строительные компании внедрили в своей стране принципиально новую организацию работ, невиданно быструю и экономичную, которую не знала ни Европа, ни Россия. Стальные и железобетонные конструкции не рассчитывались, а выпускались промышленным способом по определённым стандартам. Их оставалось только подобрать по каталогам. Весь объём                  проектных и строительных работ фирма делала сами и сдавала объекты                            «под ключ», не привлекая подрядчиков со стороны, что давало большой                  выигрыш времени. Не требовались и подробные рабочие чертежи. Их                                 быстро выполняли в карандаше, а размножали на светокопировальных                            машинах. Чертежи готовились и утверждались одновременно с рытьём                  котлована, строительные конструкции заказывали по телефону и доставляли                  прямо к началу строительства. Американцы экономили не на стали и бетоне,                                      а на снижении трудоёмкости работ и ускорении монтажа.

         Строительство Нижегородского автозавода характеризовалось                       конфликтом позитивных намерений американских и советских проектировщиков и строителей и противодействующих факторов, возникавших при советской организации работ.

 

Позитивные намерения

Противодействующие  факторы

Повышение производительности

Нехватка стройматериалов

Привлечение специалистов из США

Сопротивление американским методам, плохие условия для работы специалистов

Борьба с потерями

Уверенность в фатальной  неизбежности потерь

Требования к экономии материалов и бережному обращению  с техникой

Нерациональное использование  техники и материалов, потери от плохого хранения и обслуживания

Стремление ускорить строительство, ведя его «широким фронтом»

Масса незавершенных объектов, низкое качество работ

Стремление обеспечить стройку  рабочей силой

Низкая трудовая дисциплина, неполное использование имеющихся  рабочих

Стремление выдержать  сроки

Переделка планов и проектов, согласование в нескольких инстанциях

Информация о работе Западные индинеры