Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»……………………6
2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»…….10
3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи» …………15
4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»…….…17
Заключение………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………..22

Прикрепленные файлы: 1 файл

хаммурапи.docx

— 45.44 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика  «Законов Хаммурапи»……………………6

2. Правовое положение  населения по «Законам Хаммурапи»…….10

3. Преступления и наказания  по «Законам Хаммурапи» …………15

4. Брачно-семейные отношения  по «Законам Хаммурапи»…….…17

Заключение………………………………………………………….. 21

Список использованной литературы………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Законы древневавилонского правителя Хаммурапи считаются  одними из древнейших в мире. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самым важным памятником всего древневосточного права, отразив вместе с тем самое-самое  начало развития права вообще.

Черный столб из базальта с текстом «Законов»  был найден  в 1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден:  часть лицевой стороны  столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в  свою столицу,   а  эламский  царь-победитель  приказал  стереть  часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.

В верхней части лицевой  стороны изображен сам Хаммурапи (завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень, лицо усталое), молящийся «судье богов»,  покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который  вручает  ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно  делится исследователями на 282 первоначальные статьи,  из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.

Для работы с «Законами» необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи — так называемом Старовавилонском периоде (кон.  XX — нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в.  до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и  Аккада»  обрушились  кочевники-амореи,   обитавшие   ранее   в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы,  и общественно-экономический строй  древней Месопотамии,  а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими  крупными  царствами  с  аморейскими  (в  Эшнунне   — аккадской)  династиями  во главе.  Это были:  верхнемесопотамская держава Шамшиадада,  Вавилонское царство,  царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на  юге Нижней Месопотамии,  от которых зависел ряд более мелких политических образований.  После распада первого из  этих  государств  на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей  Месопотамией  на  несколько лет захватывают эламиты (ок.1770).  Этой  обстановкой воспользовался  Хаммурапи, царь  Вавилона (1792-1750)4 — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари,  поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со  всеми остальными государствами Месопотамии,  их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом  он  открыто провозгласил  восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада»,  некогда уничтоженной  кочевниками.

Около 1755 война завершилась   полным  триумфом  Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу  дела  подчинил,  а затем   и   уничтожил  союзное  Мари)  и  даже  западный  Элам  с общеэламской столицей Сузами.

     «Законы» были  в окончательной редакции изданы  только после этой   победы,   как   своего   рода  итог  всей  государственной деятельности  Хаммурапи.  Этот царь ставил  себе в  заслугу  прежде  всего водворение справедливого  порядка в созданной им империи,  а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как  явный божественный мандат на устроение такого порядка.

«Законы» принадлежат  к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще  древневосточному  праву,  на  долгое время  послужили  основой  вавилонского  права  и тем самым дают возможность      восстанавливать многие стороны социально-экономического строя  Месопотамии  II  тыс.  до  н.э.

Составленные при Хаммурапи  законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании  за простое убийство, за обычную  кражу, за посягательство на религиозные  обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало  руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые  не регулировались обычны правом, и  в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в  общем значении слова, а отдельные  или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Следует  учесть,   что   Хаммурапи,   существенно   усилив   роль государства в общественной и хозяйственной  жизни  страны (впоследствии частично утраченную),  не изменил основ этой жизни, как  они  сложились  в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

     Язык «Законов»   —    классический    вавилонский    диалект аккадского. Введение и  заключение составлены в ритмической  форме.

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  «Законов Хаммурапи»

 

Законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

Данный судебник носил  казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.

Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи была посвящена  регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.

Вместе с тем Законник не затрагивали многие важные области внутриобщинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.

Важное значение имели  статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам – имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.

Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. Законник не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.

Стоит сказать, что Законы Хаммурапи в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 Законника спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.

Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42–47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.

Таким образом, Законник Хаммурапи охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев.

Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.

Прежде всего, Законник Хаммурапи охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.

Во времена Хаммурапи  товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39–47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.

Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законник особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).

Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.

В Законнике нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.

В законнике содержится горячий  призыв, мольба, просьба:«пусть будущий  царь хранит справедливые слова, которые  я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны… пусть не отвергнет моих указов… пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы… истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.

Сложившаяся при Хаммурапи  система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездоленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики – касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое положение  населения по «Законам Хаммурапи»

 

Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных груп: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники – это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами.

В состав господствующего  класса-сословия входила верхушка знати: царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники. В общинах – старосты, члены совета старейшин, в городах – начальники кварталов. Авилум, по Законам, «сын мужа» – это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена значительная часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.

К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы. Последние – это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум – свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. Законник ставит мушкенума в приниженное положение, по сравнению с авилумом, в охране его жизни, защите имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидышего дочери, то подвергался штрафу (ст.ст. 200, 201, 211). Если же авилум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф. Если она умерла, полагалось убить дочь виновного – (ст.ст. 209, 210). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение.

Закон строго охранял имущество  мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб мушкенума приравнен по положению к дворцовым рабам. Он мог вступить в брак со свободной (ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума карались смертью, преступление приравнивалось к хищению невольников дворца (ст.ст. 15, 16).

Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно, входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст.ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум, вероятно, состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги.

Самое приниженное положение  занимали рабы (вардум). По Законам Хаммурапи, их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие – рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175).

Информация о работе Законодательство Вавилонского царя Хаммурапи