Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:56, реферат
Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что – главным, а что – второстепенным. Но все согласны в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.
Социальная политика Петра I была направлена на полное подчинение государству всех сословий, в том числе дворян. 90% русских дворян являлись малоземельными, в том числе 60% помещиков имели не более 20 крепостных душ. Экономическая слабость обусловила огромную зависимость основной массы дворянства от государства. В годы правления Петра I служба дворян в государственных учреждениях (военных или гражданских) являлась обязательной и пожизненной, а попытка уклониться от нее каралась конфискацией имения.
Стремясь предотвратить дальнейшее измельчание имений, Пётр I в 1714 г. издает «Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ», известный как указ о единонаследии. Согласно указу, все земельные владения дворянина должны были передаваться только одному наследнику. Дворянство встретило это требование резко негативно и добилось после смерти Петра его отмены. Однако указ о единонаследии все же стал одним из важнейших законодательных актов первой четверти XVIII века, так как окончательно уравнял статус поместья со статусом вотчины.
Государственная политика по отношению к крестьянам заключалась в резком усилении налогового бремени и ужесточении полицейского надзора за передвижением всех категорий крестьянства. В 1718 – 1724 гг. была проведена перепись населения, которая позволила изменить систему налогообложения. Прежде единицей обложения был крестьянский или посадский двор (т. е. семья). Независимо от количественного состава каждый двор был обязан вносить в казну, одинаковую фиксированную сумму. В 1724 г. единицей налогообложения становится так называемая «ревизская душа». Отныне чем больше лиц мужского пола (от грудных младенцев до стариков) было в семье, тем большую сумму она платила. Помещичьи крестьяне должны были ежегодно уплачивать в казну по 74 копейки с «души», а государственные крестьяне и посадские люди – по 1 рублю 14 копеек. В целом, это привело к увеличению налоговых поступлений в бюджет в три раза.
С 1724 г. вводится паспортная система. Русские паспорта ХУШ века являлись официальными документами, разрешавшими представителям низших сословии покидать места постоянного жительства на срок до трех лет. С помощью паспортной системы была окончательно ликвидирована свобода передвижения крестьян по стране. Также были ужесточены репрессивные меры для борьбы с бегством крепостных. По указу 1721 г. сумма штрафа за укрывательство беглого была увеличена в 10 раз (с 10 до 100 рублей).
Основными тенденциями экономического развития России в петровскую эпоху являлись рост мануфактурного производства и расширение объемов внешней торговли. В первой четверти XVIII в. произошел резкий скачок в развитии мануфактурной промышленности. Тульский оружейный завод снабжал оружием многочисленную русскую армию. На берегу Онежского озера в 1703 г. начали работать и железоделательные заводы. В 1692 г. на Урале, в Верхогуровском уезде Петр построил металлургическую мануфактуру, а в 1702 г. сдал ее бывшему тульскому кузнецу Никите Демидову. К концу царствования Петра I в Екатеринбургском округе было девять казенных и 12 частных заводов.
Кроме металлургических заводов при Петре возникло много различных фабрик: полотняных, парусных, суконных, которые работали на обеспечение армии. Было также, немало мануфактур, производящих товары для потребления гражданским населением.
В экономических реформах Петра доминировали идеи «насильственного прогресса». Характер, темпы и специфику промышленного рывка предопределило участие России в Северной войне, поэтому акцент был сделан на мануфактуры, выпускающие продукцию стратегического и оборонного назначения.
Особенность экономического бума в этот период заключалась в определяющей роли государства в экономике, его участии во всех сферах хозяйственной деятельности. При этом Петр активно проводил политику меркантилизма и протекционизма, направленную на поощрение промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка. Берг- и мануфактур-коллегии предоставляли предпринимателям льготные кредиты, вербовали иностранных специалистов, организовывали обучение за рубежом. В 1721 г. частные владельцы мануфактур получили право покупать крепостных, которые закреплялись за предприятием, а не за личностью владельца. Впоследствии такая категория крепостных стала именоваться посессионными крестьянами.
Среди исследователей нет единого мнения об общем количестве мануфактур в России первой четверти XVIII в. По одним оценкам, число мануфактур за годы правления Петра I увеличилось в 5 раз (с 30 до 180 крупных предприятий), по другим – в 7-8 раз (с 12-15 до 100). В любом случае промышленный рост был весьма впечатляющим. Наибольших успехов добилась металлургия. К концу царствования Петра Великого Россия вышла на третье место в Европе по производству черных металлов, полностью удовлетворяла внутренние потребности в железе и чугуне и начала продавать их за границу.
Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли. С этой целью вводилась монополия на заготовку и сбыт определенных товаров. Одной из первых (с 1 января 1705 г.) была введена монополия на соль и табак. К товарам, взятым в казенную торговлю, относились также лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, парусное полотно, железо и др.
Участие казны в торговле принимает при Петре I огромный размах. Оно неизбежно вело к ограничению и регламентации деятельности русских купцов и соответственно к удушению свобод, основанных на рыночной конъюнктуре предпринимателей.
Петр I в торговле проводил политику меркантилизма, согласно которой следовало стремиться к превышению экспорта над импортом. Принятый в 1724 г. таможенный тариф установил очень высокие пошлины (75%) на те импортные изделия, которые могла производить отечественная промышленность. В результате ввоз таких товаров из-за границы становился невыгодным и продукция российского производства безраздельно господствовала на внутреннем рынке.
Наиболее радикальный характер носили петровские преобразования в сфере культуры. К концу XVII в. в стране существовало лишь три учебных заведения, причем все они были расположены в Москве: Славяно-греко-латинская академия, школа при Заиконоспасском монастыре и школа при Печатном дворе. В первой четверти XVIII в. создается сеть низших учебных заведений. В каждой провинций открывались цифирные школы для дворян, епархиальные – для детей духовенства и гарнизонные – для солдатских детей. Огромное значение имело введение обязательного начального обучения для дворянских детей. По указу 1714 г. неграмотным дворянам запрещалось жениться.
Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений требовало издания учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям знаний: механике, геометрии, астрономии, фортификации, навигации и т.д.
В начальный период реформ была основана первая российская печатная газета «Ведомости», которая просуществовала до 1728 г., затем на ее основе стало выходить новое издание – «Санкт-Петербургские ведомости».
По инициативе Петра I в Петербурге в 1714 г. была основана Кунсткамера – коллекция интересных экспонатов. Основу музея первоначально составляла личная коллекция царя, состоявшая из анатомических монстров и других: редкостей. Пополнившись другими отечественными и иностранными экспонатами Кунсткамера вошла в состав Академии наук и превратилась в комплексный музей, существующий до сих пор.
В Петровскую эпоху произошло зарождение отечественной науки. Естественно, что первыми учеными были специально приглашенные иностранцы, среди которых встречались выдающиеся специалисты, такие как математик Н. Бернулли, географ Д. Мессершмидт, астроном И. Делиль и др. В 1725 г. была открыта Петербургская Академия наук.
Новые явления в петровскую эпоху начинают проникать в российскую культурно-бытовую жизнь.
По указу Петра была проведена реформа календаря и введено летоисчисление, по которому жили европейские государства.
Вводились новая одежда по европейским образцам (камзолы, чулки, башмаки, шляпы, галстуки) и новые формы общения для высших сословий – ассамблеи. Верхи общества проходили школу светского воспитания. «Ассамблеи, – разъяснял царь и указе 1713 г., – слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе для своего увеселения или для рассуждении и разговоров дружеских».
Большое внимание Петр уделял обучению галантному поведению и этикету отпрысков вельмож, высших чиновников и офицеров. При нем трижды издавалось и имело широкую популярность собрание правил приличного поведения «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», которое содержало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие.
Но радикальность изменений в быту дворян состояла не столько в изменении их внешнего облика (обязанности бриться и носить европейскую одежду), сколько в смене мировоззренческих установок и жизненных ориентиров.
Культурные преобразования в эпоху Петра I в целом были весьма значительны и приблизили Россию к Европе, а также способствовали отрыву культуры господствующих слоев от народной культуры.
Вопрос 2. Цивилизационный раскол российского общества в петровскую эпоху. Оценки результатов преобразований Петра I: дискуссии.
Реформы Петра I раскололи русское общество, привели к образованию двух разных укладов – «почвы» и «цивилизации» (по терминологии В. О. Ключевского). «Почва» – это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. Развитие его шло медленно, тяготело к застою. С ним было связано большинство населения, прежде всего, общинное крестьянство, находившееся в зависимости от помещика или государства. К этому укладу относились и слои населения, в наибольшей мере ущемленные преобразованиями: стрельцы, боярство, духовенство и старообрядцы. Сюда нужно также отнести и часть дворянства, недовольного политикой Петра I. Мировоззрение здесь определялось русским православием и традициями общинности.
«Цивилизация» – это западного типа уклад, включающий лишь малую часть России, в основном грамотную и активную. Западные ценности, мода, стиль жизни становились, образцом для нового поколения русских дворян, получивших образование в цифирных школах и воспитанных в духе «Юности честное зерцало». В этом укладе началось формирование классовой структуры, развивалось предпринимательство и рыночные отношения, появилась профессиональная интеллигенция. Но этот уклад насаждался государством им контролировался и не являлся в полном смысле слова западным, т. е. был значительно деформирован.
Западный уклад, несмотря на государственный контроль, развивался динамичнее почвы, был ведущим по значению, именно его развитие определяло место России в мире.
«Почва» и «Цивилизация» были чужды друг другу не только по социально-экономическому развитию, но и по культуре и даже языку. Разрыв в уровнях развития этих укладов постоянно увеличивался. В итоге произошел цивилизационный раскол русского общества, углублявшийся с каждым десятилетием. Быт и жизненные установки подавляющего большинства русских людей, прежде всего крестьян, принципиально не изменились. Деревенская Россия продолжала жить по принципам «Домостроя». В то же время дворянство, чиновничество, образованная часть горожан (в общей сложности они не превышали 5% населения страны) развивались в русле западной культуры.
Также в результате имперской модернизации Петра I увеличился существовавший к тому времени разрыв между Властью и обществом, поскольку общество не претерпело столь же радикальных трансформаций. Но и власть изменилась преимущественно на внешнем уровне, по словам А. А. Кизеветтера, «из-под внешней оболочки нового канцелярского жаргона на вас глядит старая московская Русь, благополучно переступившая за порог XVIII столетия и удобно разместившаяся в новых рамках петербургской империи».
Петровские реформы разрушили мировоззренческое единство «верхов» и «низов» общества, с определенными оговорками существовавшее в Московской Руси и являвшееся в то время важным фактором социальной стабильности. На протяжении XVIII – начала XX в. цивилизационный раскол еще более обострял и углублял противоречия и конфликты в русском обществе, вызывавшиеся социально-экономическими причинами.
Таким образом «цивилизационный раскол» – это раскол российского общества на два полярных уклада, один из которых (консервативный) ориентировался на русское православие и традиции общинности, другой (прогрессивный) – на западные ценности и изменения в российской действительности.
Как оценивать в целом деятельность Петра I? В обществе и науке его преобразования по сей день являются предметом острых дискуссий.
По своему масштабу и стремительности проведения петровские реформы не имели аналогов не только в российской, но и в европейской истории. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но, действуя гораздо более решительно, чем его предшественники, всего лишь за четверть века превратил Россию в могущественную державу. К концу его правления Россия по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Петр приобщил ее к передовым достижениям западной культуры, добился широкого выхода к Балтийскому морю.
В исторической литературе оценки его реформ крайне противоречивы, нередко диаметрально противоположны. Одни ученые считают Петра I великим, другие – деспотом. Это во многом обусловлено противоречивостью, двойственностью его преобразований.
Иногда Петра I называют революционером на троне, а его реформы –революцией сверху, но революционность царя имела в целом консервативный характер. Модернизация государства ради консервации основополагающих принципов самодержавно-крепостнической системы -конечная цель – реформы Петра I не столько способствовали быстрейшему развитию России по направлению к капитализму, сколько укрепляли феодальные устои.
Традиционная историография петровской эпохи не выходит, как правило, за рамки двух точек зрения на деятельность Петра, сложившихся в XVIII в. и существующих до настоящего времени: за и против его преобразований. Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации. Такой взгляд отстаивали русские ученые-историки В.Н. Татищев, М.П. Ломоносов. Н.Г. Устрялов, СМ. Соловьев. Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы «блестящая ошибка». Так характеризовали его деятельность не менее известные историки М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, а также славянофилы XIX в. (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков). Не так резко, но весьма критически оценивали Петра историки конца XIX – начала XX в. (В.О. Ключевский, Г.Т.Н. Милюков. Н.П. Павлов-Сильванский, С Ф. Платонов). Они считали неоправданными жесткие приемы проведения петровских реформ. Многие усилия Петра I, по их мнению, оказались не только бесплодными, но и вредными, в частности социальные меры затруднили и без того нелегкий путь России к свободному гражданскому обществу.
Информация о работе XVIII век – первые попытки модернизации России по западно-европейской модели