Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 00:04, реферат
Целью данного реферата является провести конкретно-историческое исследование вывоза белорусского населения в годы Великой Отечественной войны в Германию, отразить специфику, воссоздать достоверную картину условий труда населения.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть использование трудовых ресурсов Беларуси.
Рассмотреть условия содержания вывезенного белорусского населения на территории Германии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Использование оккупантами трудовых ресурсов Беларуси 5
2. Условия нахождения вывезенного белорусского населения на немецкой территории 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Остарбайтеры часто удивляли местное немецкое население своей религиозностью. Об этом свидетельствует текст служебного циркуляра СД "Сообщения из рейха" об образе русского человека у немецкого населения, в котором сказано: "Несмотря на то, что пропаганда постоянно указывает, что большевизм выкорчевывает религию и нетерпим к церкви и религиозным знаниям, в потоке остарбайтеров из бывших районов Советского Союза в рейхе оказалось много людей, носящих нательные крестики, изображения Мадонны и иконы. Это особенно бросается в глаза в католических районах рейха".
Церковнослужители были "привязаны" к определенным территориям, на которых они имели право выполнять церемонии крещения, венчания, отпевания (похорон), литургии. Отношения священнослужителей и восточных рабочих осуществлялись при посредничестве германского правительства. Для выполнения религиозного обряда остарбайтер должен был передать просьбу. в местное отделение немецкого рабочего фронта через начальника лагеря. Лишь оттуда просьба поступала к священнику.
Изменение религиозной позиции остарбайтеров в пользу православного вероучения влекло изменение всего мировоззрения. Вера становилась оружием против жестокой повседневности.
В середине апреля 1943 года в связи с «новым курсом» Гитлера Заукель позволил остарбайтерам принимать участие в лагерном управлении и не огораживать лагеря колючей проволокой. Лишь в августе 1943 года появилось предписание, разрешающее остарбайтерам выход за пределы лагеря не в рабочее время, исключая комендантский час.
До тех пор, пока остарбайтеры нужны были нацистам для военной экономики, их нужно было кормить. В 1941 году, не рассчитывая, что советские военнопленные могут пригодиться, их бросили умирать. После того, как с ноября 1941 по январь 1942 года из млн. советских военнопленных осталось 1,1 млн., а остальные погибли от болезней, холода и голода, немцы поняли, что кризиса с рабочей силой не произошло бы, если бы вовремя было принято решение об использовании труда военнопленных и достаточном их питании. Чтобы не потерять трудовой потенциал остарбайтеров в силу повальной смертности от голода и болезней нормы питания остарбайтерам были формально увеличены примерно на 10 процентов, но они все равно были ниже, чем у других иностранных рабочих. По свидетельству старшего лагерного врача Егера, служившего у Круппа, пища для восточных рабочих была совершенно недостаточной: «Когда я проверял пищу, оказалось, что в ряде случаев продукты восточным рабочим не выдавались полностью». Чтобы повысить эффективность груда восточных рабочих, 25 марта военное ведомство потребовало увеличения для них рационов питания. Потому что прибывшие здоровыми и крепкими русские при таких условиях питания уже через несколько недель ослабевают и в дальнейшем не могут работать в полную силу. Указ от 24 марта 1942 года по согласованию с Заукелем Бак-ке частично изменил. Во-первых, продовольственные нормы для занятых в промышленности разделили на три категории: для рабочих на: а) нормальных б) тяжелых работах и в) горнодобывающей промышленности.В связи с этим распоряжением дополнительные пайки за сверхурочные работы отменялись. Это остарбайтеров не огорчило, ибо никто дополнительных пайков не видел.
Голодные рационы прожиточного минимума, при изнурительном труде приводили к многочисленным болезням, ибо сопротивляемость организма падала. Большинство остарбайтеров становились хроническими дистрофиками. Наиболее распространенными болезнями среди восточных рабочих в лагерях были воспаление легких, туберкулез, сыпной и брюшной тиф, чесотка, дизентерия, простуда. Периодически восточных рабочих отправляли на дезинсекцию во «вшебойки», как правило, специально выстроенные здания вне лагеря. Из-за недостатка немецких врачей медперсонал выявлялся среди остарбайтеров. Однако для выполнения своих обязанностей им разрешались некоторые льготы. Врачи жили в лагерях, но в отдельном помещении. Поскольку они обслуживали несколько лагерей, им разрешалось свободно передвигаться между этими лагерями.
В случаях смерти рабочих, участвовать в похоронах разрешалось небольшому кругу близких друзей и родственников. Похороны производились на кладбище для восточных рабочих или в специально выделенном месте на общественном кладбище.
Шансы на выживание «остарбайтеров» зависели от того, когда и где они работали. Условия жизни работавших в сельском хозяйстве или в качестве домашней прислуги были значительно лучше, чем на крупных промышленных предприятиях. Когда в 1942 г. еще существовала иллюзия неисчерпаемости рынка рабочей силы на Востоке, некоторые концерны использовали «остарбайтеров» как дешевое сырье, которое можно было заменить в любое время. Это в значительной мере проливает свет на высказывание генерального уполномоченного по использованию трудовых резервов Заукеля, который в сентябре 1942 г. заявил: «Избитые, полуголодные и мертвые рабочие совсем бесполезны, если они не в состоянии добывать уголь, производить сталь и чугун, оружие и прочую военную технику».
Об условиях труда и проживания наиболее ярко говорят письма восточных рабочих, которые они писали своим родственникам на родину. Тем не менее, письма часто не доходили до адресата. Многие письма задерживала немецкая цензура.
Кудряшев Севостьян:
«…пока я еще живу. Состояние моего здоровья не особенно хорошее. Пища здесь плохая. Мы получаем только брюкву, 300 граммов хлеба. Но работать должны ежедневно. Выходных дней у нас нет. Некоторые из нас уехали домой, но почему? Потому, что они остались калеками на всю жизнь – без рук и ног. Но я не хочу делать этого. Я лучше умру, но не вернусь домой калекой» [3, с. 144].
Башанкова Мария:
«…я чувствую себя неважно, болит голова и сердце. В лазарете однако меня не признали больной, так что я должна продолжать работать. Нам дают 200 граммов хлеба, 20 граммов масла. Так как я получаю плохую пищу, я не могу уснуть, а проснувшись, чувствую себя неважно» [3, с. 145].
В декабрьской программе Мансфельда говорилось о многом, особое внимание отводилось медицинскому осмотру и дезинсекции восточных рабочих, но только не о том, что необходимо взять с собой достаточно одежды. Сказать о необходимости запасов зимней одежды, значило признать, что война к зиме не кончится. Первым рискнул намекнуть восточным рабочим о необходимости взять с собой одежду и обувь не только для лета, но и для зимы в апреле 1942 года Заукель. В июне 1942 года предприятия стали жаловаться на «страшное состояние» одежды и обуви остарбайтеров.
Работающие на строительстве нового корпуса в Касселе белорусы, некоторые из них имеют только одну пару, которую носят на себе без замены. Один белорус даже не имеет на себе рубашки. Обувь в страшном состоянии. Анализируя положение восточных рабочих в рейхе, полиция безопасности и СД летом 1942 года отмечала: «Серьезную трудность представляет обеспечение рабочей одеждой и обувью русских рабочих. Они пребывают только в том, что одето на них, оборванном и грязном». Захваченные в период облав, карательных операций и других акций люди угонялись в Германию лишь в том, что было на них. Естественно, у них отсутствовала теплая или сменная одежда, белье, обувь. 29 сентября 1942 года Заукель сообщил руководителям промышленных и сельскохозяйственных предприятий о мерах, предпринятых им для «преодоления бедственного положения в части обеспечения одеждой восточных рабочих». Министр экономики после ходатайства генерального уполномоченного по использованию рабочей силы выделил для них «значительную часть из общих поступлений старой одежды и тканей».
Приближалась зима, носить рабочим что-то надо было, и Заукель с Розенбергом надумали возложить эти заботы на родственников остарбайтеров. 29 сентября 1942 года ведомство уполномоченного по использованию рабочей силы совместно с восточным министерством решили провести до 31 октября 1942 года совместную акцию с целью доставки остарбайтерам белья, одежды, обуви, оставшихся на оккупированной территории. Был подготовлен образец текста «письма восточного рабочего» родственникам.
В письме автор, не скрывая,
что текст письма «помогли напечатать
немецкие учреждения», перечислял родным
какие вещи необходимо положить в
посылку, как ее упаковать, откуда и
куда. Родственникам обещали
Итак, обеспечение сотен тысяч остарбайтеров товарами первой необходимости Германия поручила родственникам. 27 декабря 1942 года А. Розенберг обратился к рейхскомиссару Остланда Г. Лозе с заказом на изготовление в генеральном округе Беларусь 100 тыс. «штук» лаптей, чтобы избежать массовых заболеваний и вместе с тем сокращения рабочей силы.
Рабочие носили то, что у них было. В сельской местности хозяева иногда давали им старые вещи со своего плеча. Рабочие спали и работали в том же самой одежде, в котором прибыли с востока. Большинство из них не имели пальто, и поэтому были вынуждены в холодную и дождливую погоду в качестве пальто использовать одеяла. Недостаток обуви заставлял многих рабочих идти босиком на работу даже в зимнее время. Было доставлено некоторое количество деревянных ботинок, однако ботинки эти были устроены таким образом, что у их владельцев болели ноги. Многие рабочие предпочитали идти босиком на работу, чем переносить боли, которые вызывались ношением деревянных ботинок. Кроме этих ботинок до конца 1943 года рабочие никакой одежды не получали. Впоследствии некоторые из них получили синие рабочие костюмы. Выданные однажды синие костюмы были единственной одеждой, которую получили со дня их прибытия до вступления американских войск в Эссен.
Общий счет вывезенного белорусского гражданского населения в Германию по немецким источникам составило за 1942-1944 гг. 386 082 человек. В Беларусь вернулось только 120 тыс. человек, более чем 186 тыс. белорусов погибло [1, с. 118].
Таким
образом, условия содержания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным итогом Великой Отечественной войны и второй мировой войны стала победа над фашизмом. Развязывая войну против Советского Союза, Германия преследовала множество целей, в том числе и экономические. В первую очередь германское руководство хотело поставить на службу экономике Германии промышленность, сельское хозяйство, ресурсный и людской потенциал Советского Союза, обеспечить Германию всем необходимым. Немецкие власти расценивали СССР как источник дарового сырья и энергии. Населению же отводилась роль дешевой рабочей силы по обслуживанию нужд рейха. Также германские власти в своих действиях преследовали цель ослабить трудовой и военный потенциал Советского Союза.
Для осуществления своих целей они использовали различные методы, в первую очередь - принудительные. Происходил полный контроль осуществления экономической политики на оккупированных территориях, велась экономическая эксплуатация людей, все население облагалось дополнительными налогами, в случае невыплаты которых применялись телесные наказания. К экономической эксплуатации добавлялся и грабеж человеческих ресурсов. Происходила массовая принудительная отправка с оккупированных советских территорий трудоспособного населения в нацистскую Германию с последующей эксплуатацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Вывоз белорусского населения в нацистскую Германию во время Второй мировой войны