Вывоз белорусского населения в нацистскую Германию во время Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 00:04, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является провести конкретно-историческое исследование вывоза белорусского населения в годы Великой Отечественной войны в Германию, отразить специфику, воссоздать достоверную картину условий труда населения.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть использование трудовых ресурсов Беларуси.
Рассмотреть условия содержания вывезенного белорусского населения на территории Германии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Использование оккупантами трудовых ресурсов Беларуси 5
2. Условия нахождения вывезенного белорусского населения на немецкой территории 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Прикрепленные файлы: 1 файл

история реф.docx

— 60.95 Кб (Скачать документ)

     Ускорил процесс принудительного вывоза рабочих кризис германской экономики с января 1942г. Тогда германское руководство поставило задачу широкого принудительного использования дополнительной рабочей силы «остарбайтеров» («восточных рабочих»). Ужасным преступлением нацистов был вывоз детей в качестве рабочей силы, а также доноров крови для вермахта.

       Среди рабочих, угнанных в Германию, поляки и советские граждане имели особый статус. Они должны были постоянно носить нашивки с надписью «поляк» или «остарбайтер».

       Впервые термин «остарбайтеры» был введен Главным управлением имперской службы безопасности (РСХА) 20 февраля 1942 года в общих положениях по вербовке и использованию рабочей силы из оккупированных территорий СССР. Там давалось такое определение остарбайтерам: «В качестве рабочей силы из старых советско-русских областей считается рабочая сила, доставленная уже, или которая будет привезена в Германию из бывших советско-русских областей, за исключением бывших государств Литвы, Латвии, Эстонии, округа Белосток и дискрита Львов».

       Документ подписал Гейдрих. Таким образом он относил к остарбайтерам людей, живших на территории СССР в границах до 22 июня 1941 года. На это указывает не только выделение в отдельную категорию прибалтийских государств, Белостокской и Львовской областей, но и понятие «бывших советско-русских».

       25 марта 1944 года было принято новое постановление совета министров по обороне Германии об обращении с восточными рабочими, в котором понятие «остарбайтер» трактовалось следующим образом: «Восточными рабочими являются рабочие не немецкой национальности из рейхскомиссариата Украина, генерального округа Беларусь или прилегающих к ним или к Латвии, Литве и Эстонии областей, которые после занятия этих территорий германским вермахтом используются на работах в рейхе».

       Таким образом, суть понятия «остарбайтер» с течением времени не менялась. Такое определение понятия «восточный рабочий» давало возможность именовать белорусов, направленных из генерального округа Беларусь работать в генеральные округа Литва, Латвия и Эстония, также остарбайтерами несмотря на то, что они жили в одной административной единице «Остланд».

        Их размещали в лагерях. Право свободного передвижения даже в свободное от работы время было ограничено. Контакты с немцами, выходящие за рамки рабочей деятельности, запрещались. Нарушение этих рестрикционных мер каралось драконовскими методами, часто смертью.

       В 1943-1944 гг. развернулась настоящая борьба за трудоспособное население, которое оккупационные власти начали принудительно перемещать в западные районы Беларуси и затем в Германию. Акция преследовала две цели: во-первых, по-прежнему актуальным оставалось обеспечение экономики рабочими руками на оккупированной территории и в Германии. Во-вторых, стояла цель ослабить трудовой и военный потенциал Советского Союза, которому по возможности оставлялись обезлюдевшие и выжженные земли.

       Распоряжение Геринга о массовой вербовке рабочей силы на оккупиро-ванной советской территории для рейха быстро распространялось по инстанциям всем задействованным в этом вопросе организациям и службам, которые принимали конкретные меры для его реализации. Ответственность за доставку людей в рейх лежала на вербовочных комиссиях. Для охраны остарбайтеров вербовочные комиссии делали запросы в окружные и районные учреждения полиции, которым, по указанию рейхсфюрера, поручалось сопровождение и охрана восточных рабочих. В компетенцию полиции входило патрулирование лагерей, охрана вагонов при транспортировке по железной дороге из временных лагерей в пересыльные. Для охраны лагерей в первую очередь привлекались полицейские из местного населения, но начальником лагерной охраны мог быть только немец. Причина, по которой сопровождать остарбайтеров в поездах не могли местные полицейские, состояла в том, что они были плохо обмундированы.

Принудительный вывоз  шел постоянно, но можно выделить три наиболее сильные волны: весной и летом 1942 г., когда было вывезено определенное количество городского населения; со второй половины 1943 г., когда на территории хозяйственной инспекции "Центр" начали вывоз работоспособных 1925-1926 гг. рождения; с осени 1943 г. и в  первой половине 1944 г., когда началось отступление германской армии и  проводилось массовое изгнание мирного  населения из Беларуси [1, с. 118].

Перед посадкой в составы  вербовщики концентрировали гражданских  рабочих во временных сборных  лагерях, которые размещались на территории Беларуси в Глубоком, Молодечно, Боровухе (под Полоцком), Витебске, Орше, Слуцке, Минске, Барановичах, Борисове, Могилеве, Бобруйске. Транспорты проходили через три дезинсекции. Первая дезинсекция проводилась в лагерях на территории Беларуси, вторая - на пограничных станциях с рейхом или на ближайшей к границе рейха дезинсекционной станции. Составы с гражданскими рабочими следовали из Борисова, Могилева, Бобруйска в Нижнюю Силезию. Третья дезинсекция проводилась в пункте назначения. После сдачи доставленного эшелона с уцелевшими людьми в пересыльные лагеря рейха транспортные сопроводительные команды сразу возвращались к месту службы.

Дезинсекционные станции  делали соответствующую отметку  в транспортных документах: название вербовочной комиссии и биржи  труда, номер транспортного пропуска, место вербовки. Помимо транспортных пропусков составлялись транспортные списки вербовочных комиссий, с перечислением фамилий рабочих и указанием года рождения, места жительства, специальности.

Бюро транспортной службы писало ежемесячные отчеты об отправке эшелонов с остарбайтерами. В отчетах указывались день отправки, маршрутный номер, заказчик, груз (рабочая сила), число вагонов, количество людей, маршрут следования, пропускной пограничный пункт и протяженность маршрута. Так, например, 7 мая 1943 года экономическая команда отправила 107 остарбайтеров из Минска в Варшаву через Тирасполь, 11 мая — 200 человек из Минска в Граево через Зельву.

       Восточные рабочие перевозились в рейх исключительно в товарных вагонах. Сопроводительной команде выделялся отдельный крытый вагон, предназначавшийся для перевозки солдат. Местные полицейские не могли сопровождать остарбайтеров. Причина состояла в том, что они были плохо обмундированы — в приказе так и было записано: «Не следует предоставлять местных полицейских для транспортных сопроводительных команд из-за недостатков в одежде».

       По инструкции вербовочные комиссии должны были обеспечивать остарбайтеров пайком, а в дороге получать дополнительное довольствие. Но анализ более 6 тыс. опросных листов остарбайтеров показывает, что питались они тем, что удалось захватить из дома, из вагонов их выпускали редко и под конвоем, а то и вовсе не выпускали, чтобы исключить побеги.

       От остарбайтеров же требовалось заучить разработанные в 1942 году правила поведения в пути и следовать им:

1.Я буду бережно расходовать  свои запасы продуктов, потому что должен ими довольствоваться несколько дней.

2. Приказы персонала сопровождения  беспрекословно выполнять, вагон не оставлять без разрешения.

3. На пограничных станциях  сохранять исключительную чистоту и исполнять все действующие там распоряжения и указания.

4.  Сведения давать  точные, иначе не получу соответствующей  работы.

       Ни один транспорт не приходил на конечную станцию с тем же количеством остарбайтеров, которое загрузили в Беларуси. Об условиях транспортировки восточных рабочих весьма красноречиво в начале 1942 года доложил Гитлеру Мансфельд: «Бессмысленно, - говорил он, - перевозить эту рабочую силу в открытых или неотапливаемых товарных вагонах, так как по прибытии на место назначения приходится выгружать трупы» [2, с. 121].

Таким образом, в результате наступления советских войск  немецкие оккупационные власти уже  с 1942 г. приступили к принудительной эвакуации трудоспособного гражданского населения на Запад. Данная акция  преследовала цель ослабить трудовой и мобилизационный потенциал  Советского Союза и создать резерв рабочей силы для германской военной  экономики.

 

2. Условия нахождения вывезенного белорусского населения на немецкой территории

Общее число принудительных трудовых лагерей в «третьем рейхе» во время войны оценивается цифрой 20000. К середине 1944 г. по официальной  статистике в Германии находилось 5,7 миллионов иностранных рабочих. Две трети из них были из Польши и Советского Союза.

Все восточные рабочие  обязаны были маркироваться отличительным  знаком «Ост» (в прямоугольнике голубого цвета с белой рамкой: слово «Ост» высотой 3,7 см. Прямоугольник выкраивался размером 8,7 сантиметров в длину и 8 сантиметров в ширину. 0,5 сантиметра по периметру давалось на подгиб и 0,3 по длине на усадку так, чтобы в готовом виде получался квадрат 7x7 сантиметров, с шириной белого канта и толщиной букв 0,5 сантиметра). Необходимость ношения восточными рабочими отличительного знака была оговорена еще в ноябре 1941 года в указах Геринга, но официально он был введён 20 февраля указом Гейдриха. Все восточные рабочие носили нашивку одинаково - на любой верхней одежде на груди справа. 27 августа 1944 года предполагалось раздать остарбайтерам (рабочим) новые знаки, но этого не произошло. Знак не был заменен и к декабрю 1944 года.

Доля женщин среди остарбайтеров была несколько выше доли мужчин. Они были заняты на работах в области сельскохозяйственного производства, добычи полезных ископаемых, производства оружия, металлопродукции и на железнодорожных работах.

Прибывшие в Третий рейх остарбайтеры попадали в предварительные лагеря, выполнявшие роль сортировочных, где представители компаний-работодателей напрямую отбирали будущих работников. Ford-Werke AG в Кёльне и Опель в Рюссельсхайме каждые набирали тысячи человек для своих нужд. Всего рабский труд остарбайтеров и цивильарбайтеров использовали более 200 компаний, включая Daimler-Benz, Deutsche Bank, Siemens-Schuckertwerke, Volkswagen, Hoechst, Dresdner Bank, Krupp, Allianz, BASF, Bayer, BMW и Degussa. Для того, чтобы получить  работников предприятию достаточно было предоставить справку германской биржи труда о том, что рабочая сила ему действительно необходима.

       Сразу после прибытия остарбайтеры размещались в приемных лагерях. Ведомство Заукеля имело своих представителей в каждом приемном лагере. Здесь они занимались дополнительной сортировкой рабочей силы и ее распределением между потребителями. Остарбайтеров формировали в рабочие команды численностью от 15 до 1000 человек, в зависимости от заявки потребителя, и направлялись в трудовые лагеря, производственные лагеря или в хозяйства фермеров.

       Пропагандисты обещали восточным рабочим размещение в чистых, гигиеничных общих лагерях, а в отдельных случаях индивидуально: «Помещения, по возможности, оборудованы всем необходимым (шкафами, кроватями, креслами). Семьи разлучать не будут, поскольку это будет являться целесообразным для пополнения рабочей силы».

 

Учреждения гестапо предварительно проверяли помещения, предусмотренные  для размещения остарбайтеров, на предмет их пригодности и давали разрешение на использование. По сведениям главного хозяйственного управления СС, всего в рейхе, генерал-губернаторстве, Остланде и Голландии на 31 марта 1944 года насчитывалось 20 концентрационных и 165 трудовых лагерей, в том числе на территории рейха соответственно 13 и 130.

Условия, в которых приходилось  жить и работать белорусским остарбайтерам, нельзя было назвать человеческими. Положение их, как правило, зависело от землевладельцев и управляющих предприятиями, на которых использовался труд остарбайтеров. Так, в марте 1942 г. были установлены недельные продовольственные нормы для советских военнопленных и гражданских рабочих, согласно которым они должны были получать не менее 250 г мяса. Но, по словам старшего врача одного из лагерей "... план снабжения предусматривал небольшое количество мяса в неделю. Вместо него разрешалось употреблять только неполноценное мясо, которое состояло либо из туберкулезного лошадиного, либо из забракованного ветеринаром" [4, с.88].

     Бывший остарбайтер А.И. Федотов вспоминает: "Что касается еды, то надо сказать, что я не помню никакого другого супа, кроме как из брюквы с кусочком хлеба. На работу еду привозили еще хуже, чем в лагерь: только мутная вода и немного хлеба" [4, с. 88].

Бывший остарбайтер Н.А. Ильченко рассказывает, что по пути к месту работы, в одном из перевалочных лагерей в Германии, на завтрак она получала суп из картофеля с травой и ломтик хлеба: "Нам налили в чашку воды, в которой плавали две или три долечки картошки, трава и букашки. Мы выпили. Эту картошку облизали. Дали маленький лоскутик хлеба. На два дня". Используя детей на тяжелой физической работе, фашисты раз в неделю выдавали малолетним узникам "усиленный паек": "В воскресенье нам давали литр макарон. Это был праздник. Макароны, видимо, давали с консервой"[4, с. 88]. После прибытия на завод эта дополнительная норма была отменена.

Лагеря остарбайтеров обносились оградой трехметровой высоты из колючей проволоки. На территории строились бараки, обычно темно-зеленого цвета, в центре размещался кухонный блок и столовая, у ворот стояла будка часового. На ночь бараки запирались, окна с решетками никогда не открывались. Рабочие спали на многоярусных койках или нарах с пристенными шкафчиками, расстояние между нарами не превышало 30 сантиметров. Их запирали на замок, В рабочей карточке, которую получал каждый остарбайтер, на первой странице, где1 приклеивалось его большое фото (7x5 см) и ставились отпечатки пальцев, было записано по-русски: «Владельцу сего разрешается выход из помещения единственно ради работы».

Это был шок для остарбайтеров, доставленных в Германию весной 1942 года.

 

 Остарбайтеров, трудившихся в сельском хозяйстве, селили в отдельных комнатах или пристройках. На каждую группу остарбайтеров в 20—30 человек полагался один охранник. Совместное проживание немцев с восточными рабочими не допускалось.

Остарбайтеров, которые постоянно «вносили смуту» в рабочие коллективы, помещали в изолированные от других рабочих помещения — арестантские камеры, полагавшиеся из расчета одна на 100 рабочих. Нередко нарушителей порядка переводили в отдельные концлагеря СС, содержание в которых отличалось исключительной жестокостью.

Остарбайтеры были самыми незащищенными в правовом отношении. Они должны были служить "господствующей" немецкой нации в качестве рабов до тех пор, пока война против Советского Союза не будет выиграна, после чего их предполагалось поселить в необжитых районах Сибири.

Немецкое руководство  не препятствовало исповеданию восточными рабочими своей религии. Но лишь в  том случае, если это не противоречило  политике правительства. Священнослужители часто пытались противостоять массовому вывозу молодежи на принудительные работы в Германию. Известны случаи, когда священники укрывали людей в храмах и собственных домах.

Информация о работе Вывоз белорусского населения в нацистскую Германию во время Второй мировой войны