Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:24, реферат
Во второй половине XIX столетия Россия была самой большой по своей территории державой, с населением в 126 млн. человек. Вся полнота власти принадлежала самодержцу, возглавлявшему сильное централизованное государство. Главной опорой царя выступали дворяне-помещики, занимавшие ведущие посты в государственном управлении. В распоряжении монарха находилось армия, которая даже в мирное время насчитывала свыше миллиона человек, а также жандармско-полицейский аппарат.
Введение
1 Подготовка и проведение военных реформ
2 Реорганизация управления
3 Военно-судебная реформа
4 Перестройка комплектования армии
5 Перевооружение армии
6 Изменение в боевой выучке
7 Перемены в подготовке военных кадров
8 Обновление иррегулярных войск
Заключение
Список используемой литературы
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Кафедра: «Истории и экономической теории»
Дисциплина: «История государственных органов и учреждений в России»
Выполнил: слушатель 1-го курса ФРК
1 группы заочного обучения
Академии ГПС МЧС России
майор внутренней службы
Уразметов Р.У.
Проверил: к.и.н., доцент
Стр. | ||
Введение |
3 | |
1 |
Подготовка и проведение военных реформ |
4 |
2 |
Реорганизация управления |
5 |
3 |
Военно-судебная реформа |
8 |
4 |
Перестройка комплектования армии |
10 |
5 |
Перевооружение армии |
14 |
6 |
Изменение в боевой выучке |
16 |
7 |
Перемены в подготовке военных кадров |
16 |
8 |
Обновление иррегулярных войск |
18 |
Заключение |
19 | |
Список используемой литературы |
21 |
Введение
Во второй половине XIX столетия Россия была самой большой по своей территории державой, с населением в 126 млн. человек. Вся полнота власти принадлежала самодержцу, возглавлявшему сильное централизованное государство. Главной опорой царя выступали дворяне-помещики, занимавшие ведущие посты в государственном управлении. В распоряжении монарха находилось армия, которая даже в мирное время насчитывала свыше миллиона человек, а также жандармско-полицейский аппарат.
Одной из особенностей страны является ее расположение на стыке двух типов цивилизации – восточной и западной. С полуазиатской опорой монархов в виде общины внизу.
При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.
В 30 – 50-е гг. XIX века конфликт между развитием производительных сил страны и сковавшей их системой крепостного хозяйства вымелся в форму кризиса. Техническая, промышленная и административная отсталость России послужила поражением в Крымской войне (1853 – 1856). Экономика и финансы страны были расстроены, отставание от ведущих капиталистических государств, Европа стало таким, что России грозило опасность оказаться навсегда вне путей мировой цивилизации. Взволнованное общественное мнение требовало перемен.
Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно.
В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных ре форм, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.
1. Подготовка и проведение военных реформ
Практически военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина (старшего брата Н.А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д.А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.
Программа деятельности первых шагов своей высокой должности Д.А. Милютин показал себя решительным, убежденным и стойким поборником обновления России в духе тех начал справедливости и равенства, которыми отмечена эпоха великих реформ второй половины 19 века.
«С назначением
меня военным министром, - писал Милютин,
- я счел своей обязанностью немедленно
же заняться составлением общей
программы предстоящей мне
К подготовке этой обширной программы фактически было привлечено все министерство.
Непосредственными помощниками Милютина в этом деле стали профессора Николаевской академии полковник В.М. Аничков и Н.Н. Обручев, дежурный генерал Главного штаба, а с 1866 г. его начальник Ф.Л. Гейден, директор канцелярии Военного министерства генерал К.П. Кауфман и другие.
На регулярно проводимых совещаниях под руководством Милютина тщательнообсуждались различные вопросы намечавшихся преобразований. «Он один в России, - говорит о нем Б.Н. Чичерин, - мог совершить то великое дело которое тогда представляло: преобразовать русскую армию из крепостного в свободную, приноровить ее к отношениям и потребностям обновленного общества; при радикально изменившихся условиях жизни, не лишая ее, однако, тех высоких качеств, которые отметили ее при прежнем устройстве». Для разработки наиболее важных проблем создавались особые комиссии. В результате общая программа военных преобразований была готова менее чем в два месяца и 15 января 1862 г. представлена Александру II в виде всеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделов по основным направлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный императором в конце января стал программой практических действий Милютина. Он охватывал буквально все области военного управления и организации армии, ее комплектование, вооружение, обучение и воспитание и др.
Главным принципом новой организации вооруженных сил Милютин считал: «Развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при наибольшем числе наличных войск в мирное время».
Именно такая потребность возникла в ходе Крымской войны. Для решения поставленной задачи в империи был создан так называемый запас людей, знакомых с военным делом, которых в любое время можно было призвать в армию.
За счет сокращения сроков военной службы численность армии была уменьшена с 1132 тыс. человек в 1864 до 742 тыс. человек в 1867. Части были переведены на сокращенные штаты мирного времени, значительно возрос обученный запас.
2. Реорганизация управления
Одной из первых
реформ явились реорганизация
Военное министерство к началу реорганизации, по словам Милютина, представляло собой «орган неудобств, проволочек и пререканий». Оно включало в себя ряд департаментов. Так, Генеральный штаб занимался вопросами размещения войск, разработка дислокационных карт. Императорский департамент ведал личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части, не подчинявшийся военному министру.
Провиантский
департамент осуществлял
обеспечением.
Медицинским и ветеринарным обслуживанием занимался медицинский департамент. Военно-судебные дела находились в компетенции аудиторского
департамента.
Артиллерийский и инженерный департаменты ведали лишь хозяйственными вопросами. Общее же руководство артиллерийскими и инженерными войсками осуществляли соответственно генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспектор инженерных войск. Эти должности традиционно предназначались великим князьям, которые не подчинялись военному министру и имели право непосредственного доклада царю.
Подготовка военных кадров была в руках главного начальника военно-учебных заведений, также независимо от военного министра.
Д.А. Милютин стремился к тому, «чтобы привести все здания в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было полезным слить вместе все части, однородные по кругу действий, и уничтожить лишние наросты, которые в течении времени образовались более или менее случайно, без всякого плана.
В 1863 г. состоялась реорганизация департамента Генерального штаба, который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако это преобразование оказалось недостаточным, и приказом по военному ведомству 31 декабря 1865 г. Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление - Главный штаб, который находился в составе министерства до 1905 г. В его компетенцию входили вопросы управления войсками в мирное и военное время, состава армии, комплектования, военной разведки, военно-научной работы и другие. Начальник Главного штаба назначался императором, был первым помощником и заместителем военного министра и возглавлял Генштаб и Фельдъегерский корпус.
1 января 1869 г. Александр II утвердил новое «Положение о Военном министерстве», в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредоточивалось в особе государя-императора.
Военное министерство по новой структуре состояло из Императорской Главной квартиры и Военно-походной канцелярии его величества, Военного совета, Главного военного суда, Канцелярии Военного министерства, Главного штаба, 7 главных управлений (вместо отдельных департаментов) – интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-медицинского, военно-учебных заведений, и регулярных войск, военно-судного. В состав министерства вошли также Военно-ученый комитет, управления генерал инспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых. При военном совете было образовано 5 главных комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный. К Военному министерству был причислен также главный священник армии и флота.
Реформы, начатые в 60-х гг., коснулись и Генерального штаба. Основная цель преобразования его состояло в том, чтобы Генеральный штаб охватил все отрасли штабной службы. В 1864 г. был упразднен гвардейский генеральный штаб.
Ранее служба офицеров, причисленных к Генеральному штабу, не давала им преимуществ. Самое большее, на что могли рассчитывать генштабисты, - это
должность обер-квартирмейстера корпуса. В большинстве же случаев они назначались дивизионными квартирмейстерами (обер-офицерская должность, на которую допускались сначала подполковники, а затем полковники). Офицеры Генерального штаба были оторваны от войск и не могли претендовать на высшее должности в армии. Переход их в строевые части, где оклады были выше, представлял определенные трудности.
Ввиду этого желающих служить
в Генеральном штабе
В 1865 г. вышло «Положение для Генерального штаба», дававшее право причисленным к нему офицерам занимать должности, не только относящиеся по штабу к Генеральному штабу.
По положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначенное командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями.
Это, с одной стороны приближало к войскам, а с другой, - давало более широкую возможность продвижения по службе.
В свою очередь предъявляли повышенные требования к подготовке офицеров Генерального штаба.
Д.А. Милютин добился уравнения в чинах между гвардейскими и армейскими офицерами, причисленных к Генеральному штабу.