Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:39, реферат
Поэтому цели настоящей работы следующие:
1. Выявить основные направления во внешней политике второй половины XVIII века при Екатерине II.
2. Выяснить, какую роль сыграла внешняя политика Екатерины Великой в российской и мировой истории.
3. Установить, как повлияла внешняя политика императрицы на дальнейшие события в России и в мире.
4. Выяснить, какими были итоги внешней политики Екатерины II для России.
В русских придворных кругах существовали в это время различные точки зрения о перспективах продолжения войны: однако Екатерина II верно рассчитала, что Пруссия в конечном счете не решится на открытое столкновение с Россией, а внимание Англии будет занято событиями во Франции. К концу 1790 г. русская армия одержала над турками ряд новых убедительных побед, самой блестящей из которых было взятие 11 декабря 1790 г. Измаила - крепости, которую турки считали неприступной.
Турецкие войска потерпели поражение и на Северном Кавказе. Наконец, 31 июля 1791 г. русский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова разбил турок у мыса Калиакрия. В тот же день с запросившей пощады Турцией было подписано перемирие, а в конце декабря 1791 г. - долгожданный Ясский мир, по которому Турция окончательно признала аннексию Крыма, а новая граница между двумя странами была определена по Днестру.
Между тем в течение всей русско-турецкой войны постоянно обострялась польская проблема. Еще в 1787 г. король Станислав Август предпринял очередную попытку укрепить польскую государственность за счет внутриполитических реформ. В обмен на поддержку этих реформ он предлагал России помощь в борьбе с Турцией, но заключению готовившегося соглашения противилась Пруссия. Тем временем собрался сейм, получивший название Четырехлетнего, который по замыслу Станислава Августа должен был одобрить усиление королевской власти. Однако сильная антикоролевская оппозиция в сейме добилась переориентации польской политики с России на Пруссию, результатом чего и явился упомянутый польско-прусский договор 1790 г. Сейм принял ряд важных решений, самым значительным из которых была конституция 3 мая 1791 г.
Екатерину II известие о польской конституции встревожило и рассердило, поскольку это нарушало сложившийся мировой порядок, а усиление самостоятельности Польши никак не устраивало Россию. Дождавшись урегулирования австро-прусских и русско-турецких отношений, Екатерина вновь двинула в Польшу войска. Кампания была недолгой, и уже к лету 1792 г. русская армия контролировала всю территорию Речи Посполитой. В декабре Петербург дал положительный ответ на предложение Пруссии о новом разделе Польши, официально объявленном в апреле следующего 1793 г. Итогом раздела было получение Пруссией территории в 38 тыс. кв. км. с гг. Гданьск, Торунь, Познань. Российская империя увеличила свои владения на 250 тыс. кв. км. за счет территорий Вост. Белоруссии и Правобережной Украины.
Второй раздел Польши породил широкомасштабное патриотическое движение во главе с Тадеушем Костюшко. Поначалу восставшим удалось добиться некоторых успехов, но дело их обречено, когда командование русскими войсками принял А.В. Суворов. Разгромив восстание Костюшко, европейские державы в октябре 1795 г. осуществили третий раздел Польши. Австрия получила еще 47 тыс. кв. км польских земель с г. Люблином, Пруссия - 48 тыс. кв. км. с Варшавой, а Россия - 120 тыс. кв. км, включая Западную Волынь, Литву, Курляндию. Третий раздел Польши положил конец польской государственности, которая возродилась лишь в 1918 г.
Глава IV. Екатерина II и французская революция
В отношении русского самодержавия к событиям во Франции прослеживается два этапа. На первом из них, продолжавшемуся, впрочем, недолго, царский двор рассматривал начавшуюся революцию во Франции как событие повседневной жизни, то есть бунт голодной черни, с которым королевская власть способна быстро справиться. Екатерина не считала происходившее в Париже результатом глубоких социальных противоречий, а связывала его с временными финансовыми затруднениями и личными качествами незадачливого короля. Более того, императрица считала возможным продолжать политику сближения с Францией, с тем, чтобы союз с нею противопоставить Англии.
По мере развития революции и решительной ломки феодальных порядков настроение правящих кругов в Петербурге менялось. Там вскоре убедились, что революция угрожает судьбе трона не только в Париже, но и всем феодально-абсолютическим режимам Европы. Екатерина убедилась и в другом: Людовику XVI и французскому дворянству своими силами не восстановить старый порядок. Опасение русского двора разделяли обладатели тронов Австрии и Пруссии [8].
В 1790 году был заключен союз Австрии и Пруссии с целью военного вмешательства во внутренние дела Франции. Тотчас реализовать эти намерения не удалось, так как Австрия, Россия и Пруссия были озабочены разделом Польши, а Россия, кроме того, вела войну с Османской империей. На этом этапе абсолютические режимы ограничились разработкой плана интервенции и оказанием материальной помощи французской эмиграции и контрреволюционному дворянству внутри страны. Екатерина дала французским принцам взаймы 2 миллиона рублей на сколачивание наёмной армии. Она стала душой коалиции, создаваемой для борьбы с революцией во Франции.
Согласно русско-шведскому союзу Густав III обязался высадить в австрийских Нидерландах десант, к которому должны были присоединиться войска французских принцев, а также Австрии и Пруссии. Екатерина вместо войск, занятых в русско-турецкой войне, обязалась до окончания её выдавать субсидию в размере 300 тысяч рублей.
Выступление коалиции не состоялось по двум причинам: смерть Леопольда II и убийство Густава III вынудили отложить поход; но главная причина состояла в том, что монархические режимы обнаружили продвижение идей революции к границам их собственных владений и сочли первостепенной задачей остановить это продвижение.
В годы, когда монархи были поглощены разделами Речи Посполитой, события во Франции развивались своим чередом: 10 августа 1792 г. там была свергнута монархия, через два дня семья короля оказалась под стражей; 20 сентября войска интервентов, вторгшиеся во Францию, потерпели сокрушительное поражение при Вальми; 21 января 1793 г. состоялась казнь бывшего короля Людовика XVI. Это событие потрясло монархическую Европу.
Императрица принимала меры к организации новой антифранцузской коалиции. В марте 1793 г. была подписана конвенция между Россией и Англией об обоюдном обязательстве оказывать друг другу помощь в борьбе против Франции: закрыть свои порты для французских судов и препятствовать торговле Франции с другими нейтральными странами. Дело на этот раз ограничилось отправкой русских военных кораблей в Англию для блокады французских берегов – двинуть сухопутные силы в помощь англичанам, находившимся в состоянии войны с Францией, императрица не решалась - они были необходимы для борьбы с повстанцами Тадеуша Костюшко.
Как только движение в Речи Посполитой было подавлено, между Россией, Англией, Пруссией и Австрией в конце 1795 г. был заключён контрреволюционный союз. Вскоре после этого, 6 ноября 1796 г., императрица
Екатерина умерла.[9]
Участие Екатерины II в борьбе европейских монархов против общей угрозы было весьма специфическим: она не вела активных военных действий против Франции, но подталкивала к ним другие государства, отвлекая их от польских и турецких дел, в которых именно Россия стала играть «первую скрипку»[10].
Глава V. Итоги внешнеполитической деятельности Екатерины II
Внешнеполитическая деятельность Екатерины П последних лет ее царствования в значительный мере была обусловлен революционными событиями во Франции. Поначалу эти события вызывали у императрицы нечто вроде злорадства, поскольку она всегда относилась к политическому режиму Франции весьма критично, а ее Наказ Уложенной комиссии в царствование Людовика XVI даже был запрещен там к распространению.
Сведения о событиях во Франции регулярно печатались в русских газетах, была опубликована и Декларация прав человека и гражданина, основные идеи которой совпадали с идеями Наказа. Однако к 1792 г. императрица все больше стала воспринимать французские события как бунт против самой идеи власти и увидела в них опасность для монархической Европы. Екатерина активно участвовала здании антифранцузской коалиции, помогала французским эмигрантам, в особенности после получения в начале 1793 г. известия о казни короля и королевы. Однако вплоть до смерти Екатерины русская армия не принимала непосредственного участия в военных действиях против Франции. Императрица рассчитывала втянуть во французские дела Австрию и Пруссию, чтобы освободить себе руки для осуществления собственных замыслов.
Оценивая в целом внешнюю политику Екатерины надо признать, что в полном соответствии с самим духом эпохи, ее основными представлениями, а также конкретными обстоятельствами международного положения эта политика носила выраженный имперский характер и отличалась экспансионизмом, небрежением интересами других народов, а в определенной мере и агрессивностью. Екатерина II успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы. Внешнеполитическими результатами 34-летнего пребывания Екатерины на троне были значительные территориальные приобретения и окончательное закрепление за Россией статуса великой державы. Страна стала играть одну из ведущих ролей в мировой политике, позволявшую воздействовать в своих интересах на решение практически любых международных вопросов. Все это дало возможность в ХIХ столетии еще более раздвинуть границы империи. По существу, именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и неделимая»[11] империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами и бескрайними просторами, поглощавшими любого завоевателя. Это было многонациональное государство с неповторимым этническим, экономическим, культурным, природным и социальным обликом.
Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания, которое, однако, было неотделимо в это время от сознания имперского.
Успехи екатерининского царствования во внешней политике высоко оценивались и современниками, и несколькими поколениями потомков, однако в исторической перспективе многое из этого наследства обернулось для России и ее народов серьезными проблемами.
Во-первых, империя складывалась как унитарное государство с сильной центральной властью, что по существу и обеспечило ей долголетие, ибо только сильная центральная власть была в состоянии удерживать эту огромную страну в повиновении. Одновременно на саму империю постепенно стали смотреть как на наивысшую ценность, а в заботе о ее сохранении видеть важнейший патриотический долг. Очевидно, что при этом игнорировались интересы и личности, и отдельных народов. Ущемление национальных интересов распространялось на все населявшие империю народы, включая русский, - народ метрополии, который не только не получал никаких выгод от этого своего положения, но и нес на своих плечах основные тяготы по обеспечению жизнеспособности страны. Однако колонизаторская политика правительства ассоциировалась для народов империи именно с русским народом, что способствовало разжиганию национальной розни.
Во-вторых, активное участие России в разделах Польши на два последующих столетия определило развитие русско-польских отношений и превратило их в важнейший фактор внешней политики России, ибо международная стабильность стала в значительной степени зависеть от взаимоотношений держав - участниц разделов. Польский народ не мог смириться с уничтожением своей государственности, и на протяжении всего XIX в. правительство России неоднократно вынуждено было применять военную силу для подавления польских восстаний. Делалось это опять же руками русских солдат, что естественно порождало в Польше сильные антирусские настроения.
Заключение
Главным направлением в деятельности императрицы Екатерины Алексеевны в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем.
Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768 -1774 гг.; 1787 – 1791 гг.) и войну со Швецией (1788 -1790 гг.). Россия совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой. В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, население страны достигло 36 миллионов человек, в три раза увеличился флот, доходы страны увеличились в четыре раза. Россия во второй половине XVIII века стала великой евразийской империей[12]
Современник Екатерины II Н.М.Карамзин писал о ней: « Внешняя политика сего царствования достойна особенной хвалы: Россия с честью и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Воинствуя, мы разили. Петр удивил Европу своими победами – Екатерина приучила её к нашим победам. Россияне уже думали, что ничто в мире не может одолеть их; заблуждение, славное для сей великой монархини! Она была женщина, но умела избирать вождей так же, как министров или правителей государственных. Румянцев, Суворов стали наряду с знаменитейшими полководцами в мире; князь Вяземский заслужил имя достойного министра благоразумною государственною экономиею, хранением порядка и целости. Упрекнём ли Екатерину излишним воинским славолюбием? Её победы утвердили внешнюю безопасность государства. Пусть иноземцы осуждают раздел Польши: мы взяли своё. Правилом монархини было не мешаться в войны чуждые и бесполезные для России, но питать дух ратный в империи, рожденной победами»[13]
Итак, в настоящей работе мы выяснили основные направления екатерининской внешней политики, установили, что в целом она имела положительное значение для России, доказали, что Екатерина II не зря известна в истории под именем Великой и Матери Отечества.