Внешняя политика Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:39, реферат

Краткое описание

Поэтому цели настоящей работы следующие:
1. Выявить основные направления во внешней политике второй половины XVIII века при Екатерине II.
2. Выяснить, какую роль сыграла внешняя политика Екатерины Великой в российской и мировой истории.
3. Установить, как повлияла внешняя политика императрицы на дальнейшие события в России и в мире.
4. Выяснить, какими были итоги внешней политики Екатерины II для России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение, основная часть.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

          В этих условиях и родился договор о разделе Польши, подписанный 25 июля 1772 г., согласно которому Россия получила польскую часть Ливонии, а также Полоцкое, Витебское, Мстиславское и часть Минского воеводств; к Австрии отошла Галиция (ныне Западная Украина), к Пруссии - Поморское, Хельмское и Мальборкское воеводства, часть Великой Польши и Базмия.

           На первый взгляд, доля России была самой значительной: она приобретала территории размером в 92 тыс. кв. км. с населением 1 млн. 300 тыс. человек. Но реально в стратегическом и экономическом отношении добыча России была достаточно скромной, ибо в руках Австрии, например, оказался такой важнейший экономический и торговый центр, как Львов, а в руках Пруссии - районы с наиболее развитым сельским хозяйством. Правда, Россия надолго сохранила то, что осталось от Речи Посполитой, в сфере своего влияния: вплоть до 1788 г. польский король практически ничего не мог сделать без разрешения русского посла в Варшаве. В 1776 г. король Станислав Август Понятовский с согласия России провел некоторые реформы, направленные на укрепление польской государственности, что стабилизировало обстановку и позволило в 1780 г. вывести из Польши русские войска.

          В 1774 г. после долгих переговоров России удалось заключить мир с Турцией. Согласно Кючук-Кайнарджийскому договору (по названию селения, где был заключен мир) Россия получила, наконец, право на свободный проход своих судов через проливы Босфор и Дарданеллы, крепости Керчь и Еникале и значительную контрибуцию. Турция обязалась восстановить автономию Молдавии и Валахии, не притеснять православных в Закавказье, а также признало независимость Крыма, что, по замыслу русского правительства должно было обеспечить в дальнейшем его вхождение в состав Российской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.  Второй период внешней политики Екатерины II

(1775-1796 г.г.)

 

           Кючук-Кайнарджийским миром закончился первый период внешнеполитической деятельности Екатерины II; следующий (70—90-е годы) также был ознаменован серьезными успехами в дипломатической и военной сферах. Расстановка сил на внешнеполитической арене в это время несколько изменилась.

          Земли, приобретенные Россией по договору с Турцией, вклинивались между владениями Оттоманской империи, Польши и Крымского ханства, что уже само по себе делало неизбежным новые столкновения. Было ясно, что Россия и далее будет стремиться закрепиться в Северном Причерноморье, а Турция станет всячески противиться этому. Действительно, приободренные внутренними неурядицами в России, турки значительно укрепили гарнизоны своих крепостей на северном побережье Черного моря, наводнили Крым и Кубань агентами, а турецкий флот демонстрировал свою мощь вблизи крымских берегов. При этом Турция рассчитывала на поддержку европейских держав — противниц России, и в первую очередь Англии. Однако в 1775 г. Англия начала затяжную войну с северо-американскими колониями и даже вынуждена была обратиться к России с просьбой предоставить ей 20 тыс. русских солдат для борьбы с повстанцами. Екатерина, поколебавшись, отказала, но внимательно следила за развитием конфликта, стремясь использовать его в своих интересах.

           Между тем в декабре 1774 г. в Крыму произошел государственный переворот, в результате которого на ханском престоле оказался Девлет-Гирей, пытавшийся наладить контакт одновременно и с Турцией, и с Россией. Однако русскому правительству нужен был в Крыму однозначный сторонник, такой, как Шагин-Гирей. Для возведения его на ханский престол весной 1776 г. русские войска стали готовиться к вторжению в Крым.

 

Поддержка действий России в Крыму была обеспечена укреплением союза с Пруссией, новое соглашение с которою было подписано в августе 1776 г., а уже в ноябре русские вошли в Крым. В марте следующего года был продлен договор о дружбе с Пруссией, а в апреле Шагин-Гирей возведен на ханский престол. Когда спустя менее года против него вспыхнул мятеж, он был подавлен опять же при помощи русских войск.

          Одновременно с этими событиями в центре Европы вспыхнул новый конфликт между Австрией и Пруссией, на этот раз из-за Баварии, которую австрийский император Иосиф попытался присоединить к своим владениям. Пруссия запросила помощи России, а Австрия обратилась к Франции. Последняя же находилась на пороге войны с Англией и поэтому не была заинтересована в раздувании военного пожара на континенте. И когда летом 1778 г. все же началась война между Австрией и Пруссией, а турки в то же время предприняли неудачную попытку высадиться в Крыму, Франция предложила свое посредничество в урегулировании обоих конфликтов. Пруссия согласилась на это предложение с условием, что вторым посредником будет Россия. Так у русского правительства появилась уникальная возможность значительно укрепить положение на международной арене.

           В марте 1779 г. в г. Тешен открылся мирный конгресс проходивший фактически под председательством русского посланника князя Н. В. Репнина. В мае конгресс закончился подписанием Тешенского мира, ставшего серьезным успехом русской дипломатии. По этому договору Россия именовалась не только посредником, но и гарантом мира, что давало возможность беспрепятственно вмешиваться в германские дела. Немаловажно было и достигнутое взаимопонимание с Францией, отношения с которой в течение долгого времени, царствования Елизаветы Петровны, оставались прохладными. При посредничестве Франции было подписано русско-турецкое соглашение — «изъяснительная конвенция», подтверждавшая независимость Крыма и права Шагин-Гирея на ханский престол.

 

В 1780 г. Россия выступила с важной международной инициативой: была подготовлена знаменитая Декларация о вооруженном нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран, не участвующих в военных конфликтах, имели право защищаться в случае нападения на них. Декларация была направлена против Англии, пытавшейся воспрепятствовать развитию русской морской торговли с её противниками. Вскоре к Декларации присоединились Швеция, Дания, Голландия и Пруссия. Создалась фактически антианглийская коалиция, которая, не вмешиваясь в войну с североамериканскими колониями, в сущности оказала серьезную поддержку Соединенным Штатам. В это же время в русских правительственных кругах родилась идея т.н. греческого проекта.

           Суть «греческого проекта» состояла в восстановлении Византийской империи со столицей в Константинополе и со вторым внуком Екатерины II Константином Павловичем на императорском престоле. Собственно и само имя свое великий князь, родившийся в апреле 1779г., получил в соответствии с этим проектом. На празднестве в честь его рождения читались греческие стихи; к торжеству была отчеканена медаль с изображением храма Святой Софии в Константинополе. Подобное развитие российской внешнеполитической доктрины диктовалось самой логикой событий [4].

         Уверенность в возможности осуществления проекта придавало новое положение России на международной арене, обретенное в результате успехов на Тешенском конгрессе. Но для того, чтобы претворить замыслы в жизнь, необходимо было вернуться к союзу с Австрией, что не составляло особого труда, так как все возможные выгоды от союза с Пруссией уже были извлечены. Первый шаг к сближению с Австрией был сделан весной 1780 г., когда во время поездки Екатерины по западным губерниям состоялось ее свидание с императором Иосифом. Именно тогда к удовлетворению обоих монархов и было достигнуто соглашение об антитурецком союзе, включая, по крайней мере в общих чертах, и «греческий проект”. Спустя год Екатерина II и Иосиф II обменялись посланиями со взаимными обязательствами на случай войны с Турцией, а также по сохранению политического режима в Польше. Подобный обмен письмами, изобретенный Екатериной, был новинкой в международных отношениях, дававшей возможность хранить соглашения в секрете. Тогда же состоялся и обмен письмами непосредственно по проекту восстановления Греческой империи. Однако никакого официального соглашения по «греческому проекту» так и не было заключено. План был слишком смелым, чтобы сделать его общеизвестным. По сути этот проект был дальней целью России, мечтой императрицы и во многом служил основой внешнеполитической доктрины. События не заставили себя долго ждать.

           Уже в начале 1789-х годов вновь обострилась обстановка в Крыму, зашатался трон Шагин-Гирея, и весной 1782г. хан вынужден был бежать в Керчь под защиту русских войск. Турция уже готовилась посадить на ханский трон своего ставленника, когда Екатерина отдала Г. А. Потемкину приказ о введении в Крым русских войск. После восстановления Шагин-Гирея на престоле войска на сей раз не ушли. А через несколько месяцев, получив полную поддержку Австрии и покончив с колебаниями, 8 апреля 1783 г. Екатерина подписала манифест о «принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу»[5].

          Аннексия Крыма стала возможной, конечно, благодаря политической помощи Австрии и невмешательству других европейских держав, которые, не будучи заинтересованы в это время в русско-турецком конфликте, всячески уговаривали Турцию смириться. Между тем аннексия осуществляло трудностей. Летом 1783 г. произошло восстание живших в Прикубанье ногайцев. Но уже в августе русский отряд из 1000 человек под командованием А.В. Суворова нанес численно превосходившим его ногайцам тяжелое поражение. Скрытый маневр русских застал противника врасплох. В октябре 1783 г. в устье реки Лабы ногайцы были полностью разгромлены, чем окончательно завершилось присоединение Кубани к России.

          К этому времени границы Российской империи вплотную приблизились к Кавказу. Проживавшие здесь народы оказались зажатыми с трех сторон Россией, Турцией и Ираном, что делало существование небольших самостоятельных царств практически невозможным. Было ясно, что в грядущем военном столкновении России и Турции Кавказ может театром военных действий, но до этого горцам необходимо было выбрать ту или иную сторону. События последних лет показывали, что выгоднее было примкнуть к России как более сильной державе. Немаловажным было и то, что народы Грузии и Армении, исповедовавшие православие (или близкое к нему григорианство) получали в случае присоединения к России гарантированную защиту от религиозного угнетения. В результате переговоров русского правительства с представителями картли-кахетинского царя Ираклия II 24 июля 1783 г. был подписан Георгиевский трактат, по которому Картлийско-Кахетинское царство поступало под протектора России, гарантировавшей его неприкосновенность и территориальную целостность. Согласно секретным статьям договора в Тбилиси (Тифлис) были отправлены два батальона русских войск.

          Последующие несколько лет в русской дипломатии отмечены активностью, направленной на упрочение своего положения. При этом вследствие дальнейшего сближения с Австрией и отчасти с Францией возросло напряжение в отношениях с Пруссией и Англией. В январе 1787 г. Екатерина II, сопровождаемая двором и иностранными дипломатами, отправилась в свое известное путешествие в Крым. Поездка прежде всего международное значение: в Крыму императрица должна была встретиться с австрийским императором и польским королем и продемонстрировать им русскую во мощь, устрашив этой демонстрацией Турцию. Главным организатором всего действа был назначен Г. А. Потемкин. Именно с путешествием Екатерины в Крым связано известное выражение «потемкинские деревни».

          Считается, что Потемкин якобы построил вдоль дороги грандиозные декорации, изображавшие несуществующие селения. На самом деле он только следовал обычаю своего времени декорировать придворные празднества, но реальные селения были украшены столь пышно, что зрители стали сомневаться в их подлинности. Все это пышное убранство в сочетании с демонстрацией полков русской армии, татарской и калмыцкой конницы и черноморского флота произвели неизгладимое впечатление на иностранцев[6]. В Херсоне Екатерина II вместе с императором Иоcифом II присутствовали при спуске на воду трех кораблей, о6ставленном со всей возможной помпой.

           Во всей грандиозной инсценировке Потемкина неизменно присутствовала и даже доминировала идея великой империи, наследницы Византии. Так, ворота, установленные при въезде в Херсон, были оформлены как дорога в Византию, а вновь строившимся в Новороссии городам давали греческие названия (Севастополь, Симферополь и т.д.). Присутствие на торжествах Иосифа II подчеркивало единство замыслов Вены и Петербурга. Приступить к их реализации пришлось, однако, раньше, чем предполагалось. Уже в середине июля 1787 г. русскому послу в Стамбуле был предъявлен ультиматум с заведомо невыполнимыми требованиями, в том числе возврат Крыма, а затем объявлено о разрыве всех ранее заключенных договоров. Это было началом новой русско-турецкой войны (1787 - 1791 гг.).

           Россия вступала в войну, не успев завершить подготовку к ней: армейские соединения не были укомплектованы, строительство черноморского флота не завершено, а склады продовольствия и снаряжения почти пусты. Однако 7 сентября 1787 г. Екатерина подписала манифест о войне; главнокомандующим русской армией был назначен Г.А. Потемкин. Он же осуществлял непосредственное руководство главной Екатеринославской армией, насчитывавшей до 82 тыс. человек. Вторую армию, численно вдвое меньшую, возглавил П. А. Румянцев. Кроме того, 12-тысячный отряд должен был действовать на Кавказе, а донские казаки прикрывали Кубань.

         Турки предполагали уже в начале войны высадить крупные десанты в Крыму и устье Днепра, а основное наступление вести в Молдавии. В октябре 1787 г. турецкий флот блокировал устье Днепра и высадил 6-тысячный отряд на Кинбурнской косе. Здесь его поджидал отряд русских войск под командованием А.В. Суворова. Произошло сражение (1 октября) в ходе которого десант был уничтожен. Победа на Кинбурнской косе в самом начале войны была чрезвычайно важна для русской армии, однако не все складывалось так удачно.     Еще в сентябре русский Севастопольский флот был разбит бурей, в результате чего надолго затянулась осада русской армией крепости Очаков, и она была взята лишь в декабре 1788 г.

         Действия вступившей в войну Австрии были малоэффективны, и рассчитывать на особую ее помощь не приходилось. Между тем медлительность и нерешительность союзников были приняты за слабость, и летом 1788 г. подталкиваемая Англией и Пруссией в войну с Россией ввязалась Швеция (1788 - 1790 гг.), мечтавшая о реванше еще со времен Ништадтского мира.

          Решающее морское сражение у острова Гогланд состоялось уже 6 июля. Оба флота были изрядно потрепаны. Русские моряки под командованием адмирала С. К. Грейга захватили шведский 70-пушечный корабль «Принц Густав», а шведы - такой же русский корабль «Владислав»[7]. Однако поскольку шведы отступили первыми, победа осталась за русскими. Лишенные поддержки с моря, шведские сухопутные войска в 1789 г. действовали неудачно, и на следующий год Швеция вынуждена была заключить мир. 1789 год оказался решающим и в русско-турецкой войне, он ознаменовался новыми блестящими победами. 21 июля 1789 г. соединенные под командованием Суворова 5 тыс. русских и 12 тыс. австрийцев взяли штурмом укрепленный лагерь турок у Фокшан, разгромив 30-тысячный турецкий корпус Мустафы-паши. Спустя полтора месяца, совершив за двое суток стремительный марш-бросок в сто верст, Суворов 11 сентября нанес туркам очередное сокрушительное поражение у реки Рымник. За это сражение Суворов был пожалован графским титулом с почетным наименованием Рымникский. В последующие несколько месяцев 1789 г. русские войска взяли Аккерман и Бендеры, а австрийские - Белград и Бухарест. Однако международная ситуация в целом складывалась для Австрии и России неудачно. России в Европе противостояла Швеция, а Австрии - Пруссия. Рассчитывать на поддержку Франции, где в июле 1789 г. произошла революция, не приходилось. Пруссия между тем активизировала свои дипломатические действия и заключила договоры с Польшей и Турцией. В марте 1790 г. умер император Иосиф II, его преемник Леопольд II, опасаясь войны с Пруссией, вынужден был пойти на заключение с Турцией соглашения о прекращении военных действий. Россия фактически осталась со своими противниками один на один.

Информация о работе Внешняя политика Екатерины II