Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Слово "топия" (от греч. topos) означало место. Приставка "у" могла происходить либо от греческого "уи", либо от "ои". В первом случае это эвтопия, во втором - утопия (место, которого нет). Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру. У истоков утопии стоит Платон, автор книг "Государство" , "Законы", диалогов "Тимей", "Критий". Иногда даже утверждают, что всю утопическую литературу можно рассматривать как гигантский комментарий к сочинению "Государство". Однако классическим произведением, оказавшим влияние на развитие жанра в XVI-XIX вв. и собственно давшим самый термин "утопия" была утопия Томаса Мора.
Введение. 2
Раздел I. Формирование и развитие утопических взглядов 8
Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 12
Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества 19
Раздел IV. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 23
Заключение. 29
Список литературы. 34
Оглавление
Введение. 2
Раздел I. Формирование и развитие утопических взглядов 8
Раздел II. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 12
Раздел III. «Утопия»: критика феодального общества 19
Раздел IV. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 23
Заключение. 29
Список литературы. 34
Актуальность темы исследования. Слово "топия" (от греч. topos) означало место. Приставка "у" могла происходить либо от греческого "уи", либо от "ои". В первом случае это эвтопия, во втором - утопия (место, которого нет). Безусловно, сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было отнести к этому жанру.
У истоков утопии стоит Платон, автор книг "Государство" , "Законы", диалогов "Тимей", "Критий". Иногда даже утверждают, что всю утопическую литературу можно рассматривать как гигантский комментарий к сочинению "Государство". Однако классическим произведением, оказавшим влияние на развитие жанра в XVI-XIX вв. и собственно давшим самый термин "утопия" была утопия Томаса Мора.
В книге Томаса Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства, существующих или по крайней мере описанных ранее: очевидно обращение к Платону и Лукиану, равно как и связь со средневековой литературой путешествий и с открытием американского контекста.
В книге автор предстает перед нами в качестве лица, добросовестно подготовившего рассказ путешественника родом из Португалии об обычаях, которые ему удалось увидеть в далекой, но реально существующей стране: по словам исследователя, государство Утопия "лучшее" из тех, которые ему известны, а поэтому ему не стоит труда рассказать о законах, по которым живут в Утопии. Однако он не берется отстаивать эти законы как наиболее совершенные, напротив, каждый волен открыто критиковать их; важно то, что мир узнает о существовании народа, обладающего древней культурой и большими познаниями, опыт которых может быть обсужден и осмыслен в Европе. Даже читателю, понимающему все буквально, Мор с первых же строк поясняет свою позицию - намерение ограничиться незначительной критикой. Ему нет необходимости высказывать развернутое суждение об обществе Утопии, ибо основная цель его труда - довести до сведения других то, что стало известно ему. Благодаря ложному уверению, книга о нем становится описанием явления, о закономерности которого нет смысла задумываться, ибо оно существует само по себе, а не в воображении автора. Такое добровольное принятие на себя роли скромного посредника-рассказчика было широко распространено среди авторов утопических сочинений.
«Утопии каждой эпохи, даже если они устремлены в будущее, или, напротив, ищут идеал в далеком прошлом, носят на себе отпечаток времени и места, в котором они возникли».1 Даже используя традиционные литературные схемы и не выходя из круга все тех же вопросов, они не перестают свидетельствовать о ситуации, которая их породила. Тут нет ничего удивительного, ведь утопии - это ответы не только на вечные вопросы о человеке, но также на вопросы конкретных человеческих обществ. Ответы эти дают люди своей эпохи. Общество, которое изображают утопии, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретенный им мир во временном протяжении. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении. Поэтому в утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
Не стоит даже смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, потому что это та страна, на берега которой «всегда высаживается человечество», начинает осматриваться по сторонам но, увидев лучшую страну, «снова поднимает паруса» говорит Оскар Уайльд в своей статье «Душа человека при социализме»2. И эта фраза имеет множество подтверждений. Во все времена людям были интересны проекты идеальных государств, всегда стоял вопрос о поисках новой, лучшей жизни. Возможно ли существование общества идеального, безупречного по своей сущности? И если возможно, то как его построить? Каков должен быть государственный строй, социальная структура, экономический базис, какими должны быть взаимоотношения между гражданами такого государства? Платон, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Френсис Бэкон и многие другие искали ответ на этот вопрос. Однако никакого конкретного ответа не найдено до сих пор. Утопия, от греческого υ-τοπος — «не место», «место, которого нет», такое название получило направление социально-политической мысли, берущее своё начало с «Государства» Платона. Однако, сам термин «утопия» появился намного позднее, чем труд Платона. Это искусственное название, обязанное своим происхождением Томасу Мору, а точнее его книге «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (далее «Утопия»). Именно анализу этого произведения и будет посвящена моя курсовая работа. Исследование утопий, в том числе и утопии Мора, на мой взгляд, является необходимым во все времена. С их помощью мы узнаем желания и представления людей разных эпох об идеальном государстве и совершенном обществе. Все эти проекты, по сути своей, не могут быть воплощены в жизнь, они обречены на провал уже в стадии зарождения. Однако, не менее интересно эти проекты анализировать, выявлять причины их написания, их смысловые особенности и их значение для современников и последователей.
«Утопия» Мора не является исключением. Её много изучали и изучают по сей день, выделяя религиозные, этические, правовые, политические аспекты, рассуждая о преемственности Мора по отношению к своим предшественникам, выявляя новаторство его взгляда на идеальное государство, говоря о влиянии его труда на творчество его последователей. Интерес к «Утопии» подогревается также интересом к её автору, как к неординарному человеку, несостоявшемуся священнику, опальному государственному деятелю, пострадавшему за свои религиозные взгляды. Томас Мор осознавал все недостатки государственного строя Англии, однако, его проницательность отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий. Находясь в самом центре идейной и политической борьбы своего времени, он отразил надежды и чаяния той гуманистической среды, к которой он принадлежал.
Научная разработанность темы. При исследовании было использовано множество видов источников, литературы. К ним относятся первоисточники ( произведения Томаса Мора), учебная литература, монографии исследователей жизни и деятельности Мора. Среди первоисточников автор работы обращается к переведённому Мором диалогу Лукиана «Тираноубийца» и к собственному произведению Мора «История Ричарда III»3. Но особое внимание автор уделяет роману «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» («Утопия»), как произведению, раскрывающему наиболее полно утопические политико-правовые взгляды Томаса Мора. Чтобы понять историческое значение учения Мора, автор обращается к монографии И.Н Осиновского, в которой жизнь и деятельность Мора рассматривается многогранно, со всех сторон, даётся оценка и объяснение его идей и концепций сквозь призму времени написания «Утопии».
В качестве вспомогательной учебной и справочной литературы использована антология зарубежной литературы Чаликовой4, книга «Утопический роман» из серии библиотеки всемирной литературы, книга В.Д. Бакулова «Утопия и утопизм в политико-правовой теории и практике, Александра Горфункеля «Философия эпохи Возрождения», «История западной философии» Бертана Рассела, «Литературная утопия от Мора до Хаксли» Шадурского. Так же автор использовал учебники для ВУЗов ( История политических и правовых учений Нерсесянца, Западная философия от истоков до наших дней Д. Антисери и Ж. Реале, История политических и правовых учений под редакцией Лейста). Стоит заметить, что временной диапазон издания того или иного произведения достаточно велик – в списке используемой литературы можно найти произведения 1990-х годов, источники советских времён, и источники, выпущенные после 2000 года. Таким образом, подобный подбор литературы позволит автору провести стоящее перед ним исследование наиболее полно и тщательно.
Объект исследования – произведения Томаса Мора, в которых отражены его политико – правовые взгляды.
Предмет исследования – исследование процесса формирования политико-правовых взглядов и выявление их особенностей, заключающихся в характере исследуемой эпохи, во влиянии предшественников на взгляды Томаса Мора. С одной стороны – прогрессивность политической мысли и ряд передовых идей, выдвинутых Мором, с другой – их утопичный характер, т.к. время не подготовило необходимых условий для успешного воплощения в жизнь его идей.
Цель исследования – охарактеризовать политико-правовое учение Томаса Мора в контексте анализа эпохи и основных идей его предшественников. Поставленная цель обуславливает решение следующих исследовательских задач:
- выявить, как повлияли исторические условия Англии на формирование политико-правовых взглядов Мора;
- проследить эволюцию взаимоотношений Мора и политической власти, оказавших влияние на формирование основных его идей;
- определить специфику идей Томаса Мора, изложенных в ранних произведениях;
- охарактеризовать взгляды
Мора на идеальное
- исследовать религиозные воззрения Томаса Мора, провести сравнительный анализ его идей с историческим положением института церкви в Англии того времени;
- определить историческое значение идей и произведений Томаса Мора.
Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идей утопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли. Некоторые авторы, однако, склонны относить появление утопически- социалистических идей к более ранним периодам истории, вплоть до глубокой древности, полагая, что любые проекты и даже просто смутные мечты о ликвидации общественного неравенства и угнетения, о создании строя, где нет частной собственности, где все являются тружениками, следует считать утопически-социалистическими. Н.Е. Застенкер называет такие идеи, существовавшие в странах Древнего Востока, античных Греции и Риме и у других народов, «проблесками социалистической мысли», обнаруживаемыми им даже в древнегреческой легенде о «золотом веке» (общинно родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности).
Напротив, А.И. Володин и Штекли выдвинули точку зрения, что возникновение утопического социализма нужно датировать более поздней, чем времена Томаса Мора, эпохой. Первый из них связал появление нового направления общественно-политической мысли с условиями буржуазных революций XVII-XVIII вв., отнеся к самым ранним представителям утопического социализма Д. Уинстенли и Г. Бабефа. Из них он исключил Томаса Мора, Кампанеллу и даже предреволюционных французских мыслителей XVIII века – Ж. Мелье и Морелли, которых он характеризует как авторов «литературных утопий»5, составляющих только историю утопического социализма и являющихся, по его мнению, отличным от него «типом социального утопизма»6. А.Э. Штекли отодвинул создание утопического социализма на еще более поздний период, считая, что первыми его сторонниками можно назвать лишь К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, то есть великих утопистов-социалистов начала XIX в. По отношению к Т. Мору и Т. Кампанелле А.Э. Штекли предложил применять термин «утопически-коммунистические гуманисты»7. В обоих случаях понятие о тех идейно-политических течениях, к которым отнесен Т. Мор, страдает неопределенностью. Термины «литературная утопия» и «социальный утопизм» не раскрывают нам их содержания. Что касается определения «утопически-коммунистический гуманизм», то, будучи правильным для показа разных политических течений в среде широкого по своему содержанию движению гуманизма XVI и более поздних веков, оно никак не может использоваться для противопоставления его утопическому социализму, так как гуманизм и социализм соотносимые, а не противоположные понятия. Попытка разграничить утопический социализм и утопический коммунизм была бы более правильна и, во всяком случае, вполне логична, но вопрос о таком разграничении после специальной научной дискуссии остался неразрешенным и, главным образом, в силу существующей традиции в ряде случаев рассматривать эти понятия в качестве синонимов. «Научные споры о времени возникновения утопического социализма неразрывно связаны с определением его главных черт, внутренних этапов развития, выявлением общего и особенного в учениях каждого из представителей.»8 Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих идей, их анализ и сопоставление. Утопически-социалистическими и утопически-коммунистическими могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям. Древние течения политической мысли, которые содержали идеализацию основных черт первобытнообщинного строя, поэтому не могли быть отнесены к каким-либо видам утопического социализма, хотя их роль в его появлении не должна сбрасываться со счета.
Так, например, утопии Томаса Мора и первых социалистов предвосхищены уже последователями Зенона. Как ученик киников, Зенон отстаивал принцип космополитизма. Все разнообразие законов и систем правления ничего не значило в его глазах перед фактом единства человеческого рода. Он требовал от греков, чтобы они смотрели на всех людей «как на своих сограждан». Этот проект универсального Космополиса, развитый в XX веке Гербертом Уэллсом, был новым явлением в античной мысли. Он родился в эпоху мировых держав и подготовил почву для идей, легших в основу Римской империи. Сторонясь политики, Зенон, однако, задумывался над проблемами социального устройства. Наилучшей формой правления он считал естественный союз свободных граждан, которые подобны стаду, «пасущемуся на общих пастбищах, согласно общему закону».9 Это было как бы мечтой о возвращении к первобытным временам «золотого века».
Социальные идеи стоиков нашли свое отражение в фантастическом романе сирийца Ямбула, жившего в III веке до н.э.10 Ямбул рассказывал, как после долгих приключений оказался на неведомом острове за Африкой, где нашел племя блаженных людей. Они свободны от нужды и болезней, и жизнь их длится сто двадцать лет (после чего островитяне добровольно принимают смерть). У них нет центральной власти, люди трудятся сообща и друг для друга, причем занятия их постоянно меняются; каждый владеет множеством профессий.
Так же, не следует забывать, что у истоков утопии стоит Платон как автор диалогов Государство, Политик, Тимей, Критий. Самый важный диалог Платона "Государство" состоит в общем из трех частей. В первой части (до конца книги пятой) обсуждается вопрос о построении идеального государства; это самая ранняя из утопий. Граждане по Платону разделены на три класса: простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладать политической властью. В первый раз они должны избираться законодателем; после того их звание обычно переходит по наследству. Основной проблемой является обеспечение того, чтобы стражи осуществляли намерения законодателя. Культура должна быть предназначена для превращения людей в благородных, воспитание должно, прежде всего развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Друзья, говорит он, должны иметь все общее, включая женщин и детей. "Все эти женщины должны быть общими всем этим мужчинам, ни одна не должна - жить честно ни с одним"11.Основная мысль состоит в том, чтобы свести к минимуму частнособственнические чувства и таким образом устранить препятствия, стоящие на пути к господству духа общественности, так же как и обеспечить молчаливое согласие с отсутствием частной собственности.