Установление союзных отношений и заключение Кревской унии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрыть наиболее полно процесс установления союзных отношений с Польшей, как происходил процесс заключения Кревской (1385 г.), Городельской (1413 г.) и других уний с Польшей.
Рассматривая данную работу, были поставлены следующие задачи:
- сделать последовательный обзор источников и литературы по исследуемой теме;
- охарактеризовать важнейшие события того времени;
- выявить все плюсы и минусы данной работы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Установление союзных отношений и заключение Кревской.docx

— 56.37 Кб (Скачать документ)

Тогда Габсбурги, которые являлись наиболее могущественными монархами начали доказывать в духовном суде в Риме незаконность его брака с Ядвигой, а значит, и провозглашения его королем польским. Польские судьи в свою очередь признали, что единственным законным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Римского Урбана VI и крестоносцы. Они утверждали, что принятие Ягайло католической веры лживое, как и крещение им Литвы. Поддерживавшая Ягайло часть духовенства, и особенно епископ краковский Петр и епископ Доброгост, в свою очередь представили папе Римскому перечень необыкновенно щедрых пожертвований короля виленскому епископству, отдаленным костелам. Передана была папе и богатая «десятина» от крещеных подданных короля Ягайло. Знал папа, конечно же, и о том, что во всех делах христианизации языческого населения личное участие принимал Ягайло, почти год безвыездно находившийся в Великом княжестве. Трудно сказать, что явилось решающим, однако весной 1388г. Ягайло и Ядвига получили благословение и поздравительную буллу папы Римского. Это означало, что наивысшим авторитетом того времени литовско-белорусский великий князь, ставший королем польским, ставился в один ряд с королями других держав.

 

2.3 Княжение Витовта. Виленско-Радомский акт.

 

Во всех делах  этого периода Ягайло опирался на помощь своего брата Скиргайло-Ивана, который, кстати, к этому времени был православным и никогда уже не отступался от этой веры. С ним Ягайло делил власть в стране и, после смерти Кейстута, отдал брату его удел. Уезжая осенью 1387г. в Краков, Ягайло, как отмечено в «Хронике Быховца», «...губернатором поставил в Вильно и на Великом княжестве Литовском брата своего Скиргайлу».Усиление влияния Скиргайло и возвышение его фактически до второго лица в Великом княжестве с неодобрением были встречены Витовтом, которому к тому же король не дал обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Этим сразу же воспользовались силы, заинтересованные в возрождении междоусобицы. Ягайло донесли в Краков, что Витовт будто бы переписывается с московским князем и не иначе как готовит измену. Люди короля переняли возле Витебска посланца Витовта в Москву, и Ягайло, не стесняясь в средствах, допросил его, стремясь добиться нужных показаний.

Витовту также постоянно нашептывали «доброжелатели», что слуги Скиргайло готовят лично против него заговор. Из-за всего этого в отношениях Ольгердовичей и Кейстутовичей снова стала усиливаться напряженность, готовая вот-вот вылиться во враждебность и братоубийственную войну.

В 1389г. по инициативе королевы Ядвиги в Люблине состоялась встреча Скиргайло и Витовта. Последний обязался не слушать доносы и во всем помогать двоюродным братьям, однако, возвратившись в Луцк, начал готовить против них выступление. Попытка выступления не удалась, и Витовт бежал в Гродно. Собрав здесь значительное войско, он напал на Вильно, но взять замки не смог и вместе со своей семьей перебрался в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте. Мазовецкие властители не захотели портить отношения с Краковом и Вильно и в помощи Витовту отказали. Тогда он при посредничестве плоцкого князя Земовита вступил в переговоры с Ольгердовичами. Однако Ягайло, в отличие от Скиргайло, занял по отношению к мятежнику непримиримую позицию. Последний волей-неволей был вынужден в конце 1389г. с семьей и многочисленной свитой направиться к крестоносцам.Те, исходя из своих стратегических интересов ослабления как Великого княжества, так и Польши, приняли его. Однако, помня недавнюю измену Витовта, они на этот раз взяли в качестве заложников его жену Анну, сестру Рингалу, брата Сигизмунда, а также сотню свитских бояр. Кроме того, от Витовта потребовали торжественной присяги и подписания заверений, что после утверждения в Великом княжестве он будет верным подданным ордена. Еще одним требованием крестоносцев было возвращение долгов за содержание, оружие и продовольствие, которые он получит. Витовт на все условия согласился, присягнул на Священном писании и при многочисленных свидетелях подписал все необходимые документы. Сепаратистские устремления Витовта нашли поддержку у значительной части населения Великого княжества. К нему потянулись и бояре, и простые люди. В этом выражалась позиция литовских и белорусских феодалов, стремившихся восстановить свою политическую роль в Великом княжестве, а социальных низов – получить награду после победы. И те, и другие поддержали борьбу Витовта с Ягайло, которая продолжалась до 1392 г. Крестоносцы также готовились к наступлению и объявили о предстоящем походе во всей Европе, и рыцарство с целью «распространять среди язычников и схизматиков правдивую веру Христову» на востоке потянулось в орден. Назревала большая война, причем она началась в обстановке, разделённой на две части. Одна часть бояр и простого народа за Витовта, а другая за Скиргайло стояла и содействовала. 

В августе 1390г. сорокатысячное войско под началом  Витовта и великого комтура Конрада Валенрода, добыли их с замком частыми штурмами, сожгли и разрушили и пошли на Вильно. Недалеко от города на реке Вилии наступавшие встретились с армией Скиргайло, состоявшей из белорусских, литовских воинов и отряда польских рыцарей, присланных Ягайло. Битва была жестокой и продолжительной. И не выдержало напора войско Скиргайло, и побежало «где кто смог» к Вильно.4 сентября Витовт и Валенрод осадили Вильно. Деревянный замок в Кривом городе защищал гарнизон под началом родного брата Ягайло, князя Мстиславского Коригайло-Казимира. При появлении войска Витовта его сторонники подняли бунт в замке, подожгли его изнутри и набросились на сподвижников Скиргайло. Одновременно осаждавшие ворвались в замок. Немцы схватили князя Коригайло и потащили к Витовту. Тот приказал отсечь двоюродному брату голову, насадить ее на копье, как бы показывая осажденным, что их ждет, если не сдадутся.

Каменный  Высокий замок устоял. Его с  необычайным мужеством защищали белорусские воины и польский отряд во главе с братом Ягайло пинским князем Наримунтом. Он был душой обороны, смело сражался сам и воодушевлял других. Чтобы обезглавить защитников замка один из знаменитых крестоносцев вызвал его на поединок. Как человек чести князь, вопреки уговорам осажденных, выехал из замка и вступил в бой. Когда они выехали в поле, один другого мужественно ударили копьями, Наримунт был сбит с коня копьем. Вопреки правилам рыцарского поединка, его связали и потащили к Витовту. Тот приказал Наримунта «за ноги на вязовом дереве подвесить... и стрелами сам собственноручно его расстрелял». Происходило все на глазах у осажденных, но это не поколебало их стойкости. Через три месяца Витовт и его союзники – крестоносцы, убедившись в бесплодности попыток взять замок, сняли осаду и с награбленным добром и пленными ушли в Пруссию и Ливонию.Естественно, Ягайло не остался в стороне от этих событий. Король Ягайло сначала подошел к замкам, где Витовт посадил немцев. После длительного штурма была взята Брестская крепость. «С большими трудностями» была добыта и Каменецкая. После этого Ягайло пошел на Гродно, куда на помощь ему прибыл Скиргайло вместе с киевским князем Владимиром и Корибутом-Дмитрием из Новгорода-Северского. Витовт с прусскими крестоносцами пришел на помощь осажденным. Но через 50 дней осады Гродно был взят королевскими войсками. Одновременно союзник Ягайло, мазовецкий князь Януш, занял Дрогичин, Бельск, Сураж и другие более мелкие крепости.

Это не остановило Витовта в его стремлении не только утвердиться, но и захватить владения родственников. Поскольку в оказании ему дальнейшей поддержки крестоносцы не проявляли энтузиазма, он «заложил им землю Жемайтскую за триста тысяч золотых». Витовт, конечно же, рассчитывал не только на крестоносцев и западных рыцарей, которым щедро платил, но и прежде всего на поддержку населения Великого княжества, особенно его западной части, где пользовался авторитетом и популярностью. Кроме того, Кейстутовича поддерживала Полотчина.

В сентябре 1391г. начался новый крестовый  поход Витовта и Валенрода на Великое княжество. На Вильно двинулась 46-тысячная, вооруженная «пушками и иными многими приспособлениями» армия. Всему окружающему миру было объявлено о походе, который принесет окончательную победу христианскому рыцарству над «язычниками и еретиками». Хотя вскоре великий магистр с основными своими силами повернул назад, в Пруссию, Витовт с жемайтскими, полоцкими хоругвями и немцами-наемниками продолжил войну. Ему удалось разбить под Вильно войско Скиргайло, сжечь Кривой город. Проанализировав ситуацию, Ягайло и его союзники пришли к выводу, что вооруженная борьба с Витовтом может затянуться на долгие годы и, кроме унижения, а то и подчинения крестоносцам Великого княжества, ничего не даст. Решено было начать переговоры с Кейстутовичем. Проявив политическую зрелость и мудрость, король обратился к нему: «Не губи больше той земли... отечества свое и наше, пойди, брат, до нас на согласие и в великую любовь братнюю. Возьми себе великое княжение в Вильно, престол великого дяди своего Ольгерда и отца своего, великого князя Кейстута».Витовт немедля согласился. Отправив тайно жену со всем имуществом в надежное место в Жемайтии, с верными боярами направился в свой замок под Ковно. Живших там немецких крестоносцев, рыцарей и купцов перебил и приказал бросить в Неман. Наиболее известные из них были взяты в плен.

В июле 1392г. он прибыл под Вильно. К замковым стенам были направлены глашатаи, которые  сообщили о добровольном возвращении  Витовта на родину. Увидев белые вымпелы посланцев Витовта, гарнизон замка был удивлен: те, что два месяца назад опустошали все вокруг Вильно, убивали, брали в плен и грабили, вдруг пришли с мирными намерениями. Скиргайло предложил им спешиться и сложить оружие. Не согласившись, Витовт со всей свитой временно поселился в небольшой крепости на р. Щара, вдали от важнейших политических и оборонительных центров княжества. Из этого своеобразного заключения его освободил Ягайло. Он не только сам «...до Витовта ставился ласково», но и вынудил Скиргайло «принять с ним товарищество», т.е. присягнуть на взаимную дружбу.

      Князь Витовт был назначен в 1392 г. по Островскому соглашению великим князем литовским вместо Скиргайлы. Витовт пользовался широкой народной поддержкой, и это вынудило Ягайлу пойти на компромисс. В результате переговоров в местечке Острово 5 августа 1392 г. было заключено соглашение, согласно которому несколько ослабилось окатоличивание белорусского населения, приостановилось внутриполитическая борьба в ВКЛ, юридически оформились фактически сложившиеся союзные отношения с Польшей на основе персональной унии.    Однако Витовт признал верховенство Ягайлы. Дальнейшее правовое укрепление союзных отношений с Польшей было закреплено Виленско-Радомским договором. 18 января 1401 г. в г. Вильне наиболее влиятельные феодалы-католики ВКЛ специальной грамотой подтвердили союз с Польшей. В марте этого же года в Радоме польские феодалы приняли аналогичные постановления. Союз, основанный на персональной унии, был юридически закреплен в Виленско-Радомском акте. Этим соглашением феодалы ВКЛ заверяли Ягайлу в своей преданности и обязывались выступать всеми силами против врагов Польши, защищать польские интересы как свои собственные. Аналогичные обязательства взяли и польские феодалы. Акт Виленско-Радомской унии подтвердил обособленность и самостоятельность ВКЛ, а также права Витовта как главы государства, обозначил сущность государственно-правовой связи ВКЛ с Польшей как персональную унию двух государств под верховенством одного государя.

Наибольший  авторитет Витовт приобрел в деле организации 15 июня 1410 г. разгрома Тевтонского ордена  под Грюнвальдом. Победа под Грюнвальдом была ярким свидетельством дружбы и союза народов Восточной Европы в их борьбе против немецкой агрессии и засилья реакционной, догматической идеологии католической церкви. Эта победа повысила мировой авторитет Великого княжества Литовского и Польши, создала предпосылки для более тесного сближения этих государств. Однако Польша, используя результаты победы над немецкими агрессорами, стремилась навязать свои условия унии двух государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ГОРОДЕЛЬСКАЯ УНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЁ ПОДПИСАНИЯ.

 

  В 1413 г. на съезде феодалов ВКЛ и Польши была подписана Городельская уния, подчеркнувшая ведущую роль феодалов -католиков. Но в отличие от Кревской унии, она предоставила всю полноту власти в ВКЛ великому князю Витовту.

Негативное  значение для дальнейшей судьбы Литовско-русского государства имела Городельская уния. В постановлении Городельского сейма от 2 октября 1413 г. об унии Великого княжества Литовского с Польшей вновь говорится о привилегиях феодалов-католиков Литвы и Белой Руси, которые приравниваются в правах к панам и шляхте королевства Польского. Свободы, привилегии и милости, предусмотренные постановлением Городельского сейма, распространялись только «на тех панов и шляхтечей земли Литовской», которые «почитатели христианской религии, Римской церкви подвластные», а «не схизматеки (т. е. православные) или другие неверующие». Это показывает методы, какими католическая церковь привлекала на свою сторону привилегированное население Литовско-русского государства. Безусловно, это способствовало ополячиванию украинского и белорусского народов. Городельский привелей 1413 г. является первой шляхетской хартией, в которой были сформулированы основные принципы создания в Литве привилегированной сословной группы населения. Было выделено два основных класса шляхты: паны и собственно шляхта, и определены условия приобретения шляхетства (по рождению и путем пожалования). Формально правоспособность этих двух классов не отличалась за исключением служебных отношений, которое зависело от конфессиональной принадлежности. Таким образом, Городельская уния закрепила идею литовской автономии, однако внесла в литовско-польское общество раскол на религиозной почве: уния обеспечивала права равные с поляками, только католикам, которые были поставлены над православными, что привело к обострению отношений между ними. Нормы Городельского привилея имели провокационный характер. Их целью было укрепление и распространение католицизма. Они разжигали религиозную вражду в государстве. Более того, этот документ содержал ложное утверждение о том, что земли Великого княжества Литовского включаются в состав Польского королевства с согласия князей, панов, шляхты, должностных лиц и бояр Великого княжества Литовского. По этому акту все не католики, в основном православные, составляющие подавляющее большинство населения, не допускались на государственные должности, что подрывало единство Великого княжества Литовского.

В 1413 году был издан Городельский привилей по которому православные князья и бояре дискриминировались в политической сфере. Второй грамотой от 22 февраля 1387 года была оговорена возможность заключения браком между католиками и православными только в случае перехода последних в католичество. Владения католической церкви освобождались этой грамотой от всех налогов и повинностей. Все это содействовало укреплению положения литовских феодалов-католиков в политической жизни государства. Прокатолическая политика Ягайло сыграла роль в формировании оппозиции внутри ВКЛ, особенно на белорусских и украинских землях. Названные постановления вызвали резкое недовольство в среде великокняжеского магнатства. В оппозицию Ягайло стали как православные, что естественно, так и частично католические феодалы, неудовлетворенные явно пропольской политикой монарха. Владислав-Ягайло основал в Вильно епископство и наделили его землями. Во многих городах и селах появляются католические костелы. Первоначальный дар великого князя католическому окружению составлял около 60 деревень. Со временем оппозицию возглавил князь Витовт, который в конце 80-х начале 90:х гг. провозгласил лозунг воссоздания самостоятельного Литовско-Русского королевства, которое противостояло бы, с одной стороны Москве, с другой - Польше.

Очередные переговоры Ягайло и Витовта закончились подписанием в 1413 году Городельской унии в замке Городля над Бугом, где были собраны несколько польских феодалов и 47феодалов-католиков со стороны ВКЛ. В результате их заседания было выдано 3 привилея. Третий привилей, выданный от имени Ягайло и Витовта и явился Городельским привилеем. Он представлял собой документ открытой католической конфессии и имел своей целью не союз двух государств, а распространение католицизма, идеологическое подавление и подчинение народа католическому духовенству. Первых два акта относились к тому, что польские феодалы согласны были поделиться с феодалами-католиками княжеств гордостью носить гербы и, соответственно, того, что княжеские феодалы принимали эти гербы, тем самым, вступая с ними в гербовое побратимство. В отличие от Островского соглашения Городельская уния юридически оформила политическую самостоятельность ВКЛ, но все равно под властью польского короля. В артикуле 2 говорится: паны и шляхтичи после смерти Витовта никогда не 'будут иметь или избирать великим князем и государем, как только король польский и его последователи, посоветовавшись с приемниками и панами Польши и земель Литвы, посчитают за необходимость избрать и поставить.

В конечном счете Городельская уния создала условия для религиозного, культурного и экономического наступления Польши на Литовские земли. В 1429 г. Витовт предпринял попытку разрыва унии, но тщетно. Честолюбивый князь пытался также при помощи германского императора захватить польский престол, но и здесь успеха не добился. В 1430 г. Витовт умер.

Информация о работе Установление союзных отношений и заключение Кревской унии