Судебник царя Хаммурапи (XVIII век до н.э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Изучить основы современного понимания права зарубежных стран, а также выявить взаимосвязь между современными правовыми обычаями и правом Вавилона.
Положения, выносимые на защиту:
Особенность брачно-семейных отношений
Особенности имущественных отношений
Особенности уголовного права и судопроизводства

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курс_работа_Литвин.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

 

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»


 

 

Факультет: Юридический

Кафедра: Юриспруденции

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран

на тему: Судебник царя Хаммурапи (XVIII век до н.э.)

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса юридического факультета, дневного отделения, группа 101 ЮД

Литвин Д.В.

 

                      (подпись)


 

Проверил: доцент,

Конон В.Л.

 

(подпись)


 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы:

Законы Хаммурапи  имеют ценность для современного времени, как один из древних Законов. Как известно все новое – это хорошо забытое старое. Для нашего времени свод законов Хаммурапи является неоценимым вкладом в будущее. Так как свод законов современного типа строится на пережитках старого и основанием служит именно старые обычаи, укоренившиеся в сознаниях людей, то рассмотрение этих законов является основополагающим для создания нового будущего на основании старых ошибок.

Основой любых  законов является государственный  строй. Вавилон обладал рабовладельческим строем, поэтому его «правовая база» вызывает большой интерес со стороны не только историков, но и для историко-юридической дисциплины.

Свод законов  Хаммурапи является одним из основных источников права Вавилона.

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые исследователи  отмечают, что из Кодекса Хаммурапи  фактически вытекает современный принцип  презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

Методы исследования:

Исторический, синтез, анализ, а также методы культурологического исследования.

Цель  исследования:

Изучить основы современного понимания права зарубежных стран, а также выявить взаимосвязь между современными правовыми обычаями и правом Вавилона.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Особенность брачно-семейных отношений
    2. Особенности имущественных отношений
    3. Особенности уголовного права и судопроизводства

Структура работы:

Работа имеет  традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из четырех глав, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика

 

Правление царя Хаммурапи (1792-1750) выражено появлением сборника законов. Его кодификация была проведена на второй год правления; в этот год царь «установил право в стране». Но кодификация данного закона не сохранилась. Законы, дошедшие до наших дней, относятся к концу царствования Хаммурапи.1

Кодификация записана на черном базальтовом столбе, обнаруженном в г. Сузы французской археологической экспедицией в 1902 году.

"Это была конусообразная  базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне  стеллы находился рисунок, изображающий  бога солнца Шамаша, вручающего  свиток документов знатному человеку  царского обличья. Мы сразу  поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком – свод клинописных знаков..." – вспоминал один из участников экспедиции.

Ценность находки возросла, когда её доставили в Париж, национальный музей Франции – Лувр. Перед учеными был предмет искусства, объединяющий искусство мастера, который выгравировал текст и также это был законодательный акт. Это был законодательный акт древневосточного рабовладельческого права – Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Также большое количество копий данного законника сохранилось и на глиняных табличках.

Законодательством царь Хаммурапи закреплял новый общественный строй, в котором господствующей силой становились мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, закрепляющий частную собственность и рабовладельческий строй. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Судебник Хаммурапи затрагивает самые разные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Возможно, что законы Хаммурапи это все лишь записи судебных решений, что может говорить о развивающейся системе прецедентов.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены на царящей в судах произвол. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.2

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической  мысли представляли собой большой  шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими  им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства.

Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его  служебного и социального положения, полноправным.

Об экономическом неравенстве  и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.

Материальной основой царской  власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также  земли храмов.

Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.

Для контроля над деятельностью  местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.

В древневавилонском  государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Брачно-семейные отношения

 

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. То есть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать  развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

Правовой статус женщины  в древнем Вавилоне тесно связан с ее семейным положением. В семье  господствует муж. Он ведет общее  хозяйство семьи и ему принадлежит  право распоряжаться женой. С  точки зрения права вавилонскую  женщину времен Хаммурапи нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, что она - собственность мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным, нажитым в браке имуществом, сохраняла право на приданное, могла наследовать после мужа вместе с детьми, а с другой стороны она имела ограниченное право на развод, подчинялась мужу.

Для замужней женщины, как пишет З.М.Черниловский, практические возможности независимой хозяйственной деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях (если она пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр.) действовать вполне самостоятельно и с широким размахом4.

Вавилонский брак скреплялся договором между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Например, она могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать ее за долги (ст. 151)5. «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена» (ст. 128). Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175—176).

Одним из распространенных условий  брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст. 159), со стороны тестя – двойную плату того и другого.

Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и, тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.

Оправдывался также уход женщины  к другому мужчине "из-за пропитания" — в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны "были идти за своими отцами" (ст. 135).

Информация о работе Судебник царя Хаммурапи (XVIII век до н.э.)