Судебная система Византийской империи в эпоху Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности судебно-правовой системы Византийской империи в эпоху императора Юстиниана.

Прикрепленные файлы: 1 файл

история государства и права зарубежных стран.docx

— 48.61 Кб (Скачать документ)

 

В феврале 528 г. для этих целей  была учреждена государственная  комиссия из 10 администраторов и  юристов – «людей науки, опыта, неутомимого  и похвального усердия к общественному  делу». Официально возглавил комиссию правитель дворца Иоанн. Однако подлинным руководителем работ стал юрист и бывший квестор, префект претория Трибониан, известный как своими юридическими познаниями, так и литературной деятельностью.

 

К апрелю 529 г. комиссия завершила  составление сборника императорских  конституций в 12 книгах – Кодекса. Основой для него стал известный  Кодекс Феодосия, но многое было дополнено  и прибавлено из иных императорских  постановлений, а кроме того, опущено  все, что Юстиниан счел утратившим силу. Сложнее обстояло дело с систематизацией  «старого права».

 

В декабре 530 г. Юстиниан направил на имя Трибониана особый указ, которым тому было поручено провести параллельную кодификацию основных источников «старого права». Эта работа должна была стать поистине новаторской, поскольку не имела исторических предшественников, а, кроме того, самые принципы ее только предстояло разработать. Новая комиссия была составлена уже самим Трибонианом, куда он включил 15 знатоков права – адвокатов и профессоров самых знаменитых юридических школ того времени. Комиссия пошла по пути систематизации главным образом выдержек из трудов наизнаменитейших правоведов-классиков – тех, сочинениям которых еще в V в. была придана обязательная сила. А через эти сочинения комиссия воспроизводила основные принципы преторского эдикта, древней юридической практики, отраженной в советах классиков, а также большого числа других правоведов, на которых ссылались первые. Выбор литературных источников иногда носил случайный характер и определялся, по-видимому, тем, что было реально в распоряжении комиссии Трибониана и пользовалось особым успехом в восточных провинциях; влияла и поспешность работы. По некоторым наблюдениям, комиссия Трибониана разделилась на три части, и каждая работала над своим кругом литературы. А затем они свели все воедино по стандартной схеме. Так появились Дигесты (или Пандекты) в 50 книгах, обнародованные в декабре 533 г. Это была наиболее объемная часть всей кодификации, и именно кодификация права, поскольку большинство правил были впервые изложены в сокращенном виде и систематизированы по совершенно новой схеме, абсолютно не присущей первоначальным источникам.

 

Параллельно Юстиниан повелел  комиссии подготовить единое руководство  для юридических школ, которое  бы впредь стало общеобязательним и единым, устранив тем самым ненужный субъективизм в изучении права: «Чтобы дать начинающим основные сведения о праве, с помощью которых они могли бы приступить к более глубокому его изучению». Работу по составлению такого обобщающего учебника под руководством Трибониана менее чем за год выполнили профессора Феофил и Дорофей. Как было предписано указом императора, основой для свода они выбрали типичные для классической юриспруденции «Институции», но многое было внесено и по собственному усмотрению членов комиссии.

 

К 533 г., когда в основном завершилась работа комиссии над  самыми объемными частями свода, количество новоизданных за правление  Юстиниана постановлений и законов  превысило несколько сот. Изданный четырьмя годами ранее кодекс основательно устарел, а главное – он не отражал  новой правовой политики императора Юстиниана. К ноябрю 534 г. было завершено  создание новой редакции кодекса, куда было включено свыше 4.600 императорских  конституций преимущественно христианской эпохи и соответствующих главным  линиям законодательной деятельности Юстиниана. Первый кодекс был аннулирован.

 

И начало работ над каждой частью систематизации, и окончание  их сопровождалось изданием специальных  конституций Юстиниана, в которых  отмечались принципы составления каждой части, а по окончании, юридическое  значение. Наиболее важной стороной проведенной  систематизации стало то, что после  ее завершения Юстиниан указал считать  три составленные части единственным впредь источником правовых норм, имеющим  силу наравне с императорскими законами. Также запрещалось подвергать Институции, Дигесты и Кодекс истолкованию; выраженные в них правила следовало понимать строго буквально и применять, придерживаясь  текста и буквы древних правил.

 

Со времени составления  многих источников права, сочинений  древних юристов, использованных при  кодификации, прошло несколько веков: наиболее ранние из использованных работ  относились к I в. до н. э. Повинуясь и  замыслу императора, и собственным  представлениям, и реальности практики своего времени, комиссия проводила  систематизацию, подновляя терминологию, заменяя уж очень архаичные термины (например, манципацию, которой уже  не было в ходу со II в.) на принятые в Византии в VI в. Многое комиссия подправляла, подчиняясь собственным, не очень выверенным представлениям о том, что должны были якобы сказать древние авторы. Эти обновления получили название интерполяций. Интерполяции, сделанные комиссией Трибониана, в истории римского права получили двоякое значение. С одной стороны, они затемнили подлинные тексты исторических источников римского права, особенно высказывания древних юристов и их субъективные рассуждения. С другой – и это был очень важный исторический шаг – они придали разрозненным источникам римского права характер единой и почти во всем логически связанной системы, а всей кодификации Юстиниана – значение цельного Свода.

 

 

Суд и судопроизводство времен правления Юстиниана

 

 

В империи не прекращались смуты. Администрация была продажной  и развращенной; в провинциях царили беспорядок и нищета; судопроизводство, вследствие неопределенности законов, было произвольным и пристрастным. {38} Одним из серьезнейших последствий  такого состояния дел было очень неисправное поступление налогов. У Юстиниана были слишком развиты любовь к порядку, стремление к административной централизации, а также забота об общественном благе, чтобы он потерпел подобное положение дел. Помимо этого, для его великих начинаний ему были непрестанно нужны деньги.

 

Итак, он предпринял двойную  реформу. Чтобы дать империи «твердые и незыблемые законы», он доверил  своему министру Трибониану великий законодательный труд. Комиссия, созванная в 528 г . для проведения реформы кодекса, собрала и классифицировала в единый свод главные имперские постановления, обнародованные с эпохи Адриана. Это и был кодекс Юстиниана, опубликованный в 529 г . и вторично изданный в 534 г . За ним последовали Дигесты или Пандекты, в которых новая комиссия, назначенная в 530 г ., собрала и классифицировала важнейшие выдержки из работ великих юристов второго и третьего веков, — огромный труд, законченный в 533 г ., Институции — руководство, предназначенное для учащихся, — резюмировали принципы нового права. Наконец, сборник новых указов, опубликованных Юстинианом между 534 и 565 гг., дополнил внушительный памятник, известный под названием Corpus juris civilis.

Юстиниан был так горд этим великим законодательным творением, что запретил дотрагиваться до него в будущем и изменять его какими бы то ни было комментариями, а в  школах права, реорганизованных в Константинополе, Бейруте и Риме, сделал его незыблемым основанием для юридического образования. И действительно, несмотря на некоторые недостатки, несмотря на спешку в работе, вызвавшую повторения и противоречия, несмотря на жалкий вид помещенных в кодексе отрывков из прекраснейших памятников римского права, — это было поистине великое творение, одно из наиболее плодотворных для прогресса человечества. Если юстинианово право дало обоснование абсолютной власти императора, оно же позднее сохранило и воссоздало в средневековом мире идею государства и социальной организации. Помимо этого, оно влило в суровое старое римское право новый дух христианства и таким образом {39} внесло в закон неизвестную до тех пор заботу об общественной справедливости, нравственности и человечности.

 

В целях преобразования администрации  и суда Юстиниан обнародовал в 535 г . два важных указа, устанавливавших для всех чиновников новые обязанности и предписывавших им прежде всего скрупулезную честность в управлении подданными. В то же время император упразднил продажу должностей, увеличил жалованье, уничтожил бесполезные учреждения, объединил в ряде провинций, чтобы лучше обеспечить там порядок, гражданскую и военную власть. Это было началом реформы, которая должна была стать значительной по своим последствиям для административной истории империи. Он реорганизовал судебную администрацию и полицию в столице; по всей империи он проводил обширные общественные работы, заставлял строить дороги, мосты, акведуки, бани, театры, церкви и с неслыханной роскошью отстраивал Константинополь, частично разрушенный восстанием 532 г . Наконец, путем умелой экономической политики Юстиниан добился развития в империи богатой промышленности и торговли и, по своей привычке, хвастался, что «своими великолепными начинаниями он дал государству новый расцвет» . Однако на деле, несмотря на добрые намерения императора, административная реформа провалилась. Огромная тяжесть расходов и проистекавшая отсюда постоянная потребность в деньгах установили жестокую фискальную тиранию, которая истощила империю и довела ее до нищеты. Из всех великих преобразований удалось только одно: в 541 г . из соображений экономии был уничтожен консулат.

 

Заключение

 

В последние годы жизни  Юстиниана дела империи снова  пошатнулись. В середине лета 556 года в Кесарии снова взбунтовались самаритяне, на этот раз в союзе с некоторыми иудеями, но бунт был жестко подавлен. В декабре 557 года большое землятресение вновь случилось в Константинополе и окрестностях, а в мае 558 года обрушился купол собора Святой Софии и его пришлось восстановить по новому плану. Около того же времени в столице вновь случилась эпидемия чумы.

 

В начале 559 года Дунай перешла  орда булгарского племени «гуннов»-кутригуров вместе со славянами. Они разделилась на три колонны – одна пошла на Грецию, другую остановили у Длинной стены, а третья во главе с ханом Заберганом подошла к стенам столицы. Юстиниану пришлось собрать ополчение из всех способных носить оружие и призвать уже ушедшего на покой Велисария, который сумел отбить врага, после чего Юстиниан сам принял командование. Вести об усилении Дунайского имперского флота заставили кутригуров согласиться на мир в обмен на откуп и безопасный проезд за Дунай. Но Юстиниан тем временем склонил на свою сторону другое булгарское племя, утигуров, и столкнул их с кутригурами. Кутргуры впоследствии совершили ещё один набег на Фракию в 562 году, но скоро были разбиты аварами, которых Юстиниан также привлёк на свою сторону и позволил селиться в опустевшем Подунавье.

 

В Константинополе, начиная  около 560 года, снова начались уличные  беспорядки из-за военной обстановки, обнищания, а также нехватки хлеба  и воды. В конце 562 года заговорщикам под началом менялы Маркелла почти удалось убить императора, что отражало недовольство деловых кругов империи. Действительно, к последним годам правления, всегда жесткая экономическая политика императора стала ещё обременительней для населения. Для пополнения казны изыскивались самые разнообразные способы: торговля должностями, порча монеты путем обрезания ее по краям, насильственные заёмы и конфискация средств у богатых, принуждение крестьян к уплате налогов за выделенные им пустующие земли (т.н. «эпибола»). Средства эти не оседали в казне, и наследник нашёл государство в глубоком долгу.

 

В последние же годы жизни  старец-император уже мало заботился  о внешних делах, проводил врем во дворце в спорах и собеседованиях с иерархами и монахами. Он весь погружался в ожидание вечной жизни и усиленно искал окончательного разрешения христологического спора. В те годы стала укрепляться ересь автортодокетов, отрасль монофизитства, учившая что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Император оказался склонен к ней и в 565 году с бесчестием изгнал в с Константинопольского престола святителя Евтихия, который отверг новое учение. Летом 565 года император разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, и готовился низвергнуть с патриаршего престола святителя Анастасия Антиохийского, также настоявшего на халкидонском учении. Однако, в это время император внезапно тяжело заболел и перед смертью он принес покаяние Церкви.

 

Юстиниан Великий умер бездетным. Тело императора было погребено в крестообразном мавзолее пристроенном к храму Святых Апостолов. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана - Юстин II (565-578 гг.). Это была фигура незначительная. Человек слабый, подчинявшийся своей честолюбивой супруге Софии. При нем Ceверная Италия была отнята y Византии в 568 г. лангобардами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.   И.Б. Новицкий , "Римское право", М., изд. «ТЕИС»  , 1996 г.

 

2.      Р.Виппер. Очерки по истории Римской  империи. - М., “Феникс”. 1995г.

 

3.   Всеобщая история  государства и права. /учеб. Под ред.  М.Черниловского. - М., Издат. “Юристъ”. 1995г.

 

4.    А.И. Косарев , “Основы Римского права” ,  Москва , 1995 г

 

5.  Ю.М. Бирюков ,"Государство и право древнего Рима", Москва , 1969 г.

 

6.  Пухан И., Поленак-Акимовская М., Римское право. М.: Зерцало, 1999г.

 

7.  Омельченко О. Всеобщая история государства и права, 2000 г.


Информация о работе Судебная система Византийской империи в эпоху Юстиниана