Столыпинская аграрная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Руководителем внутренней политики государства был Пётр Аркадьевич Столыпин, назначенный сначала министром внутренних дел, а затем - и премьер-министром. Основным содержанием политики нового кабинета после подавления революции было создание условий для расширения социальной базы царизма в обществе, главным образом, в деревне. Инструментом этой политики должна была стать Столыпинская аграрная реформа, разрешающая крестьянам свободный выход из общины вместе с землёй, выделение крестьянских наделов в отруба и хутора, создание Крестьянского банка, который поощрял такое выделение, а также переселение крестьян за Урал, где было много свободной земли. Последнее предполагалось сделать для того, чтобы ослабить напряжённость в центральных губерниях России, в которых крестьяне задыхались от малоземелья.

Прикрепленные файлы: 1 файл

столыпинская реформа.docx

— 43.12 Кб (Скачать документ)

Третьеиюньская  политическая система. Революция 1905–1907 гг. заставила царизм заняться обновлением изрядно обветшавшего строя, без представительных учреждений монархия уже была не в состоянии решать ни внутри-, ни внешнеполитические проблемы. Согласно Основным законам 1906 г. Россия становилась дуалистической монархией: вся исполнительная власть по-прежнему сосредоточивалась в руках императора (члены Совета министров во главе с его председателем назначались царем и не были подотчетны Думе), а законодательная властьосуществлялась императором и общероссийским законодательным представительством. Законодательное представительство было двухпалатным. Низовая палата – Государственная дума – формировалась согласно избирательному закону. Верхняя палата – Государственный совет – состояла из равного числа назначаемых императором и выборных членов. Государственный совет в силу принципов своего формирования являлся органом представителей крупного землевладения и верхов буржуазии и надежно охранял царизм от реформ. Значительный перевес дворянства и верхов буржуазии в Думе обеспечил новый избирательный закон 1907 г. Так, в результате выборов в III Государственную думу (1907–1912 гг., председатели – октябристы Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко) октябристы получили 136, правые – 51, националисты – 90, кадеты – 53, прогрессисты и мирнообновленцы – 39, социал-демократы – 19, трудовики – 13, беспартийные – 15, национальные группы – 26 мест.

Отсутствие однофракционного большинства обусловило зависимость голосования от октябристов, ставших "партией центра". Если они голосовали с правыми, складывалось право-октябристское большинство (около 300 чел.), совместно с прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское (свыше 250 чел.). Существование двух блоков в Думе позволяло главе правительства П.А. Столыпину проводить политику лавирования (сам он это понимал и называл проведением "равнодействующей линии") между помещиками и крупной буржуазией.

Создание такой системы, получившей название третьеиюньской политической системы, или "третьеиюньской монархии", должно было обеспечить фактическую неограниченность власти, умело использующей в своих интересах как общую контрреволюционность дворянства и буржуазии, так и противоречия между ними.

Вместе с тем факт создания и функционирования законодательных  палат означал существенные перемены в системе государственного управления России, которые ознаменовали собой  попытку эволюции российской государственности  от самодержавной монархии к буржуазной. Такой путь эволюции абсолютистской власти и совокупность определенных форм и методов управления, присущих данной стадии развития государства, получили название бонапартизма. Бонапартизм возникает в условиях, когда не выполнены задачи буржуазного переустройства общества, но уже существует реальная угроза натиска рабочего класса на все имущие слои (в том числе и на буржуазию), и характеризуется лавированием государственной власти между различными общественными группами и политическими силами, отказом буржуазии от решительных притязаний на политическую власть в надежде на проведение постепенного буржуазного реформирования существующим политическим режимом, сосредоточением государственной власти в руках бюрократии, существенной самостоятельностью исполнительной власти, не ответственной перед парламентом, ограничениями законодательных полномочий представительного учреждения в пользу монарха.

Изначально в политической системе "третьеиюньской монархии" были заложены противоречия, имевшие  тенденцию к обострению. Прежде всего это противоречие между поместным дворянством и буржуазией. Краеугольным камнем разногласий внутри третьеиюньского режима, вызвавшим наиболее острые политические столкновения, были вопросы о назначении и месте Думы в государственной политической системе и судьбе реформ, заявленных кабинетом П.А. Столыпина, – аграрной реформы, реформ местного управления и суда, народного образования и др.

Царизм в новой системе  отводил Думе роль "говорильни", но никак не равной себе силы. Мысль  о том, что Государственная дума "дана преждевременно", постоянно  муссировалась в придворных кругах. Реакционное дворянство также защищало тезис о незыблемости абсолютизма  в России (Манифест 17 октября 1905 г. и Основные законы 1906 г. расценивались как акт доброй воли самодержца, который он вправе изменить или отменить вовсе) и добивалось ликвидации Думы. Эта откровенная враждебность, правда, не разделялась большинством, которое считало, что Государственная дума удобна как инструмент давления на правительство, и стремилось превратить ее в орган власти поместного дворянства.

Буржуазные партии в начальный  период существования третьеиюньского  режима делали ставку на возможно более  полное использование полномочий Думы в деле поддержки кабинета П.А. Столыпина и осуществления реформ. С этой целью фракция октябристов пошла на сближение с умеренно правыми и создание право-октябристского большинства, в существовании которого видел свою главную опору Столыпин. Он сформулировал свою программу, исходя из принципов необходимости сохранения и упрочения монархии и признания того факта, что разумная политика после революции требовала реформ, а не восстановления прошлого в его неприкосновенности и целости. Кадетская партия, не отказавшись от оппозиции, дала вексель доверия правительству и октябристам в надежде на проведение реформ.

Но даже робкая программа  буржуазных преобразований вызвала  раздражение Николая II, резкое сопротивление  дворянско-легитимистской реакции. Столыпин подвергается критике и давлению со стороны дворянских организаций, прессы, придворных кругов. Законопроекты буржуазных реформ проходили в Думе октябристско-кадетским большинством (а не право-октябристским, на которое рассчитывал опереться Столыпин) и практически блокировались Государственным советом. Нормальным законодательным путем правительству Столыпина не удалось провести ни одного сколько-нибудь значительного преобразования, что красноречиво свидетельствовало о нежизнеспособности системы. Столыпин вынужден был откладывать проведение реформ и идти на значительные уступки. Аграрную реформу "спасло" лишь то, что ее осуществление началось в рамках чрезвычайного законодательства еще в ходе революции осенью 1906 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие России в 1907 - 1914 гг. Участие России в Первой мировой войне. Февральская и Октябрьская революции

Руководителем внутренней политики государства был Пётр Аркадьевич Столыпин, назначенный сначала министром внутренних дел, а затем - и премьер-министром. Основным содержанием политики нового кабинета после подавления революции было создание условий для расширения социальной базы царизма в обществе, главным образом, в деревне. Инструментом этой политики должна была стать Столыпинская аграрная реформа, разрешающая крестьянам свободный выход из общины вместе с землёй, выделение крестьянских наделов в отруба и хутора, создание Крестьянского банка, который поощрял такое выделение, а также переселение крестьян за Урал, где было много свободной земли. Последнее предполагалось сделать для того, чтобы ослабить напряжённость в центральных губерниях России, в которых крестьяне задыхались от малоземелья. Надо отметить, что реформа Столыпина не достигла всех своих целей, но оценить её объективно, всё же, нельзя, поскольку реформатор рассчитывал на длительную перспективу, не менее 20 лет; история же отвела на нее меньше шести лет - до начала Первой мировой войны. К недостаткам реформы следует отнести излишний бюрократизм в её проведении, когда к самым разным регионам подходили с одинаковыми мерками, а опыт проведения реформы показал, что с наибольшим успехом она проходила на Украине, в Поволжье и на Северном Кавказе, то есть там, где плодородие почв позволяло выделившемуся хозяйству добиться процветания. Наименьшим успехом реформа пользовалась в центральных губерниях, где главной проблемой было малоземелье. Выход из общины для большинства мог закончиться только продажей земли и уходом в город. Теоретически выход был в передаче части помещичьих земель крестьянам, но Столыпин совершенно сознательно не шёл на это, так как ликвидация экономических основ существования помещиков совершенно не входила в его планы. За Урал переселилось 3 миллиона человек, из них назад вернулось немногим более 17%, и это не сняло проблемы малоземелья. Деятельность Столыпина закончилась трагически: в 1911 году он был убит провокатором, агентом охранки Мордехаем Богровым в Киевском оперном театре.

В целом развитие России до начала Первой мировой войны характеризуется экономическим подъёмом, когда интенсивно развиваются все отрасли промышленности, создаются промышленные монополии, идёт процесс сращивания банковского и промышленного капиталов, то есть налицо все признаки империализма. При этом надо отметить, что по уровню энерговооружённости передовые русские предприятия превосходили аналогичные в самых развитых капиталистических странах: США и Германии.

Революционное движение в это время переживает явный  спад, партии радикального направления  теряют своих членов, разочарованных после поражения революции, руководство  этих организаций в подавляющем  большинстве находится за границей, в эмиграции, в ссылках. Некоторое  оживление отмечается лишь с 1912 года, когда достигается уровень 1904 года, но только по количеству забастовок, а  отнюдь не по процентному охвату рабочего класса.

Первая мировая война явилась результатом столкновения интересов основных империалистических государств, Германии и Англии, Франции и Германии, стремления России защитить своего традиционного союзника на Балканах - Сербию. Но при всей правильности такой общей характеристики всегда есть конкретный виновник, который больше всего заинтересован в войне и непосредственно её развязывает. Таким государством в 1914 году была Германия. Довольно поздно объединившись, Германская империя оказалась “обделённой” колониями. Поэтому у правительства кайзера Вильгельма II появилась идея о переделе мира в пользу Германии. Англия, как ведущая колониальная держава, становилась в таком случае главным противником Германии.

Поводом к войне  послужило убийство в Сараево  эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, сербским террористом, членом патриотической организации “Млада Босна”, Гаврилой Принципом 15 июня 1914 года. 10 июля австрийцы предъявляют Сербии неприемлемый ультиматум. По совету России Сербия проявляет максимальную уступчивость, но16 июля Австро-Венгрия начинает против неё военные действия. России ничего не остаётся, как объявить войну Австро-Венгрии и17 июля Николай II объявляет всеобщую мобилизацию, 19 июля Германия объявляет войну России.

План немецкого  командования строился на том, чтобы  разбить армию Франции до вступления в войну главных сил России, до того, как они закончат мобилизацию. В начале войны казалось, что эти  надежды осуществимы, но Россия начала наступление в Восточную Пруссию  до окончания мобилизации. Главный  итог кампании 1914 г. заключался в том, что Германии пришлось вести войну  на два фронта. План немецкого командования не удался благодаря военным усилиям  русской армии, которая в напряжённых  боях в Восточной Пруссии, Галиции, Польше заставляла немцев снимать войска с Западного фронта и перебрасывать  их на Восточный.

В октябре 1914 года в  войну против России вступила Турция, возник Кавказский фронт, и в орбиту военных действий оказалась включённой акватория Чёрного моря. Наступление  турок успеха не имело, русские армии  постоянно теснили их, пока наступление  не остановилось на выгодных для сдерживания  противника рубежах: дальше наступать  не было смысла по причине недостатка сил и крайне неудобной местности. Но произошло это на Кавказском фронте уже в 1916 году.

На австро-германском фронте 1915 год начался наступлением русской армии, но к маю оно выдохлось, а германский Генеральный штаб решил перенести основные усилия именно на Восточный фронт. В мае 1915 года армии генерала Макензена удалось прорвать русский фронт у Горлицы и закрепить успех. Началось отступление русских армий, которое объяснялось, прежде всего, нехваткой боеприпасов. Особенно остро она ощущалась в артиллерии.

В стране возникло твёрдое  убеждение, что правительство не в состоянии обеспечить армию  всем необходимым. Однако исследования 60 - 70 гг. XX века выявили тот факт, что к началу 1915 года ещё не был  полностью расстрелян запас 1914 г., в  самом 1915 году снарядов произведено  больше, чем в предыдущем. В чём  же тогда дело? Ответ заключается  в позиции русской буржуазии, которая практически была в заговоре против собственного правительства  и саботировала обеспечение фронта снарядами. Она хотела показать неспособность  царского правительства вести войну, добиться власти и доказать организацией военного снабжения и снаряжения армии, что буржуазия намного  способнее к управлению государством.

В 1915 году армия выстояла, хотя немцам и австрийцам были отданы значительные территории в Прибалтике, Белоруссии, оставлена Польша, Галиция. К зиме немецкое наступление выдохлось. За всё время отступления русской  армии, несмотря на просьбы русского командования, союзники (англичане  и французы) так и не перешли  в большое наступление, которое  привело бы к снятию части немецких войск с русского фронта. В 1916 году русское командование, несмотря ни на что, собиралось наступать. Вспомогательная  роль в общем наступлении должна была принадлежать Юго-Западному фронту под командованием А.А.Брусилова, а главная - Западному и Северному. Генерал Брусилов, блестяще подготовив войска и применив ряд новшеств оперативно-стратегического и тактического характера, сумел решить главную проблему позиционной войны – организацию прорыва глубоко эшелонированной долговременной обороны противника. Юго-Западный фронт, первым начав наступление, с честью выполнил свою миссию: противостоящие ему австро-венгерские и германские войска были разгромлены, сотни тысяч солдат противника погибли и попали в плен, но “Брусиловский прорыв”, как назвали это наступление, не был поддержан другими фронтами. Вместо энергичного наступления на противника, что не позволило бы ему снимать с фронта войска и бросать их против Брусилова, Эверт и Куропаткин, два других командующих, предпочитали не рисковать на своих участках и посылали подкрепления Юго-Западному фронту. В силу большей пропускной способности железных дорог немцам удавалось в сутки подвозить в четыре раза больше войск к фронту, чем русским, что и послужило причиной того, что наступление Брусилова, в конце концов, было остановлено. Успех из фронтового не был развит в стратегический, который вполне мог бы решить участь всей войны: Юго-Западному фронту оставалось всего лишь сорок километров спуститься с Карпат в Венгерскую равнину, что практически означало вывод Австро-Венгрии из борьбы. Продолжение войны Германией в одиночку становилось весьма проблематичным. Тем не менее, успех Брусилова нельзя принижать, поскольку наступление его фронта вывело из строя массу войск противника, спасло от полного разгрома Италию, существенно ослабило натиск немцев на Верден во Франции. Опять, как и в 1914 году, русская армия жертвовала собой ради общих союзных интересов.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа