Становление Литовского государства с начала правления князя Витовта и до конца 14 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа ставит перед собой цель исследовать процесс становления Великого Княжества Литовского во времена правления князя Витовта и после его смерти. Курсовая работа делится на две главы: в первой дана характеристика личности Витовта, а во второй описывается политика Литовского княжества как во время его жизни, так и после.
Актуальность этого исследования обуславливается необходимостью знать исторические ценности Литвы, а данный временной промежуток выбран не случайно, ведь именно тогда зародились облик и национальные особенности современного Литовского государства.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3
1. Общий портрет князя Витовта------------------------------------------------- 4
2. Политика во время правления Витовта и после его смерти------------ 22
Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 31
Список используемой литературы, используемые СМИ и интернет-источники -------------------------------------------------------------------------------- 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Витовт - курсач.docx

— 73.70 Кб (Скачать документ)

В резолюции (в "актах") Кенигсбергского съезда Витовт назван королем, но к этому он добавляет самоназвание "князь Литвы".

В  январе 1391 г. Витовт выдаёт свою дочь, Софью Витовну, за Великого князя Московского Василия.

1392 г. "Новый" магистр, знаменитый  Конрад Валленрод, всё ещё относится к Витовту с подозрением. Тевтоны возвели под Коуно две крепости - вместе с ещё одной крепостью, Риттерсвертом, и частью войска отданные в распоряжение Витовта, который, в остальном, должен на сей раз добывать Литву самостоятельно. В начале войны захватив Гродно, он постепенно добился решительного перевеса. Путы Ордена больше не были нужны Витовту, и он готовит новое предательство. 

Забегая вперёд, укажем, что в 1392 г. Ягайло и Витовт заключили между собой Островское соглашение, согласно которому Витовт получает стол Великого князя Литовского, а Ягайло провозглашает себя "Верховным князем Литвы".

Уния с Польшей, давшая основные преимущества польской короне, и мало выгод Литве, в результате которой потеряна самостоятельность Великого княжества Литовского, была навязана Ягайлой исключительно в его личных интересах. Когда Ягайло понял, что у него больше не осталось козырей борьбе против двоюродного брата за великокняжеский престол, он скрепляет и соединяет власть в Литве и в Польше своим браком с королевой Ядвигой, получив огромную мощь Польского королевства, одного из важнейших европейских государств, в качестве противовеса Витовту.

Уния стала ни с чем не сравнимой трагедией для Польши и русско-балтской (белорусско-литовской) Литвы, приведя в конечном итоге к потере их государственности и к полному исчезновению с политической карты Европы. Как мы исчерпывающе показали в нашей работе, Великое княжество Литовское возникло как балтско-русское государство, в качестве преемника и наследника Киевской Руси, и развернуло великую миссию собирания русских земель. Как наследник Киевской Руси, это государство являлось и наследником Византии (ведь Киевская Русь была религиозной провинцией последней), а, значит, Третьим Римом. Совершенно ясно, что только православие могло способствовать объединению с Московским княжеством, Псковом, Новгородом и другими русскими землями, включение которых в состав Княжества Миндовг, Вайшелг, Витень, Гедемин, Ольгерд и Кейстут сделали своим приоритетом.

Уния с Польшей и неизбежный переход в католичество подорвали религиозно-идеологическую основу центральной миссии Великого Княжества, а, значит, и весь смысл его существования. Именно поэтому он измельчал, выродившись в олигархическо-магнатский сепаратизм и гипертрофированную амбициозность местной знати. Имея громадный политический, экономический, творческий и военный потенциал, уния (Речь Посполита) не смогла использовать его, мобилизовать на защиту от нападений Московии в силу утраты смысла. Наследницей идеи и миссии ранних правителей Великого княжества Литовского постепенно стала Россия.

Ни Витовт, ни Ягайло не поступились своими личными амбициями для сохранения этого смысла, и "худший" из них двоих, Ягайло, унией вбил крест в гроб изначальной святой миссии.

В союзники Витовт "берёт" руководителей Тевтонского ордена, как и Ягайло, сделавшись предателем литовского народа. Литовцы (балты и беларусы) втянуты в кровавую междоусобную бойню; литовцы убивают литовцев; тевтоны убивают литовцев. Эта кровавая бойня стала продолжением борьбы личных амбиций Ягайло и Витовта.

В отличие от Ягайло, который - в ущерб принципиальной миссии Великого Княжества и ради того, чтобы водрузить на себя польскую корону - полностью отрёкся от заветов отцов, Витовт ещё надеялся, несмотря на сближение с тевтонами, вернуться на прежние пути, и, вероятно, в лоно православия. Не случайно с 1390 года Витовт идёт на сближение с Москвой, отдаёт (как мы уже писали выше) свою дочь Софью Витовну замуж за великого московского князя Василия I Дмитриевича (при посредстве православного русского митрополита Киприана во Владимире), и в 1392 году заключает с последним не просто мир, а нечто вроде пакта. Потенциально это могло привести к унии с Москвой, в противовес ягайловской унии с Польшей. С 1392 г. Витовт поддерживал Ягайло в противостоянии Тевтонскому Ордену.

Для осуществления своих грандиозных планов Витовту нужна сильная личная власть в Литве. Он предъявляет свои права на всё наследство отца (Кейстута Гедиминовича) и добивается признания его пожизненно Великим князем Литовским. Как только великокняжеский престол им получен, Витовт немедленно начинает ограничивать полномочия и власть местных (ключевых, воеводских (областных) и удельных) князей, предъявив им ультиматум (о "покоре"). Витовт сильно сузил их владельческие права и княжеско-удельную автономию. Это вызвало широкий ропот среди владельцев, упрёки в нарушении "правды" и отходе от "старины".

Одновременно Витовт ввёл в ранг закона систему участия аристократии в выборах великого князя.

Большинство феодалов отказались признать ограничение своих прав, подстрекая к военному сопротивлению новой виленской великокняжеской власти.

Тогда Витовт прибегает к силе, свергнув ряд крупных феодалов и ликвидировав их уделы. Он экспроприировал земли и доходы смещённых князей в свою пользу, свободные земли, вошедшие в его собственную вотчину, или переданные в пользование служилым людям. Именно в этот период среди земель, присоединённых к его хозяйству, появляется и Бобруйск. В своей внутренней, классовой политике, Витовт опирался на боярство, как это имело место в Московии. Литовское боярство поддерживало идею полной независимости Литвы. Таким образом, Витовт создал сильное централизованное государство без крайних форм тирании, которые имели место в Московии, Франции, Испании и других государствах.

В начале 1390-х годов, казалось бы, последние препятствия на пути восстановления политики отцов были ликвидированы, и Витовт возвращается к собиранию русских земель: в 1395 г. присоединил Смоленск и смоленские земли; в том же году захватил Оршу; в 1395 - 1396 г. г. успешно разрешил спор с Рязанью в свою пользу, навязав своего рода зависимость; в 1397 - 1398 г. г. достиг огромных успехов в войне с татарами, отвоевав у них русские земли; в 1398 г. откликнулся на просьбу о помощи хана Тохтамыша. Не за горами была и уния с Москвой, которая, не случись новой трагической перемены в политической ситуации, рано или поздно бы состоялась.

Не надо забывать и о том, что в состав Литвы Витовта входил город Киев: столица бывшей Киевской Руси, что усиливало идейное право Витовта на восстановление древнерусского государства и на все некогда принадлежавшие Киевской Руси земли. Витовт умело пользовался этим, расширяя статус наибольшего благоприятствования для православия. Однако, именно в этот период папский Рим, испанская инквизиция, Тевтонский орден, Польша, Венгрия и другие главные католические игроки в Европе, испугавшись потенциальной потери Литвы, развернули остервенелую, почти психотичную активность, засылая на территорию Литвы "толпы" католического духовенства, иезуитов, польских религиозных фанатиков, вбухивая в эту кампанию огромные денежные средства. 

Тонкий и гибкий политик, Витовт не только нашёл способ взять под контроль этот процесс, но ещё и воспользовался им с выгодой для себя. Когда Польша стала добиваться полного подчинения Литвы, а королева Ядвига, жена Ягайло, потребовала дань, на что Витовт и его бояре ответили отказом, зная, что на этот отказ польские правители могут ответить военной акцией, Витовт неожиданно заключает с Тевтонским Орденом сепаратный мир. Подобного соглашения Орден добивался многие годы. Но Витовт пошёл гораздо дальше; в договор с Орденом теперь вошли пункты о совместной борьбе с Польшей; любой договор с ней отныне должен был заключаться только на основе обоюдного согласия союзников. На Салинском съезде 12 октября 1398 г. подписаны также следующие условия: Витовт обязался уступить Ордену Жмудь; помочь Ордену в покорении Новгорода и Пскова, с дальнейшим обращением их в католичество.

В этот период Витовт наделил боярство ещё большими привилегиями. В ответ литовские и русские бояре объявили Витовта королем. Права и привилегии, пожертвованные Витовтом боярству до унии, позже закреплены в юридическо-правовых и политических актах, связанных с ней (выборность должности (после Витовта) великого князя; закрепление порядка и регламента выборов, с обязательным участием в них боярства, в законодательных актах; упразднение воеводских княжений; формирование важных сановных должностей).

Конец широкомасштабной и самостоятельной политике Витовта неожиданно положило его поражение в битве с татарами на реке Ворскле. Решающий поход против татар в 1399 г. он организовал в рамках всё той же главной миссии собирания русских земель. Тевтонский Орден и Польша предоставили Витовту лишь незначительную помощь, как и Московия, основная же тяжесть потерь в случае поражения (во всех отношениях - в том числе и в политической области) ложилась на Литву. 12 августа 1399 г. поход против татар (в поддержку ордынского хана Тохтамыша) захлебнулся в битве на реке Ворскле серьёзным поражением Витовта от ставленника Тамерлана Тимур-Кутлука, подорвавшим силы Великого княжества Литовского. В битве на реке Ворскле 1399 они наголову разбили литовское войско. 

Неудачей и ослаблением Витовта воспользовался рязанский князь Олег Иванович, отобравший у Витовта Смоленск и передавший его своему зятю, князю Юрию Святославичу (как мы знаем, через пять лет Витовт вернул Смоленск). Это усилило эффект поражения от татар.

Кроме того, по возвращению Витовта в Вильно в городе внезапно вспыхнул страшный пожар, уничтоживший всё; даже кафедральный собор и великокняжеский замок сгорели.

Однако, трагизм поражения от татар (и сопутствующих обстоятельств) не ограничился лишь самим его фактом; он совпал по времени со смертью королевы Ядвиги, что угрожало Ягайло низложением и возвращением его в Литву; тогда соперничество и даже война между кузенами Витовтом и Ягайло могла возобновиться с прежней силой. (Некоторые современные польские историки оспаривают факт статуса Ягайло как польского короля; они считают, что он был королём лишь формально (номинально), как муж королевы Ядвигги). Витовт решает в очередной раз поддержать Ягайло. Таким образом, он возвращает трагические путы унии.

Как и следовало ожидать, новое подтверждение унии с Польшей привело в возмущение многие русские земли в составе Великого княжества Литовского. В 1401 г. вяземские князья выступили против Витовта, но восстание это было подавлено. В том же году восстал и Смоленск. Поход на Новгород в 1401 г., который до подтверждения унии мог собрать сторонников Витовта и привести к его победе, теперь ни к чему не привёл. Было заключено новое мирное соглашение. В 1402 г. Рязанское княжество предприняло попытку захватить Брянск, но было разбито наголову.

18 января 1401 г. в столице  Литвы был подписан Виленский акт (Виленско-Радомская уния), подтвердивший основные пункты прежней унии 1392 г. В дополнение к прежним условиям было введено новое: в случае наступления смерти Ягайло до смерти Витовта польский король не должен быть избран без ведома и участия Витовта и его бояр. 18 января 1401 г. это новое условие подписала литовская олигархия, а 11 марта 1401 г. польская (польские паны). В рамках политической и правовой эквилибристики Ягайло, не участвовавший в подписании Салинского договора, "утвердил" его специальным актом от 17 августа 1402 г. В интерпретации Ягайло этот договор, направленный против Польши, трактуется в пользу последней. Орден был унижен и оскорблён.

На фоне этих событий тевтоны вспомнили и беглых жмудинов, и новые пограничные споры, и многое другое. Они спровоцировали измену Свидригайло, который вступил в сговор с Орденом против Витовта. Кончилось всё новым военным конфликтом 1402 - 1404 г. г. Ни та, ни другая сторона не добились своих целей, и новое мирное соглашение от 23 мая 1404 г. в целом подтверждало основные положения прежнего.

 

Это перемирие с Орденом развязало Витовту руки для новой кампании собирания русских земель. В 1405 г. Смоленск был присоединён окончательно; в 1406 г. был занят город Коложе в Псковском княжестве.

Самым сильным, однако, из русских княжеств, не присоединённых к Литве, становилось Московское, и, несмотря на то, что обе династии - виленская и московская - породнились и были связаны договором (даже пактом), в глазах московской элиты собирание Витовтом русских земель после нового подтверждения "ягеллонской" унии потеряло свою легитимность. Уния с Польшей рассматривалась теперь как альтернатива или "замена" намечавшейся унии с Московией, а - точнее - как предательство. Поэтому продвижение Витовта на восток, и особенно его захваты в Псковском княжестве, и подчинение (в известной степени) Новгорода в Москве восприняли как непосредственную угрозу. Начинаются постоянные стычки с Московией. В 1401 Василий I отправил своих воевод во главе войска в Заволочье и Двину, и потребовал, чтобы тесть (Витовт) признал включение этих земель в состав Московского княжества. Появляется новый мирный договор между Василием и Витовтом 1402 г., который нарушает в 1403 г. Витовт, захватывает Вязьму и направляется - через Смоленск - в поход на Москву.

В 1405 г. Витовт двинулся на Псков, и псковитяне обратились за поддержкой к Москве.

В 1405 г. Василий выступил со всем своим воинством против Витовта, однако, кровопролитная битва не состоялась. Под Можайском тесть и зять вели между собой длительные переговоры, которые окончились перемирием. Василий продолжал оставаться зависимым от тестя вассалом. Уже на следующий год между ними вспыхивает новая война 1406 - 1408 г. г. Ни та, ни другая сторона не добилась перевеса, и военный конфликт закончился подписанием мирного соглашения 1408 г. ("стояние на реке Угре") Граница между Московским и Литовским княжествами теперь проходила по реке Угре. В какой-то степени оба правителя были удовлетворены. Однако, отношения с Москвой были испорчены.

Предотвращая экспансию своего московского зятя за счёт более слабых русских княжеств, Витовт неоднократно поддерживал против Москвы (скрепляя взаимные отношения жёсткими договорами) тверских (1427), рязанских и пронских (в 1430) князей. 

Не способствовало восстановлению отношений и решительное усиления влияния Витовта в Новгороде, который в значительной степени зависел от Литвы экономически, в связи с торговлей и торговыми путями. Общий враг в лице татар, могущий сплотить Литву и Московию, тоже отошёл в тень: у Витовта установились преимущественно мирные отношения с татарами. Оставался единственный общий враг: сильный, коварный, агрессивный и непримиримый Тевтонский Орден.

Информация о работе Становление Литовского государства с начала правления князя Витовта и до конца 14 века