Создание Священного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Именно на Венском конгрессе были установлены три класса дипломатических агентов, которые применяются и в настоящее время1; был определён единый порядок приёма дипломатов, сформулированы четыре типа консульских учреждений. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда в первую очередь Россия, Австрия, Великобритания), окончательно оформилась мультиканальная дипломатия.
С идеей создания Священного Союза европейских государств выступил Александр I, так как он понимал, что решения Конгресса должны быть оформлены организационно.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Создание Священного союза.docx

— 40.59 Кб (Скачать документ)

Создание Священного союза

Венский конгресс, созванный в Европе представителями  ведущих государств Европы, имел огромное значение. После Венского конгресса  сложилась так называемая «Венская система международных отношений» и было принято решение о создании Священного Союза.

Время проведения Венского конгресса: с сентября 1814 года по июнь 1815 года.

Именно  на Венском конгрессе были установлены  три класса дипломатических агентов, которые применяются и в настоящее  время1; был определён единый порядок приёма дипломатов, сформулированы четыре типа консульских учреждений. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда в первую очередь Россия, Австрия, Великобритания), окончательно оформилась мультиканальная дипломатия.

С идеей  создания Священного Союза европейских  государств выступил Александр I, так как он понимал, что решения Конгресса должны быть оформлены организационно.

Учредительным документом Священного Союза стал Акт  Священного Союза, разработанный самим  Александром I и подписанный в Париже 26 сентября 1815 года российским и австрийским императорами и прусским королём.

Целью создания Священного Союза было: с одной  стороны, сыграть роль сдерживающего  начала против национально-освободительных  и революционных движений, а с  другой – объединить в случае необходимости  всех его участников в защиту незыблемости границ и существующих порядков. Это  нашло отражение в Акте Священного Союза, провозгласившем, что вследствие великих изменений в европейских  странах на протяжении трёх последних  лет члены священного Союза решили, что «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособия, подкрепления и помощь для сохранения веры, мира и правды»1.

Однако, по оценкам многих историков, содержание этого акта было в высшей степени  неопределённо и растяжимо и  практические выводы из него можно  было делать самые разнообразные, общий  же дух его не противоречил, а  скорее благоприятствовал реакционному настроению тогдашних правительств. Не говоря уже о смешении идей, относящихся  к совершенно различным категориям, в нём религия и мораль совершенно вытесняют право и политику из бесспорно принадлежащих этим последним  областей. Построенный на легитимном начале божественного происхождения  монархической власти, он устанавливает  патриархальность отношений между  государями и народами, причём на первых возлагается обязанность управлять  в духе «любви, правды и мира», а  вторые должны лишь повиноваться: о  правах народа по отношению к власти документ совсем не упоминает.

Целью Союза  была взаимопомощь в подавлении в  Европе революционных антимонархических  выступлений – отголосков антихристианской Французской революции – и  укрепление устоев христианской государственности. Александр I намеревался посредством  такого Союза устранить также  возможность военных столкновений между монархическими христианскими  государствами. Заключившие союз монархи  поклялись соблюдать незыблемость границ в Европе и подчинить весь порядок взаимных отношений «высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя», «руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями святой веры» и «почитать всем себя как бы членами единого народа христианского». Акт Священного Союза был символично подписан в православный праздник Воздвижения Креста Господня. Высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты: «Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях…»1.

В первые годы после создания Священного Союза, несмотря на существующие различия во взглядах его участников, европейские  государства по многим проблемам  внешней политики действовали согласованно, особенно в борьбе против свободомыслия  и демократизации народных масс. В  то же время они внимательно следили  друг за другом и вынашивали собственные  планы.

Вообще, за время существования Священного союза состоялось несколько его  конгрессов:

  1. Аахенский конгресс (20 сентября - 20 ноября 1818 года).

  1. Конгрессы в Троппау и Лайбахе (1820-1821 годы).

  1. Конгресс в Вероне (20 октября - 14 ноября 1822 года).

Далее работа Священного союза начала постепенно сходить «на нет» и, в конце  концов, он прекратил своё существование.

 

 «Священный союз… пользуется… крайне дурною славою и в господствующем историческом предании, и в современном общественном мнении. Ни об одном событии новейшей истории не распространена такая масса неверных и превратных представлений»1. Эти слова были написаны профессором В.К. Надлером более 120 лет назад и, можно сказать, не потеряли своей актуальности до наших дней. Подписание европейскими монархами по инициативе Александра I этого необычного религиозно-политического акта вызвало у современников самые различные толкования, которые вскоре плавно перекочевали в западноевропейскую историографию. При этом мало кто придавал «Трактату Братского Христианского Союза» тот же смысл, что и его создатель. Преобладали два представления: 1) акт о Священном союзе является порождением фантастической мечты русского императора и не имеет ни малейшего политического и практического значения2; 2) он представляет собой ловко придуманное орудие для распространения в Европе реакции и усиления влияния России3.

Пятитомный  труд В.К. Надлера4, который до сих пор остается единственным произведением отечественной историографии, специально посвященном рассматриваемой проблеме, был призван показать, что создание Священного союза было единственной в истории «сознательной и искренней», но опередившей свое время и потому не понятой современниками «попыткой организовать международные и политические отношения на учении Евангелия»5. Советские историки, так же как и их западные коллеги, неоднократно подчеркивали реакционную сущность данного объединения. Так, например, авторы «Истории дипломатии» отмечали: «Священный союз не был в точном смысле слова оформленным соглашением держав, которое возлагало бы на них определенные обязательства… Но в историю европейской дипломатии» он «вошел как организация с резко очерченной монархическо-клерикальной идеологией, созданная на основе идеи подавления революций и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись»6. Лишь в постсоветское время в отечественной историографии появилась тенденция рассматривать создание Священного союза как попытку императора Александра I реализовать идею «объединенной Европы»7.

Идея  «объединенной Европы» сама по себе была не нова. В ХVIII – начале ХIХ в. в той или иной форме ее неоднократно высказывали в своих трудах европейские мыслители (У. Пенн, Ш. Сен-Пьер, Ж.-Ж. Руссо и др.). Александр I, получивший образование под руководством Ф. Лагарпа, несомненно, был знаком с разработанной ими концепцией обеспечения «вечного мира» путем объединения политических усилий основных европейских государств. Известны ему были также работы на подобную тему русского исследователя В.Ф. Малиновского. На заключительном этапе борьбы с Наполеоном Александр всерьез увлекся «европейской идеей» и, придав ей вполне определенные политические очертания, решил попытаться претворить ее в жизнь. Создание Священного союза он не случайно намеревался приурочить к завершению работы Венского конгресса. Новые принципы международных отношений, изложенные в акте Священного союза, должны были, по мнению русского императора, помочь монархам обеспечить европейским народам завоеванный ими мир. По сути, для послевоенной Европы Александром I была разработана программа мирного сосуществования, призванная способствовать сохранению европейского равновесия и укреплению правовых основ «Венской системы» международных отношений (поддержание сложившегося баланса сил и сохранение незыблемости форм правления). Добровольный союз заключался европейскими монархами для обеспечения стабильности и коллективной безопасности, а также для совместного решения основных международных проблем. Одной из побудительных причин для подписания этого коллективного договора, несомненно, явилась боязнь повторения кровавых событий, подобных Французской революции и последовавших за ней наполеоновских войн. Однако цель Священного союза вовсе не ограничивалась подавлением нарождающихся революций. Более того, в акте о его заключении об этом не было сказано ни слова.

Проект  акта о Священном союзе был  написан Александром I и, после внесения в него австрийской стороной (канцлер К. Меттернихом по поручению императора Франца I) некоторых поправок, 14 (26) сентября 1815 г. был подписан в Париже монархами Австрии, Пруссии и России. Документ состоял из трех статей. В преамбуле Франц I, Фридрих-Вильгельм III и Александр I, признавая защиту Божественным Провидением своих государств во время наполеоновского нашествия и следуя «внутреннему убеждению», выражали «непоколебимую решимость» руководствоваться в своей внутренней и внешней политике «заповедями святой веры» – «любви, правды и мира»8. В ст. I три договаривающихся монарха объявлялись соединенными «узами действительного и неразрывного братства» и обещали «во всяком случае и во всяком месте подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь»9. Такая неопределенная формулировка давала возможность самого широкого толкования акта, в том числе и как оказание помощи и поддержки в подавлении неповиновения собственных подданных монархов или в случае вмешательства последних во внутренние дела других государств. Интересно, что в первоначальной, александровской редакции речь шла не о «трех договаривающихся монархах», а о «подданных трех договаривающихся сторон»10. Поправка, внесенная Меттернихом, по справедливому замечанию О.В. Орлик, подчеркнула легитимность монаршей власти и создала возможность для усиления в дальнейшем контрреволюционной направленности Союза11. Ст. II призывала подданных союзных государств считать себя «как бы членами единого народа христианского». Австрия, Пруссия и Россия были названы «тремя единого семейства отраслями», а их государи – правителями, поставленными над ними «самодержцем народа христианского» Иисусом Христом. Ст. III приглашала «все державы, желающие… признать изложенные в акте… правила», вступить «в сей священный союз»12. Таким образом, Австрия, Пруссия и Россия рассматривались Александром I как основа для создания в дальнейшем широкого мирного содружества христианских европейских государств.

В историографии  неоднократно обращалось внимание на религиозно-мистическую фразеологию  акта о Священном союзе. Некоторые  исследователи даже объясняли это намеренной попыткой Александра I замаскировать истинные реакционные цели Союза13. Однако на самом деле язык и стиль документа вполне соответствовали духу времени. Победа над Наполеоном воспринималась многими современниками как результат действия Божественного Промысла, избравшего своим орудием Россию и ее императора. Более того, окончание наполеоновских войн рассматривалось как начало обновления всей Европы, в котором Россия призвана сыграть ведущую роль. Сам Александр I в это время был сильно подвержен религиозным настроениям, активно общался с мистиками, в частности, с баронессой В.Ю. Крюденер, имевшей на него значительное влияние. Французский историк Ж.-Б. Капефиг утверждает, что именно она, одной из первых прочитав проект акта, предложила Александру назвать создаваемый им союз священным14. Так или иначе, но Александр действительно придавал своей идее большое значение – в процессе работы над ней он называл предстоящее предприятие «великим».

Уже в  день подписания акта о Священном  союзе Александр I, Фридрих-Вильгельм III и Франц I направили принцу-регенту Великобритании Георгу, как своему «первому и самому близкому союзнику», персональное приглашение присоединиться к данному соглашению15. Георг ответил, что «формы британского государственного устройства» не позволяют ему формально вступить в Священный союз, но он разделяет его принципы16. На самом деле Англии нужна была «свобода рук» в Европе. Кроме того, она боялась усиления на международной арене влияния России, которая как инициатор создания Священного союза могла претендовать на роль его главы. В течение 1815–1817 гг. к Священному союзу присоединились почти все европейские государи, за исключением турецкого султана как нехристианина, английского короля и папы римского.

Существует  мнение, что «массовое» присоединение  к Священному союзу объяснялось  не столько согласием с его  принципами, сколько отсутствием у его новых членов четкого понимания смысла этого документа и отношением к нему либо как к простой религиозно-нравственной декларации, не имеющей практического значения, либо желанием угодить России, а также страхом перед ней и ее союзниками. Графиня Эдлинг, входившая в ближайшее окружение Александра I, отмечала в своих мемуарах: «Этот знаменитый акт подписан был, с немногими исключениями, всеми державами, но они подписывали его, не понимая его смысла и не давая себе труда уяснить его значение. Приобретение или уступка какой-нибудь деревни вызвали бы, наверное, бесконечные переговоры, а здесь дело шло только об идее. Никто не хлопотал о ней, как будто бы идеи никогда не производили переворота в мире… Проникнутый сознанием благодати, осенившей Россию, Александр не колебался заявить этим актом веры дух, в котором должны бы были управлять христианские государи христианскими народами. Его идея, быть может слишком возвышенная для большинства государей, не была понята и превратила императора в глазах одних в фанатика и слабоумного, а в глазах других в ловкого и хитрого макиавеллиста. Я видела, как некоторые немецкие князья, пропитанные теориями ХVIII века, подписывали этот христианский акт с негодованием, которое они вынуждены были вследствие своей слабости скрывать в присутствии императора»17. Известно, что Меттерних относился к акту Священного союза весьма скептически, называя его в своих мемуарах «пустым и трескучим документом». Тем не менее это не помешало австрийскому канцлеру принять активное участие в оживленных спорах и внесении поправок на стадии подготовки договора, а затем использовать принципы последнего на международных конгрессах для проведения интересов Австрии.

Информация о работе Создание Священного союза