Советско-Германские отношения (1939-1941)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение и оценка отношений СССР и Германии в 1939-1941-м годах в торгово-экономической и политической сферах.
Задача работы – проанализировать следующие аспекты взаимоотношений между двумя державами:
- торгово-экономическое сотрудничество между СССР и Германией;
- сотрудничество СССР и Германии в сфере политики;
- роль Германско-Советских отношений (1939-1941гг.).

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Торгово-экономическое сотрудничество между СССР и Германией..6
1.1 Предыстория торговых отношений между СССР и Германией……6
1.2 Советско-германское торгово-кредитное соглашение 19 августа 1939 года…………………………………………………………………………...8
1.3 Хозяйственный договор от 11 февраля 1940 года………………….10
Глава 2. Сотрудничество СССР и Германии в сфере политики……………...14
2.1 «Пакт Молотова-Риббентропа»……………………………………..14
2.2 Договор о дружбе и границе между СССР и Германией………….16
Глава 3 Роль Германско-Советских отношений……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников и литературы…………

Прикрепленные файлы: 1 файл

к.р. советско-германсие отношения (1939-1941) (2).docx

— 64.56 Кб (Скачать документ)

     Для обеспечения выполнения своих заказов  СССР обязалась поставить Германии в течение следующих 18 месяцев 11000 тонн меди, 3000 тонны никеля, 950 тонн цинка, 500 тонн молибдена 500 тонн вольфрама, 40 тонн кобальта. Кроме того СССР предоставлял скидку Германии на транзит ее товаров (в особенности соевых бобов из Маньчжоу-го) по Транс-Сибирской магистрали.

     СССР  в обмен получало недостроенный  тяжелый крейсер «Лютцов» и оборудование, необходимое для завершения его постройки; образцы корабельной артиллерии, мин, торпед, перископов; образцы последних моделей самолетов; образцы артиллерии, танков, средств связи; образцы более 300 видов станков и машин: экскаваторов, буровых установок, электромоторов, компрессоров, насосов, паровых турбин, нефтяного оборудования и т.д.

     В первые месяцы после подписания хозяйственного соглашения торговый оборот между двумя странами рос медленно. 8 марта 1940 года в Германию в очередной раз прибыла советская закупочная комиссия во главе с Тевосяном в составе около 60 человек. К этому времени в результате изучения возможностей размещения в Германии заказов на нужные СССР изделия была уточнена программа заказов. Они стали формироваться быстрее. При этом советские представители добивались установления приемлемых цен (на среднем мировом уровне) и минимальных сроков их изготовления. Но уже в апреле СССР пришлось использовать свое право «временно приостановить свои поставки» по причине низкого «энтузиазма» в поставках с немецкой стороны – поставки остро востребованных нефти и зерна были прекращены. В результате поставка немецких товаров активизировалась – с 25 апреля по 15 мая Германия поставила: два самолета «Дорнье-215», пять самолетов «Мессершмитт-109Е», пять самолетов «Мессершмитт-110», два самолета «Юнкерс-88», три самолета «Хейнкель-100», три самолета «Бюккер-131» и три самолета «Бюккер-133». 5 июня было получено еще два самолета «Хейнкель-100» – уже  в конце мая в Ленинград пришёл «Лютцов». За первые шесть месяцев (по август 1940г.) действия соглашения СССР осуществил только 28% предусмотренных на год поставок – из Германии было направлено оборудования 84,2 млн. рейхсмарок, а СССР направил сырья на 119,1 млн. рейхсмарок. Поставки из СССР составляли всего 6,9% общего импорта Германии за эти месяцы. В августе 1940 года была проведена проверка хода выполнения соглашения, оказалось, что германские поставки все же серьёзно отставали от советских. Для изменения положения СССР отказался от некоторых заказов с длительными сроками поставок. Шнурре в записке от 28 сентября отмечал, что русские хотят ограничиться только теми заказами, поставки по которым могут быть осуществлены в течение 8-10 месяцев.

     12 сентября 1940 года Микоян предупредил Шнурре, что ввиду отставания германских поставок советская сторона вынуждена будет сократить или временно приостановить экспорт в Германию. По сравнению с третьим кварталом в четвёртом квартале 1940 г. экспорт в Германию был уменьшен в два раза, а в начале 1941 г. сокращен ещё больше. Несмотря на это с августа по декабрь 1940 из СССР в Германию было экспортировано сырья на 259,6 млн. рейхсмарок, а СССР получил товаров только на 121,6 млн. рейхмарок.

     Молотов и Микоян в переговорах с Шуленбургом, Риттером и Шнурре настойчиво добивались увеличения германских поставок. Этот вопрос был в центре внимания также 13 ноября 1940 года в Берлине в беседе Молотова с Герингом. Геринг ссылался на то, что Германия находится в состоянии войны, поэтому имеются трудности с поставкой военной техники, а советская сторона желает получать прежде всего именно ее. Задержка в поставках связана и с тем, сказал он, что советские заказы – это высококачественные и сложные изделия. Кроме того, они сосредоточены в одной, т.е. военной, области. Заказы было бы легче выполнить, если бы они шире распределялись и по другим отраслям экономики. Затрудняется дело и тем, что русские иногда не имеют четкого представления о том, что именно заказывать, меняют свои заказы. Но Геринг заверил, что все возможное будет сделано и отставание в поставках будет ликвидировано5.

     Принятые  советским правительством меры по выравниванию объема взаимных поставок дали свои результаты. В декабре 1940 г., а также в январе 1941 г. германский экспорт в СССР превысил советский экспорт в Германию.

     За 1940 г. Германия получила из Советского Союза 657 тыс. тонн нефтепродуктов, т.е. 4,6% ее общих годовых запасов. В СССР в 1940 году было добыто 31,1 млн. тонн нефти, т.е. экспорт нефтепродуктов в Германию составлял 2,1% от общей добычи нефти в стране. Зерна было выращено в СССР в 1940 г. 95,6 млн. тонн, а экспортировано в Германию менее 1 млн. тонн, т.е. около 1%. Основную часть этого экспорта составлял ячмень (732 тыс. тонн) и овес (143 тыс. тонн), пшеница – всего 5 тыс. тонн. В импорте Германии СССР занимал пятое место (после Италии, Дании, Румынии и Голландии).

     Подводя итоги, следует отметить, что из Германии СССР получал в основном сложную наукоемкую продукцию, военную технику и оборудование для промышленности, в то время как от СССР Германия имела быстро расходуемое сырье (цветные металлы), а так же продукты питания. Поэтому выгодность данных соглашений для Советского Союза очевидна. 

 

      Глава 2 Сотрудничество СССР и Германии в сфере политики 

     2.1 «Пакт Молотова-Риббентропа» 

     Договор был подписан после провала московских переговоров, проводившихся весной – летом 1939 года между представителями СССР, Англии и Франции в целях заключения тройственного договора о взаимопомощи (проект договора был представлен Советским правительством 2 июня) и военной конвенции, предусматривающей конкретные военные меры по обеспечению коллективной безопасности в Европе.

     В ходе переговоров обнаружилось нежелание  Англии и Франции дать конкретные военные обязательства и разработать  реальные военные планы для противодействия  возможной германской агрессии. Более  того, параллельно с московскими  переговорами английское правительство  проводило переговоры в Лондоне  с германскими представителями  о разграничении сфер влияния. И  это еще более усилило опасения советского правительства в том, что его западные партнеры стремятся  направить гитлеровскую агрессию на восток, ту агрессию, которая уже  привела к «Мюнхенскому сговору» и разделу Чехословакии. В результате провала московских переговоров СССР потерял надежду на создание военной коалиции с западными державами и оказывался в обстановке враждебного окружения, когда на Западе его потенциальными противниками были как страны «санитарного кордона», так и Германия, а на Востоке в роли агрессора выступала милитаристская Япония. В этих условиях СССР был вынужден согласиться на предложения Германии о начале переговоров о заключении договора о ненападении. Позиция западных держав предопределила срыв московских переговоров и поставила Советский Союз перед альтернативой: оказаться в изоляции перед прямой угрозой нападения фашистской Германии или, исчерпав возможности заключения союза с Великобританией и Францией, подписать предложенный Германией договор о ненападении и тем самым отодвинуть угрозу войны. Обстановка сделала неизбежным второй выбор6.

     23 августа 1939 года после трехчасовых  переговоров в Москве был подписан  советско-германский пакт о ненападении  сроком на 10 лет, получивший название  «пакт Молотова – Риббентропа».

     Приложенный к нему секретный протокол определял  разграничение сфер интересов двух стран в Европе. Особый смысл имели  положения протокола о том, что  в случае территориально-политического  переустройства областей, входящих в  состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница  Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, границы сфер интересов Германии и СССР будут приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях. Это означало, что в случае войны немецкие войска не будут вторгаться в Латвию, Эстонию, Финляндию и Бессарабию, а на территории Польши продвигаться дальше названных рек7.

     Договор и протокол стали политико-юридической  базой для дальнейшего развития советско-германских отношений. Они  потеряли силу после нападения Германии на СССР. Делая выбор в пользу рокового августовского решения, сталинское руководство по примеру Англии и  Франции также предпочло занять позицию «невмешательства», чтобы при случае не проливать кровь за чужие интересы и, более того, «подталкивать» одну капиталистическую страну против другой. Во всяком случае, договор давал возможность выиграть время для укрепления обороны СССР. Вдобавок он ослаблял единство внутри фашистского блока. Например, правительство Японии 25 августа 1939 года решило прекратить линию на усиление антикоминтерновской «оси» между Японией и Германией и «ликвидировать прежние планы». Кабинет министров во главе с К. Хиранумой 28 августа 1939 года подал в отставку.

     «Договор о ненападении между СССР и Германией является поворотным пунктом в истории Европы, да и не только Европы», – провозгласил В.М.Молотов на заседании Верховного Совета СССР 31-го августа 1939 года.

     Как показало дальнейшее развитие событий, «пакт Молотова – Риббентропа» в значительной степени предопределил победный исход Великой Отечественной войны. Кто знает, если бы у СССР не было двух дополнительных лет подготовки к отражению агрессии, немецкие армии, начав наступление с прибалтийского плацдарма, могли бы быстро дойти до Москвы. Вместе с тем послевоенная публикация секретного протокола, в котором подписавшие его государственные деятели фактически решали судьбы третьих стран без их участия, вызвала справедливое осуждение этих деятелей в СССР и других странах мира8. 

     2.2 Договор о дружбе и границе между СССР и Германией 

     Германо-советский  договор о дружбе и границе – договор между нацистской Германией и Советским Союзом от 28 сентября 1939 года, подписанный после вторжения в Польшу армий Германии и СССР министром иностранных дел Германии Риббентропом и наркомом по иностранным делам СССР Молотовым.

     Секретные дополнительные протоколы Договора корректировали «сферы интересов» Германии и СССР, оговоренные 23 августа того же года в Пакте Молотова – Риббентропа, а также координировали недопущение «польской агитации» на территории захваченной Польши.

     В прессе была опубликована только основная часть договора без дополнительных протоколов.

     К договору прилагалось три секретных  протокола — один конфиденциальный и два секретных. Конфиденциальный протокол определял порядок совершения обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями разделённой Польши, а секретные корректировали зоны восточноевропейских «сфер интересов» в связи с разделом Польши и предстоящих «специальных мерах на литовской территории для защиты интересов советской стороны», а также устанавливали обязательство сторон пресекать любую «польскую агитацию», затрагивающую интересы сторон.

     В ходе вторжения в Польшу немцы  заняли Люблинское воеводство и восточную часть Варшавского воеводства, территории которых, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа, находились в сфере интересов Советского Союза. Для того, чтобы компенсировать Советскому Союзу эти потери, был составлен секретный протокол к этому договору, в соответствии с которым Литва, за исключением небольшой территории Сувалкийского района, переходила в сферу влияния СССР. Этот обмен обеспечил Советскому Союзу невмешательство Германии во взаимоотношениях с Литвой, что в результате привело к основанию Литовской ССР 15 июня 1940 года.

     Подводя итоги вышесказанному, следует отметить невозможность отказа от заключения пакта и секретных протоколов к нему со стороны СССР, по причине  неготовности Советского Союза к  войне. В этом положении любая  отсрочка военных действий была ему  жизненно необходима. В результате пакта Германия в 1939-1944 годах избежала войны на два фронта, последовательно разгромив Польшу, Францию и малые страны Европы и получив для нападения на СССР в 1941 году армию, имевшую два года боевого опыта. Таким образом, главной выигравшей от пакта стороной, по мнению многих историков, можно считать нацистскую Германию.

     Уже после войны, понимая, что пакт подмачивает его репутацию главного антифашиста планеты, Сталин приложил все усилия к тому, чтобы оправдать пакт в советской и мировой историографии. Задача усложнялась тем, что в руки американцев, занявших западную часть Германии, попали немецкие документы, позволявшие сделать предположение о существовании секретных протоколов к пакту. Поэтому в 1948 году при участии Сталина (как полагают многие исследователи, им лично) была подготовлена «историческая справка» под названием «Фальсификаторы истории».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Роль Германско – Советских отношений (1939-1941гг.) 

    Долгое  время в отношениях обеих стран  основной характеристикой была конфронтация. После прихода Гитлера к власти, Советское правительство взяло  курс на неприятие взглядов фашизма, призывая широкую общественность европейских  стран, создать единый фронт в  борьбе с фашизмом. Также фашистское правительство взяло курс на уничтожение  коммунизма в Германии и враждебную политику по отношению к Советскому Союзу. Еще в начале 1938 года советские  и германские газеты пестрели заголовками  статей, направленных друг против друга. Однако в конце 1939 года германская сторона  выразила инициативу в улучшении  дипломатических отношений между  СССР и Германией. Мотивы для этого  у германской стороны были неоднозначны, Германии необходимо было иметь твердую  уверенность в том, что Россия не откроет второго фронта и выступит  на стороне Германии в условиях планируемого в скором времени германо-польского  военного конфликта. Вермахт также  был заинтересован в советском  сырье, столь необходимом для  наращивания своей мощи. Для этой цели Германия предполагала заключение в Советским Союзом ряда торговых соглашений, на которых и решило базировать последующие дружеские отношения с советской стороной. Взамен Гитлер мог предложить СССР воспользоваться германским капиталом-кредитом в 200 млн. Марок. Также она могла предложить Советскому Союзу свои передовые технологии: «В нашей лавке есть все...»

Информация о работе Советско-Германские отношения (1939-1941)