Социально-экономическое развитие страны в 1920-1930-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

По данной теме исследования я хотела бы обратить внимание на то, что особое место в истории России и СССР занимает начало 20–х годов. Они характеризуются, прежде всего, переходом от гражданской войны к миру, отказом от политики «военного коммунизма», приведшей к серьезному политическому кризису. Переход к новой экономической политике (НЭП) был объективно обусловлен и жизненно необходим. Главная причина замены прежней политики на НЭП, состояла в том, что внутренний политический кризис привел к недовольству не только значительную часть крестьянства, но и рабочих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…...3
Политика «военного коммунизма»…………………………………….....5
1.1. Особенность перехода и необходимость «военного коммунизма»…..5
Национализация…………….……………………………………..……6
Централизация государственного управления………………………8
Декрет о продразвёрстке…………………………………………..…...9
Милитаризация труда………………………………………………....11
Итоги политики «военного коммунизма»…………………………...14
Советская страна в годы НЭПа………………………………………….16
2.1. НЭП и его предпосылки………………………………………………...16
2.2. НЭП в сельском хозяйстве……………………………………………...18
2.3. НЭП в промышленности…………………………………………….….20
2.4. Финансовая реформа и система налогообложения в годы НЭПа……24
2.5. Социальная и духовная жизнь……………………………………….…27
2.6. Политическая борьба времён НЭПа…………………………………...28
2.7. Свёртывание НЭПа. Заключение и выводы…………………………...32
Заключение…………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории тема №24 Социально-экономическое развитие страны в 1920-1930-егг..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и  Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г. Нэп включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий. Они начали «отступление» от принципов «военного коммунизма» - возрождение частного предпринимательства, введение свободной внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства.

 

2.2. НЭП в сельском  хозяйстве

Введение нэпа началось с  сельского хозяйства  путём замены продразвёрстки на продовольственный  налог. Он устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение  года, и был в 2 раза меньше развёрстки. Налог взимался без круговой поруки, то есть падал на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. После выполнения государственных поставок  разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Необходимо, однако, отметить тот факт, что зажиточные крестьяне облагались налогом по повышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла слишком разворачивать хозяйство. Всё это вместе взятое привело к «осереднячиванию» деревни. Благосостояние крестьян в целом по сравнению с довоенным уровнем повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла.

 Допускались  аренда земли и наём рабочей  силы. Прекратилось насильственное  насаждение коммун, что позволило  укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. Новая  экономическая политика на селе  была направлена на стимулирование  сельскохозяйственного производства.

        Крестьянство с большим удовлетворением  встретило новую экономическую  политику и энергично взялось  за восстановление сельского  хозяйства. С помощью государства,  которое уже в 1921 г. предоставило  большое количество сельскохозяйственных орудий, крестьяне успешно провели весенний сев.

Однако тогда  страну постигло стихийное бедствие. В результате засухи и неурожая на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и ряде других районов начался  голод. Для преодоления страшного  бедствия была создана Центральная комиссия помощи голодающим (Помгол) во главе с М. И. Калининым. Население пострадавших от засухи губерний полностью освобождалось от налогов. До конца 1921 г. туда было направлено 12 млн пудов семян. Важной мерой явилась эвакуация голодавших в урожайные губернии. Всего было эвакуировано примерно 650 тыс. человек. Рабочие отчисляли часть своего заработка в пользу голодавшего населения. Проводились субботники и воскресники, заработанные деньги направлялись трудящимся пострадавших от засухи районов. 13 июля 1921 г. во все страны мира было передано обращение А. М. Горького «Ко всем честным людям!» с призывом всемерно оказывать продовольственную, медицинскую и другую помощь голодавшему населению страны. В первой половине августа 1921 г. в Берлине был создан «Заграничный комитет для организации международной помощи голодающим Советской России». Вскоре комитеты помощи возникли во многих странах мира. Со всех концов мира в Советскую Россию шла продовольственная и денежная помощь. В 1921–1922 гг. в Советскую Россию поступило продовольствия, товаров и денежных пожертвований на сумму свыше 5 млн. долларов.

 

2.3. НЭП  в промышленности

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них  созданы тресты — объединения  однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % — местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую  деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный  центр. Его аппарат был резко  сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. Не менее 20 % прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала, а резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста.

Стали возникать  синдикаты — добровольные объединения  трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми  операциями. К концу 1922 г. 80 % трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причём каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

Реализация  готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась  на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

Началась отмена карточной системы распределения  продуктов питания. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность. Уравнительная оплата труда была заменена заработной платой в зависимости от квалификации работника и количества произведенной продукции. Рабочие и ИТР могли переходить с завода на завод в зависимости от своих профессиональных интересов и оплаты своего труда. Таким образом, нэп предоставил человеку свободу его жизнедеятельности, активизировал инициативу, предприимчивость, поднимал производительность труда, интенсивно восстанавливал экономику страны, приводил в норму благосостояние людей.  В  1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный наём рабочей силы. Прекратились трудовые мобилизации. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих и повышения производительности труда была проведена реформа системы оплаты. Вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке. Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период НЭПа возросла (с 1,2 млн человек в начале 1924 г. до 1,7 млн человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было ещё более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5,8 млн в 1924 г. до 12,4 млн в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие — сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот «потолок» был поднят). Среди арендованных «частниками» фабрик были и такие, которые насчитывали 200—300 человек, а в целом на долю частного сектора в период НЭПа приходилось около пятой части промышленной продукции, 40—80 % розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли. Эта мера стимулировала производство промышленных товаров для обеспечения товарообмена между городом и деревней, способствовала быстрому восстановлению промышленности.

Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право  создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так возник новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьём и распределении готовой продукции.

Вместо отраслевой системы управления промышленностью  вводилась территориально-отраслевая. После реорганизации ВСНХ руководство  осуществлялось его главками через  местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные  тресты.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в сельском хозяйстве была незначительна, зато простейшими первичными формами — сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации — было охвачено к концу 1920-х более половины всех крестьянских хозяйств. К концу 1928 г. непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего крестьянской, было охвачено 28 млн человек (в 13 раз больше, чем в 1913 г.). В обобществлённой розничной торговле 60—80 % приходилось на кооперативную и только 20—40 % — на собственно государственную, в промышленности в 1928 г. 13 % всей продукции давали кооперативы. Существовало кооперативное законодательство, кредитование, страхование.

Экономический механизм в период НЭПа базировался  на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 1920-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главным связующим звеном между его отдельными частями. Всего за 5 лет (с 1921 по 1926 г.г.), индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 и 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19 % соответственно. В целом же за период 1921—1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.

Необходимость обеспечения независимости и  обороноспособности страны требовало  дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжёлой промышленности. Приоритет промышленности над сельским хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни в город путём ценовой и налоговой политики. В то время как цены на промышленные товары превышали довоенные в несколько раз, цены на хлеб были ниже существовавших в 1913 г. Крестьяне резко сократили покупку промышленных товаров. Разница в ценах была обусловлена тем, что сельское хозяйство требовало меньших затрат на восстановление, чем промышленность, и оно быстро приближалось к довоенному уровню. В промышленности же была низка производительность труда и высока себестоимость продукции. Государство провело ряд мероприятий, способствовавших росту закупок хлеба и повышению заготовительных цен на продукты сельского хозяйства. Крестьянам предоставлялись более дешевые кредиты. Увеличилась заработная плата рабочих и служащих. В конце 1923 – начале 1924 гг. были снижены цены на промышленные товары массового потребления. В результате принятых мер произошло существенное сближение уровней цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, и хотя «ножницы» еще не были полностью ликвидированы, «кризис сбыта» в середине 1924 г. был в основном преодолен; создались благоприятные условия для быстрого восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. К 1925 г. восстановление экономики было в основном завершено.

 

2.4. Финансовая  реформа и система налогообложения в годы НЭпа

В финансовой сфере  кроме единого Государственного банка появились частные и  кооперативные банки, страховые общества. Для развития предприятий требовались кредиты, а коммерческие банки оказали значительную помощь в налаживании товарно-денежных отношений в восстановительный период. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами.

 Важной частью  восстановления экономики была  финансовая ре-форма. Главными  ее направлениями были следующие:  во-первых, увеличение размеров товарооборота,  прежде всего через развитие  всех видов торговли; во-вторых, сокращение и затем полная ликвидация бюджетного дефицита путем резкого сокращения расходов и всемерного увеличения доходов государства, развитие налоговой системы, что в свою очередь должно было свести на нет роль эмиссии. В последних числах ноября 1922 г. первые банкноты новой советской валюты («червонцы») были выпущены в обращение. Они приравнивались к царской золотой десятирублевой монете, причем на 25 % своей суммы обеспечивались золотом, другими драгоценными металлами и иностранной валютой по курсу на золото, а на 75 % – легко реализуемыми товарами и краткосрочными обязательствами. Червонцы, которые категорически запрещалось использовать для финансового дефицита, первоначально предназначались исключительно для кредитования промышленности и коммерческих операций в сфере оптовой торговли. Выпуск «золотых банкнот» ознаменовал собой перелом в развитии финансового хозяйства Республики. Хотя на 1 января 1923 г. доля червонцев в денежной массе составляла всего 3 %, со второго полугодия они практически полностью вытеснили другие денежные знаки из сферы крупного хозяйственного оборота. В деревне интерес к червонцам оказался настолько велик, что уже осенью многие из крестьян категорически отказывались продавать свой хлеб за другие банкноты и лишь ради того, чтобы заполучить «золотую банкноту», были готовы отдать урожай даже дешевле рыночных цен.

Устойчивость  советской банкноты поддерживалась тем, что в рамках внешнего торгового  оборота, благодаря значительному  пополнению своих валютных запасов, Госбанк был в состоянии безотказно обменять каждый предъявленный ему червонец на иностранную валюту по твердому курсу. Кроме того, уже в конце 1922 г. в стране были узаконены валютные операции, созданы фондовые биржи, где осуществлялись операции по продаже и покупке инвалюты и золота, а также облигаций государственных займов по свободно складывающемуся курсу. Для повышения вольного курса червонца в случае, если он опускался ниже официального паритета на иностранную валюту, Госбанк выбрасывал на рынок определенное количество валютных ценностей, а если курс поднимался выше валютного паритета, Госбанк, наоборот, скупал золото и инвалюту на бирже, выпуская для этого дополнительное количество червонцев. В результате в течение 1923 г. происходил процесс повышения стоимости советской валюты по отношению к иностранным, курс которых, наоборот, падал. Все это производило поистине ошеломляющее впечатление как внутри страны, так и за рубежом. Уже в 1925 г. советский червонец официально котировался на валютных биржах Австрии, Италии, Китая, Монголии, Персии, прибалтийских государств и Турции, причем широкие полуофициальные операции с советской банкнотой производились также в Англии, Германии, Польше, США и других странах. Например, на нью-йоркской бирже, по сообщению агентства Юнайтед Пресс, червонцы котировались выше всякой другой европейской валюты.

Решающими актами заключительного этапа денежной реформы стали выпуск весной 1924 г. казначейских билетов и чеканка  разменной серебряной и медной монеты. Одновременно была прекращена эмиссия  совзнаков и установлен их фиксированный курс в твердой валюте: 50 тыс. руб. образца 1923 г. приравнивались к 1 руб. золотом. Срок хождения совзнаков был продлен до 10 мая, а прием их кассами Наркомфина и Госбанка – до 31 мая. Хотя вследствие недооценки спроса на казначейские билеты пришлось преодолевать серьезный разменный кризис, к началу июня советская денежная реформа в основном была завершена.

Введение твердой  валюты в стране требовало гибкого  государственного регулирования через  систему налогов, займов и т.д. Сельскохозяйственный налог составлял максимум 5%, колеблясь в зависимости от качества земли, количества скота и пр. В городе частник платил 1,5% с оборота и дополнительный налог в местный бюджет. Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного. Основной платили все граждане, кроме поденщиков, чернорабочих, госпенсионеров, рабочих и служащих с заработной платой менее 75 руб. в месяц. Прогрессивный платили получающие дополнительную прибыль: нэпманы, частнопрактикующие врачи, адвокаты, журналисты, писатели и т.п. Вместе с тем существовало 12 видов косвенных налогов: на чай, на соль, на спички и т.д.

Информация о работе Социально-экономическое развитие страны в 1920-1930-е годы