Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:43, контрольная работа
Первые попытки объяснить события Смуты были составлены в литературном обзоре событий «Повесть как отомсти всевидящее око Христос Борису Годунову» в мае-июне 1606 года. «Повесть» развенчивала Самозванца и возвеличивала Василия Шуйского. Падение Шуйского и польские претензии на русский престол породили целую волну «летучей» литературы; практическое действие этих сочинений было таково, что польский король Сигизмунд в 1611 году жаловался московским боярам на оскорбительные листки, написанные русскими о нем и имеющие широкое обращение к России.
Введение
1. Социально-политический кризис в начале 17 века. Предпосылки Смуты
2. Этапы Смутного времени
2.1 Правление Бориса Годунова
2.2 Воцарение и правление Лжедмитрия 1
2.3 Правление Василия Шуйского. Лжедмитрий 2
Заключение
Список использованной литературы
Борис, чувствуя недовольство бояр и опасаясь за свою власть, создал сеть полицейского надзора, опорой которой были доносы и клевета. Начались опалы, пытки, казни. Сам же царь все время проводил теперь во дворце, редко выходил к народу и не принимал, как это делали прежние цари, челобитных.
Начало 17 века (1601-1603 гг.) оказалось временем необыкновенно бедственным для народа: год за годом следовали неурожаи, соответственно возросли цены (более чем в 100 раз). Народ ожесточился. Недовольство охватило все слои общества. Начались голодные бунты, разбои, воровство, мор.
«Смута началась с «великой крови неповинной» мальчика Дмитрия и была платой земли за эту кровь; но кровь царевича - еще и искупительная жертва за Русскую землю, обеспечивающая спасение тем, кто пройдет через покаяние», - пишет историк А. Плигузов.
Пытаясь ослабить социальное напряжение, правительство Годунова в 1601 году временно разрешило переход крестьян от одного помещика к другому. В Москве были организованны государственные работы, в том числе и по завершению строительства колокольни Ивана Великого в Кремле. Бесплатно раздавался хлеб из царских житниц. Но это не могло спасти население страны от вымирания. Только в столице за два года погибли 127 тыс. человек. Процветали ростовщичество и безудержная спекуляция. Крупные землевладельцы-бояре, монастыри и даже сам патриарх Иов придерживали огромные запасы в своих кладовых, ожидая нового подорожания. Так, в Кирилло-Белозерском монастыре было сосредоточено 250 тыс. пудов зерна, которого хватило бы, чтобы прокормить 10 тыс. человек в течение года. Массовые побеги крестьян и холопов, отказы от уплаты повинностей продолжались еще усиленнее. Особенно много уходило на Дон и Волгу, где проживало вольное казачество.
В 1603 году нарастает волна многочисленных восстаний голодающего простонародья, особенно на юге страны. Крупный отряд повстанцев под командованием Хлопка Косолапа действовал (1603-1604 гг.) под самой Москвой. Восстание было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве. Но это не улучшило положение дел в государстве. Тяжелая экономическая ситуация внутри страны привела к падению авторитета правительства Бориса Годунова. В народе возникло убеждение, что все это происходит из-за царя Бориса, потому как «царствие его не благословляется небом»; если утвердится на престоле род Годуновых, то земля русская погибнет.
Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов стал жертвой того, что рискнул быть первым выбранным царём. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь - Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.
2.2 Воцарение и правление Лжедмитрия 1
В стране уже давно зрели мысли о том, что «истинный царь» должен прийти, и тогда беды и напасти в России прекратятся. В условиях хозяйственного и социального кризиса, трехлетнего голода такие идеи получили массовое развитие, и легенда о царевиче-избавителе стала победным знаменем в эпоху Смуты. В содержательном плане это не что иное, как реставрация монархического принципа, согласно которой единственно законный царь, как упоминалось ранее, есть царь по рождению. Настоящий царь должен был вернуть - для блага поданных - незаконно отнятый у него престол.
В 1604 году в Москве стали ходить разговоры о том, что царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, чудом уцелел и не погиб в Угличе в 1591 году, а идет из Литвы добывать родительский престол. Так появляется главная фигура Смутного времени Лжедмитрий 1. Кто нас самом деле был этот человек, точно не известно до сих пор. Хотя давно существует мнение, идущее еще от Годунова, что самозванцем стал сын галицкого мелкого дворянина Юрий Отрепьев, в иночестве Григорий, позже монах Чудова монастыря, сбежавший в Литву.
Названного Дмитрия
Лжедмитрий понадобился полякам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. В. О. Ключевский справедливо писал, что Лжедмитрий был «испечен в польской печке, а заквашен в Москве».
Получив от польского короля
40 тыс. злотых и воспользовавшись недовольством
в народе царем Борисом, Дмитрий
пишет грамоты московскому люду
и казакам, в которых именует
себя законным наследником русского
престола. В октябре 1604 года Лжедмитрий
вступил в южные окраины
В разгар борьбы с Лжедмитрием, 13 апреля 1605 года, в возрасте 53 лет неожиданно умирает царь Борис Годунов. Народ, казалось бы, без ропота присягнул 16-летнему Федору Годунову, но повсюду слышалось: «Не долго царствовать Борисовым детям! Вот Дмитрий придет на Москву». И действительно, Федор не царствовал и двух месяцев. Боярство также не признало нового царя.
В мае 1605 года на сторону Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Зная о приближении Лжедмитрия 1, московские бояре организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Бояре жестоко расправились с семьей Годунова: царицу-мать Марию удавили, отчаянно сопротивлявшегося царя Федора Борисовича задушили, а его сестру красавицу Ксению заточили в монастырь. Тело Бориса Годунова выбросили из царской усыпальницы и вместе с телами вдовы и сына зарыли во дворе беднейшего Варсонофьевского монастыря (лишь после смутного времени их тела перезахоронили в Троице-Сергеевой лавре).
В начале июня 1605 года Москва присягнула самозванцу, обосновавшемуся в Кремле. А 18 июля в Москву прибыла царица, инокиня Марфа (вдова Ивана Грозного). Она, конечно же, признала своего «чудом» спасшегося сына. Теперь никто не сомневался, что на престоле «истинный царь». Простой в обращении, с веселым, незлобивым характером, желающий и умеющий вникать в государственные дела, он быстро приобрел привязанность в народе.
И все же новый царь совершил ошибки, стоявшие ему жизни и обрекшие страну на еще худшие времена. Русские оскорблялись предпочтением, которое он отдавал иностранцам, подчеркивая их превосходство и презирая русские предрассудки и обычаи. Особое раздражение вызвала свадьба Дмитрия с Марией Мнишек и ее коронование. Шляхтичи и челядь, расположившиеся в домах московских жителей, вели себя нагло и высокомерно, как завоеватели. По всей стране открыто заговорили, что на русский престол сел польский ставленник. Но, несмотря на все происходящее московский народ любил своего царя и вряд ли поднялся бы на него.
Погибель Дмитрия предрешил
новый боярский заговор. Поводом
к выступлению послужила
Вторая попытка преодолеть
Смуту также закончилась
2.3 Правление Василия Шуйского. Лжедмитрий 2
Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царём был "выкликнут" Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами. Но формально власть перешла в руки Боярской Думы.
Внутриполитическое положение государства продолжало ухудшаться. Страну будоражили слухи о спасении царевича Дмитрия. На юге началось массовое восстание, центром которого стал город Путивль.
Восставшие казаки, крестьяне и посадские люди избрали в Путивле «большим воеводой» прибывшего к ним с отрядом запорожцев Ивана Болотникова, бывшего военного слугу князя А.А. Телятевского с Черниговщины.
Летом 1606 года Болотников во главе 10-тысячного войска восставших начал поход на Москву. Были взяты крепости Кромы и Елец, под которыми полки Василия Шуйского потерпели поражение. К октябрю 1606 года к Болотникову присоединились крупные отряды служилых дворян стрелецкого сотника истомы Пашкова и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, а также Григория Сумбулова, выступивших против боярского царя. Помощь восставшим оказал и путивльский воевода князь Г. П. Шаховский.
Несмотря на свои значительные
силы, повстанцы не смогли овладеть
столицей. Царские войска под селом
Коломенским разбили
А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий 2. Современники строили немало догадок о его происхождении. «В «Барнулабовской летописи» белорусский летописец наиболее достоверно называет его Богданкой, учителем детей у попа в Шклове», - пишет В. О. Ключевский.
Войска Лжедмитрия 2 у
границы перехватили Марину Мнишек,
высланную в Польшу после гибели
Лжедмитрия 1. Марина Мнишек "признала"
в новом самозванце своего мужа.
После этого её стали звать "женой
всех самозванцев". Снаряженный опять
на польские деньги, новый самозванец
в 1608 г. начал поход на Москву. Жители
русских городов и его
В этот период в стране установился фактически режим двоевластия. Отряды тушинцев контролировали значительную территорию Российского государства, грабя и разоряя население. В самом тушинском лагере самозванцем полностью управляли предводители польско-литовских отрядов, что стало важным фактором воздействия на Россию. Это означало конкретное вмешательство Речи Посполитой во внутренние дела России.
В этот период царь Василий Шуйский решил просить военной помощи у Швеции, на престол которой претендовал польский король. На север для сбора войск был отправлен царский племянник князь М. В. Скопин-Шуйский. В феврале 1609 года он заключили военный договор в Выборге со Швецией, по которому она за уступленный город Корелы с уездом должна была прислать 15-тысячный воинский отряд, но вместо обещанных 15 прислала лишь 7 тыс. наемников во главе с генералом Я. П. Делагарди.
Войско Скопина-Шуйского двигалось через Новгород и Тверь, пополняясь по пути местными ополчениями. Оно смогло разбить тушинцев и снять осаду с Троице-Сергиева монастыря. В марте 1610 года талантливый полководец вступил в Москву. Большинство польских отрядов ушло к королю Сигизмунду 3. Но в Москве во время празднования победы в апреле 1610 года Скопин-Шуйский неожиданно умер. Полагали, что его отравила царская родня.
Польский король же стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу, где был убит. Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано правительство из семи бояр. Тем временем шведские войска начали захват русского Севера и позднее обманом захватили Новгород.
Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл.
Заключение
Бурные и трагические годы, названные современниками «смутным временем», стали очень тяжелейшими для русского государства. Смута возникла стихийно, в результате определенных закономерностей, она не развивалась по определенному сценарию. На мой взгляд, это время насыщено многочисленными жесткими событиями, которых никто попросту предусмотреть не мог.
Смутный период возник в определенных условиях, которые возникли в России, а точнее это крушение династии. Ведь главным для Русского государства был царь по рождению. Поэтому, когда произошел династический кризис надо считаться с тем, сто смута стала неизбежной. Нужно было конечно попытаться более меньшей кровью урегулировать процессы и укротить негативные тенденции. Современникам Смутного периода сделать это оказалось не под силу и практически нереально.