Системы российского управления в России в середине XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является характеристика той системы российского управления, которая сложилась в России к середине XVI века. Можно ли назвать Россию сословно-представительной монархией? Сложились ли в России в исследуемый период времени сословия? Эти вопросы мы попытаемся осветить, учитывая, по возможности, те исторические исследования, которые появились за последние годы.
Политическая история XVI в. привлекает к себе внимание многих исследователей, но между ними не существует единства мнений по вопросам той формы правления, которая сложилась в России в процессе ликвидации феодальной раздробленности.

Содержание

Введение
1. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине XVI в. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России
2. Органы власти и управления сословно-представительной монархии
2.1 Царская власть
2.2 Боярская дума
2.3 Земские соборы
2.4 Развитие системы приказов
3. Органы местного управления
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 111.19 Кб (Скачать документ)

После смерти Грозного наступает известное ослабление самодержавия, усиление борьбы в среде правящих верхов, дворцовые смуты. Господствующие сословия стремятся поднять роль земского собора как органа, который должен содействовать укреплению центральной власти в стране, в частности, участвовать в решении вопроса о престолонаследии.

С установлением династии Романовых начался процесс усиления царской власти. С этого времени окончательно утвердился порядок замещения царского престола по принципу первородства и единонаследия, то есть на престол избирался старший сын умершего царя. Царю принадлежали все функции высшей государственной власти, право законодательства, верховного управления и суда. Царь обладал верховной военной властью, все важнейшие государственные дела решались от его имени. Усилилась власть царя над церковью. В XVII в. в титул русских царей официально введен термин «самодержец» («великий государь, царь и великий князь всея Руси самодержец»).

Несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы, в системе аппарата Русского государства во второй половине XVII века идёт процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.

Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что с середины XVI до конца XVII века произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможность Петру I совершить переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.

2.2 Боярская дума

В осуществлении своей власти великие князья, а затем цари опирались на крупных феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны собственные вооружённые силы. Выражением их политической самостоятельности в централизованном государстве являлся, прежде всего, феодальный иммунитет (право осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции: сбор налогов, суд без вмешательства великокняжеской или царской администрации).

Боярская дума была главным правительственным учреждением в России XVI—XVII вв. Возникшая в XV в. из совета при князе, она являлась совещательным органом при царе. Советоваться и решать с Боярской думой вопросы государственного управления было для царя не формальной обязанностью, а практической необходимостью.

Боярская дума действовала постоянно и имела сравнительно стабильный состав. Она состояла из думных чинов четырех степеней — бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Боярский чин жаловался главным образом представителям родовых княжеских фамилий. В окольничие жаловались преимущественно потомки боярских фамилий. Чинами думных дворян и думных дьяков наделялись средние землевладельцы.

В особо важных случаях в состав Боярской думы входил митрополит, один или с высшим духовенством епископами. Митрополит, а затем патриарх с епископами составляли особый правительственный совет, ведавший делами русской церкви и называвшийся Освященным собором. Этот собор действовал или независимо от Боярской думы, или вместе с нею, или по ее указанию.

Боярская дума была постоянно действующим органом. Ее члены собирались рано утром, заседания длились пять — шесть часов. Боярская дума имела свою канцелярию, в которую входили думные дьяки и подчиненные им подьячие. Заседания Думы протоколировались.

Боярская дума осуществляла законодательную власть совместно с царем и на протяжении большей части своего существования играла важную роль в делах государства. Соотношение власти монарха и Думы выражалось сложившейся юридической формулой — великий князь (царь) указал, а бояре приговорили. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 года и судебники 1550, 1589 годов. Без санкции Боярской думы царь не мог издавать законы.

Участие Боярской думы в законодательной деятельности — характерное явление для периода сословно-представительной монархии. Будучи высшим органом управления, Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии. Особенно усилилась связь Думы с приказами в XVII в., когда многие ее члены одновременно являлись начальниками приказов или выполняли в них какие-либо важные обязанности. Так, члены Боярской думы возглавляли такие важнейшие приказы, как Конюшенный и Большой дворец. Переговоры с иностранными послами вела специальная ответная комиссия из членов Боярской думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение и решение великого князя (царя) и Боярской думы. На нее возлагались организация приема иностранных послов, ведение переговоров, составление соответствующей документации.

Боярская дума была высшей судебной инстанцией в государстве. Она рассматривала политические и местнические дела, преступления по должности и являлась высшей апелляционной инстанцией. Решения Думы, утвержденные царем, имели силу закона и служили прецедентом при разборе в приказах аналогичных дел.

Таким образом, Боярская дума принимала участие в решении всех вопросов внешней и внутренней политики Московского государства, была одновременно и законодательным органом, и органом управления, и судебным органом. Особое значение она приобретала в периоды междуцарствования, когда становилась единственным постоянным органом власти, законодательствовала, управляла, назначала на высшие административные должности и сносилась от имени государства с другими странами .

Несмотря на возросшее к началу XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов.

По мере усиления царской власти, зарождения абсолютизма политическое значение Боярской думы уменьшалось. Вместо употреблявшейся ранее формулировки совместных решений царя и Боярской думы («царь указал, а бояре приговорили») со второй половины XVII в. чаще стала употребляться другая, подчеркивавшая возросшую власть царя: «по указу великого государя бояре приговорили». Возрастало количество именных указов. При Алексее Михайловиче из 618 указов и грамот именных было принято 588. К концу XVII в. политическая роль Боярской думы окончательно упала. Дума как сословно-представительный орган стала отмирать.

2.3 Земские соборы

Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия.

Земские соборы действовали в  стране  около  100  лет  и  имели  ряд особенностей,  отличавших  их  от  подобных  представительных  институтов  в Западной Европе. При этом следует иметь в виду, что  и  на  Западе  не  было единого  начала  в  сословном  представительстве.   Исследователи   выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной  монархии:

1. Земские соборы созывались  по воле царя, а потому не  периодически, а по мере надобности;

2.  Они  не  имели  юридического   статуса,   не   обладали   правом

законодательной инициативы; их право — обсуждать и выносить решение  по  тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;

3.  Выборного  избрания  депутатов-представителей на Соборы 

не проводилось. В   качестве   представителей   от   сословий    приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы  и  выборные  местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские  старосты, излюбленные  головы,  целовальники;  от  крестьянских   общин   —   сельские

старосты. В.О.Ключевский отмечал, что состав  Соборов  был изменчив,  лишен твердой, устойчивой организации, а потому  Земские  соборы  не  ограничивали власть царя, являлись «подачкой, а не  уступкой»,  «не  признанием  народной

воли, как политической силы, а только  милостивым  и  временным расширением власти на подданных, не умалявших ее полноты».

К Земским Соборам В.О.Ключевский  относится  с  некой  соболезнующей симпатией,   отмечая   их   «несообразность»   в   сравнении   с    органами западноевропейского   представительства:   «Известно,    каким    деятельным источником народного представительства на Западе  служила  правительственная

нужда в деньгах: она заставляла созывать государственные чины  и  просить  у них воспоможения». 

Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалось два дня и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместником. Земский собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Как свидетельствует летопись, в состав первого земского собора входили: митрополит Макарий, Освященный собор, бояре, окольничие, дворецкие и др. Собор проходил в «царских палатах», работал два дня. На нем выступил с речью Иван IV, в которой обвинял бояр во всех «непорядках» имевших место в годы его малолетства. На Соборе рассматривались вопросы о новом Судебнике, о наместничьем суде, «чтобы суд был праведен». Собор 1549 г. положил начало проведению земской реформы.

После собора 1549 года, началось устроение «по всем землям ... государства» старост, целовальников, сотских, пятидесятских, т.е. введение земского самоуправления. Земский собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола, положил начало и земской реформе, отражённой в статьях 68-70, 72, 73 Судебника 1550 года.

Таким образом, Земский собор 1549 г. провозгласил начало реформ в центральном аппарате и на местах, которые проводились в интересах средних и мелких феодалов — основной опоры Русского государства. Судебник 1550 г., утвержденный Собором, явился первым законодательным актом складывавшейся сословно-представительской монархии.

В состав земских соборов входили все члены Боярской думы — бояре и дьяки, представители высшего духовенства (Освященный собор) и выборные от дворян и посадских людей. Таким образом, собор состоял как бы из трех частей: Боярской думы, Освященного собора, выборных от дворянства и верхов посада. На первых земских соборах выборных еще не было, но уже к концу XVI в. соборная практика знала выборных от разных регионов страны. На Земском соборе 1566 г. из 379 присутствовавших было 32 представителя духовенства (три архиепископа, шесть епископов, семь архимандритов, семь игуменов и др.), 29 думных чинов (Шесть бояр, три окольничих, три казначея, шесть дьяков и др.), 206 дворян и детей боярских, 75 представителей торговых людей, 33 дьяка и других приказных человека160. На Соборе 1566 г. было уже широко представлено «третье сословие» — посадское население, что объяснялось ростом удельного веса городов и политическим ростом посадской верхушки. Впервые верхи посада участвовали в деятельности Собора 1564—1565 гг. Представители чернотяглых крестьян в небольшом количестве присутствовали на Земском соборе 1613 г., в состав которого вошли: Освященный собор, бояре, дворяне, приказные люди, гости, дети боярские, все чины «града Москвы и всея Российская земля», все православные крестьяне.

Таким образом, земские соборы не были представительными органами всех сословий, а носили узкоклассовый характер. Ведущая роль в них принадлежала дворянству.

Созыв земского собора юридически был необязателен для царя, но в отдельные периоды он был необходим. В условиях больших внутренних перемен, когда правительство не могло обойтись без прямой поддержки влиятельных социальных групп, прежде всего дворянства и посадской верхушки, оно созывало собор. Примером такого созыва является Собор 1566 г., когда ввиду сложности внутренней и внешней политики царь созвал земский собор.

Крупным политическим событием в общественной жизни страны был Земский собор 1566 г. — первый собор, от которого сохранился подлинный документ («грамота»). Он собрался в трудное военное время, и Иван IV не мог обойтись без помощи сословных учреждений. Собор 1566 г. являл собой уже сложившееся учреждение. На нем присутствовали представители всех слоев населения, кроме крестьянства. Вместе с тем на Соборе 1566 г. заметно явное преобладание дворянства (51%), что свидетельствует о его возросшей политической активности. На «третье сословие» приходилось 20% состава, оно представляло верхушку посадских людей. Прослеживается и четкое разделение на несколько групп сословного характера: 1) Освященный собор (он давал советы царю); 2) Боярская дума (она уже не давала советов, а высказывала свои соображения: «ведает бог, да государь наш»); 3) представители дворянства и купечества. Перед Собором 1566 г. были поставлены вопросы, основным из которых являлся вопрос о ливонских городах. Участники Собора выразили готовность служить царю и отстаивать города до самой смерти. Остальные вопросы носили общий характер и касались основного направления русской внешней политики того времени.

Информация о работе Системы российского управления в России в середине XVI века